Внимание - голосовые связки!
статья по теме

Патершук Марина Николаевна

В данной статье освещаются основные вопросы сохранения здоровья голосовых связок - основного "инструмента" любого учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последние годы перед современной школой остро стоят вопросы о здоровье школьников, о внедрении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Участниками этого процесса являются не только дети, но и педагоги. Поэтому сегодня мне хотелось бы поднять вопрос о здоровье педагогов и, как специалисту по речи, обратить ваше внимание на один из «кирпичиков» в фундаменте под названием «здоровье педагога» - голос. Согласитесь, что умелое владение голосом, словом, речью - это залог профессионального успеха педагога.

По данным различных исследований, школьные учителя, как профессиональная группа, занимают по уровню заболеваемости среднее положение. Например, шахтеры и работники химических производств болеют чаще учителей, а банковские служащие и научные работники - наоборот, меньше. Здоровье педагогов оставляет желать лучшего. Виноваты здесь многие внешние и внутренние факторы.

Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:

  1. нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических
    состояний)
  2. сердечно - сосудистые нарушения (гипертонические проявления,
    вегето - сосудистая дистония, стенокардия и др.)
  3. остеохондроз
  4. нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы
  5. заболевания верхних дыхательных путей
  6. патология зрения (миопия и др.)

7.        у женщин - разнообразные гинекологические нарушения.
Возникает вопрос: в чем же дело?

Главные причины такого неблагополучия следующие:

  1. нарушение основных законов научной организации педагогического
    труда, особенно в связи с увеличением учебной нагрузки;
  2. возрастание трудностей педагогической деятельности из-за
    отрицательного отношения значительной части детей к школе,
    падения мотивации к обучению;
  1. ухудшение научных основ организации труда в педколлективах.

Как же относятся педагоги к своему здоровью? Грамотен ли учитель в вопросах здоровья, ведет ли он здоровый образ жизни?

По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние учителя на здоровье его учеников в соответствием с принципом, гласящим: «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»

Данные исследований, проведенных сотрудниками кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПК и ПРО с помощью разработанных анкет, вопросников и интервью, пришли к невеселому выводу. Для педагогов характерно выходить на работу в школу, даже, несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания на больничном после перенесенного заболевания.

Основные мотивы такого стремления выйти на работу - высокое чувство долга, ответственность особенно у педагогов «старой закалки». Оставить школьников без уроков равносильно для большинства педагогов нарушению этических принципов профессии.

Выход на работу в болезненном состоянии объясняется чаще всего беспокойством за воспитанников, чувством долга, привычкой регулярно ходить на работу, тревогой за состояние дел в школе, нежеланием «погружаться» в болезнь. Но ведь у нездорового учителя снижается работоспособность, другие стороны его профессиональной деятельности. А это оказывает отрицательное воздействие, причем на всех уровнях: гигиеническом (распространение инфекционных заболеваний), национально - психологическом, информационном и воспитательном.

Таким образом, очевидно, что повышение грамотности учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья - необходимое условие внедрения здоровьеоберегающих технологий в школе.

   Итак, голос образуется, когда струя выдыхаемого из легких воздуха, проходя через сомкнутые голосовые связки, вызывает их колебания. Возникающий при этом слабый звук усиливается, затем полостями рта, глотки, носа и придаточных пазух и приобретает индивидуальную окраску (тембр). В зависимости от напора выдыхаемой струи, сопротивления голосовых связок и амплитуды их колебания голос может быть сильным или слабым; длина и частота звуковых волн обуславливают высоту голоса.

Голос здорового человека звучит легко и свободно. В период полового созревания у подростков наблюдается смена голоса - мутация, характеризующаяся утомляемостью, охриплостью, срывами голоса; в это время мальчикам категорически запрещается учиться пению. В старческом возрасте в связи со снижением мышечного тонуса, окостенением хрящей гортани голос становится низким и дребезжащим. Изменения голоса проявляются его быстрой утомляемостью, охриплостью различной степени, выраженности вплоть до полной утраты (афония), а также гнусавостью. К нарушениям голоса могут приводить воспалительные изменения голосовых связок, препятствующие их полному смыканию, паралич, когда одна связка остается неподвижной, и другие заболевания гортани, а также ангины, заболевания глотки, полости рта, носа и придаточных пазух, бронхов, легких, трахеи. Нарушения голоса могут быть связаны также с заболеваниями сердечно - сосудистой системы, центральной и периферической нервной системы.

