Национальные блюда.
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Бобирь Ирина Анатольевна

 

Национальные блюда.Приготовление драников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbo_9_klass.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

СБО  9 класс                        Дата________________                                          

Тема урока.   Национальные блюда.

Практическая работа: приготовление драников.

Цель: научить уч-ся приготавливать драники.

Задачи:

- расширять знания о национальных кухнях, приготовлении блюд из картофеля;

- формировать навыки обработки картофеля, безопасного пользования кухонными приборами, электроплитой;

- корригировать рече-мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, культурное поведение за столом, культуру труда.

Оборудование:

книги по кулинарии, продукты для приготовления драников (картофель, растительное масло, мука, яица, соль), необходимый инвентарь (терки, ножи, посуда, сковорода).

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация теоретических знаний, полученных ранее.

- Чем питаются дети ясельного возраста?

- Назовите известные вам блюда для маленьких детей. Какие из них вы умеете приготовить самостоятельно?

III. Сообщение темы и целей урока.

  1. Сообщение теоретических сведений.

   1. Рассказ учителя о русской кухне. (см.приложение)

         2.Беседа с уч-ся с опорой на имеющиеся знания.

- Какие блюда можно приготовить из картофеля?

- Расскажите, как приготовить картофельное пюре, жареный картофель. Какие продукты, инструменты и посуда необходимы для этого?

        3.Знакомство с рецептом приготовления драников:

-необходимые продукты,

- рецепт приготовления.

       4.Запись рецепта приготовления драников в тетради.

       5. Планирование практической работы (составление плана на доске).

  V. Инструктаж по ТБ при кулинарных работах.

VI. Практическая работа по плану с соблюдением правил ТБ под строгим контролем педагога и оказания своевременной помощи.

VII. Дегустация блюда. Оценка качества выполненной работы.

VIIIУборка рабочего места.

IX. Закрепление знаний, полученных на уроке.

- Какое блюдо учились готовить?

- Как приготовить драники?

X. Итог урока.


ДРАНИКИ.



Продукты: 500 г картофеля, 2 яйца, ½ стакана муки, растительное масло.





Быстро, чтобы не потемнел сырой очищенный картофель, натри на мелкой тёрке. Положи в тёртый картофель яйца, муку, посоли.



   Печь надо на горячей сковороде, чтобы было много масла. Подавать -горячие, со сметаной.



ДРАНИКИ.



Продукты: 500 г картофеля, 2 яйца, ½ стакана муки, растительное масло.





Быстро, чтобы не потемнел сырой очищенный картофель, натри на мелкой тёрке. Положи в тёртый картофель яйца, муку, посоли.



   Печь надо на горячей сковороде, чтобы было много масла. Подавать -горячие, со сметаной.





ДРАНИКИ.



Продукты: 500 г картофеля, 2 яйца, ½ стакана муки, растительное масло.





Быстро, чтобы не потемнел сырой очищенный картофель, натри на мелкой тёрке. Положи в тёртый картофель яйца, муку, посоли.



   Печь надо на горячей сковороде, чтобы было много масла. Подавать -горячие, со сметаной.




Приложение

РУССКАЯ КУХНЯ – ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

 Древнерусская кухня начала складываться с IX века и к  XV веку достигла своего расцвета. Естественно, на формирование кухни в первую очередь самое большое влияние оказали природно-географические условия. Обилие рек, озер, лесов способствовали появлению в русской кухне большого количества блюд из рыбы, дичи, грибов, лесных ягод.

   Справедливо считают, что, засеяв поле, вырастив и собрав хлеб, человек впервые приобрел Родину. На своих землях с незапамятных времён русичи выращивали рожь, овес, пшеницу, ячмень, просо, гречиху. Из них варили зерновые каши, овсяные, гречневые, ржаные…

   Каша была и остается нашим национальным блюдом. Она сопровождает русского человека на протяжении всей жизни, маленьких детей кормят манной кашей, сваренной на молоке, взрослые любят гречневую кашу, кутья является поминальным блюдом.

  Кашу считают «праматерью» хлеба. «Каша- матушка наша, а хлебец ржаной- отец наш родной», - гласит русская народная пословица.

