Инновационные поиски в образовательной системе.
статья по теме

Инновации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovacionnye_poiski_v_obrazovanii.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные поиски в образовании

  Инновационные поиски в образовании осуществляются не только научно-исследовательскими коллективами, но и учителями-практиками. Их внимание направлено на разработку новых методов обучения, форм организации образовательного процесса и продуктивных методических идей. Многие из них были оформлены в концепции, получившей название "педагогика сотрудничества". Объединенные вокруг "Учительской Газеты", педагоги-новаторы сформулировали, в частности, следующие идеи:

  1. Отношения с учениками.Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться, вырабатывать методику, при которой учитель идет "не с предметом к детям, а с детьми к предмету".
  2. Учение без принуждений.Дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
  3. Идея трудной цели. Для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо изучена (как у В. Ф. Шаталова). Учеников в этом случае объединяет не просто цель - цель сама по себе может быть и не такой уж интересной, - а именно вера в возможность преодоления трудности. Без общего воодушевления сотрудничества с детьми добиться трудно.
  4. Идея опоры. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи.
  5. Идея свободного выбора. Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Свобода выбора - самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.
  6. Идея опережения. Опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; учитель перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на уроках.
  7. Идея крупных блоков.Когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее ученикам.
  8. Идея соответствующей формы.Урок должен по форме отвечать изучаемому предмету. На уроках математики В. Ф. Шаталов, доказывая теорему, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ учителя-математика должен быть абсолютно точным. На уроках творчества И. П. Волкова дети шумят, теребят учителя, обращаются к нему с тысячей вопросов. Е. Н. Ильин, анализируя художественное произведение" добивается, чтобы и анализ имел художественную форму; для этого он использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: получается художественный анализ художественного произведения.
  9. Идея самоанализа.Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто может сам вынести точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность.
  10. Интеллектуальный фон класса.Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклассники ученика. На общие цели и ценности класса сильно влияет его "интеллектуальный фон" (термин В. А. Сухомлинского).

  Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями также является тенденцией установления гуманитарной атмосферы в школьном образовании. Интеграция детей с ограниченными возможностями в обычный класс означает предоставление им реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) наравне и вместе с остальными членами общества.

  В докладе "Права человека и инвалидность" (1991) комиссии по правам человека ЮНЕСКО утверждается, что "в большинстве случаев инвалидность сама по себе не служит препятствием, дискриминация - вот что мешает ребенку получить образование в общей системе. В ряде случаев законодательными нормами предписывается детям-инвалидам в обязательном порядке посещать специальные школы, что является официальной сегрегацией". Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной позиции- уважения различий между людьми. В этом широком дискриминационном контексте специальные школы (тем более интернаты) признаются учреждениями сегрегационными, а изоляция специального образования от массовой системы - дискриминационной.

  Современное состояние проблемы теории и практики интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями позволяет выделить четыре основных варианта интеграции:комбинированная(специализированная группа детского сада - общеобразовательная школа);частичная(обучение в специальных классах общеобразовательных школ); временная(дети специальных школ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера);полная(обучение ребенка с ограниченными возможностями в обычном классе с параллельной коррекционной поддержкой).

  Таким образом, можно видеть, что современная дидактика является сферой инновационного поиска в направлении гуманитаризации образования, все большего учета различий в интересах, склонностях, способностях, физических и интеллектуальных возможностях обучающихся. Эти изменения ведут к становлению гуманитарной атмосферы в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Инновационный поиск -2013

"Разнообразие приемов обучения на уроках развития речи в 5 классах"...

Самообразование и инновационный поиск учителя, ориентация педагога на инновационную деятельность

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогаМастерство учителя – это специальность, которой надо учиться...

Презентация "Модель инновационной образовательной системы общеобразовательного учреждения"

Идеи инновационного развития образовательной системы . Создание целостного образовательного процесса ,реализующего идею развития индивидуальности ребенка , его интересов , склонностей и способностей, ...

Приказ комитета по образованию "Об итогах районного профессионального конкурса «Образовательные инициативы и перспективы инновационного развития образовательной системы Ярцевского района»

Согласно плану работы Комитета по образованиюи молодежной политике на 2019 год, в целях определения качества инноваций, разрабатываемых и используемых образовательными организациями, стимулирования об...