К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).
статья по русскому языку (9 класс) на тему
К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значений падежей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_izucheniya_padezhnoy_sistemy.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
К вопросу изучения падежной системы русского языка
в старших классах.
(Трудности в определении значений падежей)
Методическая работа преподавателя русского языка
и литературы
Лешуковой Л.В.
Москва 2012 г.
Программа для суворовцев старших классов, разработанная на основе Государственного стандарта общего образования, построена с учётом повторения грамматического и лексического материала, изученного в средней школе, содержит материал, обеспечивающий:
- целенаправленное обучение суворовцев русскому языку, развитие правописания и культуры речи в объёме, необходимом для занятий по изучаемым параллельно общеобразовательным и специальным дисциплинам, для самостоятельной работы с учебной литературой, чтения газет и журналов;
- последовательное включение в учебный процесс новых грамматических тем – элементов стилистики, лексического материала, знакомящего с историей нашей страны, её героическим прошлым, с достижениями в области науки, культуры и техники;
- систематическое проведение на занятиях и во внеурочное время воспитательной работы с учётом уровня развития и подготовки суворовцев.
Главное назначение этого материала – создать грамматическую базу для дальнейшего развития и углубления навыков речевой деятельности суворовцев, позволяющих приступить к параллельному изучению общеобразовательных и специальных дисциплин. Особого внимания при изучении грамматического материала требуют темы, знакомство с которыми вызывает у суворовцев определённые трудности. К таким темам следует отнести сведения о категориях местоимений, качественных прилагательных, количественных и порядковых числительных, наречиях образа действия, времени, места; системе спряжения глаголов в настоящем, будущем и прошедших временах. Но особо следует выделить тему, изучающую основные грамматические категории и важнейшие значения падежей существительных. Практика показывает, что большое количество ошибок суворовцы допускают при выполнении упражнений, контрольных и самостоятельных работ, предложенных им в качестве закрепления падежной системы русского языка. Почему возникают сложности в определении значений падежей и каков характер допускаемых ошибок? Во время устных ответов суворовцы испытывают трудности в определении того или другого падежа существительного, предложенного им для разбора, считая главным признаком данного падежа вопрос, а не окончание. Суворовцы часто не могут назвать основные значения косвенных падежей, не всегда правильно объясняют употребление падежей без предлогов и с предлогами. Выполняя письменные задания, суворовцы допускают ошибки в написании падежных окончаний: - после шипящих и Ц в творительном падеже единственного числа у существительных мужского, женского и среднего родов: бойцом, товарищем, межой,лужей, окном, училищем; - в окончаниях существительных мужского рода на – ИЙ, женского на --ИЯ, среднего на –ИЕ в предложном падеже единственного числа:
ГДЕ? В санатории, в аудитории, в задании, на собрании;
О КОМ? О Василии, о Ксении, о Юлии;
- в некоторых существительных мужского рода, имеющих в предложном падеже после предлогов В и НА (при обозначении места, а иногда и времени) окончание -У(-Ю):
ГДЕ? В бою, в тылу, в плену, в глазу, в Крыму, на посту, на мосту, на углу, на Дону, на носу.
КОГДА? В 2012 году, в первом часу ;
- в существительных женского рода множественного числа, оканчивающихся на шипящие в родительном падеже:
именительный падеж ЧТО? родительный падеж ЧЕГО?
тучи туч
рощи рощ
дачи дач
встречи встреч
- в окончаниях существительных с мягкой основой, которые в родительном падеже множественного числа имеют конечный твёрдый согласный:
именительный падеж ЧТО? Родительный падеж ЧЕГО?
песни песен
вишни вишен
черешни черешен
башни башен
- в окончаниях существительных с предлогом ПО в предложном падеже для обозначении времени:
по приезде в Москву, по возвращении на родину.
Встречаются и другие ошибки.
Основная цель данной работы -- оказание помощи суворовцам при изучении падежной системы русского языка. Суворовцы должны не только усвоить правила, но и уметь применять их на письме и в речи, не допуская при этом речевых и орфографических ошибок. Представленная работа включает в себя материалы по грамматике, знакомящие суворовцев с падежной системой русского языка, с основными значениями некоторых падежей и их употреблением без предлогов и с предлогами. В предлагаемую работу включены упражнения, которые преподаватели – словесники смогут использовать для закрепления изучаемого материала, а так же таблицы, которые могут быть предложены суворовцам в качестве наглядных средств обучения.