Одной из причин изменений голоса является перенапряжение голосовых связок. Поэтому учитель должен умело пользоваться своим речевым аппаратом, не допуская перенапряжения голосовых связок. Голос - неповторимое средство общения, для педагога - основное «орудие труда». Поражение голосового аппарата, потеря звучности речи вынуждают менять специальность. Поэтому голос необходимо беречь. Прежде всего, следует избегать перенапряжения голосовых связок: не разговаривать громко, особенно на холоде ,а также во время респираторной болезни. Не рекомендуется курить, злоутреблять крепкими спиртными напитками, очень острой, горячей или холодной пищей. Сохранить голос помогает закаливание организма. Что же делать, если вам пришлось долго говорить, выступать; горло перенапряжено, устали голосовые связки?

  1. С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых
    вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня
    языка, глотки и гортани. Время упражнения 5-10 сек. Чувство
    напряжения в подчелюстных мышцах останется еще на 2 - 3 минуты,
    голос восстановится.
  2. Выпейте стакан чая с мятой или пососите мятную пастилку.
  3. Можно бросить в стакан горячей воды таблетку валидола и подышать
    парами в течение одной минуты.
  4. Рецепт народной медицины при охриплости голоса. 10 грамм фенхеля
    обыкновенного (семена) залить 1 литром кипящего молока, настаивать
    10 минут, пить маленькими глотками.

Дыхание - основа звучащей речи. От правильного речевого дыхания во многом зависит четкость и выразительность речи.

Дыхание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное -нерегулируемое, «свободное» дыхание (вдох - выдох - пауза). Произвольное - регулируемое дыхание, которое говорящий подчиняет целям, задачам и содержанию речевого общения (схема: вдох - пауза - выдох).

С физиологической точки зрения различают 4 основных типа дыхания:

  1. 1) ключевое (верхнее)- поверхностное, неглубокое дыхание, при таком
    типе дыхания плечи находятся в постоянном движении вверх- вниз;
  2. 2) грудное (женский тип), при котором активно « работает» верхняя часть
    грудной клетки;
  3. 3) брюшное (мужской тип), при котором активно работает нижняя часть
    грудной клетки;
  4. 4) смешанное (реберно-диафрагматический тип), при котором «работают»
    легкие и диафрагма.

Последний    -    самый    оптимальный    тип    дыхания,    обеспечивающий

наибольший запас воздуха и экономное его использование.

Овладеть     произвольным     смешанным     дыханием     помогут     простые

упражнения:

  1. Сядьте удобно, положите одну руку на живот, другую - сбоку на
    нижнюю часть грудной клетки, сделайте глубокий вдох через нос (при
    этом живот выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной
    клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же
    произведите  свободный,   плавный  выдох  (живот  и  нижняя  часть
    грудной клетки принимают прежнее положение).
  2. Короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 сек воздух в
    легких, затем - протяжный, плавный выдох через рот.
  3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном выдохе
    произнесите гласный звук (и т. д.).

Кроме того, носовое дыхание, в какой-то степени защищает от воздушно-капельных инфекций, тогда как при вдохе ртом микробы попадают непосредственно на слизистую и вызывают воспалительные заболевания горла. Например, йоги считают, что дышать человеку следует только носом: дышать ртом, по их мнению, также неестественно, как есть носом. А если, несмотря на все меры предосторожности, голосовые связки простужены, обращайтесь к специалистам: отоларингологу или фониатру. При травмпункте работает городской кабинет, где есть эти врачи - специалисты   и   мы   -   городские   педагоги   можем   туда   обратиться (проверить голосовые связки, получить лечение, а при необходимости-больничный лист.)

БЕРЕГИТЕ ГОЛОС - ОСНОВНОЕ ОРУДИЕ ТРУДА ПЕДАГОГА! ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ, ВЕДЬ ЛУЧШЕ НАС САМИХ О НАС НИКТО НЕ ПОЗАБОТИТСЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Строение голосового аппарата"

Цель данной работы - достижение более полного понимания вопросов вокальной методики....

ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Онтогенез голосового развития...

Голосовая гимнастика "Динозаврик"

Гласные буквы хорошо поются. Тихое исполнение, нарастание звука и громкое кодовое звучание-это упражнение нравится детям....

Проверочная работа .Тактические приемы. Связка. Использование связки в разных стадиях партии.

Проверочная  работа по теме «Тактические приемы» к дополнительной образовательной программе «Учись, играй, выигрывай»....

Беседа "Внимание...Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание...

презентация на тему "Высказывания и логические связки. Логические связки НЕ, И, ИЛИ"

Материал посвящен одному из разделу ллементов математической логики, который проходит в 8 классе. Содержит теоретический материал - краткую характеристику составных высказываний с логическими связками...