Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

корнева валентина

Урок по русскому языку в 5 классе с использованием технологической карты (по ФГОСам).

Урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель урока: научиться склонять существительные 2 склонения и выделять  их окончания.   

Задачи:

•        познакомить с изменением существительных 2 склонения единственного числа по падежам;

•        формировать умение склонять данные существительные;

•        формировать умение определять падеж существительных 2 склонения в тексте;

•        развивать умение самоконтроля в процессе выполнения заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель:  Корневой В.Н.

ОУ: ГБОУ школа № 487 Выборгского района г. Санкт - Петербурга

Тема урока: Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель урока: научиться склонять существительные 2 склонения и выделять  их окончания.    

Задачи:

•        познакомить с изменением существительных 2 склонения единственного числа по падежам;

•        формировать умение склонять данные существительные;

•        формировать умение определять падеж существительных 2 склонения в тексте;

•        развивать умение самоконтроля в процессе выполнения заданий.

Технологии  урока:

  • игровые;
  • здоровьесберегающие;
  • разноуровневого и дифференцированного подхода
  • педагогика - сотрудничества;
  • вопросы репродуктивного характера.

Предметные результаты:

•        уметь склонять существительные среднего и мужского рода (2 скл.);

•        уметь определять  падеж  существительных 2 скл. в тексте;  

•        уметь правильно задавать вопросы и писать окончания существительных;

•        записывать предложения с данными существительными в нужном падеже.

 

Метапредметные результаты:

регулятивные

        уметь определять результаты своей деятельности;

        осуществлять взаимопроверку;

        выбор способов действия.

познавательные

        сравнение (нахождение общего и различного в склонении)      

        анализировать языковые явления,  делать выводы, строить рассуждение по образцу;

коммуникативные

        взаимодействие  и сотрудничество с одноклассниками и учителем;

        умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах.

личностные

        осуществлять целеполагание;        

        стремиться к личностному самоопределению;

        стремиться к обогащению собственной речи.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

                                     Опорные понятия: имя существительное, склонение, изменение по падежам, окончания при склонении.

                                     Новые понятия: окончания  существительных 2 склонения

Межпредметные связи: литература, природоведение  

Образовательные ресурсы:  

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ш вида. Под редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В.  М.: Просвещение, 2013.
  2. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида под редакцией Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В.  М.: Просвещение, 2015

Средства наглядности:

  • раздаточный материал: карточки заданий;
  • зрительная наглядность «Презентация к уроку».

Возрастная категория: 5 класс

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм: Устное сообщение учителя.

-Вспоминаем правила работы в парах (1)

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Создание условий для работы в парах.

-Проговаривают известные правила работы в парах

Личностные: умение настроиться на совместную

 работу со сверстниками и учителем;

Мобилизация мыслительной деятельности.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

-Игра «пятый лишний». Назовите слово, которое имеет другие грамматические признаки. (2)

-Объясните, как вы это определили?

- Фронтальный опрос по слайду №1 (3)

-К какому склонению относятся остальные существительные.

-Какая тема объединяет эти слова?

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции, учебные навыки.

- Находят отличное по грамматическим признакам слово, определяют его склонение.

-Называют признаки существительных 1 склонения.

-Отвечают на вопросы по пройденным темам.

-Ко 2 склонению.

-Отвечают.

Личностные: самоопределение, оценивание своих знаний.

Регулятивные: создание условий для целеполагания,  

и планирования действий.

Познавательные: общеучебные;

логические: анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Анализирует знания учащихся.

- Прочитать стихотворение. Найти существительное 2 склонения, которое встречается в каждом предложении (4)

- Ответить на вопросы учителя:

  • Что поменялось в  слове родник  в каждом предложении?
  • Что это может значить?

  • Вспомните, что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного.

- Мы выполнили два задания, с  какими существительными какого склонения  сегодня будем с вами работать?

- Что именно будем делать?

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Назовите, цель нашего урока.

Ставят цели. Уточняют/формулируют тему урока.

- Читают и называют сущ. 2 склонения: родник

- Ответы на вопросы:

  • Поменялось окончание;

  • Слово родник изменялось по падежам, т.е. склонялось.
  • Необходимо найти слово, с которым связано существительное;    по вопросу и предлогу определить падеж.

- Будем работать с сущ. 2 склонения.

-Будем изменять сущ. по падежам.

- Изменение сущ. 2 склонения по падежам.

- Научиться склонять сущ. 2 склонения и выделять  их окончания.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: ответы на поставленные вопросы 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания (Изучение нового материала)

Лингво-физкультминутка

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

(после записи числа, классной работы и темы урока)

-Продолжим работу с текстом стихотворения:

  • от каких слов к  слову  родник ставится устно вопрос?  
  • выпишите сущ. родник в порядке падежей по данному внизу образцу. От указанного слова ставьте вопрос.

- Поставим ударение в слове родник при склонении.

-Ответьте на вопросы:

  • На какой слог падает ударение?

  • Можно ли данное слово использовать как проверочное слово при определении падежа сущ. 2 склонения?
  • Почему?

- Составим табличку окончаний существительных 2 склонения (5)

- Сделайте вывод. Назовите окончания сущ. 2 склонения при изменении его по падежам (слайд  № 2)(6)

-Объяснение задания:

Немного отдохнём. Ноги ширине плеч. Качнём руками то влево, то вправо. Тянемся вверх, а затем стряхиваем усталость руками и кружимся, улыбаемся друг другу

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритмы, модели и др.). Исследуют ситуацию.