Приступая к изучению (повторению) падежей русского языка, преподаватель предлагает вниманию суворовцев следующую таблицу:
№№ п/п | П А Д Е Ж | В О П Р О С |
1 | Именительный | КТО? ЧТО? |
2 | Родительный | КОГО? ЧЕГО? |
3 | Дательный | КОМУ? ЧЕМУ? |
4 | Винительный | КОГО? ЧТО? |
5 | Творительный | КЕМ? ЧЕМ? |
6 | Предложный | О КОМ? О ЧЁМ? |
и поясняет, что одной из грамматических категорий имён существительных является категория падежа. В современном русском литературном языке шесть падежей, каждый из них отвечает на определённые вопросы. Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. Падежи русского языка богаты значениями, один и тот же падеж существительного может употребляться в предложениях (без предлогов и с предлогами) для обозначения различных отношений между предметами. Поэтому главным признаком каждого падежа является окончание, а не вопрос. Для примера можно использовать следующую таблицу:
Падеж | Род | Вопрос | Окончание | |||
Чей? | Чего? | Откуда? | Где? | |||
Родительный | Муж. | Учебник Брата | У меня нет учебника | Из Киева Из города | У окна У стола | -А |
Из приведённого выше примера мы видим, что падежи могут употребляться в разных значениях -- родительный падеж принадлежности, признака предмета, места, времени; вопросы могут быть разными, но окончание всегда остаётся одним и тем же. Практика показывает, что знакомство с именительным падежом не вызывает никаких трудностей. Суворовцы сразу отмечают, что именительный падеж в предложении является независимым и называется прямым, что он всегда употребляется без предлогов, что существительные, отвечающие на вопросы именительного падежа, в предложениях выступают в роли подлежащего.
1. Самым многозначным и одним из «трудных» в русском языке является родительный падеж. Он может употребляться без предлогов и с предлогами: книга товарища, книга у товарища, работа без ошибок. Суворовцы должны запомнить, что родительный падеж без предлогов употребляется в сочетании:
с существительными -- ответ ученика
с прилагательными -- достоин уважения
с числительными -- пять офицеров
с глаголами -- добиться успехов
Родительный падеж употребляется в сочетании со словами, обозначающими неопределённое количество: много, мало, сколько, столько, несколько.
Много (мало) книг, газет, журналов
Сколько (столько, несколько) человек, друзей, комнат
Родительный падеж с предлогами
Суворовцы должны знать, что с родительным падежом употребляются предлоги, обозначающие место и отвечающие на вопрос ГДЕ?
Предлог | Значение | Вопрос | Пример |
возле около вокруг вдоль мимо между
| М Е С Т О | Г Д Е ? | Возле дома около окна вокруг озера вдоль дороги мимо ворот между деревьев |
Предлоги, обозначающие направление движения и отвечающие на вопрос ОТКУДА?
Предлог | Значение | Вопрос | Пример |
Из С Из-за Из-под | Направление движения | ОТКУДА? | Выйти из класса Сбежать с горы Появиться из-за угла Вылезти из-под стола |
Предлоги, обозначающие время действия и отвечающие на вопрос КОГДА?
Предлог | Значение | Вопрос | Пример |
Накануне После Среди До | Время | КОГДА? | Накануне экзамена После урока Среди ночи До обеда |
Предлоги, обозначающие причину и отвечающие на вопрос ПОЧЕМУ?
Предлог | Значение | Вопрос | Пример |
Из Из-за От С | Причина | ПОЧЕМУ? | Из принципа Из-за плохой погоды От холода С горя |
Объясняя суворовцам случаи употребления родительного падежа с предлогами, необходимо пояснить, что многие предлоги имеют не одно, а несколько значений, например, предлоги У, ОКОЛО, МЕЖДУ, ПРОТИВ и другие. Что некоторые предлоги могут употребляться не только с родительным, но и сдругими падежами. Предлог С употребляется ещё с творительным и винительным падежами.
Только с родительным падежом употребляются предлоги:
со значением места- У, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, БЛИЗ, ВБЛИЗИ, ВОКРУГ, ВДОЛЬ, МИМО, СРЕДИ, ПОСРЕДИ, ПРОТИВ.
Со значением времени- ДО, ПОСЛЕ, НАКАНУНЕ, СРЕДИ.
Предлоги ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, КРОМЕ, ВМЕСТО употребляются только с родительным падежом.
