Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии и во внеурочное время
материал по теме

Вострикова Оксана Ивановна

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_rabote_s_odarennymi_detmi_na_urokah_himii.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о работе с одаренными детьми на уроках химии, биологии

и во внеурочное время

 за 2012-2013 уч. год

Вострикова О.И, учитель биологии  и химии

МКОУ «Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского края

Модернизация  российской системы образовании, требования к уровню подготовки  выпускников школы в условиях компетентного  подхода,  введения новых  образовательных стандартов,  научно-технический   прогресс  обусловили  необходимость формирования и развития интеллектуального  и духовного потенциала нации.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Цель работы с одарёнными детьми:

  1. сформировать интерес и мотивацию к изучению биологии и химии; развивать познавательные универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить в них уверенность в своих силах
  2. создать условия для оптимального развития одаренных детей

Для достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:

  1. выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
  2. использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках химии и биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  3. проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Работа с одаренными детьми велась в несколько этапов:

Первый этап реализации программы  – отбор детей.

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства.

Для решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая развивающая образовательная среда.

Здесь целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных курсов, предметов,  позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному предмету.

На протяжении нескольких лет в МКОУ «Камышенская СОШ» работают элективные курсы по химии и биологии: «Избранные главы общей биологии», «Эти удивительные животные», «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека», «Загадочный мир растений», «Химия в задачах и упражнениях» и др.  Одной из форм организации познавательной деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

В своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие учащиеся:

•5 класс: Виниченко В, Максимова В, Клименко А.

•6 класс: Кожевникова Н, Марченко С, Кривенко Л, Беспалов В, Поздняков А, Шевченко С, хлызова С..

•7 класс: Мироненко Ю.

•8 класс: Кастюк Н, Чекалина Д, Булатбекова В, Вострикова Ю.

•9 класс: Иващенко Д, Ермаленко Л, Ерофеев И, Данько А.

•10 класс: Ладан И.

•11 класс: Стариков А.

Второй этап – реализация программы.

Связан с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах, научно-исследовательской деятельности, участвовали в олимпиадах различного уровня.

Третий этап – завершающий.

Проведения контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.

В работе применялись следующие методы:  

  1. анкетирование, опрос;
  2. собеседование;
  3. тестирование;
  4. творческие работы;
  5. проективный метод;
  6. метод прогнозирования;
  7. метод исследования проблемы;

Формы работы:

  1. урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  2. факультатив;
  3. кружковая работа;
  4. организация временных групп;
  5. свободное самообразование;
  6. проведение предметных недель;
  7. научно-практические конференции;
  8. олимпиады;
  9. интеллектуальный марафон.

Для работы со способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности.

Используются задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;

Так же задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.

Организована  внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной .

Результаты:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету;
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
  3. Увеличение количества обучающихся выбирающих химию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;
  4. Увеличение числа призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:

Итоги реализации программы работы с одаренными детьми

на уроках химии, биологии и во внеурочное время

за 2012-2013 учебный год.

п/п

Ф.И. одаренного учащегося

Класс

Предмет

Участие

Результат

1

Алексеенко Софья

1

Окружающий мир

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»  

Лауреат

2

Костюк Владимир

1

Окружающий мир

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

 «Эрудит России-2013»  

Лауреат

3

Мирских Владислав

1

Окружающий мир

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

 «Эрудит России-2013

Лауреат

4

Ладан Василий

2

Окружающий мир

Краевой заочный теоретический конкурс «Экологический эрудит» по теме «Тайны живой природы».

Лауреат

5

Виниченко Виктория

5

Природоведение

Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012»

Призёр

«Золотой колосок»

6

Клименко Андрей

5

Природоведение

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

 «Эрудит России-2013»

Лауреат

7

Поздняков Александр

6

Биология

Школьная научно практическая конференции, 2013г.

