Система уроков для 7 класса по теме «Смутное время»
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Михеева Наталья Сергеевна

Изучение темы  «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков необходимо организовать в виде системы уроков. Тема раскрывается, не на одном, а на нескольких уроках, которые в целом, полностью раскрывают тему. Эти уроки в логической последовательности и составляют систему уроков по теме. При подготовке к урокам важно понимать, какое место в системе уроков по теме занимает данный урок: начало темы, закрепление, итоговый и т.д.

Изучение темы происходит поэтапно – в 3 урока:

1)      Учитель вводит учащихся в ситуацию изучение нового материала. Учащиеся делятся на группы и получают соответствующее задание, занимаются исследованием своей темы и составлением мини-проектов.

2)      Учащиеся готовятся к выступлению и представляют другим группам продукт своего проекта. Подводятся итоги проектной деятельности учащихся.

3)      На последнем уроке проводится контроль и систематизация изученного материала, рефлексия.



 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_urokov_miheeva.docx114.2 КБ

Предварительный просмотр:

Михеевой Н. ИО-14-2

Система уроков для 7 класса по теме «Смутное время»

Изучение темы  «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков необходимо организовать в виде системы уроков. Тема раскрывается, не на одном, а на нескольких уроках, которые в целом, полностью раскрывают тему. Эти уроки в логической последовательности и составляют систему уроков по теме. При подготовке к урокам важно понимать, какое место в системе уроков по теме занимает данный урок: начало темы, закрепление, итоговый и т.д. 

Изучение темы происходит поэтапно – в 3 урока:

  1. Учитель вводит учащихся в ситуацию изучение нового материала. Учащиеся делятся на группы и получают соответствующее задание, занимаются исследованием своей темы и составлением мини-проектов.
  2. Учащиеся готовятся к выступлению и представляют другим группам продукт своего проекта. Подводятся итоги проектной деятельности учащихся.
  3. На последнем уроке проводится контроль и систематизация изученного материала, рефлексия.


План-конспект системы уроков «Смутное время»

Цель: выяснение причин пресечения династии московских правителей, формирование целостных представлений обучающихся о периоде Смутного времени, определение причин и исторической значимости Смутного времени в истории Российского государства, формирование представлений о народном ополчении, его исторической значимости.

Задачи:

Образовательные: 

- усвоить причины пресечения московской династии, выяснить причины прихода самозванца к власти;

- усвоить понятия  «самозванство», «смута», «семибоярщина»;

- сформировать представление о личности Б. Годунова, Лжедмитрия 1, Василия Шуйского, Лжедмитрия II;

- познакомить с внешней  внутренней политикой государства на рубеже XVI-XVII веков;

- сформировать у обучающихся представления об экономических трудностях и народных выступлениях данного периода;

- познакомить с возникновением народного ополчения, окончанием смутного времени.

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;

- извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей (видеть причинно-следственные связи);

- развивать понятийный аппарат обучающихся;

- развивать коммуникативные и аналитические компетенции;

Воспитательные:

- воспитать интерес к истории периода Смутного времени;

- воспитать чувство сопричастности к человеческой истории;

- воспитать чувство ответственности за будущее мира, в котором живут обучающиеся, за судьбу человека и всего общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

(первый урок)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационно-мотивационный этап (3 мин)

Организация начала занятия.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте! Садитесь.

На интерактивной доске выводится понятие «Смутное время».

-Как вы думаете, что означает данное словосочетание? (слушает ответы учеников).

Подготовка учащихся к работе на занятии.

- Здравствуйте.

- «Смутное время» - это время кризиса, народных выступлений, гражданская война.

II. Конструктивно-деятельностный этап (30 мин).

Усвоение новых знаний и способов действий

Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 мин)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

В исторической науке нет точного определения смуты. Долгий период времени этот период называли лихолетьем. Однако сохранилось описание этого периода. Так например, Авраамий Палицин (очевидец этих
событий) говорил об этом времени следующее: «медведи и волки, оставив леса, обитали в пустых городах…. каждый теперь сам за себя, предательство своих достигло размеров национальной катастрофы».
Историк Карамзин: «Смута — это несчастная случайность, вызванная послаблением царя Федора, злодеяниями царя Бориса и развратом народа».  Современные историки называют Смуту XVII века первой гражданской войной в России.

Итак, Смута — это период с 1598 года по 1613 год, который характеризуется частой сменой правителей па престоле, появлением царей — самозванцев, крестьянскими выступлениями, стихийными бедствиями и интервенцией поляков и шведов. 

В начале XVII века в России наследственная московская монархия вдруг разом превратилась в выборную. И вот уже вместо одного государственного центра появились несколько, и в каждом сидел свой представитель власти. Народ приносил присягу то одному правителю, то другому, принимал самое активное участие в утверждении на престоле то одного, то другого претендента. Бояре и дворяне метались между разными царями, думая не о государственной пользе, а о собственной выгоде. Поддерживая то одного, то другого самозванца, русские люди подняли оружие друг против друга. И за всем этим зорко следили давние недруги России, довольные ее ослаблением, готовые каждую минуту отхватить себе лакомый кусочек земли Русской.

Одной из причин Смуты стало пресечение законной московской династии. Это совпало с разрухой, голодом, запустением центральной части русских земель, которые стали следствием неразумной политики Ивана Грозного. Стремясь преодолеть хозяйственную разруху, власти ужесточали политику закрепощения крестьян, увеличивали налоговый гнет. Это вызывало протест народа. Верхушка же общества была разобщена, между боярами и дворянами существовали многочисленные противоречия. Все это привело к ослаблению центральной власти.

Для знакомства с событиями Смутного времени, историческими портретами данного периода мы с вами разделимся на 4 группы. Чтобы задание было выполнено успешно, и вы не подвели свою группу, каждому нужно будет приложить усилия.

Обучение строится в форме группового мини-проекта. Учитель делит класс с учетом психолого-педагогической характеристики и способностей обучающихся (группы необходимо сформировать равнозначно - чтобы каждый ученик был задействован в работе).**

Для выполнения задания вам необходимо:

- ознакомится с материалом учебника;

- подготовить мини-проект по теме;

- защитить проект в классе (перед другими группами)

Темы мини-проектов:

а) Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова, причины начала Смутного времени: п. 1, стр. 5-11.

б) появление самозванцев, начало периода Смутного времени: п. 2, стр. 13-23

в) Первое и второе народное ополчение: п.2 стр. 23, п.3 стр. 24-29

г) Историческое значение Смутного времени: п. 3 стр. 24-25, 29-32; + материал источника.

