Система уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Балаева Мария Алексеевна

Данный материал является разработкой уроков в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ССП50.26 КБ

Предварительный просмотр:

                        Уроки по теме «Сложносочиненные предложения». 9 класс.

Конспекты уроков составлены по программе под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского  (Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. –М: «Просвещение», 2010)

Составитель  учитель   МБОУ СОШ  № 22 г. Коврова Владимирской области М.А.Балаевой.

             УРОК.

              ПОНЯТИЕ И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. СОЮЗНЫЕ И БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель урока:  1) дать понятие о союзных и бессоюзных сложных предложениях;

                      2)  научиться составлять сложные предложения разных видов, отличать эти              

                           предложения, ставить запятую на границе двух простых предложений;

                       3) формировать умение интонационно правильно читать сложные предложения.

I. Работа по теме урока.

1. Понятие сложного предложения известно учащимся. Чтение параграфа 7.

- Что нового узнали о СП?

2.Проверка д.з. Работа по таблице. Чтение параграфа 8. Проверяются первая и вторая колонка.

Учащиеся приходят к выводу, что сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные, а союзные – на сложносочиненные, сложноподчиненные.

II. Закрепление материала.

1.Упр.47 (устно).

2.Упр.46.

3.Анализ предложения: выделить грамматические основы; определить их количество, способы связи простых предложений в составе сложного (при помощи интонации, без союзов и союзных слов, при помощи интонации и союзов или союзных слов); составить схему предложения ; определите вид сложного  предложения.

  Фрагмент из стихотворения И. Тургенева «В дороге».

           Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Анализ четверостишия должен показать школьникам богатые возможности сложных предложений. Следует обратить их внимание на то, что в четверостишии, представляющем собой всего одно сложное предложение, мастерски передается, как сливается в единое целое состояние природы и человека.

  • Каким мотивом пронизано все четверостишие? (Мотивом грусти.)
  • Какие средства выразительности использует для этого автор?

(Подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом (печальные, вспомнишь былое, что давно прошло, позабытое); состояние героя передается через цветовую гамму — седое утро (где прилагательное — эпитет, как и печальные нивы); синтаксические средства — использование однотипных по структуре предложений, содержащих перечисления, повтор; инверсия.)

Можно сообщить учащимся, что романс, написанный на эти слова,— самый популярный из всех музыкальных произведений на стихи И. Тургенева.

4.Составить СП разных видов.

1) Солнце выглянуло из-за туч, …

2) Этот рассказ мне очень понравился,…

3) Зима пришла неожиданно,…

5.Самостоятельная работа.

  1. Вариант.

Выпишите номера сложноподчиненных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.С.Никитин принадлежит к одному из русских старинных родов для которых тяга к знаниям природная доброта и порядочность считалась неотъемлемой чертой хорошего воспитания.

2.Детали его точны и свежи эпитеты сочны и ярки сюжет незатейлив и прост.

3.Автор пишет свободно раскованно ведет рассказ на едином дыхании как бы поверяя другу – читателю мысли вслух.

4.Излюбленным местом прогулок маленького Серёжи был железнодорожный мост откуда он смотрел на поезда и паровозы.

5.Иногда он держался обособленно от ребят но это исходило не от сознания своего превосходства а получалось как – то само собой.

  1. Вариант.

Выпишите номера сложносочиненных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Автор подводил читателя к самому порогу событий но не переводил через порог оставляя пищу для фантазии для размышления.

2.Он начал писать и печатать свои рассказы их заметили одобрили.

3.Родные места С.Никитина как бы приоткрывают тайну его души помогают понять где истоки его бесценного дара.

4.Рассказы были приняты хорошо и вопрос о сюжетах не был для Никитина проблемным.

5.Огонек едва угадывался у наших ног но дымок поднялся.

  1. Вариант.

Выпишите номера бессоюзных сложных предложений. Знаки препинания не расставлены.

1.Сергей Константинович был остроумен понимал юмор любил розыгрыши.

