Обеспечение методического сопровождения деятельности учреждения социального обслуживания.
материал по теме

Тюмавина Наталья Геннадьевна
 Предлагаемый материал представляет собой валификационную работу. В работе рассмотрены различные подходы к понятию и сущности технологий методической деятельности, основные формы организации методической работы в учреждении  социального обслуживания. Представлен практический опыт организации методической работы в БУСО ХМАО-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент  социального развития

Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

Бюджетное учреждение социального обслуживания

Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Обеспечение методического  сопровождения деятельности

учреждения социального обслуживания.

( первая квалификационная категория

 по должности «методист»)

                                      Тюмавиной Натальи Геннадьевны,

                                       методиста бюджетного учреждения

                                                          социального обслуживания

             Ханты-Мансийского

                         автономного округа –Югры

                                    «Комплексный центр социального

                    обслуживания населения  

                                                         «Радуга»

г.п. Излучинск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации методического сопровождения в учреждении социального обслуживания……………….….…… … … …  ...……6

  1. Различные подходы к понятию и сущности технологий

методической деятельности……………………………………………… .  6

           1.2. Основные формы организации методической работы в учреждении  

            социального обслуживания… … … … … .……………………… … ..…11

ГЛАВА 2. Практические основы реализации технологий методической деятельности в учреждении социального обслуживания... … … … … … … … ...15

        2.1.Система методической работы в БУСО ХМАО-Югры

  «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» …17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………………………………………………….…..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……… ……………………………….……29

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Положение об организационно – методическом отделении–   30

Приложение 2. Анализ реализации действующих программ БУСО ХМАО-

                           Югры КЦСОН «Радуга»… … … … … … … … … … … ……35

Приложение 3. Карата технологий, внедренных в 2010году…. … … … … … 42

Приложение 4. Проект службы методического сопровождения деятельности

                          учреждения «СМАЙЛ .. … … … … … … … … … … … … ...45

ВВЕДЕНИЕ

 За последнее десятилетие сложилась стройная система оказания социальной помощи населению через социальные службы. Одной из основных задач учреждений социального обслуживания в современных условиях  является обеспечение комплексного подхода к организации деятельности с различными категориями населения.

 В условиях динамики и обновления процессов в сфере социального обслуживания, продвижение в практику учреждений  инновационных социальных технологий приобретает особую значимость. Для этого должна быть сформирована действенная и эффективная структура методической службы в учреждении.

 Методическая работа в учреждениях социального обслуживания – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого социального работника и коллектива в целом. Она ориентирована на повышение, прежде всего, творческого потенциала трудового коллектива в целом, а в конечном  итоге - на повышение качества и эффективности социальных  услуг.

На данный момент отсутствуют единые методологические подходы и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность методических служб в сфере социального обслуживания. Отмечается недостаток инструктивно- технологической литературы по организации методической деятельности в учреждениях социального обслуживания населения, отсутствие в большинстве учреждений социального обслуживания методических служб, информационного обмена и  взаимодействия между учреждениями, находящимися на различных территориях. В социальных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей.

 Таким образом необходим поиск новых оптимальных форм методической деятельности и актуальность разработки технологии методического сопровождения деятельности учреждения социального обслуживания обусловлена острой необходимостью отработки эффективных моделей совершенствования деятельности методических служб учреждений социального обслуживания.

        Цель исследования: изучение и выявление наиболее эффективных технологий методического сопровождения деятельности учреждений социального обслужива6ния.

        Задачи:

  1. рассмотреть различные подходы к понятию и сущности технологий методической деятельности в учреждениях социального обслуживания;
  2. изучить и выделить наиболее эффективные формы методического сопровождения деятельности учреждения социального обслуживания;
  1. изучить опыт применения технологий методической работы в учреждениях социальной защиты ХМАО-Югры;
  2. дать характеристику реализации технологий методической деятельности в Бюджетном учреждении социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга».

        Объект исследования: технологии методического обеспечения социальной работы.

        Предмет исследования: технологии методического сопровождения деятельности учреждения социального обслуживания.

        Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость и ценность полученных результатов в возможности отработки эффективных моделей совершенствования деятельности методических служб ,практического применения в процессе методического сопровождения деятельности учреждений социального обслуживания.