Правописание окончаний существительных в родительном падеже
Падеж | Вопрос | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
-а, -я | -ия | -о, -е | -ий, -ие | дочери степи | ||
Родительный | КОГО? ЧЕГО? | мужчины дяди воды земли | Ксении армии аудитории | стола коня окна поля | Юрия здания |
Родительный падеж отрицания
После слов НЕТ, НЕ БЫЛО, НЕ БУДЕТ существительные употребляются в родительном падеже. | нет сестры не было дождя не будет урока |
II. Объясняя особенности дательного падежа, преподаватель должен обратить внимание суворовцев на то, что дательный падеж, как и родительный, может употребляться без предлогов и с предлогами.
дарить брату
помогать товарищу
идти к другу
ехать по улице;
Суворовцам полезно напомнить, что дательный падеж может употребляться в сочетании с глаголами:
написать отцу
обещать другу
вредить здоровью
мешать работе
мстить врагу;
в сочетании с существительными:
письмо товарищу
ответ преподавателю
месть врагу;
что дательный падеж часто употребляется в следующих сочетаниях:
миру – мир
война – войне
слава героям
вечная память героям
памятник Пушкину;
что дательный падеж употребляется при обозначении возраста:
брату исполнилось 15 лет
отцу 40 лет
сестре 7 лет.
Объясняя случаи употребления дательного падежа с предлогами, преподаватель должен назвать эти предлоги – К, ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, НАВСТРЕЧУ, ВОПРЕКИ и обратить внимание суворовцев, что предлог ПО употребляется ещё с винительным и предложным падежами, остальные употребляются только с дательным. В качестве примеров можно привести следующие словосочетания:
с предлогом К: бежать к реке (куда?); подойти к дому (к чему?); идти к врачу (к кому?); подготовиться к экзамену (к чему?); привыкать к порядку (к чему?)
с предлогом ПО: ходить по двору (где?); плыть по Волге (где?); по всему миру (где?); стучать по столу (по чему?); ошибиться по рассеянности (почему?); отсутствовать по болезни (почему?);
с предлогом БЛАГОДАРЯ: благодаря хорошему командованию;
благодаря хорошей погоде.
Приведя примеры, уместно напомнить, что предлог БЛАГОДАРЯ употребляется для обозначения причины, и в предложениях с предлогом БЛАГОДАРЯ говорится о положительных явлениях или фактах. Если речь идёт об отрицательных явлениях, то обычно употребляется предлог ИЗ-ЗА с родительным падежом.
С предлогом ВОПРЕКИ: вопреки совету врача; вопреки всем трудностям.
Предлог ВОПРЕКИ употребляется главным образом в тех случаях, когда человеку противопоставлеы или воля другого человека, или трудности, которые нужно преодолеть.
С предлогом НАВСТРЕЧУ: идти навстречу опасности, беде, другу.
С предлогом СОГЛАСНО: согласно распоряжению; директиве; приказу.
Нужно объяснить суворовцам, что предлог СОГЛАСНО обычно употребляется в д стиле речи.
Для закрепления дательного падежа можно использовать таблицу.
Окончания существительных в дательном падеже
Падеж | Вопросы | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
-а; -я | -ия | -о; -е | -ий; -ие | |||
Дательный | КОМУ? ЧЕМУ? | девушке земле | армии | животному окну полю | Юрию зданию | дочери степи |
III. Изучая значения винительного падежа, суворовцы могут встретить ряд трудностей. Винительный,как родительный и дательный, может употребляться без предлогов и с предлогами, существительные в винительном падеже отвечают на вопросы КОГО? ЧТО? Преподаватель должен обратить внимание учащихся на то, что у одушевлённых существительных мужского рода в единственном числе винительный падеж сходен с родительным, а у неодушевлённых винительный падеж сходен с именительным. Например:
Падеж | Одушевлённые существительные | Неодушевлённые существительные |
Именительный | Кто? Брат, конь | Что? Стол, отряд |
Родительный | Кого? Брата, коня | Чего? Стола, отряда |
Винительный | Кого? Брата, коня | Что? Стол, отряд |
У одушевлённых существительных женского и среднего рода в единственном числе винительный падеж никогда не бывает сходен с родительным:
Падеж | Одушевлённые существительные |
Именительный | Кто? Сестра, лошадь, чудовище |
Родительный | Кого? Сестры, лошади, чудовища |
Винительный | Кого? Сестру, лошадь, чудовище |
И, наконец, у одушевлённых существительных всех трёх родов во множественном числе винительный падеж сходен с родительным, а у неодушевлённых – с именительным:
Падеж | Одушевлённые существительные | Неодушевлённые существительные |
Именительный | Кто? Братья, сёстры, чудовища | Что? Столы, стены, окна |
Родительный | Кого? Братьев, сестёр, чудовищ | Чего? Столов, стен, окон |
Винительный | Кого? Братьев, сестёр, чудовищ | Что? Столы, стены, окна |
Винительный падеж без предлогов употребляется в сочетании с глаголами, в сочетании с именами винительный падеж без предлогов не употребляется. Учащиеся должны запомнить, что винительный падеж употребляется для обозначения объекта действия:
Сапёры восстанавливают (что?) мост.
