Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие».
статья по русскому языку

Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_opredeleniya_stilisticheskogo_svoeobraziya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема стилистики: определение значения понятия «стилистическое своеобразие».

Некоторые стилистические категории до сих пор не получили четкого определения ни в отечественной, ни в зарубежной стилистике. К разряду таких категорий относится и понятие «стилистическое своеобразие», определения которому нет даже в «Стилистическом энциклопедическом словаре». Этим и обусловливается актуальность выбранной темы. Более того, практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов как в практике преподавания русского языка, так и при выполнении стилистического анализа в будущем. Цель заключается в следующем: проанализировать работы, посвященные непосредственно выявлению стилистических особенностей или стилистического своеобразия конкретных художественных текстов и на основе этого прийти к выводу о том, что же в итоге авторы этих работ понимают под термином «стилистическое своеобразие».

 В рамках работы нами были проанализированы три статьи.  Первая -статья Бачкановой Э.Х. «О стилистическом своеобразии прозы Л.Н.Толстого («Война и мир»)». В статье автор достаточно подробно анализирует индивидуальный стиль писателя. Одной из главных особенностей стиля Толстого, по мнению автора статьи, является активное использование в авторской речи принципа художественной антитезы, когда внешнему, показному писатель противопоставляет внутренне, настоящее; описанию явления противопоставляется его сущность. В стилистическом плане это выражается в замене условно-возвышенных привычных обозначений обыденными словами, иногда даже грубыми, подчеркивающими отрицательную сущность предмета или личности. Далее автор статьи на примерах иллюстрирует применение данного художественного средства в романе «Война и мир», например, в описании ночи в Отрадном.  Также в этой статье Бачканова Э.Х отмечает, что для выражения глубоко сложных  и противоречивых тонкостей движения человеческой души Л.Н.Толстой прибегает к применению стиля так называемой внутренней речи, впервые получившей подробное научное обоснование в трудах В.В.Виноградова. Писателю удается четко выражать мысли и чувства своих героев через внутренние монологи. Здесь в качестве примера автор статьи приводит рассуждения Пьера перед вступлением французов в столицу. Что касается синтаксических особенностей внутренней речи, Бачканова обращает внимание, что они обусловлены прежде всего характером психологических переживаний героя: в тексте мы видим простые предложения, иногда состоящие из нескольких слов и содержащие в себе особую интенсивность мысли и чувства, и синтаксически развернутые композиции, в которые периодически разрастается внутренний монолог. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что Л.Н.Толстому удалось создать новые для русской литературы того периода стилистические приемы, являющиеся выражениями внутренней речи человека. Именно эти приемы и исследуются автором статьи в контексте стилистического своеобразия всего романа.

Далее обратимся к статье Красноярова П.Н. «Стилистическое своеобразие романа Д.Киза «Цветы для Элджернона». В этой работе автор подробно анализирует фонетические, графические и лексические приемы, которые Д.Киз использует для раскрытия художественного образа главного героя. Авор статьи акцентирует внимание на том, что для создания образа Чарли Гордона Д. Киз активно использует графические средства, такие как аллитерация, написание слов в той форме, в какой мы их произносим, умышленные искажения слов, что подчеркивает малограмотность и необразованность героя. Далее автор статьи отмечает наличие в тексте стилистических средств и приемов: метафоры (которые, кстати, начинают появляться в речи героя не с самого начала, а по мере возрастания его интеллекта), антитезы, сравнения (которые герой чаще всего использует для рефлексии и самоанализа). Данная статья Красноярова не отличается четкой структурой, однако из представленного в ней анализа, мы все-таки можем сделать вывод о том, что и здесь, исследуя стилистическое своеобразие произведения, автор прибегает к анализу стилистических приемов, которые способствуют интерпретации образа главного персонажа.

