Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке» Класс: 7
план-конспект занятия по истории (7 класс) на тему

Кузнецова Мария Александровна

План-конспект урока по истории России

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»

Класс: 7

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 7 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

Описание материала: Предлагаемый конспект урока позволит в интересной и необычной игровой форме повторить и проверить знания у учащихся 7 классов по теме «Смутное время в России в XVII веке».

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по теме «Смута»

Задачи:

Образовательные: Повторить и обобщить пройденный материал, проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории, память, речь и внимание учащихся.

Воспитательные: Ответственность за сделанный выбор, оценивать исторические явления, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: Урок повторения и обобщения с элементами интеграции изученного материала. Урок - игра.

Оборудование: Физическая карта полушарий, карточки с заданиями, вещь - тотем, портреты царей смутного времени, свечи, чистые бланки, музыкальное сопровождение: Песня «Последний герой»

Методические приемы: создание игровой ситуации и атмосферы соответствующей игре «Последний герой», беседа, диалог, проблемная ситуация (выбрать игрока, который должен покинуть остров)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_3.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по истории России

Тема и номер урока в теме: «Смутное время в России в XVII веке»

Класс: 7

   Учитель: Кузнецова Мария Александровна

   Школа: МОУ Удельнинская гимназия

   Базовый учебник: Российская история. XVI-XVIII века, 7 класс, А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, Просвещение 2014.

Описание материала: Предлагаемый конспект урока позволит в интересной и необычной игровой форме повторить и проверить знания у учащихся 7 классов по теме «Смутное время в России в XVII веке».

Цель: Повторить и обобщить пройденный материал по теме «Смута»

Задачи:

Образовательные: Повторить и обобщить пройденный материал, проверить уровень знаний главных проблем темы, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к истории, память, речь и внимание учащихся.

Воспитательные: Ответственность за сделанный выбор, оценивать исторические явления, отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: Урок повторения и обобщения с элементами интеграции изученного материала. Урок - игра.

Оборудование: Физическая карта полушарий, карточки с заданиями, вещь - тотем, портреты царей смутного времени, свечи, чистые бланки, музыкальное сопровождение: Песня «Последний герой»

Методические приемы: создание игровой ситуации и атмосферы соответствующей игре «Последний герой», беседа, диалог, проблемная ситуация (выбрать игрока, который должен покинуть остров)

Ход урока

Под музыку "Последний герой" участники игры (8 человек) выходят на середину класса. Каждый участник зажигает свою свечу, которая будет оберегать его в пути.

Учитель: прежде всего мы должны выбрать остров, на который полетим, поэтому каждый участник вытягивает листок с названием острова. Подумайте и скажите, где находится этот остров, и покажите его на карте. Предлагаются следующие острова: Мадагаскар, Новая Зеландия, Кюсю, Марианские острова, Кипр, Гавайские острова, Мальдивские острова, Тасмания.

(Если участники не могут показать дать верный ответ, им помогают зрители, то им помогает учитель или зрители).

Учитель: Сейчас мы отправляемся на остров Тасмания, но в самолете только 7 мест. Каждый должен подумать и оставить дома только одного игрока, который, по его мнению, не сможет выдержать испытания.

(Каждый участник пишет на листочке имя "лишнего игрока"). "Лишний игрок остается вне игры и тушит свою свечу.

Учитель: Во время путешествия по земному шару необходимо знать хотя бы один из международных языков. Каждому из вас пришло задание. Вам необходимо перевести его на русский язык.

(Участники игры получают листочки и карандаши, и послание на английском языке). DEAR FRIENDS! WE WISH YOU GOOD LUCK AND SUCCESS IN OUR GAME "THE LAST HERO" IF YOU LOSE, DONT WORRY. IT IS ONLY A GAME. (Дорогие друзья, мы желаем вам удачи и успехов в вашей игре "Последний герой", если проиграете, не переживайте. Это только игра).

Игрок, текст, которого переведен правильно и точно получает защитный тотем.

Учитель: Следующее испытание такое, вам предстоит ответить на вопросы и дать как можно больше правильных ответов

1. Как называется эпоха самозванцев? (Смутное время).

2. Как погиб цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного?

3. Чем знаменателен день 26 июня, в народе прозванный Юрьев день?

4. Как звали жену Лжедмитрия (Марина Мнишек).

5. Назовите руководителей второго ополчения? Минин, Пожарский.

6. Как называется правление бояр во время смуты?  Семибоярщина.

7. Настоящее имя Лжедмитрия первого. (Григорий Отрепьев).

8. Назовите самое мощное восстание во времена голодных бунтов. (Восстание Хлопка).

9. Как звали польского королевича которого пригласили править бояре в Россию? (Владислав).

10. Фамилия Ивана Грозного. (Рюрик).

11.  Какая новая династия установилась после окончания Смуты (Романов).

12.  Как называли Лжедмитрия второго в народе? (тушинский вор)

13.  Какие иностранные державы вели войну на территории России во времена Смуты? (Польша, Швеция).

14. Последний царь династии Рюриковичей. (Федор Иванович).

15. Имя царя, которого первым выбрали на Земском соборе. (Борис Годунов).

16.  Главные зачинщики Смуты. (Бояре).

