Пример подбора наглядных материалов для уроков истории в 7 классе по теме «Смутное время».
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Яковлева Елена Валерьевна

Испльзование комплекта "Русская история в картинах" и дополнительный фактический материал к урокам главы "Смута"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример подбора наглядных материалов для уроков истории в 7 классе по теме «Смутное время».

Н. Ф. Некрасов

БОРИС ГОДУНОВ РАССМАТРИВАЕТ КАРТУ,

ПО КОТОРОЙ УЧИТСЯ ЕГО СЫН. 1603 г.

Одна из крупных заслуг заключалась в том, что Борис Годунов признал необходимость образования для русских людей. Так он задумал учредить в Москве высшую школу, где иностранцы учили бы русских европейским языкам и наукам. Но духовенство и советники были против того, чтобы обучение юношества поручалось не православным. Тогда он отправил несколько молодых людей учиться за границу. Борис понимал, что московским людям необходимо сблизиться с иностранцами. В то время на Руси многие искусства и ремесла или совсем не были известны или о них знали плохо. Поэтому он приглашал из-за границы ювелиров, живописцев, людей опытных в разработке золотой и серебряной руд. Особенно жаловал иноземных докторов, с которыми часто беседовал о разных государственных делах. Иностранцы вошли в состав русского войска. Они составляли особый полк дворцовой гвардии.

Заботясь о благосостоянии своей страны, он старался упрочить его и в будущем, для этого он рано стал посвящать своего сына Федора в дела управления государством. Царевич Федор был научен премудрости и всякому философскому учению, а также известно, что рукой Федора была начертана карта Московского государства. [1]

В. П. Верещагин (1835 — 1909)

ЗАЩИТНИКИ СВЯТО-ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ. 1608 г.

В смутное время Троице-Сергиева лавра показала пример высокой доблести и непоколебимого мужества. Поляки, литовцы и казаки, составлявшие войско Лжедмитрия II, под начальством Яна Сапеги и Лисовского захотели овладеть лаврой, так как она представляла из себя сильную крепость, стоявшую на дороге к Москве.

23 сентября 1608 года гетман Сапега вместе с Лисовским начали осаду Троице _Сергиевой лавры. За высокими, крепкими стенами монастыря укрылись многие жители из окрестных деревень и сожженных посадов. Защитников лавры насчитывалось всего около полутора тысяч человек, в том числе дворян, боярских детей, казаков и до 200 человек монахов, способных носить оружие. Архимандритом монастыря был доблестный старец Иосаф, а воеводами князь Григорий Роща-Долгорукий и дворянин Алексей Голохвастов. Осада продолжалось шестнадцать месяцев, пока поляки сами не отступили и ушли ни с чем. Весть об этой героической защите разносилась по всей Руси и воодушевляла народ на борьбу за Отечество.

А. Д. Кившенко (1851—1895)

ВОЗЗВАНИЕ КУЗЬМЫ МИНИНА К НИЖЕГОРОДЦАМ. 1611 г 

25 августа 1611 года  на всенародной сходке у собора староста нижегородских посадских людей, купец Кузьма Захарьевич Минин, всеми уважаемый за ум и честный нрав, обратился к народу с речью. Он сказал: «Граждане нижегородцы. Если хотим помочь Московскому государству, ополчимся стар и млад, найдем людей ратных, не пожалеем ничего, продадим дома свои и выкупим Отечество». Решено было, по его предложению, собирать на содержание народного ополчения в казну со всех по третьей деньге (т. е. третью часть имущества). Но желание послужить великому делу было так велико, что тут же многие стали жертвовать гораздо больше.

На картине изображена сцена народных пожертвований. Земской староста Кузьма Минин, вышедший из церкви, обращается к народу с речью. За ним стоит протопоп Савва Ефимиев, воевода и другие власти. Народ несет кто что может. Впереди всех стоит вдова, у которой было 12 тысяч рублей, из них 10 тысяч, она приносит в ларце и жертвует. Нищий снял себя крест и кладет в общую сокровищницу, даже дети приносят пожертвования. Среди пожертвованных вещей и предметов — кубки, кувшины, блюда, драгоценные вещи, старинная посуда. Сам Минин отдал все свои деньги, украшения жены и даже золотые и серебряные ризы с икон.

А. Д. Кившенко (1851 — 1895)

ИЗБРАНИЕ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА РОМАНОВА НА ЦАРСТВО. 1613 г. 14 марта

1613 года в Кострому прибыло Великое посольство от Земского собора просить Михаила Федоровича на царство. Во главе посольства находился рязанский архиепископ Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Федор Иванович Шереметьев. Посольство с крестным ходом, при огромном стечении народа, отправилось в Ипатьевский монастырь к Михаилу. В Троицком соборе послы торжественно объявили старице Марфе и Михаилу решение Земского собора. Мать сначала не соглашалась отпустить сына в Москву, ссылаясь на его молодость, крайне расстроенное состояние государства и на измены русских людей своим последним государям. Тогда послы, духовенство и народ зажгли свечи, подняли кресты и иконы, подошли к царскому месту и со слезами и рыданием стали умолять согласиться и грозить гневом Божьим за отказ. Наконец, Марфа благословила сына на царство иконой Феодоровской Божьей Матери.

Выбранные  картины используются на уроках соответствующей тематики, прежде всего для объяснения нового материала, позволяют привлечь дополнительный материал и сообщить подробности. Все это делает объяснение более живым, образным, эмоциональным, а значит запоминающимся.

В дальнейшем на уроке повторения можно предложить поработать с картинами в группе, вспомнив наиболее важные детали изображенных событий.

Картины без подписей можно предложить расположить в хронологической последовательности.

Все это разнообразит уроки истории, вносит элементы игры, соревновательности, что всегда вызывает интерес учащихся.


[1] В.И. Шевченко «Русская история в картинках» комплект цветных репродукций, М., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории, 7 класс по теме "Европейское общество в раннее Новое время"

Соайдовая презентация к уроку истории для учащихся 7 класса. Презентация может использоваться при изучении курса "Всеобщая  история Нового времени: 1500-1800г.г."Презентация соответствует учебник...

Урок-игра "Самый умный" по теме "Смутное время" (повторительно-обобщающий урок)

Урок для учащихся 7 класса представлен в виде игры "брейн-ринг". Помогает учащимся в процессе игры повторить учебный материал по теме "Смутное время в России"....

Урок истории в 10 классе по теме "Смутное время"

Урок=исследование с использованием элементов технологии развития критического мышления...

Дополнительные наглядные материалы к урокам в 5 классе

Представлены презентации для конкретного одного урока в 5 классе в каждой четверти....

Система уроков для 7 класса по теме «Смутное время»

Изучение темы  «Смутное время» в России на рубеже XVI-XVII веков необходимо организовать в виде системы уроков. Тема раскрывается, не на одном, а на нескольких уроках, которые в целом...