2.Он был щедр для него было какой – то даже радостной потребностью делиться своими писательскими открытиями.

3.Характерно что где бы ни был С.Никитин его всегда интересовали люди.

4.Чтобы создать законченное произведение писателю приходилось делать много черной работы.

5.Сердиться на С.Никитина было невозможно талант его проявлял себя во всем.

Домашнее задание: упр.45 (устно), 51.

 

УРОК.

               РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ И ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ   ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОГО   ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ИНТОНАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель урока: 1) рассмотреть основные принципы   классификации знаков препинания;
                     2) учиться правильно интонационно  произносить  СП;
                     3) развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся;
                     4) совершенствовать правописные навыки.

I.   Проверка д.з. упр.45 ( диктант с продолжением). Закончите текст, добавив 6 -7 предложений. В предложениях первого абзаца подчеркните сказуемые, определите их вид.

       Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных  ценностей на земле. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек, и только – только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Река всегда кормила, поила и радовала людей. Она всегда была частью их жизни, а сейчас приметы былого, взращенного на реке хозяйства исчезли. У реки только брали, но нисколько её не берегли.

II. Работа по теме урока.

1.Чтение параграфа 9.

2.Упр. 54 ( устно). Распределить предложения по функции знаков препинания.

3.Упр.55.

- Не записывая предложения, постройте их схемы.

-Какие сложные предложения использовал автор для создания картины природы и выражения своего отношения к ней?

-Какие изобразительно – выразительные средства использованы  в тексте?

4.Чтение информации об интонации сложного предложения (параграф 10)

5.Упр. 56. Составить сложные предложения.

6.Упр.57 Записать предложения, составляя схему каждого и показывая интонации графически.

- Чем осложнена вторая часть 2 предложения? (вводным словом)

III. Орфографическая работа. Готовимся к ГИА.

                                                   «Четвертый лишний»

1) Дикор..стущие деревья                                         1) Молодая пор..сль

      2) Вечнозеленые р..стения                                       2) Морские водор..сли

3) Выр..сший клен                                                     3) Юношеский возр..ст

4) Известный р..стениевод                                       4) Непроходимые зар..сли

1) Несг..раемый шкаф                                               1) Разг..ревшиеся дрова

2) Г..рячий утюг                                                         2) Местные пог..рельцы

3) Южный заг..р                                                         3) Г..рящая изба

4) Дог..рающий костер                                              4) Уг..рный газ

1) Легкое прик..сновение                                         1) Слегка к..саться

2) Неприк..сновенный   запас                                  2) Вопрос,   к..сающийся   реформы

3) К..сательная линия                                                3) Осторожно прик..саться к утюгу

      4) Точки соприк..сновения                                       4) Соприк..сновение с противником

Домашнее задание:  упр.58  .

 
 

                                                                     УРОК.

ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Цель урока: 1) сформировать понятие ССП как единства предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи;

                          2) продолжать работу по комплексному анализу   текста;

                          3) повторить и закрепить знания о  сочинительных союзах;

     4) воспитывать культуру речи.

I.  Проверка д.з. упр.58  .

II. Работа по теме урока.

1.Работа с текстом.

                                             Пробуждение природы

        Солнце стало пр…гревать. В полях тает  а в лесу ещё снег лежит на земле  на ветках деревьев. Деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пр…гнулись к земле  пр…мёрзли и ждут часа освобождения. Вот пр…шёл этот час. Снег подтаивает  а в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. А под ёлкой спит заяц  который в страхе пр…встаёт и пр…слушивается. Потом побежит  пр…остановится  навострит уши и опять побежит. Весна.

        До пр…лёта кукушки проходит вся красота нашей весны  тончайшая и сложная  как пр…чудливое сплетение ветвей бе…лиственной ещё берёзы. За это время растает снег  умчатся воды  зазеленеет и покроется первыми  самыми дорогими нам цветами земля. Потрескавшиеся смолистые почки на деревьях скоро ра…кроются  выпустив ароматные клейкие зелёные листики  и тут только пр…летает кукушка. Тогда только  после всего пр…красного  все скажут Началась весна! Какая прелесть!