Брат читает (что?) газету.
Отец воспитывает (кого?) сына.
Что глаголы, после которых могут стоять существительные в винительном падеже без предлога, отвечающие на вопросы КОГО? ЧТО? называются переходными;
Что винительный падеж в сочетании с любыми глаголами может употребляться для обозначения определённого отрезка времени, в течение которого происходит действие. Существительные в этом случае отвечают на вопросы СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? КАК ДОЛГО? КАК ЧАСТО?
Например: Мы занимались русским языком (как часто?) каждый день.
Он жил (сколько времени?) всё лето в деревне.
Мы отдыхали (сколько времени?) неделю.
Что в сочетании с некоторыми глаголами винительный падеж может обозначать определённый отрезок пространства:
Всю дорогу они шли молча.
Мы прошли километр и вышли к реке.
Половину дороги мы ехали на машине.
Что винительный падеж употребляется в сочетании с глаголами стоить и весить для обозначения цены и веса:
Книга стоит пятьдесят рублей.
Камень весит тонну.
Говоря о винительном падеже с предлогами, преподаватель называет предлоги, которые употребляются с винительным падежом, и выделяет те из них, которые не употребляются с другими падежами.
С винительным падежом употребляются предлоги: ПРО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ, В, НА, ЗА, ПОД, ПО, С, О.
Брат читает книгу про войну.
Сквозь крышу протекала вода.
Через реку построили мост.
Ученик положил книги в портфель.
Мы выступаем за мир.
Он положил тетрадь под словарь.
Сестра пошла по воду.
У мамы отпуск по сентябрь.
Корабль разбился о скалы.
Предлоги ПРО, СКВОЗЬ, ЧЕРЕЗ употребляются только с винительным падежом.
Предлоги В, НА, О употребляются также с предложным падежом.
Предлоги ЗА, ПОД, С употребляются также с творительным падежом.
Предлог С употребляется с родительным падежом.
Предлог ПО употребляется также с дательным и предложным падежами.
Существительные с предлогами В, НА, ЗА, ПОД в винительном падеже отвечают на вопрос КУДА?
Идти (куда?) на урок, в училище, в театр
Газета упала (куда?) под стол.
Существительные с предлогом ЧЕРЕЗ могут употребляться для обозначения промежутка времени и отвечают в этом случае на вопрос КОГДА?
Через год; через час; через минуту.
Предлог ЧЕРЕЗ употребляется при обозначении действия, которое направлено с одной стороны предмета на другую:
через лес; через улицу; через реку.
Предлог ЧЕРЕЗ употребляется в значении «при помощи» кого-нибудь (чего-нибудь):
Разговор шёл через переводчика.
Объявления даны через журнал, через газету.
Предлог ПРО является синонимом предлога О. ПРО употребляется в разговорной речи, предлог О - в разговорной и книжной речи.
Рассказать про поездку - винительный падеж.
Рассказать о поездке - предложный падеж.
Предлог ЗА с винительным падежом обозначает направление. Существительные с этим предлогом отвечают на вопрос КУДА?
Солнце зашло за тучу.
Машина повернула за угол.
Предлог ЗА может употребляться в значении предлога ВМЕСТО, если речь идёт о лице:
Я работаю за товарища.
Я работаю вместо товарища
Предлог ЗА употребляется в таких словосочетаниях:
бороться за мир;
стоять за мир;
сражаться за Родину;
воевать за свободу;
выступать за предложение;
голосовать за кандидата.
Предлог ЗА употребляется для выражения времени:
прочитать книгу за неделю, за месяц;
придти за минуту до звонка.
