Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха
материал по теме

Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в своей компетентности, что способствует более успешному вхождению в социум. Радость и удовольствие от  встречи с музеем дает сильный импульс для активизации эмоционально-чувственной, познавательной сферы,  творческой деятельности глухих и слабослышащих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solodyankina_e.v._kraevaya_l.i._doklad_na_konf.docx164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Псковская обл., ГБОУ «Пыталовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II вида»

Музейная работа как фактор развития и воспитания                                                                           детей с нарушениями слуха

2013


      В силу ряда психологических особенностей (трудности в восприятии, переработке, хранении и использовании словесной информации, значительное отставание в темпах развития словесно-логического мышления, недостаточный уровень развития речи) вхождение глухого или слабослышащего ребенка в социум затруднено. Потеря слуха лишает таких детей целого пласта очень значимой информации о мире. Следствие потери слуха – речевое недоразвитие - лишает неслышащего ребенка полноценной коммуникации. Объем внешних воздействий на глухого ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено,  общение с окружающими людьми затруднено.[1] 

    Низкий уровень развития речи младшего глухого школьника,  бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи затрудняют возможность самостоятельного получения информации из книг. В связи с этим, представления глухого ребенка об окружающем  мире, об историческом прошлом народа, о материальной и духовной культуре развиты недостаточно.

    Главным источником  представлений об окружающем мире для ребенка с нарушенным слухом является  зрительное восприятие.

    Музей  как место, где экспонированы памятники естественной истории, предметы материальной и духовной культуры человечества, позволяет реализовать  главный принцип  работы с глухими детьми – принцип наглядности. Опора на хорошо развитое у глухих детей наглядно-образное мышление помогает развивать запаздывающее в развитии у глухих мышление словесно-логическое.

    Посещение музеев дает глухому ребенку возможность составить правильное  представление о разных исторических эпохах. Изучение экспозиций музеев разного профиля (исторических, художественных, научно-технических, естественнонаучных, краеведческих) в комплексе способствует формированию единой, гармоничной картины  мира.[2]  В сознании ребенка должна возникнуть  система представлений о становлении, формировании и развитии окружающей действительности.

     Коррекционно-развивающая  работа с глухими и слабослышащими детьми нацелена на активизацию речевого развития, обогащение словаря, пополнение знаний об окружающем мире, формирование элементов научного мировоззрения, развитие основных мыслительных операций.

 Среди основных задач музейной работы с неслышащими детьми можно выделить следующие:

  1. Приобщение детей с нарушениями слуха к познанию культурных ценностей через посещение музеев;
  2. Формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством  общения с памятниками истории и культуры;
  3. Формирование способности к воссозданию образа эпохина основе общения с культурным наследием;
  4. Развитие потребности и навыков общения с памятником истории, музеем;
  5. Формирование уважения к другим культурам, готовности понимать и принимать иную систему ценностей[3]

     Критерии отбора материала для экскурсии определяются степенью его значимости для науки и истории, доступностью для восприятия глухими детьми и подростками, педагогической целесообразностью. Одним  из важнейших критериев выбора объектов изучения является воспитательный аспект[4]. Нужно знакомить неслышащих детей с истинными научными, культурными, эстетическими и этическими  ценностями.                        

    Имея минимальный опыт общения с  окружающими их слышащими людьми, глухие дети с трудом различают эмоции и чувства окружающих, искаженно понимают мотивы их поведения, слабо дифференцируют собственные переживания. Вследствие этого у глухих детей затруднено формирование нравственного сознания. Спонтанно формирование ценностных отношений у глухого ребенка  не происходит, оно  требует целенаправленной работы с привлечением как можно большего количества примеров нравственного поведения разных людей из разных стран и эпох. Неоценимую помощь в воспитательной  работе оказывают персональные литературно-мемориальные музеи, музеи-квартиры великих ученых, композиторов, воинов, государственных деятелей.

     Приобщение школьников к миру культуры  требует от педагога не только обширных знаний. Требуется владение навыками коммуникации с неслышащими детьми, знание особенностей их психического развития, владение приёмами музейной педагогики.

    В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, важно продумать весь речевой материал, который будет не только целесообразным, но и доступным для понимания воспитанников.

    Перед проведением экскурсии в музей в школе проводятся пропедевтические занятия с целью ознакомления воспитанников с теми объектами, которые будут предметом изучения в музее. Монолог педагога должен быть сведён к минимуму, постоянно прерываясь обращениями к детям, побуждающими их размышлять, находить нужный ответ.[5] Детям предоставляется необходимый словарь по теме предстоящей экскурсии, демонстрируются иллюстрации, слайды. Именно на слова, наиболее важные для понимания темы, будет обращено внимание детей на экскурсии.

Закрепление материала проводится после экскурсии на уроках и занятиях, где детям предлагается  вспомнить, что они видели в музее, обменяться впечатлениями, используя новые слова и понятия.

     Проводит экскурсию, как правило, экскурсовод. Сурдопедагог обеспечивает адекватный жестовый перевод.  