   С незапамятных времён известно на Руси пресное и кислое тесто. Из простого пресного теста делали колядки, сочни, позже лапшу, пельмени, вареники. Из кислого дрожжевого теста пекли черный ржаной хлеб, без которого и по сей день немыслим русский стол. К X веку появилась пшеничная мука, и ассортимент изделий резко увеличился, появились караваи, калачи, ковриги, пироги, блины, оладьи и прочая выпечка.

   К древнейшим кушаньям нужно отнести и русские овсяные, ржаные, пшеничные кисели. Им не менее 1000 лет.

   В наше время зерновые кисели практически забыты. Им на смену пришли ягодные кисели на крахмале.

   К X веку на Руси уже были обыденными репа, капуста, редька, горох, огурцы. Их ели сырыми, пареными, вареными, печеными, солеными, квашеными. Картофель получил распространение в России лишь в XVIII веке, а помидоры – в XIX. Вплоть до начала XIX века в русской кухне почти не было салатов. Первые салаты делали из одного какого-либо овоща, поэтому они назывались: салат капустный, огуречный или картофельный. Позднее рецептура салатов усложнилась, их стали делать из разных овощей, добавлять мясо и рыбу.

    Жидкие горячие блюда, они тогда назывались варево, или хлебово, появились на Руси тоже в древний период: сначала уха, щи, похлебки, болтушки, позже борщи, рассольники, затем солянки. В XIX веке жидкие горячие блюда получили название – супы.

    Из напитков были распространены квасы, меды, всевозможные отвары из лесных трав, а также сбитни (горячий напиток на меду с пряностями). Пряности, и притом в большом количестве, употребляли на Руси уже с XI века. Русские и заморские купцы привозили гвоздику, корицу, имбирь, лавровый лист, черный перец…

    Чай впервые появился в России в XVII веке. Что же касается алкогольных напитков, то в Древней Руси пили слабоалкогольные напитки – сброженные меды и сброженные ягодные соки.

     Своеобразие блюд русской нац. кухни обуславливалось не только набором продуктов, из которых готовили еду, но и особенностями их приготовления в русской печи. Первоначально русские печи делали без дымоходов и топили «по-черному». Позднее появились печи с трубами, а затем к печам стали приращивать плиты и вделывать духовые шкафы. В русской печи готовили пищу, пекли хлеб, варили квас и пиво, на печи сушили съестные запасы.

   Еда, приготовленная в русской печи, отличалась отменным вкусом. Этому способствовали форма посуды, температурный режим и равномерный нагрев со всех сторон. В русской печи пищу готовили в глиняных горшках и чугунках. Те и другие имели узкую горловину, маленькое донышко и большие выпуклые бока. Узкая горловина уменьшала испарение и контакт с воздухом, способствуя тем самым лучшему сохранению витаминов, питательных и ароматических веществ.

  Пища в русской печи готовилась почти без кипения благодаря тому ,что температура печи постепенно понижалась, ведь печь сначала протапливали, а затем готовили в ней. Таким образом, пища в русской печи больше парилась, или, как говорили прежде, томилась. Поэтому особенно вкусными были каши, гороховые супы, щи из квашеной капусты.

   Русская печь, отслужив верой и правдой не менее 3000 лет, в настоящее время ушла полностью из городского быта и постепенно уходит их сельских домов. На смену ей пришли газовые и электрические плиты, электрогрили, микроволновые печи. Блюда, приготовленные в духовке в керамической посуде под крышкой из теста, в значительной мере сохраняют вкус и аромат стариной русской кухни.

  В древний период кухня высшего сословия мало чем отличалась от кухни простонародья.

  К XVII веку пища царской семьи, а также привилегированных сословий становилась все более изощренной, отличаясь не только количеством, но и составом и способом подачи блюд.

 Нужно заметить, однако ж, что это относилось прежде всего к праздничному, парадному столу. В дни постов царская кухня о-прежнему сохраняла простонародные черты.

  Особой пышностью, обилием блюд отличались царские пиры. Число блюд на них достигало до 150-200, увеличивались и размеры блюд, и продолжительность застолья: как правило, оно начиналось с обеда и продолжалось до глубокой ночи.