(по М. Пришвину.)

  • Прочитайте выразительно текст. Какая картина представляется вам?
  • Какие художественные средства использует автор?
  • Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
  • Сформулируйте правила написания слов с пропущенными буквами.
  • Определите количество букв и звуков в словах третьего предложения.
  • Выпишите из второго предложения все возможные словосочетания. Укажите тип подчинительной связи.
  • Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид.

2.Чтение параграфа 11.

3.Упр.60.Составьте сложные предложения с разными союзами.

 

Домашнее задание: параграф 12(сочинительные союзы),упр.62.

 

УРОК.

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

Цель урока:  1) познакомить учащихся с группами соединительных, разделительных и                 противительных союзов, разновидностями смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения;

2) научить определять разновидности смысловых отношений между частями     сложносочинённого предложения, связанными соединительными  союзами, находить границу между простыми предложениями в составе сложного, составлять схемы сложносочинённых предложений;

3)формировать орфографическую зоркость.  

I.  Орфографическая работа.

В каком ряду во всех словах пропущена –с?

а) во..зрение, бе..вольный, ра..сыпать.

б) бе..вкусный, ..дать, во..петь.

в) и..подлобья, чере..чур, ..делка.

г) ра..сорить, во..креснуть, ..грузить.

д) чре..мерная, бе..порядок, и..коренить.

е) и..брать, во..главить, ра..чертить.

ж) и..черпать, бе..характерный, ра..считать.

з) ра..хвалить, ..бересчь, во..шествие.

и) бе..крайний,и..бранник, ..дружиться.

II. Проверка д.з. упр.62  .

III. Работа по теме урока.

1.Чтение параграфа 13. ССП с соединительными союзами.

2.Упр.63

3. Работа с текстом.

       Ни кочек не чувствовалось под ногами ни тополей ещё не было но близость болота ощущалась  в этом парном и пряном как дурман воздухе в ядовитой яркой зелени и в этих белоснежных цветах и в этой заколдованной неподвижности. Ни одна тропа не была проторена да ни одна ветка не вздрогнула ни одна травинка также не шевельнулась. Казалось здесь заповедный змеиный стан и кусты и деревья и травы издавна переговорив и перешумев обо всем связаны тесной порукой и тайным договором – не пускать никого в эту сонную и влажную тишь.                                                                                            (по Г.Николаевой)

  • Какая картина представляется вам? Какие изобразительно – выразительные средства использует автор?
  • Спишите, расставьте знаки препинания.
  • Определите  виды союзов, смысловые отношения в ССП.
  • Выпишите из 2 предложения два слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
  • Определите значение вводного слова.

Домашнее задание: выучить таблицу « Виды сочинительных союзов», упр.64 (2,5,6,8).

 

УРОК.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Цель урока:  1) закрепить знания о сложносочиненных предложениях;

                       2) выработать навык постановки знаков препинания в сложносочиненных                      предложениях;

                       3) воспитывать уважение к родному языку

 

I.  Проверка д.з. «Слепая таблица»      Заполни пропуски в таблице
                                                  Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные


И

Да (=?)

?

?

?


Но

?

Да (=? )

?

?


Или

?

?

?

II. Работа по теме урока.

1.Чтение параграфа 14.

2.Упр. 65 (1 - 4). Укажите вид сказуемого в каждом предложении.

III. Повторение орфографии. Правописания приставок пре-, при-.

Приставка при- обозначает

Значение приставки неясно

Иноязычные слова с элементами при

Присоедине-ние, приближе-ние, прибавление

Расположение, нахождение вблизи чего-нибудь

Неполноту действия, его слабую степень или кратковременность

Доведение действия до конца

Принимать, приделать, приступить, прикасаться

Приволжский, приморье, привратник, прибрежный

Присесть, привстать, приоткрыть, приумолкнуть.

