Современный подход к изучению русского языка в старших классах.
статья по русскому языку (11 класс)

Сенчило Лариса Дмитриевна

В современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные и публицистические тексты. Каждая новая тема, каждое явление языка (многозначность слова, вид глагола, словообразование) изучается на материале текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи. В старших классах формой работы становится   анализ имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный подход к изучению русского языка в старших классах.

 Работа с текстом- важный этап в подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В качестве способа познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Важность глубокого знания русского языка бесспорна, однако ежегодные результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в том, что у выпускников катастрофически низкий уровень грамотности. Низкий уровень грамотности школьников– следствие того, что они не испытывают сегодня потребности в умственной и духовной деятельности. Родной русский язык для них самый сложный учебный предмет, он не привлекает их. Иногда наблюдаешь, что выпускники не могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на тему, грамотно писать. На мой взгляд, изменить ситуацию помогут действия поисково- эвристические. Условием реализации такой работы, современного подхода в изучении русского языка стало введение ФГОС ООО, а главным действующим лицом должен стать сам ученик. Глубокая и разнообразная работа по развитию интереса к языку, его богатству и возможностям может быть организована с логически и по смыслу связанными предложениями, отрывками из произведений. Приобретение умений смыслового чтения и работы с текстом предусматривается на ступени основного общего образования . Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно, с детских лет до глубокой старости, поэтому работа с ним идёт непрерывно. В 5-9 классах школьники с помощью учителя русского языка и литературы учатся проводить самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач, отбирают фактический и языковой материал для собственной речи, создают тексты, овладевают навыками стилистической правки текста. Эти умения помогают ученику эффективно самостоятельно проектировать собственное будущее, ставить и достигать профессиональные и жизненные цели, оперативно, адекватно реагировать на возникающие жизненные ситуации, масштабно и вариативно мыслить, быть способным решать возникающие проблемы в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности, одним словом, быть социально компетентным.

В современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные и публицистические тексты. Каждая новая тема, каждое явление языка (многозначность слова, вид глагола, словообразование) изучается на материале текстов. Теория проверяется на практике, учащиеся видят, как слово живет в тексте, в речи. В старших классах формой работы становится   анализ имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

Организуя работу на уроках русского языка в старших классах, учитель понимает, что тексты создают ту речевую среду, в которой живет человек. Именно текст создаёт обучающую речевую среду с развивающим потенциалом. На развитие, совершенствование чувства языка и должна быть направлена работа с текстом на уроках в старших классах. При подходе к тексту как к средству создания развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. И тут следует обратить внимание выпускников на знание некоторых вопросов теории текста, так как они сориентированы на их практическую деятельность.

Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и при помощи языковых средств. Текст характеризует связанность предложений, смысловая, интонационная, структурная законченность, членимость на части, авторская целевая установка, стилистическая обработанность. Текст должен иметь зачин, основную часть, концовку. Свободные предложения бывают не в любом тексте. Учитель обращает внимание детей на такой признак текста, как связность, образность, содержание. Вспоминаются и закрепляются знания о стилях речи, наблюдается роль изобразительно – выразительных средств в тексте.

Каковы же единицы текста?

  1. Заголовок называет тему и может быть 4 видов:

а) номинативный заголовок: “А.С. Пушкин”, “Зима”;

б) информативный заголовок “Как слон спас Кулина”;

в) эмоционально-экспрессивная функция заголовка (“Когда же придет настоящий день?”, “Кто виноват?”);

г) рекламная функция – “Не проходите мимо!”, “SOS”.

2. Весь текст - ССЦ – сложное синтаксическое целое – раскрывает содержание текста, может состоять из нескольких микротем.

3. Заключительная часть выражает основную мысль произведения, ещё раз напоминает тему.

В тексте могут быть разные виды связи:

– цепная связь (повествование),

– параллельная (описание),

– кольцевая,

– лучевая – характерна для текстов-рассуждений,

– смешанная связь

Для связи микротекстов, предложений в микротекстах существуют

  1. Лексические средства связи (лексический повтор, использование однокоренных слов, синонимы, контекстуальные синонимы, антонимы, перифразы, тематически объединенные слова).
  2. Морфологические средства языка (местоименная замена, наречия, числительные, союзы, частицы, вводные слова).
  3. Синтаксические средства связи (порядок слов в предложении, синтаксическая неполнота, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, синтаксический параллелизм конструкций.