Таким образом разбирается значение и употребление каждого предлога. Для закрепления винительного падежа можно использовать следующие таблицы:
Падеж | Вопросы | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
-а; -я; | -ия; | -о; -е; | -ий; -ие; | |||
Винительный | КОГО? ЧТО? | маму тетю воду землю | Ксению армию | стол окно поле | коня Юрия здание | дочь степь
|
Употребление предлогов с падежами
Предлог | Падеж | Пример |
ПРО СКВОЗЬ ЧЕРЕЗ | винительный | книга про войну, про лётчика сквозь стену, сквозь огон через реку, через овраг |
В НА О | винительный предложный | вшколу, на собрание, разбиться о скалы рассказы о лётчиках, играть в саду, жить в деревне на берегу, на самолёте, на крыше |
ЗА ПОД
| винительный | бороться за мир, за свободу под стол, под книгу |
ПОД | творительный | под знаменем, под руководством, под командой |
С | винительный творительный родительный | с километр (т.е. около километра) с товарищем, с сестрой с берега, со стола |
ПО | винительный дательный предложный | воды по колено, пойти по грибы, по ягоды гулять по улице, экзамен по алгебре по приезде в Москву, по возвращении на родину |
IV. Творительный падеж употребляется в русском языке без предлогов и с предлогами:
писать карандашом, ручкой
беседовать с отцом, сестрой
Без предлогов творительный падеж употребляется:
а) для обозначения орудия действия: резать хлеб ножом светить фонарём писать мелом
Вопрос ЧЕМ?
| б) для обозначения образа действия (для обозначения того,как происходит действие): Он заговорил сс нами весёлым голосом. Бойцы продвигались к лесу короткими перебежками. Вопрос КАК? |
Творительный падеж некоторых существительных может обозначать место передвижения:
Рота шла берегом.
Разведчики побежали полем к покосившемуся сараю.
Творительный падеж может обозначать время:
выйти ранним утром
ехать тёмной ночью
работать вечерами
заниматься целыми днями
Творительный падеж может служить для обозначения способа передвижения:
ехать поездом, трамваем
плыть пароходом
лететь самолётом
Объясняя это значение, нужно отметить, что для обозначения способа передвижения чаще употребляется предложный падеж с предлогом НА:
ехать на поезде
плыть на пароходе
лететь на самолёте
Творительный падеж в этом значении возможен не всегда. Например, можно сказать только:
ехать на велосипеде
скакать на лошади
ехать на телеге, на санях
С творительным падежом употребляются следующие предлоги: С, НАД, ПОД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ.
Нужно отметить, что предлоги НАД, ПЕРЕД употребляются только с творительным падежом; что предлоги ЗА и ПОД употребляются также с винительным падежом; что предлог МЕЖДУ употребляется (редко) с родительным падежом и что предлог С употребляется с родительным и винительным падежами.
Каковы же значения предлогов, которые употребляются с творительным падежом? Предлоги НАД, ПОД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ употребляются для обозначения места. Существительные при этом отвечают на вопрос ГДЕ?
Лампа висит над столом.
Цветы растут перед домом.
Лес находится за домом.
Дорога шла между озером и горой.
Летом мы жили под Москвой.
Эти же предлоги могут использоваться и в других значениях. Например, предлоги ПЕРЕД, МЕЖДУ, С и ЗА могут служить для обозначения времени:
вернуться домой перед обедом
зайти к другу перед экзаменом
погулять между уроком и собранием
позвонить между пятью и шестью часами
встать с восходом солнца
просыпаться с зарёю
читать за обедом, за чаем
Предлог МЕЖДУ употребляется при обозначении взаимных отношений:
отношения между странами
дружба между народами
Для закрепления творительного падежа можно использовать такую таблицу:
Окончания существительных в творительном падеже
Падеж | Вопросы | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
творительный |
КЕМ? ЧЕМ? | -а; -я | -ия | -о; -е | -ий; -ие | дочерью степью |
девушкой тётей водой землёй | Ксенией армией | столом окном животным краем полем | Юрием зданием собранием |
V. Предложный падеж, завершающий данную тему, интересен тем, что он употребляется только с предлогами. Это учащиеся должны запомнить так же, как и то, что именительный употребляется без предлогов. С предложным падежом употребляются предлоги О, ПРИ, В, НА, ПО:
говорить о друге
по возвращении
писать о работе
рассказать при встрече
Далее следует повторить, что предлоги В и НА употребляются ещё и с винительным падежом, предлог ПО чаще употребляется с дательным и винительным падежами, а предлог О употребляется также с винительным падежом.
