Мастер-класс "Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Дедова Надежда Павловна

Конспект метапредметного занятия в 5 классе.  Приёмы формирования понятий. Приёмы, сходные с определением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:  Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие.

Цель: показать приёмы работы с метапредметной категорией  «Определение и понятие»

Задачи: 1. Дать теоретическое обоснование необходимости работы с метапредметной категорией «Определение и понятие». 2. Продемонстрировать способы работы с определением и понятием.

                                Ход мастер-класса

1. Теоретическое вступление.

Эпиграф:  

Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. (Хуторской А.В.)

Обязательным элементом метапредметного занятия являются

1) работа с ключевыми понятиями с целью их философского осмысления;

2) выделение признаков этих понятий в предметной теме;

3) Сопоставление философского понимания этого понятия и его смыслового наполнения в предметном материале.

Сегодня я хочу показать некоторые приёмы работы с определением и понятием в 5 классе.

Приёмы формирования понятий:

1) анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства);

2) синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков);

3) сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам);

4) обобщение (мысленное объединение отдельных признаков в понятие).

Приёмы, сходные с определением:

1) описание (перечисление внешних черт предмета);

2) характеристика (перечисление некоторых внутренних существенных свойств человека, явления, предмета);

3) разъяснение посредством примера (даётся тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие).

2. Практическая часть

Задание №1.  Я называю определение, вы – понятие.

1. Травянистое растение с соцветиями, у которых лепестки обычно белые, а середина жёлтая.

Ромашка

2. Замкнутый в берегах большой естественный водоём.

Озеро

3. Тот, кто связан с нами дружбой.

Друг

4. Личное название человека, даваемое при рождении.

Имя

5.Население государства, жители страны.

Народ

6. Посланец Бога, покровительствующий человеку.

Ангел

- Какое слово получилось при сложении первых букв? (Родина)

Задание №2.

- Какие ассоциации связаны у вас с этим понятием? (Россия, страна, родная земля, родной край, родная природа, родной город, семья, родители, детство, близкие, друзья…).

-  Назовите  из перечисленного  наиболее важные, существенные признаки понятия «Родина» (Россия, страна, родная земля…)

- Попробуйте сформулировать определение понятия «Родина» (Родина – страна, где человек родился…)

- Заглянем в «Словарь русского языка» С.И. Ожегова: «Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н.»

Итак, мы учились конструировать определение понятия.

Задание №3

-Выберите правильное определение понятия «соотечественник».

        1. Человек, у которого есть отечество.

        2. Человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь.

        3. Человек, который проживает вдали от отечества.

        4. Человек, который живёт в отчем доме.

Задание №4

- Соотнесите понятие и определение.

1. Ностальгия

А) Древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.

2. Отечество

Б) Человек, который любит свою Родину.

3. Предок

В) Лицо, выселившееся из своей страны в другую по тем или иным причинам.

4. Эмигрант

Г) Страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.

5. Патриот

Д) Тоска по Родине

Задание № 5

- Постройте лестницу понятий, в которой каждое новое понятие относится к предыдущему

как род к виду.

 Москва, населённый пункт, столица, город (Москва – столица – город – населённый пункт). 

Задание №6

Приёмы, сходные с определением: описание, характеристика, пример.

- Выйдите на понятие.

1. Описание (внешние признаки):  из бумаги, прямоугольной формы…

2. Характеристика (внутренние черты, свойства): содержит информацию, рассказывает о судьбах людей, исторических событиях…

3. «Война и мир»

Ответ:  книга.

Задание № 7  Работа в группах

Мотивация

- Понятие и слово – одно и то же? (нет)

 - Дайте определение понятию «коса». Что вызвало у вас затруднение?

(коса – сплетённые вместе пряди волос;

коса – сельскохозяйственное орудие для срезывания травы;

коса – идущая от берега полоса земли, отмель.

Слова-омонимы могут фиксировать разные понятия.

- Что вы можете сказать о словах «метель», «буран», «вьюга» ? (разные слова могут обозначать одно и то же понятие)

Каждое понятие имеет чёткое определение.

Понятие и слово не одно и то же. Слово – «дом» понятия, символ, знак.

Самостоятельная работа и предъявление результата

 (во время выполнения заданий  негромко звучит мелодия песни М. Таривердиева «Песня о далёкой Родине»)

1 группа («Ромашка»). Назвать проявление и характеристики понятия « привязанность» и записать их на лепестках (Любовь, дружба, верность, привычка, симпатия…) (Привязанность - чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому - чему – нибудь).

Вывод: раскрыть содержание понятия – значит указать его существенные признаки.

2 группа («Солнышко»). Подобрать к определениям понятия и записать на «лучиках».

1. Жилое здание, а также люди, живущие в нём  (дом)

2. Женщина по отношению к своим детям (мать)

3. Группа живущих вместе родственников (семья)

4. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности (любовь)

5. Детский возраст, детские годы (детство)

6. Тот, кто находится в родстве с кем-нибудь (родственник)

Вывод: понятие – мысль, отображающая общие и существенные признаки определённой совокупности предметов, процессов, явлений

3 группа («Исключи лишнее»). (Даны высказывания о родине и определение  понятия «родина»).

1. Отчизна – это край, где пленница душа. (Вольтер).

2. Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине. (А.Франс).

3. Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский).

4. Родина. 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, присхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. (С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»).

Вывод: высказывание и определение – не одно и то же. Высказывание не раскрывает содержание понятия.

4 группа («Ключевые слова»). Найти в тексте  ключевые слова, определяющие понятие «Родина», составить кластер. (Текст В. Пескова).

Вывод: алгоритм определения понятия: расчленение составляющих, выявление внешних признаков, сравнение сходных предметов, синтез (объединение важных признаков предмета).

3. Подведение итогов.

Итак, я показала такие приёмы формирования понятий, как

- анализ (расчленение на составляющие)

- синтез (соединение в целое)

- сравнение (установление сходства)

-  обобщение (объединение в понятие),

а также приёмы, сходные с определением:

- описание

- характеристика

- разъяснение посредством примера.

4. Рефлексия

- Назовите одно слово, определяющее для вас понятие «родина».

- Нарисуйте мини-интеллект-карту (карту ваших ассоциаций) с центральной идеей «родина» (раздаточный материал – контур русской берёзки, фломастеры,  цветные карандаши).

Спасибо за внимание и сотрудничество!

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Категория духовности в контексте понятия музыкально - развивающей среды.

В статье "Категория духовности в контексте понятия   музыкально - развивающей среды" речь идёт о том, как музыкальная среда в школе способна воздействовать на духовное развитие школьников.О...

урок на тему Определение и понятие географических координат.

              Цель: научить учащихся определять географические координаты Задачи урока: А. Сформулировать  определение понятий «географиче...

Познавательные метапредметные умения. 5 класс "Понятие обыкновенной дроби"

Задания для текущего контроля сформированности познавательных метапредметных действий при изучении "Понятия обыкновенной дроби" 5 класс...

Мастер-класс "Метапредметный подход к определению математических понятий"

Мастер-класс на муниципальном этапе всероссийского конкурса "Учитель года-2016", презентация и конспект....

Презентация "Определение научного понятия"

Презентация "Определение научного понятия"...

Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие».

Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие». ...


 

Комментарии

Шипелкин Владимир Иванович

Интересный мастер-класс,Надежда Павловна! Знаком с интеллект-картами, но мне понравилась Ваша идея с мини-интеллект-картами.Сразу появились свои идеи, спасибо!

Дедова Надежда Павловна

Спасибо,Владимир Иванович, за внимание и добрые слова!