Отбирая для работы текст, конечно, надо учитывать его духовно – нравственное воспитывающее начало. Он должен быть образцом национального русского языка, который требует бережного отношения и уважения. Использовать необходимо тексты разных стилей, однако особое внимание отводится текстам художественного и публицистического стилей. Преподавание русского языка в старших классах на современном этапе требует большего взаимопроникновения уроков русского языка и литературы, чем это было прежде. Таким образом целью работы выпускников становится изучение живого языка, и это формирует способность понимать идею текста, извлекать необходимую информацию, создавать свои тексты, выдерживая жанровые рамки. Выпускники отбирают аргументы, доказывающие их точку зрения, используют тот языковой материал, который помогает раскрыть им их мысль. В конце обучения учащиеся показывают умение конструировать разнообразные тексты, в том числе портретные очерки, эссе, рецензии, аннотации. Особенно формируется аргументированная, логичная, фактически точная речь. Это диктуется и запросами общества, развитием в стране демократии, гласности, повышением роли личностного фактора в жизни общества, т.е. обучению публичной речи, что предполагает развитие умения выступать, участвовать в обсуждении жизненно важных вопросов, отстаивать свою точку зрения, убеждать, доказывать. В выпускном классе необходимо подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Часть С - задание открытого типа с развернутым ответом - проверяет реальное состояние практических речевых умений в работе с текстом.

Анализ текста включает в себя следующие этапы:

  • Определение темы предлагаемого текста.
  • Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия.
  • Осознания главной проблемы текста.

Тексты, используемые для работы над сочинением- рассуждением, ставят проблемы разного типа: нравственные и экологические, философские и социальные, эстетические и политические, над которыми можно долго рассуждать. Важно обратить внимание на то, кто автор текста. внимательно прочитать его, понять, о чём, о ком он, какому событию он посвящен (если это так), понять, почему автор посвятил работу именно этой теме, почему она до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов. Далее ребята определяют тип речи (повествование, описание, рассуждение), который помогает раскрыть главную мысль текста. В этой работе может помочь приём фотографирования: в описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего – либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата). В повествовании речь идет о сменяющих друг друга действиях или событиях (потребуется несколько кадров). В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах, (словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать). в рассуждении говорится о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).

Успех дальнейшей работы по написанию сочинения- рассуждения зависит от правильно определения стиля речи предложенного текста. Чаще всего для работы представляются отрывки из работ публицистического и художественного стилей и тут важно их различать: для художественной речи это образность и эмоциональность, для публицистики – сочетание экспрессии и стандарта. Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к.  одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля. Следующим, на мой взгляд, важным этапом в работе с текстом является анализ лексических средств, изобразительно – выразительных средств , оценка их роли в тексте( они могут подчёркивать контраст, создавать образ, раскрывать внутренний мир, состояние героев, помогают увидеть авторский замысел, передают авторское отношение, воссоздают картину, атмосферу происходящего, помогают понять характеры героев, детализируют описание).

В процессе анализа текста важно научить не только понимать смысл и оценивать форму исходного текста, но и выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию. Результат серьёзной работы с текстом - создание собственного логичного, композиционно правильно построенного, грамматически правильно написанного сочинения, которое бы отличалось точно определённой проблемой, правильно написанным комментарием, понятой и сформулированной позицией автора, высказанной своей точкой зрения и подобранными убедительными аргументами. Завершить серьёзную работу должен вывод, вытекающий из рассуждений.

Оценивая работу с текстом как важный этап в развитии речи выпускников, в обучении сочинению – рассуждению, можно сказать, что старшеклассники начинают внимательнее относиться к особенностям текстов разных стилей, свободнее высказывают своё мнение по той или иной проблеме, быстрее находят аргументы в подтверждении своей позиции, стремятся более точно подобрать слова для выражения собственных мыслей. Работа с текстом является одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся, положительно влияет на кругозор, на их оценку роли литературы в жизни человека, помогает им самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, правильно расставляя приоритеты.