2 место

8

Поздняков Александр

6

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом регионального победителя

3 степени

9

Поздняков Александр

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

10

Шевченко Сергей

6

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом регионального победителя

3 степени

11

Шевченко Сергей

6

Биология

Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012»

Призёр

«Золотой колосок»

12

Шевченко Сергей

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

13

Кожевникова Анастасия

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

14

Хлызова Светлана

6

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012»  биология

Диплом 1 степени

15

Хлызова Светлана

6

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013»  биология

Лауреат

16

Хлызова Светлана

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

17

Беспалов Виктор

6

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом федерального победителя

3 степени, бронзовая медаль.

18

Беспалов Виктор

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

19

Кривенко Алексей

6

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

 «Эрудит России-2012»

Диплом   III  степени

20

Кривенко Алексей

6

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом федерального победителя

1 степени, золотая медаль.

21

Кривенко Алексей

6

Биология

Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012

Призёр

«Золотой колосок»

22

Кривенко Алексей

6

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

23

Марченко Александр

6

Биология

Международный природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012

Призёр

«Золотой колосок»

24

Овсепян Нарина

7

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

25

Мироненко Юра

7

Биология

Общероссийский конкурс «Мультитест» по биологии

Диплом лауреата

26

Мироненко Юра

7

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

3 место в районе

27

Караульная надежда

7

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»

Лауреат

28

Булатбекова Вероника

8

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2012»

Диплом   I  степени

29

Костюк Анастасия

8

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2012»

Диплом   II степени

30

Костюк Анастасия

8

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

2 место в районе

31

Чекалина Дарья

8

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2012»

Диплом   III  степени

32

Вострикова Юлия

8

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

Диплом регионального победителя

3 степени

33

Стукач Андрей

8

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

1 место в районе

34

Овсепян Лилит

8

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

2 место в районе

35

Иващенко Дмитрий

9

Биология

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г.

3 место

36

Иващенко Дмитрий

9

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»

Лауреат

37

Ермаленко Алексей

9

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом федерального победителя

2 степени, серебряная медаль.

38

Ермаленко Алексей

9

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»

Лауреат

39

Ермаленко Алексей

9

Химия

Общероссийский конкурс «Мультитест» по химии

Диплом лауреата

40

Ермаленко Алексей

9

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

1 место в районе

41

Ерофеев Игорь

9

Химия

Общероссийский конкурс «Мультитест» по химии

Диплом лауреата

42

Данько Ангелина

9

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»

Диплом   I  степени

43

Данько Ангелина

9

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

2 место в районе

44

Мелконян Севак

9

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

2 место в районе

45

Ладан Ирина

10

Биология

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников

«Эрудит России-2013»

Диплом   II степени

46

Ладан Ирина

10

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

Диплом регионального победителя

3 степени

47

Ладан Ирина

10

Биология

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г.

3 место

48

Кожевникова Екатерина

10

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

3 место в районе

49

Стариков Анатолий

11

Биология

Всероссийский молодёжный  биологический чемпионат  2012-2013 г

1место в районе

50

Стариков Анатолий

11

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

1 место в районе

51

Стариков Анатолий

11

Биология

Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2012г.

3 место

52

Стариков Анатолий

11

Биология

Школьная научно практическая конференция, 2013г.

1 место

53

Стариков Анатолий

11

Биология

Районная научно - практическая конференция

1 место

54

Стариков Анатолий

11

Биология

Окружной этап краевого конкурса для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая», 2013г

 с. Тюменцево.

3 место

55

Стариков Анатолий

11

Биология

Краевая научно-практическая конференция одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая» г. Барнаул, 2013г.

участник

56

Бирюков Вадим

11

Химия

Всероссийский молодёжный  химический чемпионат  2012-2013 г

2 место в районе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Работа с одаренными детьми на уроках истории, обществознания и во внеурочное время

В статье идет речь о том, кто такие одаренные детьми и что для них характерно. Перечислены проблемы, возникающие у категории этих детей и их особенности, которые необходимо учитывать при работе с ними...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...