Для успешного выполнения задания первой группе необходимо изучить: 1) внутреннюю политику Б. Годунова (указ о «заповедных летах», учреждение патриаршества); 2) внешняя политика Б. Годунова (отношения с Речью Посполитой, русско-шведская война, освоение Приуралья и Западной Сибири, южное направление, торговые отношения); 3) Пресечение династии московских правителей (смерть царевича Дмитрия, Земский собор и воцарение Годунова); 4) Народные выступления (под предводительствами Хлопко, Басманова); 5) Появление Григория Отрепьева (причины появления самозванца, итог правления Бориса Годунова).

Для успешного выполнения задания второй группе необходимо изучить: 1) царствование Лжедмитрия 1 (внутренняя политика, боярский заговор 1606 г.); 2) личность Василия Шуйского (политика); 3) выступление И. Болотникова (причины, ход, итоги); 4) Появление Лжедмитрия II (почему «тушинский вор»; перелом в настроении народа); 5) Последствия деятельности Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия II, положение страны к 1609 г.: роль иностранных государств).

Для успешного выполнения задания третьей группе необходимо изучить: 1) Обострение отношений с Польшей и Швецией (причины, ход событий, почему «самозванцы» не смогли решить внешнюю проблему); 2) Народное ополчение (причины возникновения, первое и второе ополчения, освобождение Москвы); 3) Земский собор 1613 г. (причины созыва, принятые решения). 4) Историческое значение народного ополчения и земского собора.

Для успешного выполнения задания четвертой группе необходимо изучить: 1) Распад тушинского лагеря и «семибоярщину» (кто входил, что делали); 2) последствия Смутного времени (Основные этапы Смуты в Российском государстве по мнению С. Ф. Платонова: «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»? Роль в Смуте различных социальных групп русского общества); 3) Почему выбор пал на Михаила Романова? (Анализ участия патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царём Михаила Романова).

**Дополнительный материал (источники) для 4 группы**:

1. С. Ф. Платонов. «Очерки по истории Смуты в Московском государстве» (фрагмент).

 В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. Первый может  быть  назван династическим, второй — социальным  и  третий — национальным. Первый обнимает  собою  время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобною борьбою общественных классов  и  вмешательством в  эту  борьбу иноземных  правительств, на долю которых  и  достаётся успех в борьбе.  Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М. Ф. Романовым во главе. Главнейшие моменты в ходе Смуты следовали в такой постепенности: началась открытая Смута рядом боярских дворцовых интриг, направленных на то, чтобы захватить влияние во дворце, власть  и  впоследствии престол.  Эти  интриги открылись тотчас по смерти Грозного и  разрешились регентством, а затем  и  воцарением Б. Годунова… Тогда оппозиционные элементы из дворца перенесли смуту в войско и, выдвинув Самозванца, сделали орудием борьбы войсковые массы. Эти массы, служа послушно тем своим вождям, которым они верили, сражались за Годуновых и за Дмитрия, или против Дмитрия за Шуйского, словом принимали пассивное участие в борьбе за престол, доставив последнее торжество в ней Шуйскому… Однако торжество Шуйского было непрочно. Он пал вследствие осложнений, созданных польским и шведским вмешательством, и взамен его слабого правительства создалась польская диктатура… Против иноземного господства спешили соединиться в одном ополчении все народные группы, до тех пор взаимно враждовавшие. Временное правительство, созданное в ополчении вокруг Ляпунова, собрало в себе представителей этих враждебных групп, но оно скоро погибло вследствие их слепой вражды… Тогда в 1611 году сложилась, наконец, программа действий, создано было нижегородское ополчение, освобождена Москва и побеждены казаки

2. Избрание Михаила Романова

 Так соборное избрание Михаила было подготовлено и поддержано на соборе и в народе целым рядом вспомогательных средств: предвыборной агитацией с участием многочисленной родни Романовых, давлением казацкой силы, негласным дознанием в народе, выкриком столичной толпы на Красной площади. Но все эти избирательные приёмы имели успех потому, что на шли опору в отношении общества к фамилии. Михаила вынесла не личная или агитационная, а фамильная популярность. Он принадлежал к боярской фамилии, едва ли не самой любимой тогда в московском обществе. Романовы — недавно обособившаяся ветвь старинного боярского рода Кошкиных. Давно, ещё при вел. кн. Иване Даниловиче Калите, выехал в Москву из «Прусские земли», как гласит родословная, знатный человек, которого в Москве прозвали Андреем Ивановичем Кобылой. Он стал видным боярином при московском дворе. От пятого сына его, Фёдора Кошки, и пошёл «Кошкин род», как он зовётся в наших летописях. Кошкины блистали при московском дворе в XIV и XV вв. Это была единственная нетитулованная боярская фамилия, которая не потонула в потоке новых титулованных слуг, нахлынувших к московскому двору с половины XV в. Среди князей Шуйских, Воротынских, Мстиславских Кош

кины умели удержаться в первом ряду боярства. В начале XVI в. видное место при дворе занимал боярин Роман Юрьевич Захарьин, шедший от Кошкина внука Захария. Он и стал родоначальником новой ветви этой фамилии — Романовых. Сын Романа Никита, родной брат царицы Анастасии, — единственный московский боярин XVI в., оставивший на себе добрую память в народе: его имя запомнила народная былина, изображая его в своих песнях о Грозном благодушным посредником между народом и сердитым царём. Из шести сыновей Никиты особенно выдавался старший, Фёдор. Это был очень добрый и ласковый боярин, щёголь и очень любознательный человек. Англичанин Горсей, живший тогда в Москве, рассказывает в своих записках, что этот боярин непременно хотел выучиться по-латыни, и по его просьбе Горсей составил для него латинскую грамматику, написав в ней латинские слова русскими литерами. Популярность Романовых, приобретённая личными их качествами, несомненно, усилилась от гонения, какому подверглись Никитичи при подозрительном Годунове; А. Палицын даже ставит это гонение в число тех грехов, за которые бог покарал землю русскую Смутой. Вражда с царём Василием и связи с Тушином доставили Романовым покровительство и второго Лжедимитрия и популярность в казацких таборах. Так двусмысленное поведение фамилии в смутные годы подготовило Михаилу двустороннюю поддержку, и в земстве и в казачестве. Но всего больше помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В продолжение Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, и теперь только то избрание казалось ему прочно, которое падало на лицо, хотя как-нибудь связанное с прежним царским домом. В царе Михаиле видели не соборного избранника, а племянника царя Фёдора, природного, наследственного царя. Современный хронограф прямо говорит, что Михаила просили на царство «сродственного его ради союза царских искр». Недаром Авраамий Палицын зовёт Михаила «избранным от бога прежде его рождения», а дьяк И. Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила прямо после Фёдора Ивановича, игнорируя и Годунова, и Шуйского, и всех самозванцев. И сам царь Михаил в своих грамотах обычно называл Грозного своим дедом. Трудно сказать, насколько помог избранию Михаила ходивший тогда слух, будто царь Фёдор, умирая, устно завещал престол своему двоюродному брату Фёдору, отцу Михаила. Но бояр, руководивших выборами, должно было склонять в пользу Михаила ещё одно удобство, к которому они не могли быть равнодушны. Есть известие, будто бы Ф. И. Шереметев писал в Польшу кн. Голицыну: «Миша-де Романов молод, разумом ещё не дошёл и нам будет поваден». Шереметев, конечно, знал, что престол не лишит Михаила способности зреть и молодость его не будет перманентна. Но другие качества обещали показать, что племянник будет второй дядя, напоминая его умственной и физической хилостью, выйдет добрым, кротким царём, при котором не повторятся испытания, пережитые боярством в царствование Грозного и Бориса. Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте.

