Интерактивный подход к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе
статья по английскому языку

Интерактивное взаимодействие является способом познания, который осуществляется посредством совместной деятельности учащихся на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnyy_podhod_k_izucheniyu_inostrannogo_yazyka.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивный подход к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе

 

На современном этапе развития методики преподавания иностранных языков наблюдается тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу. В то же время методисты все еще не выработали однозначного понимания понятия «интерактивный подход». К. Роджерс и некоторые другие зарубежные авторы полагаю, что интерактивный подход можно отождествлять с коммуникативным подходом, полагая при этом, что «интерактивная модель овладения иностранным языком предполагает, что обучение происходит в процессе участия в языковых актах» [7, с. 41].  

Т. С. Панина придерживается иного мнения, согласно которому «основное внимание при коммуникативно-интерактивном подходе должно уделяться непосредственно процессу коммуникации и учебной ситуации» [6, с. 36], в то время как коммуникативное обучение учитывает именно коммуникативные функции языка.

М. Л. Вайсбурд считает, что интерактивный подход – это перспективное направление в современной методике и лигводидактике и отводит интерактивному взаимодействию всех участников образовательного процесса роль фактора, направленного на повышение эффективности обучения общению на иностранном языке [9, с. 65].  

Г. Д. Браун определяет интерактивность как «объединение, координацию и взаимодополнение коммуникативной цели и результата при помощи речевых средств» [9, с. 48]. Другими словами, интерактивность способствует усилению коммуникативного результата взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка.

Исходя из определения Р. П. Мильруда, можно сделать вывод, что интерактивный подход представляет собой средство достижения коммуникативной цели на уроках английского языка, при этом он отличается от принципа коммуникативности тем, что при интерактивном подходе на самом деле наблюдается сотрудничество учащихся, а основная нагрузка ложится на развитие умений коммуникации и интеракции при групповой работе [5, с. 12]. В широком смысле понятие «интерактивность» является одним из основных принципов обучения. При этом ведущими признаками и инструментами интерактивного взаимодействия являются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. [5, с. 13], т.е. можно говорить о том, что интерактивность в обучении предполагает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

При интерактивном взаимодействии на уроках английского языка исключается доминирование одного участника общения над другим. Такой подход позволяет научить учащихся критическому мышлению, решению сложных языковых проблем при помощи анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешиванию предлагаемого мнения, принятию взвешенных и продуманных решений, участию в дискуссиях, обсуждения и уважительному общению друг с другом. Для этого на уроках необходимо организовать индивидуальную, парную и групповую работу, использовать исследовательские проекты, ролевые игры, творческие работы и др. как варианты проведения уроков.

Таким образом, интерактивный подход при обучении иностранным языкам в целом и английскому языку в частности включает активное взаимодействие всех учащихся группы, в процессе которого наблюдается взаимообогащающий обмен аутентичной личностно значимой информацией на иностранном языке, при этом приобретаются умения межличностного общения. Отмечается, что важным является не только научить старшеклассников обмениваться информацией на английском языке, но и научить самому процессу общения, умению слушать и слышать других участников общения, умению логично и аргументировано выражать свои мысли в устной или письменной форме, уважительно принимать чужую точку зрения.  

Основными методическими принципами интерактивного подхода к обучению английскому языку являются следующие:

  1. общение на английском языке для получения и продуцирования аутентичной информации, которая является интересной и важной для всех учащихся группы;
  2. совместная деятельность, в которой присутствует взаимосвязь говорящего, слушающего и ситуативного контекста;
  3. изменение традиционной роли учителя в процессе обучения, которое заключается в демократическом стиле общения;
  4. рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действий, мотивов, качества и результатов как учителем, так и учащимися [2, с. 104].

Отмечается, что на эффективность процесса обучения английскому языку при интерактивном подходе влияет реализация нижеприведенных принципов:

  1. комплексный         подход         к         процессу         обучения         с         учетом

коммуникативно - ситуативного подхода;

  1. интерактивность;          
  2. дифференцированный подход;
  3. учет индивидуальных особенностей учащихся;
  4. вариативность режима работы на уроке;
  5. проблемность (как в процессе организации учебных материалов, так и при организации самого учебного процесса) [3, с. 36].