   XVIII  век в России ознаменовался новым этапом в развитии русского общества. Петр I не только перенес  столицу ближе к Зап. Европе и изменил летоисчисление, но и заставил переменить многие обычаи. Русская кухня стала развиваться под значительным влиянием западно-европейской кулинарии.

  Русская знать стала «выписывать» иностранных поваров, которые у высшего сословия полностью вытеснили русских кухарок. От западных соседей была воспринята плита вместе с кастрюлями, шумовками, противнями. Русский стол пополнился бутербродами, салатами, паштетами и бульонами, расширился ассортимент блюд, жаренных на сковородах (бифштексы, котлеты, антрекоты), появились изысканные соусы, желе, кремы, муссы и т.д. многие исконно русские блюда стали называться  на французский манер, например, хорошо известная русская закуска из вареной картошки и свеклы с солеными огурцами стала называться винегретом.

   Большое влияние на весь русский быт, в том числе и на русскую кухню, оказало принятие христианства. С распространением христианства на Руси произошло резкое разделение русского стола на постный и непостный, то есть скромный соблюдение постов от 196 до 212 дней в году (в разные годы по-разному) привело к большому разнообразию мучных, овощных грибных и рыбных блюд. Во время постов нельзя было слишком усердно развлекаться, есть мясную и молочную пищу, яйца и сахар, а в строгие посты запрещалось есть и рыбу. Посты были многодневными- Великий пост, Рождественский, в Крещение и другие, а также однодневными – по средам и пятницам.

  После постов наступали праздничные дни, дни мясоеда, и тогда постный стол сменялся скромным. Праздничных дней было немало – от 174 до 190 в году. Можно сказать, что жизнь России была в ожерелье праздников.

   Древнерусский скромный стол отличался приготовлением блюд из целой тушки птицы или животного или большого куска мяса. Измельченное мясо применяли в основном для начинки пирогов или фаршированных гусей, кур, бараньих ид свиных ножек. Позже под влиянием западно-европейской кухни русский стол стал еще более разнообразным.

      Обилие русского стола было связано с гостеприимством – национальной чертой народа. Говоря о русской кухне в целом, необходимо остановиться на ее региональных особенностях. Они объясняются прежде всего различием природных зон и связанных с этим разнообразием животных и растительных продуктов. Региональные особенности также формировались под влиянием соседних народов. Поэтому кухня новгородцев, москвичей, сибиряков-уральцев, донских казаков довольно сильно отличалась одна от другой. Многое,… из того, что было хорошо известно и привычно в одной области, оставалось практически незнакомо за ее пределами.

  Бурные события XX века, повлекшие за собой миграцию населения, развитие и широкое внедрение средств массовой информации, появление системы общественного питания в значительной мере сгладили региональные особенности, но в известной мере и обогатили общенациональную русскую кухню. Тем не мене по-прежнему в Новгороде и Пскове варят щи, на Дону- уху с помидорами, на Севере едят оленину, а Сибири – строганину. Русская кухня прошла длительный путь своего развития. На этом этапе были периоды становления, совершенствования и расцвета, но были и периоды упадка, были яркие самобытные находки, удачные заимствования, но были и утраты. Однако праздничный русский стол по-прежнему отличается обилием, безусловно, не таким , как старину, а русский дом – гостеприимством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные блюда.

Материал знакомит учащихся с национальными блюдами Хакасии....

Национальные блюда.

Материал знакомит учащихся с национальными блюдами Хакасии....

Урок СБО "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"

Урок из раздела «Питание» по предмету СБО (программа специального коррекционного общеобразовательного учреждения 8 вида  по СБО под редакцией В.В. Воронковой, 9 класс) с использованием ИКТ....

Презентация к уроку СБО в 9 классе "Приготовление татарского национального блюда кыстыбый"

На  всех этапах урока была использована презентация.  Применение информационных технологий на уроке активно вовлекает  обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскр...

Национальные блюда татарского народа.

Урок повторение  по теме «Национальные блюда татарского народа» в 5  классе (русская подгруппа) с использованием обучающих структур сингапурского  метода обучения....