Приложение:

Работая с текстом можно выборочно (или полностью) предложить следующие задания:

Б.Ш. Окуджава

Пожелание друзьям Ю. Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. 
Высокопарных слов не стоит опасаться. 
Давайте говорить друг другу комплименты -- 
ведь это все любви счастливые моменты. 

Давайте горевать и плакать откровенно, 
то вместе, то поврозь, а то попеременно. 
Не нужно придавать значения злословью -- 
поскольку грусть всегда соседствует с любовью. 

Давайте понимать друг друга с полуслова, 
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. 
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -- 
тем более, что жизнь короткая такая.

  1. Сформулируйте проблему (проблемы) поднятую (-ые) в данном тексте.
  2. Сформулируйте позицию автора по каждой из найденных проблем.
  3. Сформулируйте свою позицию по каждой из найденных проблем.
  4. Запишите названия произведений (и имена их авторов), которые можно использовать в качестве аргументов для подтверждения своей позиции по каждой из найденных проблем.

Можно предложить ученикам и следующие задания, которые позволят повторить правила орфографии, сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»:

  1. Выявить особенности соединения предложений в этом тексте.
  2. Найти СПП в данном тексте, подчеркнуть грамматические основы, определить средства связи в предложениях.
  3. Выписать предложения, соответствующие той или иной схеме.
  4. Из данного предложения выписать все словосочетания со способом связи согласование (управление, примыкание).
  5. Найти художественные средства в данном тексте.

Работа с текстом может быть организована и по таким заданиям:

(1) Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая на земле ценность… (2) У этого зла есть предел – фашизм – распад связей между людьми, то состояние, когда человек перестаёт видеть в других людях людей.

(3) Фашизм- это сложная система расчеловечивания. (4) Существует множество людских пороков и слабостей: стяжательство, неуживчивость, жестокость, сварливость, страсть к склокам, зависть, замкнутость,- вдруг эти неприятные качества мобилизуются, становятся достоинствами. (5) Более того, кто не обладает такими пороками, должен постепенно обзавестись, иначе его сомнут!

(6) Это ужас бесчувственности. (7) Для начала людей отлучают от знаний, достижений цивилизации, до предела сужают круг сведений о мире, о жизни, в свободные от знаний мозги вводят яд. (8) При этом лишают доступа к каким бы то ни было противоядиям.(9) Приходилось видеть врачей, которые до нацизма были обычными врачами, потом вступили в нацистскую партию, в СС, стали врачами – убийцами.(10) А после войны снова стали врачами и лечили людей. (11) Бесчувственно убивали. (12) Бесчувственно лечили. (13) Чувства не при чем. (14) Ужас фашизма состоит в том, что он убивает общепризнанную мораль, извечные нравственные нормы, стирает заповеди. (15) Что значит для лагерного врача клятва Гиппократа по сравнению с приказом, полученным от какого- нибудь штурмбанфюрера?

(16) Но персонал концлагеря тоже находится в концлагере. (17) Ежедневно. (18) Постоянно.

(по Л. Гинзбургу)

  1. Укажите, в каком абзаце текста наиболее ярко и образно выражена мысль о том, что у фашизма всегда две жертвы: те, кто страдает от фашизма, и те, кто служит ему.
    2. Укажите, к какому стилю речи относится текст.
    3. Определите тип речи первого абзаца текста.
    4. Укажите, средство связи 9-го и 10-го предложений.
    5. Укажите, средство выразительности, использованное в 7-м предложении.
    6. Выпишите из текста авторский неологизм.
    7. Определите, какое слово в тексте имеет значение «изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание, непреложное правило, положение, служащее руководящим указанием для кого-либо».
    8. Запишите синоним к слову порок (5-е предложение)
    9. Запишите фразеологизм со значением «профессиональный кодекс врача».
    10. Из 6 – 8-го предложений выпишите антонимы.
  2. Согласны ли вы с утверждением, что фашизм расчеловечивает? Докажите своё утверждение, приведя аргументы.

Прочитайте отрывок из книги известного ученого-филолога Юрия Михайловича Лотмана «Анализ поэтического текста». Объясните знаки препинания.