Приручить, пристрелить, привыкнуть, принимать

Притязание, приятель, приключение, присягать

Приоритет, привилегия, примитив, примат

Приставка пре- обозначает

Иноязычные слова, в которых приставка имеет значение «перед», «впереди».

Высшую степень какого-нибудь качества или действия

То же, что и приставка пере-

Значение приставки неясно

Предобрый, премилый, пресытиться, преинтересный

Превозмочь, преградить, преодолеть, прервать

Пренебрегать, прельстить, презирать, преподавать

Президиум, президент, прелюдия, преамбула

            Трудные случаи написания слов.

С приставкой пре- :

С приставкой при-:

  1. Презирать – не уважать, считать недостойным.
  2. Предать – изменнически выдавать кого-нибудь.
  3. Пребывать – находиться где-нибудь какое-то время.
  4. Преступить – самовольно нарушить, не посчитаться с чем-нибудь.
  5. Преемник – тот, кто вступает в должность после кого-нибудь.
  6. Преклоняться – относиться с глубоким уважением.
  7. Претворить – воплотить в каком-нибудь виде, превратить во что-нибудь.
  8. Преходящий – временный, недолговечный, такой, который скоро проходит.
  9. Превратный – изменчивый, непостоянный, ложный, извращающий истину.
  1. Призирать – заботиться, давать приют кому-нибудь.
  2. Придать – дать верх чего-нибудь, в дополнение к чему-нибудь.
  3. Прибывать – приезжать куда-то, приходить.
  4. Приступить – начать что-нибудь делать, приняться за что-нибудь.
  5. Приемник – аппарат для приема речи при помощи электромагнитных волн.
  6. Приклоняться – низко нагибаться.

  1. Притворить – неплотно затворить.

  1. Приходящий – являющийся куда-нибудь на время для исполнения обязанностей, для лечения и т.п.
  2. Привратник – сторож у входа, у ворот.

Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с приставками при- и пре-.

1) Кто к нам на Руси с мечом …, тот от меча и погибнет. (Александр Невский.) 2) И дым Отечества нам сладок и …. (Грибоедов.) 3) В человеке все должно быть …. (Чехов.)       4) Дела давно минувших дней, … старины глубокой. (Пушкин.) 5) Служить бы рад, … тошно. (Грибоедов.) 6) Уж коли зло …, забрать все книги бы да сжечь. (Грибоедов.)      7) Улыбкой ясною … сквозь сон встречает утро года. ( Пушкин.) 8) Ты сер, а я, …, сед. (Крылов.) 9) Закрепляй свою победу, по пятам врага…. (Пословица.) 10) Счастье не птица – само не …. (Пословица.) 11) Правда как солнце, ее ладонью не …. ( Пословица.) 12) Опытному воину река  не …. (Пословица.)

Домашнее задание: упр.65 (предложения5 – 8).  .

 

УРОК.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРОТИВИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

Цель урока: 1) закрепить и углубить сведения об ССП;

                   2) формировать навыки постановки знаков препинания в ССП, умения  характеризовать структуру предложений, союзной связи, значения ССП в зависимости от употребления в них союзов;

                      3) развивать навыки речевого анализа.

I. Закрепление пройденного.

1.Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

  1. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.

  1. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

2.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

A. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не изменилось.

Б.  В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В.  Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.

II. Работа по теме урока.

1.Чтение параграфа 15.

2.Упр. 67 (1 - 4).

3.Работа с текстом.

               Не очертить границы зимы. Всюду снега, снега, снега... Снегами освещается  серебрян…ый день, атласно светят они и в тусклой морозной ночи. Красив снег даже в ветре…ый день! В нем и нежность, и строгость.

               Зима в деревне… Еще затемно носят в избы дрова. Бесчисле…ые снежинки на березовых, еловых, сосновых и ольховых поленьях тают, сверкают и наполняют жилище морозным запахом. Затапливаются печи, и бело-сиреневые столбы дыма загадочно соединяют землю с небом.