      Большое значение для сотрудника музея  имеет работа над тем, чтобы сделать материал доступным для восприятия детьми с нарушениями слуха. Многим привычным искусствоведческим терминам приходится искать замену с учетом возраста и  уровня понимания глухих детей. Но отказываться от научной терминологии полностью недопустимо. Следуя принципу целесообразности, отбираются ключевые для раскрытия темы понятия. Необходимые термины вводятся в лексикон детей дозировано, их смысл разъясняется, затем терминология  вводится в вопросы и задания по теме, изученной в музее. Таким образом, в пассивном, а затем и активном словаре глухих воспитанников появляются новые для них слова и фразы, связанные не с повседневным бытом, а с  мировой культурой, духовной жизнью человека.

     Метод работы экскурсовода строится на неторопливом рассматривании экспонатов вместе с детьми, на  активном диалоге с группой. Поэтому,  планируя экскурсию в музей, педагоги заранее предупреждают экскурсовода об особенностях группы экскурсантов.

     Дети с нарушениями слуха должны чувствовать себя в музее комфортно. Им очень важно чувствовать расположение к себе руководителя группы, получать его одобрение. Особому ребенку необходимо ощущение уверенности в том, что его к высказываниям окружающие отнесутся с терпением, вниманием и уважением, поэтому диалог с новым для него человеком - экскурсоводом – важный этап социализации глухого  посетителя музея.

     

Приобщение детей к миру музеев для учащихся Пыталовской школы-интерната I и II вида начинается в младших классах  со знакомства с родным  школьным  Музеем Космонавтики имени А.А.Штернфельда[6].

 В течение 25 лет  Музей Космонавтики  – главная достопримечательность не только нашей школы, но и всего Пыталовского района. Музей знакомит детей с шагами человечества по освоению космоса. Перед детьми расширяются горизонты представления о пространстве, открывается мир, о котором многие до посещения не задумывались – мир за пределами родной планеты.

Кроме того, экспозиции музея несет огромный воспитательный потенциал, рассказывая о первооткрывателях и покорителях космоса. Среди них были люди с нарушениями слуха, такие как К.Г.Циолковский[7], А.А.Штернфельд, имя которого носит наш музей. Пример великих людей дарит глухим воспитанникам веру в себя, побуждает в них стремление к саморазвитию и самореализации. На  базе музея космонавтики действует клуб юного экскурсовода, где наши воспитанники получают опыт общения  со слышащими посетителями. Экскурсии, проводимые воспитанниками, способствуют их речевому и  интеллектуальному развитию.  

   Второй этап музейной работы  в Пыталовской школе-интернате – знакомство историей и бытом родного края.   Для нас доступно посещение местных краеведческих музеев и музеев федерального значения:  Музея Дружбы народов в г.Пыталово, Псковского музея и  приказных палат Псковского кремля,  музея-заповедника в старом Изборске, военного музея под открытым небом «Линия Сталина». Наши воспитанники знакомятся с тем, как  менялся быт русских людей, узнают о героическом прошлом родного края, о духовной жизни русского народа.

   Особенности  музейной работы с глухими детьми  на первых двух этапах – небольшой по объёму материал с постепенным его усложнением, опора на зрительное восприятие с подключением возможности осязать предмет изучения (подлинник или копию): потрогать каменные ядра, подержать в руках старинное орудие труда, примерить старинную рубаху.   Кроме того, на первом этапе можно не придерживаться строгой хронологии. Так как исторические представления глухих и слабослышащих детей младшего и, частично,  среднего  школьного возраста  пока ещё не сформированы, показывая предметы, интерьеры, костюмы разного времени, мы не акцентируем внимание на датах, стилях,  именах. Задача состоит в том, чтобы создать зрительный, художественный образ эпохи, образ данного музея, вызвать эмоциональный отклик, стимулировать познавательную активность.

       На третьем этапе  музейной работы глухие  школьники уже готовы к восприятию исторических памятников с научной, а не только с эмоционально-чувственной точки зрения. Начиная с шестого  класса, когда в учебном плане глухих воспитанников появляются история и литература, музеи становятся местом, где эта история оживает, где писатели и поэты предстают в образе реальном, конкретном, а не абстрактно-мифическом.

Особое место в музейной работе нашей школы отводится Пушкинскому направлению. В школе-интернате создан Пушкинский  зал, где проходят литературные встречи, вечера, гостиные. Поэзия Пушкина звучит на школьных праздниках. Ученики принимают участие в конкурсах чтецов, инсценировках, посвященных Поэту. Вся эта работа – подготовительный этап перед экскурсией  в Пушкиногорье.  Поклон Пушкину – поездка в Михайловское и на могилу поэта – традиционное осеннее мероприятие в нашей школе.  

       С возрастом воспитанников расширяется география наших экскурсионных поездок. Посещение музея деревянного зодчества под открытым небом «Витославицы» в Великом Новгороде дает школьникам полное представление о том, как жили наши предки в старину. Путешествие по дворцовым ансамблям Петербурга (Петергоф, Царское Село, Павловск) погружает  воспитанников в эпоху русских императоров.