Непосредственное читательское восприятие стиля Некрасова неразрывно связано с ощущением простоты, разговорности, «прозаичности». Подобная читательская репутация, закрепившаяся за творчеством поэта в сознании многих поколений, не может быть случайно-она отражает сознательную авторскую установку, стермление поэта выработать стиль, который воспринимался бы как непосредственной, сохраняющий живые интонации разговорной речи…

Прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были для Некрасова объектом изображения -из этого часто делали наивный вывод, что Некрасов якобы непосредственно переносил в поэзию реальную речь в ее разговорных формах. На самом деле, стиль Некрасова отличался

большой сложностью. Кажущаяся простота возникла как определенный художественный эффект и не имело ничего общего с элементарной аморфностью текста.

1.Объясните значение слов и словосочетаний прозаичность, читательская репутация, художественный эффект, объект изображения, аморфность.

аморфный… 2. перен. Бесформенно-расплывчатый (книжн.).// сущ. аморфность,-и, ж.

2.Определите тему, основную мысль текста. Озаглавьте отрывок.

3.Потвердите примерами, отобранными из произведения Некрасова, что «прозаическая, разговорная речь, ее бытовые интонации были для Некрасова объектом изображения».

4.Составтье схемы предложений с разными видами связи. Произведите синтаксический разбор одного из таких предложений.

5.Выберите из текста материал для словарного диктанта.

6.Подготовтесь к пересказу текста.

Дополните пересказ анализом материала, отобранного из произведений Н. А. Некрасова.

Прочитайте созданное в 1957 году стихотворение Николая Заболоцкого, которое входит в цикл «Последняя любовь».

Голос в телефоне.

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,

Как прощание с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,

Беспощадной вьюгой занесен…

И кричит душа моя от боли,

И молчит мой черный телефон.

Сгинуть сов. (разг.). Пропасть,

исчезнуть. Сгинь с глаз долой!

  1. Обратите внимание на название стихотворения. Слово голос самом тексте не употребляется ни разу, тем не менее это ключевая тема проходит через весь текст. С помощью каких языковых средств это достигается?
  2. Какова роль в тексте местоимений ОН, весь, мой(моя)?
  3. Сравните слова звонкий, звенел, звучал. Что общего в их звуковом составе? Произведения фонетический разбор одного из этих слов. Как употребление этих слов связано с ключевой темой текста?
  4. Какова роль в тексте наречий раньше- потом? С помощью каких языковых средств выражается тема радости («радости души») – того, что было «раньше»? А тема горя, боли? Какова роль прилагательного черный в последней строке текста?
  5. Сравните глаголы – синонимы пропал, сгинул. Какова роль синонимов в этом тексте?
  6. Понаблюдайте за употреблением глаголов. Глаголы какого времени употребляются, в основном, в тексте? Произведите морфологический разбор одного из них. В чем особенности использования глаголов –сказуемых в последнем предложении?
  7. Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?
  8. Сравните: «кричит душа моя от боли» - крик души – душа болит. В чем особая выразительность использования глагола кричит в последнем предложении поэтического текста? Чему противопоставляется этот крик души?
  9. Какие части текста связаны между собою на основе контраста, противопоставление, а какие на основе сходства, сопоставление, сравнения?
  10. Понаблюдайте за использованием стихотворении такого средства выразительности, как сравнение.
  11. Существует меньше, что голос, интонация это « Мелодия души». Вспомните строки Пушкина: «Звучал мне долго голос нежный…» как это тема воплощена в тексте стихотворения Заболоцкого?
  12. Какова тема этого лирического стихотворения? О чем оно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах.  (Трудности в определении значений падежей)....

Системно-деятельностный подход к изучению русского языка в современной школе

В настоящее время происходят существенные изменения как в содержании образования, формах, методах обучения, так и в условиях, в которых приобретают знания учащиеся.  Предлагаемый подход к...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Компетентностный подход в изучении русского языка в 5-7 класса в условиях ФГОС

Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Общество хочет видеть в выпускнике личность компетентную, со сформированными коммуникативным...

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Уроки словесности как средство осуществления функционального подхода к изучению русского языка в 5 – 7 классах

В работе показаны преимущества функционального подхода к изучению русского языка по сравнению с традиционной системой образования....

Интерактивный подход к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе

Интерактивное взаимодействие является способом познания, который осуществляется посредством совместной деятельности учащихся на уроках английского языка...