               Поле - снежный разлив. Оно кажется пустым, безжизне…ым, но это не так. Вот крупный лоси…ый след. От скирды ячме…ой соломы к березам петляет аккуратная цепочка неглубоких лисьих следов. По краю  поля торопливыми прыжками пролетел заяц.

Река под стекля…ым льдом, а лед укрывает бело-синее покрывало. Если нагнуться и прислушаться, то можно уловить невнятный шумок движения воды. Он такой загадочный, далекий, глуби…ый!

                Никогда не засыпает природа. Жизнью полнится царящее вокруг белое безмолвие.

-  Озаглавьте текст.

- Какие изобразительно – выразительные средства использует автор для создания картины?

- Найдите односоставные предложения, выпишите их.

- Из последнего предложения выпишите все возможные словосочетания, укажите тип подчинительной связи.

- Выпишите ССП, подчеркните грамматическую основу, укажите вид союза, смысловые отношения между частями. Постройте их схемы.

- Какое орфографическое правило можно проиллюстрировать словами с пропущенными буквами?

Интерактивная таблица. Правописание н,нн в прилагательных.                                            http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f/83035/

Домашнее задание: упр.68 .

 

УРОК.

                     РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель урока: 1) закрепить знания  о сложносочиненном предложении;

                     2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП;

                     3) развивать языковое чутье, орфографическую и пунктуационную зоркость.

I.  Орфографическая работа.

Словарный диктант.

Телефонный аппарат, льняная скатерть, кухонная посуда, стеклянные банки, деревянные ложки, жестяные коробки, обеденный стол, кожаный портфель, куриные яйца, свиное сало, овсяная крупа, клюквенный кисель, пчелиный мед, глиняные горшки с зелеными растениями, тыквенные семечки, чайный сервиз, серебряный подстаканник, стенные часы, чугунная сковородка, лимонная кислота, письменный стол, стальной нож с костяной ручкой, синяя кастрюля, зеленая лампа, берестяной кувшин, книжный шкаф, старинные книги.

II. Работа по теме урока.

1.Чтение параграфа 16.

2.Упр.69.

3.Упр.70.

4.Упр.72. Не записывая предложения, постройте их схемы.

5. Тест по теме «Сложносочиненные предложения».

             I вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

      А.Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В. Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

  1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.                                                      
  2. Укажите сложносочиненные предложения
  3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.  
  4. Строение какого предложения соответствует схеме:                                                [неопределенно-личное], и [безличное]?
  5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?
  1. одновременность явлений        Б. последовательность
  2. чередование                                Г. противопоставление
  1. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены).

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.                                                                                Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

                II вариант

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А.Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В.В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.                                                                                 Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои

мысли и вдруг увидел корабль.

  1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.                                                      
  2. Укажите сложносочиненные предложения
  3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.  
  4. Строение какого предложения соответствует схеме:                                                [неопределенно-личное], и [безличное]?
  1.    Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение  Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?
  1. одновременность действий    Б. последовательность
  2. чередование                              Г. противопоставление
  1. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

 

Домашнее задание: упр.74 .

 

УРОК.

                 СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР   СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Цель урока: 1) отработать навык последовательного синтаксического разбора ССП;

                     2) научиться выполнять пунктуационный разбор СП;

                     3) совершенствовать навык анализа текста.

  1. Работа с ЭОР.

http://fcior.edu.ru/card/28852/znaki-prepinaniya-v-slozhnosochinennom-predlozhenii.html

Электронный модуль практического типа для углубленного изучения предмета по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении».

   II.  Анализ текста.

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

Все меньше звуков в ночи,  и все тише они. И поля молчат,  и село уснуло,  и все кругом заглохло. Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна, до самых краев. (С. Шуртаков.)

  • Озаглавьте текст. Определите его тип. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Как это связано с особенностями стиля?

Укажите лексические средства, с помощью которых автор передает мотив тишины в природе. (Меньше звуков, тише, молчат, уснуло, заглохло, тишина.)

