Программа по ЮИД
рабочая программа по теме
Образовательная программа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ИНСПЕКТОР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах. Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Содержание программы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения с учетом системообразующих связей всех элементов дорожно-транспортного процесса.
Что способствует формированию сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Образовательная программа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения, знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах. Это позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную систему безопасности дорожного движения, обеспечивать преобразование знаний в прочные умения и навыки в этой области, а также постепенно углублять межпредметные связи содержания курса.
Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладывать в промежуток времени. Поэтому очень важно уметь предвидитесь развитие ситуации и своевременно выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Этому нужно школьников учить, рассматривая и детализируя разнообразные ситуации. Для успешной реализации этого подхода использовать активные методы обучения:
- игра,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия,
- анализ потенциально опасных ситуаций,
- другие.
Для успешной реализации программы необходимо обновить и оборудовать кабинеты по безопасности движения, транспортные площадки, наглядный материал, пополнить содержание кабинетов новыми методическими разработками уроков и внеклассных мероприятий.
Классификация программы – рабочая.
Уровень освоения программы – углубленный.
Это уровень компетенции обучающихся в отдельной области, сформированности навыков, умений на уровне практического применения. Конечный результат предполагает расширение базового компонента.
Тип программы – ориентированная.
Основное назначение связано с формированием личностных ориентаций обучающихся в сфере дорожного движения.
Программа актуальна, она направлена на создание в детском коллективе психологически комфортной атмосферы занятий и подготовку детей к социальной адаптации, самоутверждению их в микросоциуме.
Основные формы работы; беседа, диалог, учебная игра, конкурс, викторина, соревнование.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
Способы, методы, средства обучения: объяснительно-иллюстративные: проблемного обучения; диалогические; игровые; творческие.
Основная цель программы:
- формирование навыков безопасного поведения на дороге;
- развитие умений, навыков, способностей быстро реагировать в сложных, экстремальных ситуациях на дороге;
- формирование бережного, уважительного отношения к окружающим, к участникам дорожного движения;
- знакомство с историей развития ПДД, историей регулирования дорожного движения, историей развития дорог, транспорта в стране, в регионе, за рубежом;
- приобщение к музыкально-эстетической деятельности.
Прогнозируемые результаты
Знатоки правил дорожного движения к концу обучения должны знать:
- правила дорожного движения, основы безопасного поведения на дороге;
- основные термины и понятия, используемые в ПДД;
- историю развития ПДД, регулирования дорог, развития дорог, транспорта в стране, в регионе, за рубежом.
Владеть:
- навыками оказания первой помощи пострадавшим в ДТП;
- навыками безопасного поведения на дороге. Умение быстро ориентироваться в сложных, экстремальных дорожных ситуациях.
- обладать навыками и умениями коллективного и индивидуального исполнения.
Программа рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся в течение 9 месяцев с сентября по май с периодичностью 2 часа в неделю.
учебно-тематический план занятий
№ занятия | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
Введение | 2 | 2 | ||
Правила дорожного движения Правила дорожного движения – законы улиц и дорог. Для чего нужно соблюдать ПДД. История возникновения ПДД. | 2 | 2 | ||
Обязанности пешеходов. Обязанности пассажиров. Разбор ситуаций-ловушек. | 2 | 2 | ||
Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. | 2 | 1 | 1 | |
Дорожные знаки. Дорожная разметка. | 4 | 1 | 1 | |
Обязанности водителей. Движение велосипедистов. | 2 | 2 | ||
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. | 1 | 1 | ||
Маневрирование, обгон. | 3 | 2 | 1 | |
Проезд перекрестков. | 6 | 4 | 2 | |
Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. | 2 | 1 | 1 | |
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами, применение спецсигналов. | 2 | 1 | 1 | |
Буксировка, перевозка людей и грузов. | 2 | 2 | ||
Решение задач, повторение изученного. | 4 | 2 | 4 | |
Зачет. | 2 | 2 | ||
Основы доврачебной помощи Травмы: ушибы, переломы, вывихи. | 2 | 1 | 1 | |
Раны и кровотечения. | 2 | 2 | ||
Ожоги. | 2 | 2 | ||
Комплектация индивидуальной аптечки. | 2 | 2 | ||
Обморок, стресс. | 2 | 2 | ||
Алгоритм оказания помощи при ДТП. Сердечно-легочная реанимация. | 2 | 1 | 1 | |
Отравление. | 2 | 2 | ||
Устройство и вождение велосипеда Общее устройство велосипеда. | 2 | 2 | ||
Учебная езда. Вводный инструктаж. | 2 | 1 | 1 | |
Фигурное вождение велосипеда. | 8 | 8 | ||
Творческая деятельность. Подготовка к выступлению на конкурсе-фестивале «Безопасное колесо». Подготовка этапа «Визитная карточка». | 6 | 6 | ||
Участие в соревнованиях «Безопасное колесо» | 4 | 4 | ||
Итого: | 72ч | 39ч | 33ч |
Занятия организуются школьным инструктором по безопасности дорожного движения. Привлекаются в помощь работники ГИБДД, Дружинники, актив родителей, члены общества BOА, врачи.
Занятие № 1 Введение. Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда. Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный плакат о целях и задачах ЮИД. Приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения, форму для ЮИД, рабочие тетради.
Занятие № 2 Правила дорожного движения. История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. Задание: прочтение пособия М.Л. Форштат «Учись быть пешеходом», энциклопедия из серии «Я познаю мир» – «Автомобили» и др. Сфотографировать на улицах города или села автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии автомобилей в рабочие тетради или на стенд. Провести с учащимися 1 – 2-х классов беседы по истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками.