Предлог О употребляется для обозначения предмета речи или мысли:
рассказ о лётчиках
просить о помощи
думать о будущем
Предлог ПРИ употребляется для выражения времени и отвечает на вопрос КОГДА?
При капитализме
при Петре 1
при всрече
Предлоги ПРИ, НА и В могут служить для обозначения места и отвечать на вопрос ГДЕ?
При школе есть сад.
При заводе есть столовая.
Дом стоял на берегу реки.
Студенты присутствовали на собрании.
Дети играли в саду.
Предлог ПРИ может обозначать «в присутствии»:
Мы виделись только при товарищах.
Это произошло при сестре.
Предлог НА может употребляться для обозначения средств передвижения:
ехать на поезде
лететь на самолёте
плыть на лодке
Предлог В с предложным падежом употребляется для обозначении времени:
в 1999 году
в 19 веке
в детстве, в юности, в молодости
в августе
в середине сентября
в одиннадцатом часу
Предлог В употребляется в сочетании с существительными, которые обозначают душевное состояние:
в печали, в горе, в тоске
в радости, в беспокойстве
в восторге, в удивлении
Предлог ПО с предложным падежом употребляется для обозначения времени:
по приезде в Москву
по возвращении на родину
по окончании школы
Закрепить предложный падеж помогут следующие таблицы.
Окончание существительных в предложном падеже
Падеж | Вопрос | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | ||
предложный | О КОМ?
О ЧЁМ? | -а; -я | -ия | -о; -е | -ий; -ие | о дочери о степи |
о юноше о дяде о воде о земле | о Ксении об армии о дивизии
| о коне
о столе о поле о крае | о Юрии о здании |
Основные значения предложного падежа
Падеж | Значение | Вопрос | Предлог | Пример |
предложный | предмет | О КОМ? | О
| Рассказать о друге попросить о помощи заботиться о сестре |
время | КОГДА? | ПРИ НА
В ПО | При Петре 1 при феодализме вернуться на закате жить в ХХ веке в юности в августе в седьмом часу по приезде домой по окончании института | |
место | ГДЕ? | ПРИ НА В | Дом отдыха при заводе сад при школе на берегу реки на выставке картин жить в деревне работать в саду книги в сумке
|
Разобрав основные значения падежей русского языка, преподаватель должен подчеркнуть, что косвенные падежи по своей природе многозначны, что многие из них могут служить для обозначения одного и того же понятия и отвечать на один и тот же вопрос. Но неизменным показателем каждого из них остаётся окончание.
В процессе изучения новой темы наиболее важным считается момент предъявления грамматического материала, от правильной организации которого зависит правильность русской речи и письмо учащихся, их способность конструировать самостоятельные высказывания в различных речевых ситуациях. В указанной аудитории материал следует излагать максимально просто, привлекая те термины, без которых невозможно обойтись и которые помогут суворовцам и учащимся школ понять предложенную грамматическую тему.
Литература:
В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Пособие для занатий по русскому языку в старших классах средней школы».
С.Е.Крючков, А.П.Федоренко, Л.А.Чешко. «Грамматика и правописание».
Пособие для 5-8 классов средней школы.
Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. «Современный русский язык».
М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. «Русский язык. Справочные материалы».
Г.М.Семёнова. «Типичные ошибки старшеклассников». Ч.1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Трудности синтаксиса"
Программа элективного курса ...
Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 5 класса.Контрольные вопросы по предмету «Грамматика русского языка» для 6 класса.
Контрольные вопросы по предмету "Грамматика русского языка" для 5-6 классов состоят из пятнадцати вопросов каждая. Целью этих работ является проверка ЗУН по изучаемой дисциплине в течении данног...
Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"
Урок ОНЗ (открытие нового знания).Научить учащихся с ОВЗ изменять по падежам существительные 2 склонения и выделять их окончания. Для этого необходимо:•...
Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"
Урок по русскому языку в 5 классе с использованием технологической карты (по ФГОСам).Урока: ОНЗ (открытие нового знания)Цель урока: научиться склонять существительные 2 склонения и выделять их о...
Изучение малой прозы русского модернизма в старших классах (на примере творчества И.Э. Бабеля)
В статье проанализированы особенности изучения прозы русского модернизма в старшей школе. Подчёркнута важность ориентации на расширение филологических знаний старшеклассников, формирование целостного ...
Современный подход к изучению русского языка в старших классах.
В современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные и публицистические тексты. Каждая новая...