Вышеизложенные принципы интерактивного подхода должны составлять теоретическую основу для проведения уроков по иностранному языку в старших классах.

Интересным представляется опыт обучения взаимодействию на иностранном языке на основе интерактивного подхода, предложенного Л. K. Гейхман. Так, модель интерактивного обучения общению является двухфазным образованием, в котором на первой фазе при помощи общения осуществляется обучение взаимодействию, в результате чего наблюдается групповая динамика, приводящая к развитию толерантности и формирующая умение сотрудничать. На второй фазе происходит целенаправленное обучение непосредственно общению как развиваемому на основе сформированного взаимодействия специально фиксированному объекту. Отметим, что общение на данной фазе представляет собой прежде всего цель, а не средство обучения [1, с. 10]. В диссертации Л. K. Гейхман, посвященной использованию интерактивного обучения иностранному языку по вышеописанной модели, показано следующее:

  1. развитие учащихся как субъектов коммуникативной деятельности сводится к наращиванию интерактивной составляющей коммуникативной компетентности;
  2. развитие учащихся как субъектов взаимодействия сводится к сотрудничеству;  
  3. развитие учащихся как субъектов межкультурной коммуникации и иноязычного общения заключается в развитии толерантности;  
  4. развитие учащихся как субъектов паритетного общения заключается в диалогическом общении [1, с. 12 – 13].

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что интерактивное обучение сводится к следующему:

  • обучение общению в процессе общения и посредством общения;
  • обучение         общению         в         процессе         взаимодействия,         которое

осуществляется посредством общения и на его основе;

  • общение как самостоятельная цель обучения с учетом ранее сформированного сотрудничества.

Интерактивное обучение общению приводит к тому, что учащиеся старших классов не только изучают язык, но и вырабатывают умения сотрудничать. Продуктивность данного умения наблюдается за счет изменений стратегий взаимодействия, включенности учащихся во взаимодействие на уроках английского языка и характера взаимодействия в учебной группе. Коммуникативная компетентность характеризуется изменением стиля общения, пониманием и преодолением барьеров общения, характером решений коммуникативных задач толерантностью, принятием мнения других участников общения, что, в свою очередь, приводит к полноте и адекватности общения в самых разнообразных жизненных ситуациях    

[4, с. 22].

Предложенная выше модель интерактивного обучения общению на английском языке позволяет реализовать не только переход от педагогического воздействия к педагогическому взаимодействию, но и перевести учащихся из объектной в субъектную позицию. Успех интерактивного обучения зависит только от учителя, от его способности мотивировать учащихся и создать условия для интерактивного процесса получения знаний.

Педагогическая деятельность в процессе интерактивного обучения носит характер специфической индивидуальной (авторской) деятельности учителя по координации учебной деятельности учащихся и ее практическому применению в конкретной предметной области, ориентируясь на организацию спонтанного взаимодействия учащихся.

Как известно, в последние годы учителя английского языка в России получили значительную самостоятельность при выборе средств и методов обучения. Это, в свою очередь, привело к тому, что учителя начали чаще использовать личностно ориентированные методики, при реализации которых учащиеся чувствуют себя комфортно и свободно, происходит стимуляция интересов учащихся, у них развивается желание пользоваться иностранным языком в жизни. Все это возможно только при учете реальных потребностей учащихся [8, с. 36].

Описанные выше критерии могут быть реализованы только при правильном использовании интерактивных форм и методов обучения на уроках английского языка. Данные критерии позволяют наладить межличностное взаимодействие при помощи внешнего диалога в процессе обучения. Учащиеся в группе вынуждены вступать в межличностные взаимоотношения, при этом успешность учебной деятельности полностью зависит их включенности в работу, именно поэтому правильная организация взаимодействия со стороны учителя является весомым фактором повышения эффективности обучения иностранному языку в целом.

