Рабочая программа для музыкальных школ, фортепианное отделение. Музицирование. Ансамбль. 3 -5 класс.
рабочая программа по теме

Паршина Наталия Анатольевна

Музицирование - одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Основным, ведущим предметом данной образовательной программы является коллективное музицирование. Для ученика - пианиста коллективное музицирование - это игра в ансамбле,чаще всего в дуэте .Дузт, прежде всего, может быть фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом, с духовым инструментом, струнно-смычковым, струнным народным инструментом. Фортепиано в таком дуэте - в качестве аккомпанемента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parshina_muzicirovanie._ansambl._3-5_kl.doc92.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детская школа искусств им. Г.Ф. Пономаренко 

муниципального образования город Краснодар

ОБСУЖДЕНО        СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНО

На заседании МО        Решением   МС        Решением Педагогического

протокол №___        протокол №___        совета протокол №___

от «___» __________ 2012 г.        от «___»__________ 2012 г.        от «___»__________ 2012 г.

Заведующий МО        Заместитель директора        Председатель

_________________        ___________Н.В. Кулясова        ___________В.А. Ковалева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

фортепианного отделения

Название программы:                                МУЗИЦИРОВАНИЕ

                                                                  (семилетняя форма обучения)

Вид программы:                        рабочая (модифицированная)

Ступень обучения:                        основная

Количество часов по программе:        54 часа

Возраст обучающихся:                        8(10)-11(13) лет

Срок реализации программы:                3 года

Преподаватель-составитель:                Н.А. Паршина

Программа разработана на основе:                  Типовой программы «Музыкальный инструмент. Фортепиано» для детских музыкальных школ, составители : А. Алексеев, А. Богатова, Е.Орлова, утверждённая  Министерством культуры 1991 г. Авторизованной программы «Музицирование» преподавателя фортепианного отделения  Глуховой С. А. с. Янтиково Чувашской республики «Янтиковская  детская школа искусств».

                     


Пояснительная записка

Настоящая программа разработана с целью систематизации процесса воспитания творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся. «Музицирование предполагает: чтение с листа, транспонирование, игру в ансамбле. Музицирование - одна из составляющих  комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки музицирования позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной музыки Навыки музицирования могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту- профессионалу, так и  музыканту-любителю. Развитие различных форм музицирования ((ансамбль, аккомпанемент, чтение нот с листа и т.д.) особенно востребовано в настоящее время.

Музицирование использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности, составляет единый комплекс со специальным инструментом «Фортепиано»,а также предметами музыкально-теоретического цикла.

Учебный план образовательного учреждения подразумевает занятия с третьего по пятый классы по предмету «Музицирование» 0,5 часа в неделю, эта программа включает развитие навыков чтения с листа, транспонирования, игру в ансамбле. Основным, ведущим предметом данной образовательной программы является коллективное музицирование. Для ученика-пианиста коллективное музицирование - это игра в ансамбле, чаще всего в дуэте. Дуэт, прежде всего, может быть фортепианным. Может быть дуэт с вокалистом, с духовым инструментом, струнно-смычковым, струнным народным инструментом. Фортепиано в таком дуэте - в качестве аккомпанемента.

Актуальность этой образовательной программы состоит в том, что юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном этапе обучения, и далее, навыки ансамблевой игры, полученные в фортепианном дуэте со сверстниками, а на следующем этапе обучения - в дуэте с другим инструментом или вокалистом, аккомпанируя солисту, приобретая начальные концертмейстерские навыки.

Чтение с листа не является основным, ведущим предметом комплекса музыкальных дисциплин данной образовательной программы, однако имеет важное значение как один из факторов, стимулирующих стремление учащихся к музицированию.  О пользе чтения с листа в музыкальной педагогике известно с давних пор. Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего развития и широкого ознакомления учащихся с музыкальной литературой. Чтение с листа способствует расширению обще -музыкального кругозора учащихся, формированию у них представлений о разнообразии жанров, видов, форм музыкального искусства, способствует формированию исполнительской самостоятельности.

Подбор по слуху. Для подбора по слуху нужно следить, чтобы диапазон пьес   соответствовал тесситуре голоса ребёнка .Очень полезно петь песни в различных тональностях и подбирать их на фортепиано.