В завершение обратимся к работе Э.Ш.Гасымова «Стилистическое своеобразие и особенности употребления языковых единиц рассказа А.П.Чехова «Свадьба». В данной статье с соблюдением уровневого подхода преимущественно исследуются выразительные средства и стилистические приемы в индивидуальном стиле А.П.Чехова. На фонетическом уровне выделяются следующие особенности: реализация нескольких шумных  взрывных согласных в рамках одного словосочетания (н-р, оглашается грохотом), сочетания взрывных и дрожащих звуков, благодаря чему повышается уровень шума (описание марша: «Ещё одна минута ожидания — и в “проходной”, резко, остервенело рванув, раздаётся оглушительный …марш) , наличие звукоподражаний («тпррр» в обращении к лошади), а также воспроизведение фонетических особенностей речи некоторых персонажей (н-р, Спиры – «цичас»). На лексическом уровне автор статьи замечает большое количество слов с общей семой «звук», в связи с чем появляется множество звуковых образов. Также здесь отмечается активное употребление разговорных и просторечных слов, которые в качестве микрообразов вносят изменения в смысловую структуру текста. Кроме того, Э.Ш.Гасымов фиксирует частое использование фразеологизмов, что играет немаловажную роль в стилизации речи персонажей. На синтаксическом уровне автор статьи обращает внимание на обилие в тексте восклицательных предложений и заявляет, что этот факт является непосредственной стилистической особенностью данного рассказа. Далее Э.Ш.Гасымов переходит к собственном стилистическому своеобразию текста (по определению самого автора). Здесь он говорит об основном стилистическом приеме, используемом А.П.Чеховым – батосе (снижении стиля), и о стилистических средствах, таких как эпитеты, сравнения (Любочка сравнивается с тенью; лица, держащие венец жениха сравниваются с лошадьми), гиперболы и олицетворения (оглушается грохотом, экипажи гремят), метафоры, дополняющие функцию снижения (у «старшого» из музыкантов волосы на лице сбились в паклю). В уже упомянутом выше эпизоде марша А.П.Чехов, по замечанию Э.Ш.Гасымова, прибегает к еще оному стилистическому приему – амплификации (нагнетанию различных выразительных средств). 

На материале проанализированных статей можно сделать вывод, что стилистическое своеобразие непосредственно связано с индивидуальным стилем автора, который выражается в использовании как нетрадиционных подходов в построении композиции произведения, выбора тематики или проблем, так и специфическом выборе стилистических и выразительных средств из индивидуального ресурса языковой системы. Подводя итог, мы можем вывести собственное определение понятия «стилистическое своеобразие», которым в перспективе собираемся руководствоваться в других работах. Итак, стилистическое своеобразие – это комплекс стилистических приёмов средств выразительности, реализующихся на всех уровнях (фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом), играющих роль в формировании индивидуального стиля автора при создании образов персонажей.

Список литературы:

Гасымов, Э. Ш. Стилистическое своеобразие и особенности употребления языковых единиц рассказа А. П. Чехова "свадьба" / Э. Ш. Гасымов // Культура и наука Дальнего Востока. – 2021.

Краснояров, П.Н. Стилистическое своеобразие романа Д.Киза «цветы для Элджернона» / П.Н. Гасымов // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXII Международной научнопрактической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: – 2021. – с. 186

Бачканова, Э. Х. О стилистическом своеобразии прозы Л.Н. Толстого ("Война и мир") / Э. Х. Бачканова // Достижения вузовской науки : сборник материалов XXX Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 05–18 мая 2017 года. – 2017. – С. 39-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах.  (Трудности в определении значений падежей)....

Мастер-класс "Работа с метапредметными категориями. Определение и понятие"

Конспект метапредметного занятия в 5 классе.  Приёмы формирования понятий. Приёмы, сходные с определением....

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Проблемы формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано

В работе подробно рассматривается проблема формирования чувства стиля и стилистических навыков обучающихся игре на фортепиано .Явление музыкального стиля, рассматриваемого с педагогических позиций, су...

"Лексико-стилистическое своеобразие политических речей Маргарет Тэтчер"

В условиях глобального развития многообразных видов СМИ роль живого слова политического деятеля возросла. Аудитория становится многомиллионной, увеличивается и ответственность оратора за произносимое ...

Проблемы формирования чувства стиля и стилистических навыков у обучающихся игре на фортепиано

Метлдическая работа по проблеме формирования чувства стиля при обучении игре на фортепиано...