  • Случайно ли, с вашей точки зрения, употребление однокоренных глаголов совершенного и несовершенного вида в одном предложении? (Наливалась — налилась; используя видовые пары, писатель передает продолжительность, повторяемость действия, а затем его результат).
  • Прочитайте второе предложение, опустив повторяющийся союз и. Сравните с записанным. В каком случае с большей выразительностью передается состояние покоя, тишины? (Повторяющийся союз и заставляет делать паузы при чтении предложения, что как бы замедляет происходящее — наступление ночной тишины.)
  • Что еще указывает на длительность происходящего? (Повторение слова все в первом предложении.)

Внимание учащихся обращается на то, что мотив тишины заканчивается усиленным аккордом — словами, выступающими в роли синонимов (дополна, до краев).

II. Работа по теме урока.

1.Рассмотреть план синтаксического и пунктуационного разбора (параграф 17).

2.Выполните пунктуационный разбор  текста.

 

3.Упр.75.

Домашнее задание:упр.76,контрольные вопросы.  .

 

                                         

УРОК.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель урока: 1) обобщить знания по теме «Сложносочиненное предложение»;

                      2)  отработать навык синтаксического разбора ССП;

                      3)  воспитывать бережное отношение к родному языку.

I.Работа по теории. Контрольные вопросы.

II.Практическая работа.

1.В характеристике каких сочинительных союзов допущена ошибка.

 также – противительный

 да ( в значении и) – соединительный

 однако – разделительный

 зато – соединительный

 не то – не то – разделительный

 же – противительный

 тоже - противительный

2. Найдите соответствие.

а.Он то внезапно принимался громко петь, то начинал                  простое предложение

безудержно смеяться.

б.Он не решился на эту поездку, и я тоже отказался        простое предложение с                

в ней участвовать.                                                                               противительным союзом

в.Однако не надо отчаиваться        ССП с противительным союзом

г.К счастью, к вечеру подморозило, зато в доме стало        простое предложение с

прохладнее.                                                                                          повторяющимися союзами

д.Дождь льёт уже второй день, однако мы не теряем        простое предложение со

надежды на скорое отплытие.                                                            сравнительным оборотом

е.Он всегда поступает так же, как и я.        ССП с соединительным союзом

ж.Он также не поехал в экспедицию.

3.Трансформируйте предложения в сложносочиненные.

А.Дунул ветер, всё вздрогнуло, ожило, зашумело.

Б.Странный старичок заговорил очень протяжно, звуки его голоса изумили меня.

В.Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.

Г.Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.

4.Синтаксический разбор предложения.

На воде гла…кой как зеркало  изредк… ходили круги да вздраг…вали лилии  потревоже(н,нн)ые веселою рыбой.  (На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали лилии, потревоженные веселою рыбой. (А.П.Чехов))

5.Упр.80 (устно).

6.Упр.82.

Домашнее задание: упр.81 .

 

УРОК.

ДИКТАНТ

Цель урока: контроль знаний.

«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нем, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.

Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего свое войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли, перерезали древний путь «из варяг в греки»[1] и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.

Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова...», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце XVIII века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов.)

                                            (По Б. Рыбакову.)

          Задание.

1.Подчеркните грамматические основы в предложениях последнего абзаца.

2.В ССП укажите значение сочинительных союзов.

3. Озаглавьте текст.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПП.Система уроков 9 класс

СПП.Система уроков 9 класс...

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" Разработка уроков по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Методическая работа "Система УЗ в ТРИИК" В работе представлены уроки русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение". Уроки были разработаны после прохождения курсов "Русский язык в...

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

Система уроков по теме "Обособление уточняющих членов предложения" .

Система уроков русского языка в 8 классе по теме "Обособление уточняющих членов предложения" рассчитана для учащихся с ОВЗ (вариант 7.2). Разработки уроков содержат различные виды практ...

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....

Система уроков 10 класс .Литература ."Война и мир" Л.Н.Толстой

Система уроков в 10 классе .Коровина .В.И. Журавлев В.П.(Литература )...