Транспонирование является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков, активизирует слух ученика и координацию движений на фортепиано. Уже на первых уроках,  начиная с подбора простейших мелодий ученик приобретает первые опыты транспонирования. К восьмому классу уровень задач усложняется, ученик учится транспонировать аккомпанементы камерно-вокальных произведений, т.к. навыки транспонирования необходимы пианисту -концертмейстеру, поскольку в вокальных классах часто возникает необходимость подбора тональности, наиболее удобной для голоса солиста.

Цель программы

1. приобщение учащихся к «живому» музицированию, развитие у них музыкальных способностей и понимания музыки.

2. выработка стремления к самостоятельному мышлению и проявлению собственной инициативы.

3. наиболее широкое освещение видов музыкальной деятельности посредством музыкального контакта с инструментом.

Задачи программы

!. облегчения процесса первоначального освоения музыкального произведения на занятиях по музыкальному инструменту, используя навыки чтения с листа и транспонирования.

2. воспитание и формирование практических навыков аккомпанирования, ансамблевой слаженности, развитие навыков коллективного музицирования.

3. расширение общего музыкального кругозора, создание возможностей для самостоятельного «общения» с музыкальным произведением.

4. воспитание чувства стиля и художественного вкуса.

Программа рассчитана на три года обучения в ДШИ - с третьего по пятый  класс.

Основной формой учебной и воспитательной работы считается урок, проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с учеником , а также игра в ансамбле и  концертные выступления. Уроки проводятся 1 раз в неделю, в учебном году-36 рабочих недель, время проведения урока – 20 минут.

Возраст детей, участвующих в программе 8-13 лет.

Ожидаемые результаты:

1. уметь применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по музыкальному  инструменту и других предметах;

2. иметь навыки самостоятельного разбора новых произведений, навыки чтения с листа и транспонирования;

3. уметь слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом, слышать звучание темы, подголосков ,сопровождения;

4. уметь исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора;

5. общая музыкальная эрудиция, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса.

Вся работа  над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика. Репертуарный план требуется составлять на каждое полугодие. В течение года изучить 4-10 произведений  (ансамбль или аккомпанемент), в том числе в порядке ознакомления. Главный критерий подбора произведений – индивидуальный подход к способностям и возможностям каждого ученика на основе  дифференцированного определения объёма и сложности учебных задач, темпа развития и методов работы.

При выставлении оценки за выступление учитывается грамотное исполнение своей партии, яркость созданного музыкально – художественного образа, качество исполненного произведения в ансамбле. Применяется пятибалльная система оценок

Контроль успеваемости учащихся проводится в форме зачётов и контрольных уроков, на которых ученик должен исполнить 1-2 ансамбля. Проверка чтения с листа проводится на технических зачётах один раз в год, где главным критерием является грамотное и достаточно беглое исполнение незнакомого нотного текста учеником (уровень сложности - на 1-2 класса ниже).

По окончанию учебной четверти преподаватель на основании учёта знаний выставляет итоговую оценку успеваемости. Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах и т. д. зачитывается как сдача контрольного уроках.

Условия реализации программы:

1. наличие специального класса;

2. инструмент – фортепиано;

3. аудио-магнитофон;

4. нотная литература;

5. СД - проигрыватель;

6. диски, аудио –кассеты;

7. метроном.

Учебно-тематический план

Первый год обучения (3 класс).

Содержание и виды работ

Общее количество часов

В т.ч. теоретические занятия

В т.ч. практические занятия

1.

Чтение с листа.

2

2

2.

Подбор и транспонирование.

2

1

1

3.

Работа над произведениями (ансамбли)

8

1

7

4.

Теоретические понятия, слушание аудиозаписей.

2

2

5.

Ознакомление с нотной ансамблевой литературой.

2

0,5

1.5

6.

Контрольно-зачётные мероприятия.

2

2

Итого

18

4,5

13,5

Второй год обучения (4 класс).

Содержание и виды работ.

Общее количество часов.

В т.ч. теоретические занятия.

В т.ч. практические занятия.

1.

Чтение с листа.

2

22

2.

Транспонирование.

2

1

1

3.

Работа над произведениями (ансамбли).

6

1

5

4.

Повторение разученных раннее пьес, подготовка к концертным выступлениям.

4

4

5.

Теоретические понятия, слушание аудиозаписей.

2

2

6.

Контрольно-зачётные мероприятия.

2

2

Итого

18

4

14

Третий год обучения (5 класс).

Содержание и виды работ.

Общее количество часов.

В т.ч. теоретические занятия.

В т.ч. практические занятия.

1.

Чтение с листа.

2

22

2.

Транспонирование.

2

1

1

3.