Знакомство с Правилами дорожного движения. Основные термины и понятия: участник дорожного движения, дорога, проезжая часть, тротуар, обочина (п. 1 ПДД).
Занятие № 3 Обязанности пешеходов. Пешеходные переходы и остановка маршрутных средств. Движение пешеходов. Движение организованных пеших колонн (п. 4 ПДД). Обязанности пассажиров (п. 5 ПДД). Возможные опасные ситуации, возникающие при переходе дороги. Разбор ситуаций-ловушек: «Обзор закрыт», «Внимание отвлечено», «Середина проезжей части», «Пустынная улица» и др. (Использование плакатов или стендов «Кажется безопасно? Нет – опасно!», плакатов «Улица без опасности» – изд. «Третий Рим»).
Занятие № 4 Светофор. История регулирования. Сигналы регулировщика. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора (п. 5 ПДД). Предложить темы доклада, реферата, беседы, сообщения по правилам дорожного движения для детей. Тема определяется учителем в соответствии с желанием ребенка. С разработками учащиеся выступают перед школьниками младших классов и сверстниками. Выступления проходят в период подготовки к школьным каникулам в ходе «Недели безопасности дорожного движения».
Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и детском саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Предупредительные сигналы автомобиля.
Задание: изучение и тренировка подачи сигналов регулировщика Наблюдение за работой регулировщика.
Патрулирование отряда ЮИД по улицам микрорайона. Посещение ГИБДД и присутствие на разводе инспекторского состава.
Занятие № 5 Дорожные знаки. Классификация дорожных знаков: Предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Разметка дороги (проезжей части).
Занятие № 6 Обязанности водителей (п. 2 ПДД). Правила движения велосипедистов, требования к управлению велосипедом, мопедом, возраст, разрешающий движение по проезжей части, движение колонн велосипедистов (п. 24 ПДД).
Занятие № 7 Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств (П. 14 ПДД). Виды пешеходных переходов. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Задание: начертить перекресток с пешеходными переходами и изучить с детьми Правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, пользующихся подземными переходами, придумать под этим снимком интересную подпись. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД, и придумать под снимками интересные подписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении занятий и игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Занятие № 8 Маневрирование, обгон. Начало движения. Сигналы велосипедиста при поворотах, разворотах и остановке. Перестроение (п. 8 ПДД). Расположение транспортных средств на проезжей части. Особенности движения по узкой проезжей части, многополосной дороге, дороге с тремя полосами движения (п. 9 ПДД). Обгон, встречный разъезд (п. 11 ПДД).
Занятие № 9 Перекрестки и их виды. Проезд перекрестков (п. 13 ПДД). Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру «Наш перекресток». Написать в школьную газету заметку под названием «На перекрестке».
Занятие № 10 Движение через ж/д переезды (п. 15 ПДД), в жилых зонах (п. 17 ПДД). Приоритет маршрутных транспортных средств (п. 18 ПДД).
Занятие № 11 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19 ПДД), применение спецсигналов (п. 3 ПДД).
Занятие № 12 Буксировка, перевозка людей и грузов (п. 24).
Занятие № 13 Решение задач, повторение изученного (решение тестов, представленных в методическом пособии «Подготовка к конкурсу-фестивалю ЮИД «Безопасное колесо»: методическое пособие для руководителей отрядов ЮИД/Авт.-сост. Хамитова Э.А., Митрофанова О.Н. – Самара, 2007).
Занятие № 14 Зачет.
Занятие № 15 Основы доврачебной помощи. Травмы (открытые, закрытые): ушибы, переломы, вывихи. Первая помощь при переломах. Транспортная иммобилизация (наложение шин), правила ее проведения, особенности иммобилизации при различных повреждениях. Правила переноски пострадавшего. Задание: наложение шин.
Занятие № 16 Раны и кровотечения. Виды ран. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечения. Наложение повязок. Правила бинтования, виды повязок. Задание: наложить различные виды повязок.
Занятие № 17 Ожоги. Виды ожогов. Степени поражения при термических ожогах. Первая помощь при ожогах.
Занятие № 18 Комплектация индивидуальной аптечки.
Занятие № 19 Обморок, стресс. Тепловой и солнечный удары. Холодовая травма.
Занятие № 20 Алгоритм оказания помощи при ДТП. Оценка тяжести состояния пострадавшего. Сердечно-легочная реанимация. Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Занятие № 21 Отравление. Первая медицинская помощь при отравлении.
Занятие № 22 Устройство и вождение велосипеда. Общее устройство велосипеда. Классификация велосипедов. Основные части велосипеда, их назначение, расположение. Техническое обслуживание, регулировка, мелкий ремонт велосипеда.
Занятие № 23 Учебная езда. Вводный инструктаж. Ознакомление с условиями соревнований «Безопасное колесо» (трассой, системой штрафов).
Занятие № 24 Фигурное вождение велосипеда. Установка трассы для фигурной езды на велосипеде. Ускорение, замедление. Правила вождения велосипеда по пересеченной местности. Вождение велосипеда в автогородке. Отработка упражнений «Змейка», «Качели», «Узкий проезд», «Габаритные ворота», «Проезд по ребристой доске», «Проезд через песок» и др.
Занятие № 25 Творческая деятельность. Подготовка выступления для этапа «Визитная карточка» конкурса-фестиваля «Безопасное колесо».
Занятие № 26 Участие в соревнованиях «Безопасное колесо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...