Главные вкладки

    Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми с признаками одарённости
    статья по теме

    Казаковцева Елена Алексеевна

    Одаренные дети- это дети, обладающие врожденными высокими, интеллектуальными,художественными  способностями, поэтому приоритетной задачей в работе с такими детьми является развитие творческой индивидуальности ребенка, немалую роль  в  котором играют педагоги дополнительного образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_22.11.docx22.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеурочная деятельность педагога дополнительного образования с детьми

    с признаками одаренности

    Одаренность человека – это маленький росточек, 
    едва проклюнувшийся из земли 
    и требующий к себе огромного внимания. 
    Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
    сделать всё, чтобы он вырос 
    и дал обильный плод. 
    В.А. Сухомлинский 

        Одаренные дети  - это дети,  обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями, поэтому одним из ведущих направлений современной школы является развитие творческого потенциала  учащихся.

        Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности  контактов со сверстниками, свойственные в особенности исключительно одаренным детям.

        Некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабоуспевающими, а их особые возможности и потребности — невостребованными, в результате у  них теряется учебная мотивация. 

        Поэтому приоритетной задачей в работе с одаренными детьми является развитие творческой индивидуальности ребенка, предоставление таким  учащимся возможности раскрыть свои таланты в различных направлениях, и не малую роль в этом играют педагоги дополнительного образования.                

         На занятия студий «Театр моды», «Бумагопластика», «Лепка», руководителем которых являюсь я,  принимаются все желающие. Немало приходит детей с признаками одаренности, мотивационный аспект которых  заключается в повышенной познавательной потребности, любознательности, ярко выраженный интерес к творческой сфере деятельности, высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

        Для успешного развития творческих способностей  всех обучающихся я использую  дифференцированный подход, основываясь  на индивидуальных особенностях личности каждого  ученика. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – упражнения, самостоятельный поиск оригинальных идей, учебно-практические работы, метод проектов.  На занятиях студий  деятельность учащихся при разработке поделки  в основном направлена на самостоятельный поиск оригинального образа и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств.                                                                                         Для демонстрации возможных вариантов творческого решения поставленных задач, активно использую наглядные пособия, образцы изделий. Соответствующие пособия и образцы предлагаются не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся знания. Прежде всего, они дают представление о том образе и настроении, которые должны быть отражены в создаваемой коллекции или поделке  и таким образом в сознании ребенка формируется цель работы: выразить настроение художественного образа и под этот образ подобрать соответствующие средства, материалы и способы работы. Такие  методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству).

        Теоретические знания по всем разделам программы даю на самых первых занятиях, а затем они закрепляются в практической работе. На практических занятиях применяю такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождающееся  демонстрацией наглядного материала); проблемный ( ставлю проблему и вместе с детьми ищем  пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

        Многие  занятия проходят в форме самостоятельной работы, где  стимулируется самостоятельное творчество.

        В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяю занятия с элементами театра, урок-сказка, урок-игра, урок – путешествие, занятия в форме  мастер-классов, где совместно с учащимися выполняю работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.

        Немаловажным считаю   принцип обучения и воспитания детей в коллективе – это  сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания применяю на занятиях  с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Особое внимание уделяю созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что так же способствует выявлению индивидуальности каждого учащегося.   Постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают учащимся уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие ребята  чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

        Также хочется отметить тот факт, что на мои занятия приходят дети, которых относят к «трудным», и  здесь они  становятся  другими, в них раскрываются скрытые таланты. Дети, не успешные в учебе, проявляя свои творческие способности на занятиях, становятся более уверенными в своих силах и начинают лучше учиться.

        Многие родители заинтересованы в развитии своего ребенка, поэтому активно сотрудничают и помогают своим детям.

        Итогом всей этой работы является демонстрация коллекции на праздниках и конкурсах школьного и городского уровня, оформление выставок творческих работ учащихся.

        Традиционным стало участие студий в школьных мероприятиях «Неделя творчества», где мною и особо активными учащимися  проводятся мастер- классы  по изготовлению костюмов и поделок; фестивали «Театральная весна» и «Ступени творчества», где учащиеся демонстрируют изготовленные своими руками костюмы, творческие работы и многие другие мероприятия.

        Результат работы студии театра моды «Фантазёры» был представлен в выставке «Образование – 2010», проводимой в рамках городской педагогической конференции по теме: «Ситема образования города Югорска в свете модернизации Российского образования: проблемы и перспективы» и отмечен дипломом 1 степени.

           Неоднократно студия театра мод «Фантазёры», студии «Бумагопластика» и «Лепка» становились призёрами городского конкурсы «Мы – будущее России», в выставке – инсталляции «Новогодний эксклюзив» в 2009 году, театр моды «Фантазёры» стал победителем 3 степени в номинации «Приз зрительских симпатий».

        Коллективные работы обучающихся применяются  в оформлении кабинетов, коридоров, сцены для различных мероприятий, проводимых в школе. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей, учителей, ветеранов войны и труда.

    Считаю, что успех ребенка должен быть и замечен,  и  отмечен!, поэтому   использую следующие формы поддержания талантливых учеников:

    1. Устные поощрения;
    2. Записи в дневниках;
    3. Грамоты, дипломы, благодарственные письма;

    1. Отзывы о работе, рецензии;
    2. Компьютерные презентации;
    3. Выпуск индивидуальных сборников творческих работ с пополнением портфолио учащихся;
    4. Персональные выставки, творческие вечера;
    5. Участие в концертах, фестивалях творчества, выставках различного уровня;
    6. Фото видео отчеты;
    7. Экскурсионные поездки;
    8. Оформление стенда  лучшими работами «Наши успехи»;
    9. Посещение родительских собраний с вручением благодарностей родителям  успешных детей;
    10. Награждение детей на школьных мероприятиях;
    11. Стало традицией  поздравления активных участников студий по окончанию учебного  года с вручением дипломов и благодарностей, а так же презентаций с их творческими работами на торжественной линейке.

    Каждый ребёнок станет одарённым и талантливым, если научить его испытывать радость от добывания знаний, совершенствования каких-то навыков,  побудить его 

    к раскрытию своих способностей и талантов.

    Портрет одарённого ребёнка
    1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
    2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
    3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
    4. Склонен к рискованным действиям.
    5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
    6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
    7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
    8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
    9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
    10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия "Смена настроения" для детей 8-9 лет по предмету "театральная деятельность" , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

    Конспект открытого итогового занятия , тема «СМЕНА НАСТРОЕНИЯ», объединение «Театр Домик». Занятие разработано для детей 8-9 лет по предмету "театральная деятельность" , педагог дополнительного образо...

    Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ.

    Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога с детьми с ОВЗ....

    Индивидуальная интегрированная программа коррекционной работы дефектолога и педагогов дополнительного образования с ребёнком с ЗППР и нарушением ОДА

    Программа предназначена для специалистов дошкольного образовательного учреждения при условии соответствующей квалификации кадров и нацелена на развитие и коррекцию детей с диагнозом задержка психорече...

    "Реализация междисциплинарного подхода в организации внеурочной деятельности и воспитательной работы с детьми с ОВЗ"

    Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категории граждан.Важным компонентом является создание ус...