Учитель объясняет задание, дает группам ватманы, карандаши, фломастеры, линейку, ножницы и т.д. При необходимости поясняет задание еще раз, помогает справиться с возникающими проблемами и вопросами, координирует деятельность учащихся, следит за временем. Контролирует выполнение задания, степень участия каждого ученика.

- Ребята, урок подходит к концу, на сегодня ваша работа заканчивается. Задает вопросы ученикам:

1) Поднимите руки, кто успешно справился с заданием.

2) Возникли ли у вас затруднения с выполнением задания?

3) Поднимите руки, кто не смог справится с заданием.

Обсуждение возникших вопросов во время выполнения заданий. Решение проблем. Учитель знакомит класс с критериями оценивания проекта (критерии оценивания представлены в плане-конспекте 2-го урока). Помните, что будет оцениваться не только ваша коллективная работа, но и степень участия каждого ученика в вашей группе.

Учитель задает домашнее задание, объясняет его выполнение.

Доделать проект, кто не успел справиться с заданием. Подготовить выступление для защиты мини-проекта (7 минут). Подготовить вопросы для других групп, прочитав параграф 1-3 стр. 5-32 (темы уже озвучены, поэтому сформулировать вопросы они смогут прочитав текст параграфов; свою часть параграфа учащиеся могут не читать, так как уже занимались изучением этого материала).

Учащиеся делают записи определения в тетрадь.

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Делятся на 4 группы по 6 человек.

Слушают задание, по необходимости уточняют и задают вопросы.

Получают материал для работы, приступают к выполнению заданий. Если возникают трудности, обращаются за помощью к учителю.

Выполняют задание. Если возникают трудности, обращаются за помощью к учителю.

 

Отвечают на вопросы. Обсуждение проблем.

Знакомятся с критериями оценивания проекта.

Слушают объяснение и записывают домашнее задание.

Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. Конец XVI - XVIII век. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 2015. - 304с. Интерактивная доска. Карта 1-го и 2-го народного ополчения, листы ватмана, ручки, карандаши, фломастеры, ножницы.

Используемая литература: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. Конец XVI - XVIII век. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 2015. - 304с., раздаточный материал (источник для 4 группы, см. в плане-конспекте).

Второй урок

Цель: формирование целостных представлений обучающихся о периоде Смутного времени, определение причин и исторической значимости Смутного времени в истории Российского государства, формирование представлений о народном ополчении, его исторической значимости.

Задачи:

Образовательные: 

- усвоить причины пресечения московской династии, выяснить причины прихода самозванца к власти;

- усвоить понятия  «самозванство», «смута», «семибоярщина»;

- сформировать представление о личности Б. Годунова, Лжедмитрия 1, Василия Шуйского, Лжедмитрия II;

- познакомить с внешней  внутренней политикой государства на рубеже XVI-XVII веков;

- сформировать у обучающихся представления об экономических трудностях и народных выступлениях данного периода;

- познакомить с возникновением народного ополчения, окончанием смутного времени.

Развивающие:

- извлекать информацию из устных выступлений (видеть причинно-следственные связи);

- усвоить технику работы в малых группах и работы над групповым мини-проетком;

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;

- развивать понятийный аппарат обучающихся;

- развивать коммуникативные и аналитические компетенции;

Воспитательные:

- воспитать интерес к истории периода Смутного времени;

- воспитать чувство сопричастности к человеческой истории;

- привить навыки активного слушания учеников в классе, налаживание взаимоотношений в классе;

- воспитать чувство ответственности за будущее мира, в котором живут обучающиеся, за судьбу человека и всего общества.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

(второй урок)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационно-мотивационный этап (5 мин)

Организация начала занятия.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих).

- Итак, наша тема остается прежней «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков. Ваня, скажи нам, пожалуйста, что же такое Смутное время? (ученик выбран учителем, так как давно не получал оценок). Хорошо, молодец.

- Маша, назови, пожалуйста, основные причины начала Смутного времени (ученик выбран учителем, так как давно не получал оценок). Молодец.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

- Здравствуйте. (Староста называет отсутствующих).

- Смутное время — это период с 1598 года по 1613 год, который характеризуется частой сменой правителей па престоле, появлением царей — самозванцев, крестьянскими выступлениями, стихийными бедствиями и интервенцией поляков и шведов.

- Причины Смутного времени:

1) Пресечение династии Рюриковичей.

2) Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые — ограничить эти привилегии и влияние.

3) Тяжёлое экономическое положение государства. (Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война, голод 1601‒1603 годов).

3. Глубокий социальный разлад в стране.

4. Последствия опричнины.

II. Конструктивно-деятельностный этап (30 мин).

Усвоение новых знаний и способов действий

Подведение итогов занятия. Рефлексия (3мин)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

На предыдущем уроке мы с вами поделились на 4 группы, каждой из которых было дано индивидуально задание. Вашим домашним заданием было: 1) завершить свой мини-проект, 2) оформить его на листе ватмана, 3) подготовить устное выступление для его защиты, 4) придумать интересные вопросы для других групп. Все справились с заданием?

Сегодня на уроке вы будете защищать свои мини-проекты.

Каждая группа, по очереди, выходят к доске и представляют свой мини-проект (описывают его по оговоренным на первом уроке пунктам). Время выступления – 7 минут. Помните, что будет оцениваться не только ваша коллективная работа, но и степень участия каждого ученика в вашей группе. Остальные ученики внимательно случают выступления, делают необходимые записи.

В конце  выступления одной группы, другие задают вопросы. А затем, заполняют оценочные листы.

Темы мини-проектов:

Первая группа -  Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Вторая группа - Появление самозванцев, начало периода Смутного времени.

Третья группа - Первое и второе народное ополчение.