17. Цель Земского собора в 1613 году.  (выбор нового царя).

18.  Как называется насильственное вмешательство одной или нескольких сторон во внутренние дела другого государства? (интервенция)

19.  Как называется абсолютная монархия в России? (самодержавие)

20.  В правление какого царя была введена опричнина (Иван Грозный).

21. Почему прекратилась династия Рюриков? (не было законных наследников на русский престол).

Игрок, получивший тотем, и тот, кто ответил на большее количество вопросов, остаются в игре, остальные выбирают "лишнего игрока".

Остается 6 игроков.

Учитель: Вы на острове 4 дня, очень хочется есть. Висят фрукты нужно их достать, на них содержится вопрос, и если вы отвечаете на вопросы, то можете его съесть. Герой, который даст наиболее полный ответ получает тотем.

Вопросы:

1. Причины Смуты.

2. Отрицательные итоги смуты.

3. Положительные итоги смуты.

4. Назовите самозванцев XVII века. Расскажите о втором самозванце, почему его называют "Тушинским вором"?

5. Кто воцарился на престоле после смерти Федора Рюрика в 1598 году. Расскажите о правлении этого царя. Почему в России возникло недовольство правлением этого царя?

6. Почему Смутное время получило такое название? Какие государства в интервенции и чему это способствовало?

Учитель: Победитель получает тотем, игроки пишут "лишнего героя". Вас уже пятеро. За одну минуту вы должны собрать фамилию и имя царя из предложенных букв. Кто быстрее и правильно справится с заданием, получит тотем. А затем выбираем "лишнего героя".

(Василий Шуйский, Борис Годунов, Лжедмитрий, Михаил Романов, Иван Болотников).

Вас уже четверо. Продолжаем игру.

Учитель: вы получаете отрывок из исторических произведений, где описывается личность, и правление царя Смутного времени. Вы должны определить, что это был за царь. Кто правильно и быстро определит личность царя, получает тотем, а затем выберем и "лишнего" игрока.

"Был он не славянского рода, не из знатного, но из последних людей служивых, из числа детей боярских. Был же он человеком зло умным, в беседах многословным, но быстро схватывал все, что прочел в книгах, но нравом он был коварен и к дурному склонен, а с виду невзрачен и малорослый, а сердцем лют и свиреп душой и полон всякой хитрости. Он скверный законопреступник, ибо был он за католическую веру, да при себе держал поляков"…

(Лжедмитрий первый)

"Этот царь правил страной всего 14 лет. Был он росту приземистого и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке: нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах, но всегда улыбается, так что почти смеется… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих и милостив, мало склонен к делам политическим. Его жена Ирина не имела детей, на нем закончилась династия Рюриковичей"…

(Федор Иванович Рюрик)

"Государь царь и великий князь в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей. Разбои в своем царстве пытался искоренить. Был он светло душен и нравом милостив и нище любив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. Был родитель нежный, особенно к милому ненаглядному сыну, которого он любил до слабости. Но случился в его правление великий голод"…

(Борис Годунов)

"Этот царь был заговорщиком и боярином до венчания на царство, выбрали его на Земском соборе. Люди презрительно говорили, что царь был "выкликнут". Мелочный, лживый и подозрительный, скорее хитрый, нежели умный, он не внушал любви к своим подданным. Сама его наружность отталкивала: худой, низкорослый, сгорбленный с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами. Царю было уже 50 лет - возраст, по меркам средневековья, почтенный. Именно этот царь боролся с Лжедмитрием 2.

Победитель получает тотем, остается 3 игрока.

Учитель: Вам называют термины, а вы даете им определение.  "Гражданская война", "Ополчение", "Интервенция", "Самодержавие", "Ясак", "Засечная черта".

Выбираем "лишнего героя".

Учитель: Вас осталось двое. До отъезда домой осталось несколько минут. Один станет победителем - Последним героем, а другой – «Лишним»

Проверим вам на знания хронологии по Смутному времени в истории нашего государства

1.     Начало смуты. 1598год.

2.     Годы правления В. Шуйского. 1606-1610 годы.

3.     Годы голодных бунтов. 1600-1603 годы.

4.     Год появления на политической арене Лжедмитрия первого - 1605 год.

5.     Окончание смуты. - 1613 годы.

6.     Восстание Хлопка - 1603 год.

7.     Правление Бориса Годунова - 1598-1605 год.

8.     Правление семибоярщины 1610-1612 годы.

9.     Годы второго ополчения 1611 - 1612 годы.

Игра закончена - у нас победитель … "Наш последний герой!"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....

Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

Смутное время в России в начале XVII в.

Смутное время в России в начале XVII в....

Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».

Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...

Конспект урока Практическая работа "Смутное время в исторических источниках и трудах историков" 7 класс к учебнику Данилова История России XVII- XVIII вв.

Данную методическую работу можно использовать для организации смыслового чтения исторических источников с целью формирования метопредметного умения - роабота с печатным текстом....

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время» Класс: 7

План-конспект урока по истории России Тема и номер урока в теме: «Смутное время»Класс: 7Учитель: Кузнецова Мария АлександровнаШкола: МОУ Удельнинская гимназия  Базовый учебник: Российск...