Реализация технологии деятельностного подхода
материал по теме

Арискина Нина Николаевна

О групповой работе на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizaciya_tehnologii_deyatelnostnogo_podhoda_tezisy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков

Реализация технологии деятельностного подхода

как эффективное условие повышения качества образования

Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. Поэтому возникла необходимость всем образовательным учреждениям России перейти на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

Психологические исследования (Л.В.Выгодский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин) показали, что знания приобретаются лучше всего не с помощью совершенного изложения учителем материала, а в ходе работы ученика с этими знаниями. Ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением. Все мы знаем, что научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый школьник от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры. Поэтому учителям необходимо научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

1) наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;

2) выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

3) выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

4) формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

5) включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

При деятельностном подходе учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности. Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. Именно эти возможности предоставляет используемая мною на уроке групповая работа.

Основная идея группового обучения: общность цели и задач; индивидуальная ответственность; равные возможности успеха; в основе обучения в группе лежит не соревнование, а сотрудничество.

Групповая работа хорошо себя проявляет при закреплении изученной темы и для отработки тех или иных математических навыков. Перед началом работы необходимо нацеливать ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это приводит к тому, что дети дифференцированно подходят к распределению заданий, сильные больше внимания уделяют слабым ребятам, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих друзей в группе. Во время групповой работы ученики свободно общаются, разговаривают, доказывают друг другу свою точку зрения.

Самый простой вид групповой работы – это работа в парах. Например, можно использовать карточки на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. Роль настоящего учителя в этот момент заключается в выслушивании ответов и объяснений обоих участников пары. Он может корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивать не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Затем перед всем классом одна из групп даёт ответы, опираясь на карточки.

Плюсы парной работы общеизвестны, а вот результаты такой работы напрямую перекликаются со стандартами нового поколения. В них мы находим обоснование коммуникативных УУД, ведь именно они развиваются в процессе групповой работы. В результате этой деятельности, обучающийся может почувствовать себя успешным. Даже слабый ученик может понять, что в паре выступать не страшно, если ошибёшься – тебя поправит не учитель, а одноклассник. Но работа в группах или в парах не даст результата, если ребята не будут соблюдать определённые правила, которые необходимо повторять перед каждой такой работой.

Правила работы в группах:

1. В совместной работе нет актеров и зрителей.

2. Критикуй идеи, а не личность.

3. Говори так, чтобы тебя понимали.

4. Приветствуется любое мнение.

5. Цель групповой работы не только победа, а еще и истина.

Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

1) не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

2) поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

3) используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

4) проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;

5) используйте различные типы рефлексии при осуществлении любой деятельности;

6) при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;

7) самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».

Для более плодотворной работы в группах, в парах или индивидуально иногда лучше подготовить для учащихся план работы с текстом:

  1. выделить понятия, которым нужно дать определение;
  2. выделить теоремы, определения, правила, которые нужно сформулировать;
  3. выделить определения, теоремы, на которые нужно сослаться при доказательстве;
  4. составить доказательство теоремы или правила;
  5. продумать записи на доске во время ответа;
  6. показать, где и как применяется теорема (правило);
  7. сделать вывод.

Но основными в любой работе были и остаются неизменные качества личности учителя: доброта, справедливость, требовательность. Задача каждого учителя помочь ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

При осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятел...

Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.

Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....

Новые информационно-коммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

“Великая цель образования - это не знания, а действия” Герберт Спенсер Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Данный подход...

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Проектный метод - как один из способов реализации технологии деятельностного подхода.

В своём докладе автор показывает формирование универсальных учебных действий на каждом этапе выполнения проекта, приводит примеры из собственного опыта....