Работа над произведениями (ансамбли).

6

1

5

4.

Повторение разученных раннее пьес,  подготовка к концертным выступлениям.

4

4

5.

Теоретические понятия, слушание аудиозаписей.

2

2

6.

Контрольно-зачётные мероприятия.

2

2

Итого

18

4

14

Содержание изучаемого курса

Программа «Музицирование» состоит из теоретической и практической частей, взаимно-дополняющих друг друга.

Теоретическая часть программы с первых месяцев обучения предполагает приучать учащегося перед исполнением незнакомой пьесы определить её текст, определить метроритм, ладо-тональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп; постараться себе представить все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. Следует знакомить учащегося с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем данного произведения.

Практическая часть занятия строится с учётом возрастных особенностей детей. Изучаемый материал должен соответствовать технической подготовке и музыкальному развитию ученика. Большое значение имеет работа над качеством звучания, осмысливанием музыкальных построений, выразительностью исполнения. Для этого надо внимание ученика постоянно обращать на то, чтобы он слушал свою игру, замечал недостатки в своём исполнении. От этого зависит результат и эффективность его работы.

Первый год обучения ( 3 класс).

!. Чтение с листа пьес, этюдов, ансамблей. За урок необходимо освоить 1-2 произведения.

2.Подбор по слуху,  транспонирование.

3. Развитие первоначальных ансамблевых навыков:

-введение в дисциплину « ансамбль»;

-посадка четырёхручного дуэта;

-солирование (когда нужно ярче выявить свою партию);

-аккомпанирование (умение отойти на второй план ради единого целого);

-индивидуальное разучивание каждой партии;

-работа над совместным исполнением.

Изучить 4-5разнохарактерных произведений.

Ожидаемые результаты:

-развитие навыков быстрого чтения с листа, уметь читать вперёд на такт;

-развитие внутреннего слуха, памяти,  ритма;

-Развитие навыков ансамблевого мышления;

-правильное понимание функций своей партии;

-ритмическое и темповое единство.

Второй год обучения (4 класс).

  1. Чтение с листа пьес, этюдов, ансамблей. За урок необходимо освоить 1-2 произведения.
  2. Развитие навыков ансамблевой игры:

-работа над текстом каждой партии отдельно, проработка штрихов, фразировки, динамики;

-работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмической согласованностью обеих партий;

-выработка умения слушать друг друга, единство фразировки, интонационная стройность;

-работа над формой произведения, целостностью, художественным образом, характером, единством темпа.

Изучить 4-5 разнохарактерных произведений.

Ожидаемые результаты:

-дальнейшее развитие навыков беглого чтения с листа (быстрое чтение рельефа в мелодических  линиях, чтение вертикали);

-умение целостно воспринимать музыкальное произведение;

-умение слышать и «выстраивать» фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнёра;

-научиться разбираться в стилевых и жанровых особенностях музыки для фортепианного ансамбля.

Третий год обучения ( 5 класс).

1.Чтение с листа пьес, этюдов,  ансамблей. За урок необходимо освоить 2-3 произведения.

2. Дальнейшее развитие навыков ансамблевой игры:

-работа над текстом каждой партии в отдельности, проработка штрихов, фразировки, динамики;

-работа над соединением обеих фортепианных партий, ритмической согласованностью обеих партий;

-работа над синхронностью, согласованностью, динамикой обеих партий;

-работа над художественным образом;

-работа над концертным исполнением репертуара.

Изучить 4-5 разнохарактерных произведений разных жанров.

Ожидаемые результаты:

-уметь самостоятельно разбирать нотные тексты;

-овладение ансамблевой техникой, а именно:

  1. особенности посадки и педализации при четырёхручном исполнении на одном фортепиано;
  2. способы достижения синхронности исполнения;
  3. соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнёрами;
  4. соблюдение общности ритмического пульса;
  5. понимание жанровых особенностей художественных задач исполняемого произведения.

-приобщение учащихся к лучшим образцам классической музыки, приобретение навыков музицирования, развитие общей музыкальной эрудиции.

Музыкальный материал для подбора по слуху и транспонированию:

1.»Котёнок на клавишах», сост. Е. Туркина, изд. « Санкт-Петербург», 2004 г.

2. Детский песенник « Музыкальная шкатулка»  ч.1,2, сост. М. Беленькая, С. Ильинская.

3. «Рождение игрушки  сост.А. Мыльников,  г. Москва, изд. «Композитор» , 2000 г.

