Программы обучения
рабочая программа (6 класс) на тему

Необходимо развивать у школьников специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях, проведению исследования, презентации деятельности и её результатов, самоанализу и рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

руководитель ШМО                                         Директор МБОУ «СОШ № 19»

__________________                                        ____________ Л.А. Захарова

«___» ___________2012г.                                         «____» _______________2012 г.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

рабочая программа для учащихся 6 классов

Составитель:

Т.В. Чередилина,

учитель технологии

высшей категории  

Краснотурьинск

2012  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.

Для принятия обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь – максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.

Учение – это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности. В том числе в проектной деятельности.

Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять её целенаправленный поиск;

- у школьников отсутствует интерес, мотив к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:  

  1. Формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
  2. Помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
  3. Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
  4. Учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  5. Развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.

Занятия курса разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

Концепция педагогики индивидуальности О.С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциональной.

В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…».

В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях, проведению исследования, презентации деятельности и её результатов, самоанализу и рефлексии.

На изучение курса по проектной деятельности в 6 классе предусмотрено 34часа (по 1 часу в неделю), из них 60-70 % учебного времени отводится на практическую деятельность учащихся.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения: индивидуальная самостоятельная работа, групповая дискуссия, беседа, анализ конкретных ситуаций, создание проблемных ситуаций, мини-опрос, элементы наблюдения, самонаблюдения, ролевые игры, тестирование, выполнение проекта, анализ и самооценка.

При выполнении проекта намечаются определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе. Оценивание успешности освоения программы выполняется на публичной защите проектов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Общее количество часов

Теория, ч

Практика, ч

Введение. Из истории метода проектов

1

1

1.Учимся проектировать

10

5

5

2. Типология проектов

2

2

3.Основные компоненты проекта

20

Исследовательский этап.

3

1

2

Технологический этап

10

2

8

Экономическое обоснование проекта.

3

1

2

Заключительный этап

4

4

4.Подведение итогов

1

1

Всего часов

34

13

21

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Из истории метода проекта.

  1. Учимся проектировать (10ч)

Ассоциация слова «проект». Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы.

Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели. Целенаправленность и целеустремленность. Мой интеллект. Учимся планировать

Мои способности и проект. Учимся применять способности.

Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать  в группе.  

Способность управлять собой. Учимся рефлектировать.

Практические задания: Тест на сообразительность и гибкость мышления.

Упражнения на развитие умения планировать свою деятельность.

Самооценка «Умение работать в команде».

  1. Типология проектов (2ч).

Особенности исследовательского, прикладного, творческого и информационного  проектов.

  1. Основные компоненты проекта (20ч).

Исследовательский этап.

Определение потребностей и краткая формулировка задачи. Формулировка проблемы исследования.

Набор первоначальных идей. Проработка одной или нескольких идей.

Поиск источников информации (средства СМИ, анкетирование, интервью и т.п.)

Обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы)

Технологический этап.

Разработка путей решения проблемы. Придумать конструкцию изделия (сценарий, программа).

Составление последовательности изготовления изделия (осуществления сценария, программы)

Материальная реализация проекта: подбор необходимых инструментов, оборудования, материалов.

Организация рабочего места с учетом техники безопасности.

Изготовление изделия (осуществление сценария, программы). Текущий контроль качества выполнения технологических операций. Трудовая дисциплина, культура труда.

Экономическое обоснование проекта.

Расчет прямых и косвенных затрат. Установление себестоимости проекта. Сопоставление полученных данных с ценами на рынке.

Заключительный этап

Контроль изготовленного изделия (осуществленного сценария, программы). Общий анализ работы, выводы по работе. Самооценка.

Оформление проекта. Представление результатов проекта. Презентация проекта.

Защита проекта.

  1. Подведение итогов(1ч).


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ

Предметная (предметно-информационная) составляющая образованности

знать понятие проекта; типы проектов; этапы выполнения проектов, способы представления информации; методы, используемые при выполнении проекта; критерии оценки проекта.  

Деятельно-коммуникативная   составляющая образованности  

уметь использовать различные источники информации для получения нужных сведений; анализировать ситуацию, определять проблему и вытекающие из неё задачи; ставить цель, составлять план; уметь организовывать рабочее место; рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта; моделировать варианты ожидаемых результатов, оформлять результаты проектной деятельности.

Ценностно-ориентированная составляющая образованности  

обладание самостоятельности и настойчивости в достижении цели, проявление интереса к окружающему миру.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Баранюк Е.Г., Гончарова В.М. Основы экономической культуры: Учебник для 5-6 классов общеобразовательных школ. Екатеринбург: издательский дом «Сократ». 2002. – 144с.
  2. Павлова М.Б., Сасова И.А., Гуревич М.И. Технология 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. И А. Сасовой. М.: Вентана-Граф. 2007. – 224с.
  3. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2004. – 240с.
  4. Формирование проектных умений школьников: практические занятия /  авт.-сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель. 2009. – 103с.
  5. Чернякова.В.Н. Технология обработки ткани: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 1997. -127с.  

СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ ПРОГРАММЫ

ФИО                         Чередилина Татьяна Викторовна

Должность                 учитель технологии

Категория                        высшая

Домашний адрес                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Некоторые советы по обучению детей с РАС. (Составление программы обучения, чем наполнить программу)

Данный материал будет интересен специалистам, которые работают с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приведены примеры функциональных заданий, которые можно вставить в индивидуальную...

Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.

Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией  Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...

Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Актуальность данной про...

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения

Рабочая программа по физике для 7 класса с адаптированной образовательной программой обучения по учебнику А.В. Перышкина...

Программа обучения английскому языку (первый год обучения, 2 класс)

Целью данной работы является развитие у детей раннего школьного возраста устойчивого интереса к изучению английского языка, как средству общения и обмена информацией....