ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ
статья (музыка) на тему

Рябова  Елена Юрьевна

Онтогенез голосового развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ontogenez_golosovogo_razvitiya.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОНТОГЕНЕЗ ГОЛОСОВОГО РАЗВИТИЯ

Развитие голоса у детей рассматривали Хватцев М.Е., Ляпидевский С.С., Правдина О.В., Лаврова Е.В. Они дают общие представления о процессе развития голоса. Голос в своем развитии проходит определенные этапы.

Е.В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько

периодов:

  1. дошкольный период до 6-7 лет;
  2. домутационный период от 6-7 до 13 лет;
  3. мутационный период 13-15 лет;
  4. послемутационный период 15-17 лет.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Рефлекторный крик – это первая реакция ребенка. Голос имеет головное звучание.

Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц.

Голосовые связки колеблются лишь своими краями, т.к. мышцы голосовых связок еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки, которая наблюдается в крике младенца.

В дальнейшем крик становится все более интонированным, выразительным. Постепенно становятся разнообразными интонации и усложняются сами звуки – появление гуления.

По мере развития словаря звукопроизношения, усложняются голосовые реакции.

В этот период развития большую роль играет окружение ребенка. Путем подражания, ребенок легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих.

Голос ребенка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при формировании голоса низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие-визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки. Интонация и модуляция становится богаче по мере роста ребенка и развития голоса. Диапазон звучания к концу дошкольного периода составляет 5-6 нот. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани. Известно, что голосовая мышца формируется к 10-12 годам. К этому времени, кроме перстне-черпаловидных мышц, включаются и голосовые мышцы. Поэтому в 12 лет развитие органов голосообразования по месту расположения и морфологическому строению соответствует рецепторному аппарату взрослого. Диапазон расширяется до 11-12 нот.

Мальчики в домутационном периоде трудно справляются с верхними звуками своего диапазона, появляется усталость, однако как разговорный так и певческий голос еще сохраняет детское звучание. С наступлением периода полового созревания у мальчиков голос резко изменяется из детского в голос мужчины. Этот процесс связан с ростом гортани и носит название мутации или перелома голоса.

Изменение голоса складывается в первую очередь на разговорной речи. У мальчика, говорящего фальцетным голосом, начинают появляться низкие грудные звуки. За время перелома голос у мальчиков понижается на целую октаву и даже больше, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины, баритон или бас.

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилием его роста и появлением заметных изменений голоса.

Длительность мутационного периода колеблется в норме от нескольких месяцев до двух лет. Иногда наблюдается так называемая патологическая мутация, в виде преждевременной (в 10-11 лет) или поздней (19-20 лет) мутации. Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях.

Конечная стадия мутации закрепляет голосообразование взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапазон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса.

И так с изменениями роста всего организма, и частности голосового аппарата, изменяется и голос. Развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, т.е. развитие голоса неотделимо от развития речи в целом.

Список литературы:

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Пракическое пособие  – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 г.
  2. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М., 1990 г
  3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007 г.
  4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб:. 2000г.
  5. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия, 2007.
  6.  Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Д.В. Уклонская. Нарушения голоса. М:. 2006
  7. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. Астрель. М:. 2005
  8.  Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Медицина, 1964 г.
  9. Степанова Г.М. Особенности фонопедической работы у детей, страдающих дисфонией, вызванной перенапряжением голоса // Актуальные вопросы фониатрии. – М., 1996г
  10. Уколова Л.И., Самарин В.А., Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М.: Академия. 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Онтогенез- индивидуальное развитие организмов"

готовая презентация применяется в курсе биологии 9 и 10 классов по теме "Индивидуальное развитие организмов"....

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.

Урок изучения нового материала, в котором рассматриваются следующие цели: Образовательные: познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном развитии орган...

Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека.

Урок - проект на тему онтогенез - индивидуальное развитие организма. Урок разработан на эмбриональный период онтогенеза на примерне развития человека. Данный урок может использован как на уроках анато...

Урок-проект на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека "

Урок- проект  на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека " разработан для 10 класса, так же можно применять этот урок для изучении развития человека по анатомии и для кла...

Тест по теме "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Тест по теме "Эмбриональное развитие организма" в 11 классе по программе И.Н.Пономарёвой...

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...