Четвертая группа -  Историческое значение Смутного времени.

- Итак, первая группа готова выступить со своим мини-проектом «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» (остальные слушают, задают вопросы).

- Молодцы ребята, теперь слушаем и задаем вопросы второй группе. Тема их мини-проекта: «Появление самозванцев, начало периода Смутного времени» (остальные слушают, задают вопросы).

- Хорошо. Третья группа подготовила проект по теме «Первое и второе народное ополчение». Пожалуйста, ребята (остальные слушают, задают вопросы).

- Ну и завершает у нас четвертая группа с темой «Историческое значение Смутного времени» (остальные слушают, задают вопросы).

В процессе выступления учитель следит за дисциплиной, смотрит, что записывают другие ученики за выступающими; контролирует время. Слушает вопросы, которые задают учащиеся, при необходимости, корректирует, помогает правильно сформулировать. Следит за заполнением оценочных листов.

Критерии оценивания проекта (оговариваются заранее).

По результатам проектной деятельности ставится 2 оценки (групповая работа и индивидуальная).

За выступление всей  группы:

Оценка «5»- 35-45 б.

Оценка «4»- 25-30 б.
Оценка «3»- 15-20 б.

Критерии

Баллы

15

10

5

1.Групповая работа

Ученики распределили работу между собой в равных объемах (высокий уровень коммуникации)

Работу выполняют несколько учащихся, остальные не участвуют (средний уровень коммуникации)

Отсутствует групповая работа, каждый работает сам по себе (низкий уровень коммуникации)

2.Раскрытие темы

Тема раскрыта полностью, все определения названы,  вопросы раскрыты полностью. Материал понятен и систематизирован. Свободное владение информацией. Правильно отвечают  на вопросы.

Тема частично раскрыта, не все понятия освещены. Материал понятен и систематизирован. Владение информацией свободное, с некоторыми подглядываниями в текст. Отвечают на вопросы с небольшими затруднениями.

Тема не раскрыта.  Рассказ производится по листку, не могут ответить на вопросы.

3.Оформление и защита

Работа полностью оформлена в соответствии с требованиями учителя. Высокий уровень творчества, оригинальность раскрытия темы. Культура и грамотность речи. Импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

Работа оформлена в соответствии с требованиями учителя

Средний уровень творчества. Речь четкая и правильная.  

Оформление работы не соответствует требованиям  учителя. Отсутствует оригинальность, не проявлена творческая работа. Низкий уровень грамотности речи.


Индивидуальная оценка:

Оценка «5»- 25-30 б.

Оценка «4»- 15-20 б.
Оценка «3»- 5-10 б.

Критерии

Баллы

10

5

0

Активность

Активное участие учащегося в групповой работе: доброжелательность и коммуникабельность. Может выслушать, помочь с проблемами.

Учащийся не активен, выполняет только свою часть работы.

Учащийся не работает в группе. Проявляет неуважение к окружающим.

Защита проекта (своя часть)

Речь правильно поставлена, понятна окружающим. Ученик отлично разбирается в теме, свободно владеет информацией. Способен ответить на вопросы.

Речь понятна окружающим. Ученик разбирается в теме. Способен ответить на вопросы с помощью других членов группы.

Ученик не разбирается в теме своего доклада. Информация не убедительная, высказывания подвергаются сомнению. Речь с ошибками и словами-паразитами. Не способен ответить на вопросы.

По завершении выступлений групп, класс приступает к обсуждению проектов, подводятся итоги.

Ребята, перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, ответить на вопросы:

Своей работой я:                   Сегодня на уроке…
доволен…                                 я научился...
не совсем доволен…               мне было интересно…
я недоволен, потому что…
    было трудно…
                                                  мои ощущения…
                                                 этот урок дал мне…

Спасибо за работу. В начале следующего урока я сообщу вам ваши оценки. Сдайте, пожалуйста ваши оценочные листы и рефлексивные карточки. Не забудьте их подписать.

Учитель задает домашнее задание, объясняет его выполнение.

На следующем уроке у нас с вами будет контрольная работа по изученной теме «Смутное время». Вам необходимо будет подготовиться к ней, прочитать параграфы 1-3 на стр. 5-32.

Каждая группа отвечает, что справилась с заданием и готова выступать.

Первая группа защищает свой мини-проект, освещая следующие пункты: 1) внутреннюю политику Б. Годунова (указ о «заповедных летах», учреждение патриаршества); 2) внешняя политика Б. Годунова (отношения с Речью Посполитой, русско-шведская война, освоение Приуралья и Западной Сибири, южное направление, торговые отношения); 3) Пресечение династии московских правителей (смерть царевича Дмитрия, Земский собор и воцарение Годунова); 4) Народные выступления (под предводительствами Хлопко, Басманова); 5) Появление Григория Отрепьева (причины появления самозванца, итог правления Бориса Годунова).

Остальные внимательно слушают, записывают основные даты, события, исторических деятелей. Задают вопросы. Заполняют оценочный лист.

Вторая группа защищает свой мини-проект, освещая следующие пункты: 1) царствование Лжедмитрия 1 (внутренняя политика, боярский заговор 1606 г.); 2) личность Василия Шуйского (политика); 3) выступление И. Болотникова (причины, ход, итоги); 4) Появление Лжедмитрия II (почему «тушинский вор»; перелом в настроении народа); 5) Последствия деятельности Лжедмитрия 1 и Лжедмитрия II, положение страны к 1609 г.: роль иностранных государств).

Остальные внимательно слушают, записывают основные даты, события, исторических деятелей. Задают вопросы. Заполняют оценочный лист.

Третья группа защищает свой мини-проект, освещая следующие пункты: 1) Обострение отношений с Польшей и Швецией (причины, ход событий, почему «самозванцы» не смогли решить внешнюю проблему); 2) Народное ополчение (причины возникновения, первое и второе ополчения, освобождение Москвы); 3) Земский собор 1613 г. (причины созыва, принятые решения). 4) Историческое значение народного ополчения и земского собора.

Остальные внимательно слушают, записывают основные даты, события, исторических деятелей. Задают вопросы. Заполняют оценочный лист.

Четвертая группа защищает свой мини-проект, освещая следующие пункты: 1) Распад тушинского лагеря и «семибоярщину» (кто входил, что делали); 2) последствия Смутного времени (Основные этапы Смуты в Российском государстве по мнению С. Ф. Платонова: «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»? Роль в Смуте различных социальных групп русского общества); 3) Почему выбор пал на Михаила Романова? (Анализ участия патриарха Филарета в событиях Смуты и его роль в избрании царём Михаила Романова).

Остальные внимательно слушают, записывают основные даты, события, исторических деятелей. Задают вопросы. Заполняют оценочный лист.