       Знакомясь с новой для себя средой, ребенок впитывает общественно-исторический опыт, расширяет свой культурный кругозор, узнает о высокой культуре прошлого, что имеет большое воспитательное значение. Меняется поведение детей, их отношение к окружающему, появляется стремление к эстетическому переживанию. Глухие ученики  на этом этапе  уже без труда соотносят свои представления с определенным историческим периодом, начинают обнаруживать вокруг себя предметы ушедших эпох, осознавать себя во времени.

    Изучение  музейных экспонатов  побуждает глухих детей, по  их выражению, «думать словами» - соотносить зрительные образы с историческими фактами, искусствоведческими понятиями, обобщать и осмысливать свои  впечатления. Это повышает мотивацию глухого ребенка к  речевому  (словесному) общению со сверстниками, педагогами, родителями.

     Встречи с произведениями великих художников, скульпторов,  архитекторов являются стимулом к собственному творчеству. Поначалу дети пытаются просто копировать известные им  произведения - срисовывать, моделировать по шаблону -  а затем начинают создавать оригинальные по замыслу и исполнению творческие работы в разных техниках и жанрах.

   Поскольку глухие дети затрудняются в словесном выражении своих эмоций, переживаний, им легче выразить себя в изобразительном творчестве. Чувства, эмоции, изображенные на бумаге или переданные в глине, в конструировании с использованием разных материалов,  фотографии и дизайне  нередко облегчают и ускоряют словесное выражение переживаний неслышащими детьми, способствуют формированию эмоций, гармонизации личности в целом.[8]

   Итак, систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в своей компетентности, что способствует более успешному вхождению в социум. Радость и удовольствие от  встречи                                 с музеем дает сильный импульс для активизации эмоционально-чувственной, познавательной сферы,  творческой деятельности глухих и слабослышащих учащихся.

   


Список литературы:

  1. БогдановаТ.Г. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха. // Сурдопедагогика. -  М.,2004.  – С.  83-97.
  2. Речицкая Е.Г.  Использование искусства как средства реабилитации школьников с нарушениями слуха. // Развитие детей с нарушенным слухом во внеурочной деятельности. – М.,2005. – С. 239 – 251.
  3. Речицкая Е.Г. Музейная работа в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха. // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I  и II вида.- Ч.1. - М.,2009. – С. 226 -244.
  4. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушениями слуха в процессе внеклассной работы. – М.,2005.

[1] Богданова Т.Г. Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха.                                                                // Сурдопедагогика.- М.,2004. – С. 84

[2]Речицкая Е.Г. Музейная работа в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха.//Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I  и II вида.- Ч.1. - М.,2009. – С. 226

[3]Речицкая Е.Г. Музейная работа в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха.                     //Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I  и II вида.- Ч.1. - М.,2009, - С.227

[4]Там же. - С.226

[5]Речицкая Е.Г. Музейная работа в системе социокультурной реабилитации лиц с нарушениями слуха.                     //Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I  и II вида.- Ч.1. - М.,2009, - С.227, 233

[6]Штернфельд Ари Абрамович (14 мая 1905, Серадз, Калишская губерния, Российская империя — 5 июля 1980, Москва, Россия) - советский учёный, один из пионеров космонавтики, доктор технических наук АН СССР (1965), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1965). Учился в Краковском университете (1923—24), а затем в университете Нанси (Франция), после окончания которого (1927) проводил исследования в области космонавтики в Сорбонне (1928—30). С 1935 в СССР; работал в Реактивном институте. Основные труды по расчёту энергетически наивыгоднейших траекторий полёта космических летательных аппаратов. Международные премии Эно-Пельтри — Гирша по астронавтике (1933) и Галабера по космонавтике (1962). - БСЭ

[7]Циолковский Константин Эдуардович. (5(17).О9.1857, Рязанская обл. - 19.09.1935, Калуга) - мыслитель и экспериментатор. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1880 г. экстерном получил диплом учителя математики и впоследствии преподавал в школах Боровска и Калуги. В нач. XX в. Ц. первым понял преимущества и уникальные возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление - ракетодинамику и астронавтику.-Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995

[8] Речицкая Е.Г.  Использование искусства как средства реабилитации школьников с нарушениями слуха. // Развитие детей с нарушенным слухом во внеурочной деятельности. – М.,2005. – С. 250


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...

презентация Экологическое воспитание детей с нарушением слуха

Презентация по экологическому воспитанию неслышащих школьников ....

Герасимчик Л.В. Современные проблемы воспитания детей с нарушением слуха

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской обра...

Использование коллективных форм работы по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха, имеющих задержку психического развития.

В статье представлены формы коллективной работы с глухими школьниками имеющими задержку психического развития по вормированию коммуникативной деятельности в процессе коллективной работы. Отражены прин...