Основу интерактивного обучения составляет интерактивный подход, который предполагает взаимодействие всех учащихся в группе. Так, интерактивное обучение представляет собой это специальную форму организации познавательной деятельности учащихся, которая включает весьма конкретные цели, сводящиеся к созданию комфортных условий обучения, т.е. таких условий, при которых учащиеся чувствуют собственный успех и интеллектуальную состоятельность, что делает процесс обучения иностранному языку продуктивным [10, с. 58].

Суть интерактивного обучения английскому языку сводится к тому, что весь учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся группы оказываются включенными в процесс познания, понимают и рефлектируют по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала приводит к тому, что каждый вносит собственный индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При этом на уроке царит атмосфера доброжелательности и взаимоподдержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную деятельность.

Кроме того, интерактивное обучение основывается на прямом взаимодействии учащихся, каждый из которых имеют определенный жизненный опыт, что является особенно важным, т.к. большинство интерактивных упражнений учитывает опыт самих учащихся, причем не только по английскому языку, но и по другим предметам. Получаемые знания и умения формируются на основе предыдущего опыта.

Соответственно, интерактивная деятельность на уроках английского языка включает в себя организацию и развитие диалогового общения, приводящего к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих значимых для каждого учащегося проблем [11, с. 288].  

Таким образом, интерактивное обучение является обучением, построенным на взаимодействии учащихся с учебным окружением и средой, служащей областью получаемого опыта. Учащиеся становятся полноправными участниками учебного процесса, их опыт является основным источником учебного познания. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Сравнивая интерактивное обучение с традиционным, можно заметить, что при интерактивном подходе изменяется взаимодействие учителя и учащихся, которое заключается в том, что активность учителя уступает место активности учащихся, а задача учителя сводится к созданию условий для проявления инициативы учащимися.  

Список литературы:

  1. Гейхман Л. K. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход / автореф. 13.00.01 диссер. доктора педагогических наук. Екатеринбург, 2003.  23 с.
  2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. 287 с.
  3. Кларин М. В. Интерактивное обучение − инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М. В. Кларин.  М., 2010.  241 с.
  4. Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. М., 2010. 112 с.
  5. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology:  учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. 253 с.
  6. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т. С. Паниной.  М., 2007. 176 с.
  7. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. / Сост. А. И. Красило и др.  М., 2010. 257 с.
  8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 212 с.
  9. Brown D. Teaching by Principles: an Interactive Approach to Language Pedagogy.  2nd edition / Addison Wesley.  London: Longman, 2001. 480 p.
  10. Campbell R. The Study of Language Acquisition / R. Campbell, R. Wales // New Horizons in Linguistics / J. Lyons (ed).  Harmondsworth: Penguin Book, 2010.  P. 242 – 260.
  11. Gumperz J. Communicative Comptence Revisisted / J. Gumperz // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications.  Cambridge: Univ. Press, 2004.  P. 278 – 289.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Применение интерактивного подхода при изучении английского языка. На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов.

Применение интерактивного подхода при изучении английского языка.На примере Учебной викторины «Magic Eire” для 6-8 классов. Антонова Анна ФедоровнаПреподаватель английского языкаСПГАХЛ им. Б.В.Ио...

Использование интерактивных технологий в изучении иностранного языка в 4 классе

Использование доски SMART с УМК "Spotlight" для повышения мотивации обучающихся в 4 классе....

Методическая разработка «Использование метода учебных проектов в преподавании английской и американской литературы на уроках домашнего чтения на иностранном языке в старших классах для школ с углубленным изучением иностранного (английского) языка.»

Аннотация к методической разработке.В методической разработке изложен опыт и попытка аргументированно доказать эффективность использования учебного проекта при обсуждении книги по домашнему чтению....

Материалы на Всероссийский конкурс мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел" учителя родного( чувашского) языка и литературы МБОУ "Альшеевская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ" Зайцевой А.П.

Заявка для участия в заочном туре Всероссийского конкурса Туган тел.Согласие на бработку персональных данных.Сочинение - эссе "Мои методические находки".Портфолио. Материалы по воспитат...

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...

Современный подход к изучению русского языка в старших классах.

В современных условиях каждый урок русского языка должен быть насыщен ярким текстовым материалом. Таким текстовым материалом, бесспорно, являются художественные и публицистические тексты. Каждая новая...