Подводят итоги, обсуждают возникшие вопросы и проблемы. Заполняют рефлексивные карточки. Сдают оценочные листы и карты.

Слушают домашнее задание, записывают его в дневник. Задают возникшие вопросы.

Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. Конец XVI - XVIII век. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 2015. - 304с. Интерактивная доска. Карта 1-го и 2-го народного ополчения, подготовленные проекты.

Используемая литература: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. Конец XVI - XVIII век. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 2015. - 304с., раздаточный материал (источник для 4 группы, см. в плане-конспекте).

Третий урок

Цель: осуществление контроля обучения, систематизация знаний, выявление уровня усвоения материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях, навыках и умениях.

Задачи:

Образовательные: 

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по теме «Смутное время»;

- проверить уровень сформированности знаний о личностях: Б. Годунова, Лжедмитрия 1, Василия Шуйского, Лжедмитрия II;

- обобщить материал по данному периоду, как систему знаний по истории России в 16-17 вв;

- проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности учащихся;

- закрепить умение работать с тестовыми заданиями, заданиями с использованием ТРКМ, а также заданиями повышенной сложности.

Развивающие:

- развивать умение выделять и формулировать познавательную цель;

- развить логическое мышление, память;

- развивать способность к анализу и синтезу;

- формировать навыки самоконтроля, индивидуальной работы.

Воспитательные:

- способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении;

-  воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

- создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений.

После изучения темы «Смутное время» учитель проводит специальный урок контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и на его основе принимать определенные решения по совершенствованию учебного процесса.

Ход урока

(третий урок)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационно-мотивационный этап (5 мин)

Организация начала занятия.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

- Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет? (отмечает отсутствующих).

На предыдущем уроке вы защищали свои мини-проекты. Могу сказать, что вы молодцы. Как я и говорила, за вашу работу будет ставится 2 оценки: индивидуальная и групповая.

Озвучивает оценки. Все согласны с озвученными оценками? Хорошо. Приступим к уроку.

Дома вам было задано подготовиться к контрольной работе. Сегодня у нас с вами запланирована контрольная работа по теме «Смутное время». Нам необходимо проверить, как вы усвоили материал, можете ли вы решать задачи, применять полученные знания на практике.

Не волнуйтесь, на предыдущем уроке вы все успешно справились со своими мини-проектами, поэтому задания в контрольной работе будут для вас решаемы.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

- Здравствуйте. (Староста называет отсутствующих).

Узнают свои оценки за мини-проекты.

Слушают учителя.

II. Исполнительный этап (25-30 минут)

Контрольная работа проводится по разноуровневым карточкам строго индивидуально.

Ученикам предложены разные карточки:

А) «на тройку» («знаток»)

Б) «на четверку» («эксперт»)  

В) «на пятерку» («гений»)

Ученик либо сам выбирает себе карточку (а потом, выполнив ее, может взять другую), либо все начинают с «троечной» карточки, а потом могут взять посложнее. Задания в карточках разного уровня сложности, промаркированы цветом по знакомой учащимся системе:

  • синий — «удовлетворительно»,
  • зеленый — «хорошо»,
  • красный — «отлично».

Если ученик справился с заданием синей карточки, он может взять карточку другого цвета.

Учитель знакомит учеников с критериями оценивания задания заранее.

Если ученик справился с заданием красной карточки, предлагается написать эссе на тему «Роль народного ополчения в завершении Смутного времени». За эссе ставится дополнительная оценка.

Критерии оценивания эссе

Баллы

1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт
ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании

0

2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы

2

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

1

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, выводы отсутствуют)
ИЛИ используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

3

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются источники, материалы учебных предметов (истории), исторические факты (приведено не менее двух примеров)

2

Приведен 1 пример  

1

Фактическая информация отсутствует
ИЛИ приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису

0

Максимальный балл

5

Контрольная работа представлена в 2 вариантах. Выдается на карточках (см. приложение)

В течение урока, учитель контролирует дисциплину в классе. Отвечает на возникающие вопросы, смотрит, чтобы никто не списывал.

В конце урока собирает тетради.

Слушают задание.

Выбирают уровень карточки.

Выполняют задание.

Если возникают вопросы, спрашивают учителя.

С критериями оценивания задания знакомятся заранее.

Получают карточки с контрольной работой.

Выполняют задание.

Сдают тетради в конце урока.

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия (5 мин)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Сегодня наш урок подходит к концу. Все справились с заданием? Сдаем, пожалуйста, тетради. Оценки вы узнаете на следующем уроке, или на сайте Дневник ру.

Ребята, перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, ответить на вопросы:

Своей работой я:                   Сегодня на уроке…
доволен…                                
не совсем доволен…              мне было интересно…
я недоволен, потому что…
    было трудно…
                                                  мои ощущения…
                                                 этот урок дал мне…

Спасибо. На следующем уроке мы с вами будем изучать новый период истории России – XVII век.  Вас ждут интересные темы: основные сословия, церковный раскол, сословный быт, образование и культура, а также многое другое.

Не забудьте взять ваши рабочие тетради. Урок окончен, все свободны.

Заполняют рефлексивные карточки.

Слушают учителя.

Записывают: «взять рабочую тетрадь».

Приложение

Контрольная работа по теме «Смутное время» 7 класс.

Синие карточки (на «3»)

 Выполните тест:

1 Вариант

I. Выберите правильный ответ:

1) Указ об «урочных летах»:

А) запрещал свободный переход от одного хозяина к другому;

Б) устанавливал пятилетний срок сыска;

В) восстанавливал Юрьев день.

2) Успех лёгкого восшествия на престол Лжедмитрия I объясняется:

А) надеждой народа на доброго и справедливого царя;

Б) поддержкой польской армии;

В) Признанием его иностранными государствами;

Г) поддержкой всего боярства и дворянства.

3) На русский престол боярское правительство приглашало:

А) сына польского короля - Владислава;

Б) польского короля Сигизмунда;

В) Лжедмитрия II

Г) Дмитрия Шуйского.

4) К. Минин и Д. Пожарский прославились в русской истории как руководители:

А) крестьянского восстания;

Б) обороны Смоленска;

В) Ополчения, освободившего Москву от интервентов;

Г) заговора бояр против Лжедмитрия I.

5) Иностранное вмешательство во внутренние дела России в период Смутного времени осуществляли:

А) Дания, Норвегия;
Б) Речь Посполитая, Швеция;
В) Англия, Швеция;
Г) Турция, Крымское ханство.