Музыкальный материал для чтения с листа:

1. «Музыкальная мозаика» 2-4 классы, в. 4, сост. С. А. Барсукова, изд. «Феникс», 2006 г.

2. «Первая встреча с музыкой», сост. А. Артоболевская, «Российское музыкальное издательство».

3. «В музыку с радостью», сост. О.Геталова, И. Визная, изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург. 2003 г.

4. «Чтение с листа 1-2 классы», сост. И. М. Рябов, С. И. Рябов, изд. «Украина», г. Киев.

5. «Сборник пьес для фортепиано» 3-4 классы, сост. С. Барсукова, изд. «Феникс»,2007 г.

6. « Чтение с листа 3-4 классы» ,сост. И. М. Рябов, С.И.Рябов, изд. «Украина», г. Киев.

7. «Сборник пьес для фортепиано» 5-6 классы, сост. Барсукова, изд. « Феникс»,2002 г.

8. «Детский альбом», сост. В.А. Коровин, изд. «Феникс»,2007г.

 Примерный репертуарный список.

Первый год обучения. Ансамбли:

А. Аренский Вальс.

И. Беркович Вальс.

Д. Уотт «Три поросёнка».

Р. Петерсен «Старый автомобиль».

Л. Бетховен « Три немецких танца».

Ф. Шуберт «Лендлер».

П. Чайковский «Мой Лизочек так уж мал»

С. Разорёнов «Танец маленьких мышек».

Второй год обучения. Ансамбли:

А. Дворжак «Славянский танец».

Б. Савельев «Карусельные лошадки».

А. Глазунов «Отрывок из балета «Барышня – служанка».

Ж.Бизе «Менуэт».

Р. Шуман. «Венецианская песня».

М. Шмитц «Принцесса танцует вальс».

М. Глинка «Марш Черномора».

В. Шелиговский «В цирке».

Третий год обучения. Ансамбли:

А. Глазунов «Венгерский танец».

Л. Бетховен «Полонез».

Г. Свиридов «Военный марш», «Романс». «Вальс» из музыки к драме «Метель».

Г. Фрид «Чешская полька».

В. Гаврилин «Марш».

Э. Григ «Норвежский танец».

Р. Глиэр «Бравурная музыка».

И. Штраус «Анна – полька».

В. Блок «Московская полька»

С. Джоплин «Артист эстрады».

Репертуарная литература:

  1. «За роялем всей семьёй», изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург. 2003 г.
  2. «Ансамбли для фортепиано», младшие классы, изд. «Советский композитор» 1985г.
  3. «Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки», изд. «Музыка» г. Москва. 1994г.
  4. «Играть вдвоём» изд. «Композитор» г. Санкт-Петербург. 1998г.
  5. «Ансамбли для фортепиано», средние классы, изд. «Советский композитор» 1987г.
  6. «Вместе весело играть». Фортепианные ансамбли, изд. «Союз художников» г. Санкт-Петербург. 2004г.
  7. «Популярная музыка для фортепиано в 4 руки», изд. «Союз художников» г. Санкт-Петербург. 2002г.
  8. «Альбом для домашнего музицирования», изд. «Музыка»  г. Москва.1988г.

.

Методическая литература:

  1. Ф. Брянская. «Формирование и развитие навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста».
  2. Э. Тургенева. «О некоторых вопросах развития творческих способностей учащихся в классе  фортепиано».
  3. Т. Воскресенская. «О мастерстве ансамблиста».
  4. Т. Воскресенская. «Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента».
  5. А. Готлиб. «Первые уроки фортепианного ансамбля».
  6. Е. Сорокина. «Фортепианный дуэт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкальной школы, фортепианного отделения. Музицирование. Аккомпанемент 8 класс.

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, позн...

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

СОЛЬФЕДЖИО Рабочая программа для музыкального отделения Детской школы искусств Срок реализации программы 5 лет

   Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ им. С.А.Кусевицкого города Вышнего Волочка, представляет собой курс «Сольфеджио», ориентированный на контингент обуч...

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года

В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...

Рабочая программа занятий предметной школы по химии для учащихся 10 классов

Занятия предметной школы «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначены для учащихся 10-го класса. Они рассчитаны на 35 часов, по 1 ч в неделю, и носят предметно-ориентированный х...

Рецензия на рабочую программу для общеобразовательных школ по бурятской литературе (10-11 классы)

Рецензия на рабочую программу для общеобразовательных школ по бурятской литературе (10-11 классы)...