  • Х выделяют слова, от которых ставят вопрос к слову родник;
  • записывают падежи, слова от которых задают вопросы;

Работа у доски сильного ученика.

- Ставят ударение.

- Взаимопроверка в прах.

-Фронтальная проверка (отвечает один из пары).

- Можно.

-Ударение падает на окончание.

- Выписывают окончания сущ. 2 скл. в данную табличку.

- Самопроверка выписанных окончаний сущ. родник.

Выполняют упражнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование 

Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; моделирование; смысловое чтение; логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;  решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Просклонять сущ. «ОКНО». Выделить окончания, поставить ударения. Вставить в табличку окончания сущ. среднего рода. Сделать вывод.

-Составить со словом предложение, указать падеж.

- Прочитать правило по учебнику

Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

- Выполняют задание.

- Взаимопроверка.

- Выводы.

-Чтение правила.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов  выполнения задания;

Коммуникативные: умение с доступной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Творческая работа.

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Выполнить упражнение №294 стр.186 Учебника: Списать существительные 2 склонения в разных падежах. Поставить ударение, выделить окончание.

Используют для определения свою табл. окончаний 2 склонения.

- Определите тему, которая объединяет эти словосочетания.

-Составьте устно небольшой текст с данными словосочетаниями.

- Запишите текст.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

- Выполняют задание.

-Самопроверка по созданной табличке окончаний

-Называют.

- Выполняют задание.

- Проверка.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

Познавательные: общеучебные:  умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Организует  деятельность учащихся по применению новых знаний в других условиях.

-Прочитать отрывок из стихотворения (8)

-Найти в нем существительные 2 склонения.

- Подчеркнуть существительные 2 склонения. Выделить окончания. Определить их падеж

Самостоятельная работа в парах

- Выполнение заданий в паре (допустимо устное)

-Проверка выполнения задания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

- Заполнить нашу табличку выполнения заданий. (7)

Индивидуальная помощь учащимся.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

- Заполняют табличку. Проговаривают  ее заполнение.

- Фронтальная проверка.

Личностные: самоопределение, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся.

- Стр.61 №165 по Раб. тетради:

А)записать, указать падеж существительных; составить одно предложение.

Б) записать, надписать падеж.

- выучить  правило, стр.186.

Анализируют и выявляют степень готовности.

 

- записывают задание в дневник.

Личностные: самоопределениеКоммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Приложения к   уроку

1.        Правила работы в группах:

Работать дружно

Быть внимательными друг к другу, вежливыми

Вовремя оказывать помощь

                   Разговаривать тихо, не перебивать друг друга, внимательно слушать ответ.  

Показать «домик», если задание выполнили.

2.        Игра «Пятый лишний»:     Озеро, лес, дерево, красота, родник. 

3.        Слайд №1

Назовите слово, которое имеет другие грамматические признаки.

•        Что называется именем существительным?

•        К какой части речи относятся эти слова?

•        Какие грамматические признаки знаем?

4. Работа со стихотворением:        

Не смолкает ни на миг

Разговорчивый родник.

Сквозь водицу в роднике

Светят камушки на дне.

А вода у родника

И студена, и сладка.

Образец: И.п. не смолкает (что?) …

Утром в ласковый родник

Лучик солнышка проник.

Вечером над родником

Ива шепчется с дубком.

К роднику лицом приник

Утомившийся старик.  

            5.  Заполнить табличку окончаний существительных 2 склонения 

                                         Изменение по падежам существительных 2 склонения

падежи

вопросы

окончания

м. р.

ср. р.

Именительный падеж

Кто? Что?

Родительный падеж

Кого? Чего?

Дательный падеж

Кому? Чему?

Винительный падеж

Кого? Что?

Творительный падеж

Кем? Чем?

Предложный падеж

О ком? О чём?

6. Слайд №2.

                                         Изменение по падежам существительных 2 склонения

падежи

вопросы

окончания

м. р.

ср. р.

Именительный падеж

Кто? Что?

-согл.,    -ь

-о,   -е

Родительный падеж

Кого? Чего?

-а.     -я

Дательный падеж

Кому? Чему?

-у,    -ю

Винительный падеж

Кого? Что?

-согл.,  -ь

-о, -е

Творительный падеж

Кем? Чем?

-ом,   -ем

Предложный падеж

О ком? О чём?

7.  Таблица выполнения заданий

п\п

задания

Выполнил(а) самостоятельно

Выполнил(а) с помощью друга

Выполнил(а) с помощью учителя

1.

«Пятый лишний»

2.

правила

3.

Ударение в слове «родник»

4.

Заполнение  таблички алгоритма

5.

Упр. №294

6.

Надпись падежа

7.

Составление предложений

Я себя оцениваю на

8. Тексты. Подчеркнуть существительные 2 склонения. Выделить окончания. Определить их падеж.

               


   

               1.Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Заздравный гимн весне…     Е. Баратынский

2.Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаясь, трепещет.     А.Фет

3.На ручей, рябой и пёстрый,

За листком летит лесток,

И струёй, сухой и острой,

Набегает холодок.            Н.Некрасов

4. Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.     И.Никитин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта по русскому языку в 5 классе по теме " Изменение по падежам существительных 2 склонения в единственном числе"

Урок ОНЗ (открытие нового знания).Научить учащихся с ОВЗ изменять по падежам существительные 2 склонения и выделять  их окончания.   Для этого необходимо:•...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...