II. Установите соответствие:

  1. 1598 – 1605гг.                 А) Оборона Смоленска;
  2. 1605 – 1606 гг.                Б) период «семибоярщины»;
  3. 1606 – 1607 гг.                В) царствование Б. Годунова;
  4. 1609 – 1611 гг.                Г) царствование Лжедмитрия I;
  5. 1610 – 1612 гг.                Д) Восстание под предводительством И. Болотникова.

III. Восстановите последовательность событий:

А) создание Первого ополчения;
Б) поражение восстания под предводительством И. Болотникова.
В) Смерть Федора Ивановича;
Г) взятие польскими войсками Смоленска;
Д) начало царствования Лжедмитрия I;
Е) действие русских войск под командованием М. Скопина-Шуйского.

IV. Восстановите последовательность правлений:

А) Василий Шуйский
Б) «Семибоярщина»
В) Борис Годунов;
Г) Лжедмитрий I;
Д) Фёдор Иванович;
Е) Михаил Романов.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое смутное время? Когда оно было? Аргументируйте временные рамки.

2) Охарактеризуйте правление Бориса Годунова.

3) В чем причины поражения первого ополчения?

4) Итоги и последствия смуты.

5) С какими событиями связаны эти имена: Дмитрий Трубецкой; Сигизмунд III, Григорий Отрепьев, Кузьма Минин, Иван Болотников. Охарактеризуйте одного на выбор более подробно.

2 Вариант

I. Выберите правильный ответ:

       1) Указ о «заповедных летах»:

А) запрещал свободный переход от одного хозяина к другому;

Б) устанавливал пятилетний срок сыска;

В) восстанавливал Юрьев день.

2) Смутным временем в России называют:

А) конец XVI века

Б) конец XVI – начало XVII веков

В) начало XVI века

Г) первую половину XVII века

3) характерной чертой смутного времени является:

А) широкое распространение самозванчества;

Б) создание регулярной армии;

В) революционные настроения;

Г) приглашение на русский престол иностранцев.

4) В период смутного времени «Тушинским вором» называли:

А) Ивана Холопко;

Б) Лжедмитрия II

В) Ивана Болотникова;

Г) Прокопия Ляпунова.

5) Центр освободительного движения, где стало формироваться Второе ополчение:

А) Рязань;
Б) Владимир;
В) Москва;
Г) Нижний Новгород

II. Установите соответствие:

  1. 1589 г.                  А) Начало вторжения иностранных войск в Россию;
  2. 1597 г.                  Б) образование Второго ополчения;
  3. 1609 г.                  В) избрание Михаила Романова царём;
  4. 1612 г.                  Г) введение патриаршества;
  5. 1613 г.                  Д) указ об «урочных летах»

III. Восстановите последовательность событий:

А) появление Лжедмитрия II;
Б) объявление Речью Посполитой войны России;
В) освобождение Москвы от интервентов;
Г) избрание царём В. Шуйского;
Д) восстание под предводительством И. Болотникова.
Е) создание Второго ополчения;

IV. Восстановите последовательность правлений:

А) Борис Годунов
Б) Василий Шуйский
В) Фёдор Иванович
Г) Лжедмитрий I;
Д) «Семибоярщина»
Е) Михаил Романов.

Ответьте на вопросы:

1) Что такое смутное время? Когда оно было? Аргументируйте временные рамки.

2) Охарактеризуйте правление Василия Шуйского

3) В чем причины победы второго ополчения?

4) Итоги и последствия смуты.

5) С какими событиями связаны эти имена: Дмитрий Пожарский; Прокопий Ляпунов, Марина Мнишек, Владислав, Хлопко Косолап. Охарактеризуйте одного на выбор более подробно.

Ключ Синие карточки (на «3»)

Тест

1 вариант:

I. Выберите правильный ответ:

 1) Б; 2) Б; 3)А; 4) В; 5)Б.

II. Установите соответствие:

А) Оборона Смоленска 1609-1611

Б) период «семибоярщины» 1610 – 1612 гг.               

В) царствование Б. Годунова 1598 – 1605гг.                 

Г) царствование Лжедмитрия I 1605 – 1606 гг.               

Д) Восстание под предводительством И. Болотникова 1606 – 1607 гг.               

III. Восстановите последовательность событий:     ВДБЕАГ

IV. Восстановите последовательность правлений: ДВГАБЕ

2 вариант:

I. Выберите правильный ответ:

 1) А; 2) Б; 3)А; 4)Б; 5) Г.

II. Установите соответствие:

А) Начало вторжения иностранных войск в Россию 1609 г.

Б) образование Второго ополчения 1612 г.

В) избрание Михаила Романова царём 1613

Г) введение патриаршества 1589 г.                 

Д) указ об «урочных летах» 1597 г.                  

III. Восстановите последовательность событий  ДГБАЕВ

IV. Восстановите последовательность правлений: ВАГБДЕ        

Ответы на вопросы проверяет учитель индивидуально.

Критерии оценивания задания:

Баллы

  • выбор правильного ответа - за каждый правильный ответ 1 балл
  • установление соответствия - за каждый правильный ответ 1 балл
  • последовательность событий – задание выполнено верно - 1 балл, выполнена верно половина – 0,5 б.
  • последовательность правлений-  задание выполнено верно 1 балл, выполнена верно половина – 0,5 б.
  • ответы на вопросы:

       3 балла – задание выполнено верно, все вопросы раскрыты, приведены правильные аргумента

       2 балла – задание выполнено с незначительными ошибками, вопросы частично раскрыты, приведены правильные аргумента;

       1 балл –  допущены ошибки, аргументы не приведены, но присутствуют причинно-следственные свзяи.

Всего: 17 баллов (макс.)

Перевод баллов в оценку:

«5» - 15-17 баллов,

«4» - 9-14 баллов,

«3» - 7-9 верных ответов,

«2» - менее 7 верных ответов.

Зеленые карточки (на «4»)

1 вариант

Запишите в таблице варианты правильных ответов.

1. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран:

а) Иов

б) Гермоген

в) Алексий

г) Тихон

д) Филофей

2. Михаил Романов последнему из Рюриковичей - Фёдору Ивановичу был::

а) зятем

б) племянником по женской линии

в) троюродным братом

г) сводным братом

д) родственных связей не прослеживается

3. Одним из центров организации сопротивления интервентам стала Рязанская земля. Здесь в начале 1611 года собралось народное ополчение под руководством:

а) дворянина П.П.Ляпунова

б) князя Д.Т.Трбецкого

в) казачьего атамана И.М.Заруцкого

г) князя Д.М.Пожарского

4. Летом 1606 года вспыхнуло восстание под руководством И.Болотникова в районе:

а)Брянска

б) Путивля

в) Рязани

г) Ельца

д) Тулы

5. Погиб в заточении не поддавшийся на уговоры бояр-изменников и польских интервентов патриарх:

а) Иов

б) Гермоген

в) Адриан

г) Киприан

д) Алексий

1

2

3

4

5

6. Напишите определения следующих терминов:

Шляхта

«Тушинские перелёты»

Самозванство

Семибоярщина

7.Соотнесите события и даты:

Соотнесите имена царей и даты их правления, ответ запишите в таблицу:

ЦАРИ

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

  1. Борис Фёдорович Годунов

А.1605 - 1606

  1. Лжедмитрий I

Б.1613 - 1645

  1. Василий IV Иванович Шуйский

В.1598 - 1605

  1. Михаил Фёдорович Романов

Г.1610 - 1613

Д.1606 - 1610

Ответ:

1

2

3

4

8. Установите хронологическую последовательность событий Смуты и ответ запишите в таблицу:

А. Снятие осады Троице-Сергиева монастыря

Б. Вступление Лжедмитрия I в Москву

В. Восстание под руководством И.И.Болотникова

Г. Смерть Бориса Годунова

Ответ:

1

2

3

4

9. Составьте схему «Причины Смутного времени»

10. Составьте синквейн на тему: «Василий Шуйский»

2 вариант

Запишите в таблице варианты правильных ответов.

1. Погиб в заточении не поддавшийся на уговоры бояр-изменников и польских интервентов патриарх:

а) Иов

б) Гермоген

в) Адриан

г) Киприан

д) Алексий

2. Одним из центров организации сопротивления интервентам стала Рязанская земля. Здесь в начале 1611 года собралось народное ополчение под руководством:

а) дворянина П.П.Ляпунова

б) князя Д.Т.Трбецкого

в) казачьего атамана И.М.Заруцкого

3. Первым патриархом Московским и всея Руси был избран:

г) князя Д.М.Пожарского

а) Иов

б) Гермоген

в) Алексий

г) Тихон

д) Филофей

4. Михаил Романов последнему из Рюриковичей - Фёдору Ивановичу был::

а) зятем

б) племянником по женской линии

в) троюродным братом

г) сводным братом

д) родственных связей не прослеживается

5. Летом 1606 года вспыхнуло восстание под руководством И.Болотникова в районе:

а)Брянска

б) Путивля

в) Рязани

г) Ельца

д) Тулы

1

2

3

4

5

6. Напишите определения следующих терминов:

Самозванство

Семибоярщина

Шляхта

«Тушинские перелёты»

7.Соотнесите события и даты:

Соотнесите имена царей и даты их правления, ответ запишите в таблицу:

ЦАРИ

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

  1. Василий IV Иванович Шуйский

А. 1610 – 1613

  1. Михаил Фёдорович Романов

Б.1613 - 1645

  1. Борис Фёдорович Годунов

В. 1606 - 1610

  1. Лжедмитрий I

Г. 1605 - 1606

Д. 1598 - 1605

Ответ:

1

2

3

4

8. Установите хронологическую последовательность событий Смуты и ответ запишите в таблицу:

А.  Смерть Бориса Годунова

Б. Вступление Лжедмитрия I в Москву

В. Восстание под руководством И.И.Болотникова

Г. Снятие осады Троице-Сергиева монастыря

Ответ:

1

2

3

4

9. Составьте схему «Последствия Смутного времени»

10. Составьте синквейн на тему: «Борис Годунов»

Ключ Зеленые карточки (на «4»)

Вариант 1

1-5

1

2

3

4

5

а

б

а

б

б

Шляхта

Название польского дворянства в Речи Посполитой

«Тушинские перелёты»

Презрительное название бояр и дворян, недовольных царём Василием, которые присягали Лжедмитрию II и получали от него награды, а затем возвращались к Шуйскому за более высокими чинами

Самозванство

Незаконное присвоение себе чужого имени с целью обмана

Семибоярщина

Боярское правительство во главе с Ф.Мстиславским

7.

1

2

3

4

В

А

Г

Б

8.

1

2

3

4

Г

Б

В

А

Вариант 2

1-5

1

2

3

4

5

б

а

а

б

б

Самозванство

Незаконное присвоение себе чужого имени с целью обмана

Семибоярщина

Боярское правительство во главе с Ф.Мстиславским

Шляхта

Название польского дворянства в Речи Посполитой

«Тушинские перелёты»

Презрительное название бояр и дворян, недовольных царём Василием, которые присягали Лжедмитрию II и получали от него награды, а затем возвращались к Шуйскому за более высокими чинами

7.

1

2

3

4

В

Б

Д

Г

8.

1

2

3

4

А

Б

В

Г

Задание 9,10 проверяются учителем.

Критерии оценки выполнения учащимися тестов.

Предлагается 8 заданий:

1 – 5 задание  -  за каждый правильный ответ 1 балл

6 задание – 4 балла;

7 задание – 4 баллов;

8 задание – 4 балла

Всего:17 баллов.

*Критерии оценки задания и шкала перевода оговариваются учителем заранее. Ученики уже знакомы с правилами составления синквена.

Критерии оценивания схемы

-При составлении схемы  отражена содержательная часть, раскрыта тема  – 7 баллов;

-Использование новых терминов и понятий – 5 балла;

-Схема понятна, видна причинно-следственная связь – 3 балла;

Всего: 15 баллов

Критерии оценивания синквейна

-При составлении синквейна, учтена тема урока, отражена содержательная часть – 7 баллов;

-Использование новых терминов и понятий– 5 балла;

-Синквейн понятен, учитывается оригинальность составления – 3 балла;

Всего: 15 баллов

Перевод баллов в оценку

«5» - 42-47 баллов,

«4» - 31-41 баллов,

«3» - 20-30 баллов,

«2» - менее 20 баллов.


Красные карточки (на «5»)

1 Вариант.

1. Решите кроссворд

По горизонтали

5. Царица признавшая сына Дмитрия в Лжедмитрии I.

6. Человек, занимающийся беспринципным, рискованными делом в расчёте на случайный успех.

7. Нижегородский земский староста.

По вертикали

1. Кто был Патриархом Русской Православной церкви во времена правления Василия Шуйского?

2. Кто был избран царём на Земском соборе в 1598 году в России?

3. Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» сыном Ивана IV ?

4. Глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17в.

2.  В 1613 г. на Земском соборе избирали нового русского царя. Выдвигались кандидатуры многих видных деятелей того времени: Трубецкого, Пожарского и др. Но собор остановился на кандидатуре Михаила Романова. Почему так произошло? Приведите не менее двух объяснений этому выбору.

3. Прочтите отрывок и ответьте укажите год отмеченных событий, царя и название эпохи.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

 «Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье... московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха... Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых, а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство... ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны...

И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской...

4. Дайте определения понятиям:

  • Династический кризис
  • «угличское дело»
  • «семибоярщина»

 5. О ком сказано?

1.Боярин. Был избран Земским собором царем. При нем произошло восстание Ивана Болотникова. Подписан мир со Швецией для оказания помощи в борьбе против «тушинского вора». Вскоре началась польская интервенция

2. Князь. Один из организаторов ополчения. Его пытался убить И. Заруцкий. Во время боя с поляками в Москве был ранен.

3. Бывший опричник Ивана Грозного. Его сестра вышла замуж за сына царя. Был правителем государства.

2 Вариант

1. Укажите, в каком году произошли описываемые в тексте события. Назовите царя (великого князя), о котором идёт речь в тексте. Кого летописец называет «калужским вором»?

Из летописи

«...И князь великий послал против них воевод своих князя Дмитрия Шуйского да князя Андрея Голицына со многими людьми с русскими и с немцами. И воеводы московские сошлись за Можайском в Цареве Займище. И судом Божиим, а грехом нашим литовские люди московских и немецких людей побили. И с того всякие люди пошли врознь, немецкие люди пошли в Немцы, а русские иные к Москве, а иные к вору в Калугу. И та литва опять пришла вскоре к Москве... а с другой стороны пришёл вор из Калуги...

И в ту пору стало на Москве волнение великое в боярах и в дворянах, и в гостях, и вся чернь восстала, а больше всех Захарий Ляпунов всех людей возмутил на царя: "Царь де у нас несчастлив, и кровь де от него вся льётся!" И с царства его согнали и посох отняли, и постригли и с царицей, и в Чудов монастырь сослали, а был на царстве полпята (4,5) года, а того вора калужского литва от Москвы отогнала, и он побежал опять в Калугу, и в Калуге был немного, и убил его князь Пётр Урусов. И московские люди начали бить челом королю да сыну его королевичу, чтоб король пожаловал, дал на Московское государство сына своего королевича и креститься б ему велел. И для того послали послов со многими людьми князя Василия Васильевича Голицына стоварищи да митрополита Филарета и иных с ним. А литве крест целовали пану Жолкевскому стоварищи на том, что кроме королевича не хотеть на царство Московское никого. А литва так же крест целовала, и в город их пустили. А великого князя сослали в Литву к королю и брата его князя Дмитрия, и княгиню его... а кровь лилась после того до сто двадцать первого (1613) г.».

2. С 1604 г. многие русские активно участвовали в Смуте, выступали против царской власти и против власти Москвы. Отдельные города провозглашали свою независимость. Но в 1611 г. многие откликнулись на призыв о создании народного ополчения ради наведения порядка в стране. Почему? Приведите не менее двух объяснений этому факту.

3. Решите кроссворд

По горизонтали

5. Царица признавшая сына Дмитрия в Лжедмитрии I.

6. Человек, занимающийся беспринципным, рискованными делом в расчёте на случайный успех.

7. Нижегородский земский староста.

По вертикали

1. Кто был Патриархом Русской Православной церкви во времена правления Василия Шуйского?

2. Кто был избран царём на Земском соборе в 1598 году в России?

3. Какое имя получил самозванец Григорий Отрепьев, объявивший себя «чудесно спасшимся» сыном Ивана IV ?

4. Глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17в.

4. Дайте определения понятиям:

  • Смута
  • Ополчение
  • Самозванство

5. О ком сказано?

1.Боярин. Был избран Земским собором царем. При нем произошло восстание Ивана Болотникова. Подписан мир со Швецией для оказания помощи в борьбе против «тушинского вора». Вскоре началась польская интервенция

2. Князь. Один из организаторов ополчения. Его пытался убить И. Заруцкий. Во время боя с поляками в Москве был ранен.

3. Бывший опричник Ивана Грозного. Его сестра вышла замуж за сына царя. Был правителем государства.

Ключ Красные карточки (на «5»)

1 вариант

1.

     

2. Михаил Романов был родственником предыдущей династии;
— кандидатура Михаила устроила дворянство и казачество, которые были замешаны в Смуте, так как его отец — патриарх Филарет — был связан с «тушинцами»;
— сам Михаил не играл активной роли в событиях Смутного времени;
— бояре поддержали Романова, так как он представлял знатную московскую боярскую семью;
— Романов был ещё очень юн, бояре рассчитывали править за него.

3. Крестьянское движение 1606—1607 годов; Шуйский; Смута

4. Проверяет учитель

5. 1) Шуйский; 2) Пожарский; 3) Годунов

2 вариант

1. год — 1610 г.; царь (великий князь) — Василий Шуйский;  "калужский вор" — Лжедмитрий II

2. - русские были охвачены патриотическим подъёмом, так как против Русского государства началась польская и шведская интервенция;
   -  народ устал от бесконечных грабежей тушинцев и других возмутителей спокойствия.

3.

       

4. Проверяет учитель

5. 1) Шуйский; 2) Пожарский; 3) Годунов

Критерии оценки выполнения учащимися задания:

1. Кроссворд решен правильно – 7 баллов

    Кроссворд решен частично правильно – 5 баллов

2. Ученик успешно справился с работой по источнику – 5 баллов

    Ученик частично справился с работой по источнику – 3 балла

3. Приведено не менее двух объяснений факту – 5 баллов

    Приведено 1 объяснение факту – 0-3 балла

4. Верно даны все определения – 3 балла

   Частичное выполнение задания – 1,5 балла

5. Правильно определены исторические персоналии – 5 баллов

    Частично определены исторические персоналии – 3 балла

Всего: максимум – 25 баллов

            минимум – 15 баллов

Перевод баллов в оценку:

«5» - 25 баллов

«4» - 20-24 балла

«3» - 15-19 баллов

Оборудование: раздаточный материал с контрольной работой, тетради, рефлексивные карточки.

 Используемая литература: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс. Конец XVI - XVIII век. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 2015. - 304с., раздаточный материал (источник для 4 группы, см. в плане-конспекте). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

уроки по теме ""Смутное время" для 10 класса.

Представлены конспекты уроков по теме "Смутное время" для 10 класса (базовый уровень)....

Урок истории в 10 классе по теме "Смутное время"

Урок=исследование с использованием элементов технологии развития критического мышления...

Урок повторения по теме "Смутное время" 7 класс

Закреплений знаний по теме "Смутное время"...

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7

План-конспект урока по истории РоссииТема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимн...

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...

Пример подбора наглядных материалов для уроков истории в 7 классе по теме «Смутное время».

Испльзование комплекта "Русская история в картинах" и дополнительный фактический материал к урокам главы "Смута"...