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 В процессе написания квалификационной работы были использованы авторские материалы Холостовой Е.И., Худоминского П.В., Белоусовой Л.И., Панковой Н.В., Закатовой И.Н, Бодак А.В.; статьи из журналов «Социальное обслуживание», «методист», «работник социальной службы»; методические рекомендации, раскрывающие понятие социальных технологий, современные подходы к организации методической службы, методы совершенствования и развития  методической работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В

УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

  1. Различные подходы к понятию и сущности технологий

методической деятельности

        Значительную роль в успешном развитии учреждений социального обслуживания (УСО) играет методическая деятельность. Чтобы обеспечить развитие УСО, удовлетворять потребности клиентов, социума, во всех видах услуг на более высоком качественном уровне, руководители учреждения должны  постоянное внимание уделять  деятельности методической службы,  научному осмыслению ее сущности и содержательных элементов. Поиск ответов на стоящие вопросы путей совершенствования методической деятельности обусловил необходимость раскрытия её содержания, обращения  к  сущности понятий: методика, методическая деятельность, методист.

        Рассмотрим основные понятия, касающиеся данного направления работы учреждения социального обслуживания.

        Методическая деятельность УСО - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового практического и управленческого опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства  каждого из руководителей и специалистов. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на повышение творческого потенциала трудового коллектива в целом, а, в конечном счете - на повышение качества и эффективности социальных услуг. Она основывается на достижениях науки, передовом практическом опыте и анализе происходящих социальных процессов.

         Цели и задачи методической службы тесно связаны с жизнедеятельностью всего организма учреждения. Поэтому главное ее назначение - корректировка  процесса деятельности для перспективного развития оказания социальных услуг. Определить правильно цели и задачи методической работы - значит определить желаемую результативность. 

                 Деятельность специалистов социального обслуживания, методиста, руководителя социального учреждения немыслима без методического обеспечения.

        Методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям социальных работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного опыта. Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением профессиональной деятельности.

        В процессе методического обеспечения используются различные виды технологий методической деятельности. Вопрос о классификации технологий является сложным и дискуссионным. Различные подходы к разработке технологий. диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации. Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов выделяют технологии поиска стратегии управления, социального моделирования и прогнозирования. Н.С. Данакин выделяет информационно-внедренческие, обучающие, инновационные технологии и технологии прошлого опыта.

         Э. Томас связывает социальные технологии с социальными направлениями. Согласно его точке зрения, социальные технологии имеют смысл, если они только вводят социальные инновации. В их число входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, эволюционные исследования в области создания новых методик, выработка оценок[1].

         Топчий И.В. определяет технологии методической деятельности в соответствии с основными направлениями деятельности :осуществление социального мониторинга, анализ и прогнозирование социальных процессов, обобщение и внедрение передового опыта, повышение квалификации работников ,информирование населения, оценка эффективности деятельности учреждений, определение направлений развития учреждения.

Многообразие технологий и способов их классификации обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям, функциям, характеру и результатам.

Рассмотрим некоторые технологии методической деятельности, которые используются в учреждениях социального обслуживания.

          Технологии социального прогнозирования -незаменимый инструмент социального предвидения, исследования и решения социальных проблем современного мира, направлены на выбор наиболее целесообразных содержательных видов и направлений деятельности в сфере оказания услуг. Базируясь на системном подходе, они обеспечивают сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, учитывающих: будущие возможности развития данного учреждения – материально-техническое и программное обеспечение, численность и особенности клиентов, средства перехода на новые инновационные технологии в реабилитационной, культурно-досуговой, спортивно-рекреативной, управленческой и других видах деятельности, ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений,

последствия конкретных управленческих решений, результативность опытно-экспериментальной работы и др. Цель прогнозирования – не просто предвидеть

 те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

        Работа над технологиями социального прогнозирования – это комплексный процесс, состоящий из ряда самостоятельных технологических этапов. В современных условиях любой сотрудник социальной службы прогнозирует свою работу. Это может быть как узкая перспектива (обслуживание одного клиента), так и прогноз развития деятельности социальной службы и всей социальной сферы. Прикладное значение социального прогнозирования состоит в том, что разработанные технологии способны влиять на управленческие решения по социальным вопросам, т.е. оптимизировать и корректировать их[2].

         Прогностическая деятельность в практике работы учреждений находится пока еще на начальной стадии. Практика социальной работы нуждается в выработке теории прогноза, включающей в себя обоснованность процессуальной стороны разработки прогнозов, ведущие методы и приемы получения опережающей информации о состоянии учреждения как системы.

        Связь с общественностью -одна из базовых технологий методической работы учреждения социального обслуживания, позволяющая использовать многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и т.д.

        Работая с персоналом организации, целесообразно использовать несколько приемов, один из которых – проведение социологического исследования обстановки в организации и выяснение на этой основе необходимости сохранения или изменения осуществляемой до сих пор политики[3].

        Для того чтобы бать замеченным другими, используется прием «корпоративный имидж». Для распространения информации о социальной службе используются приемы паблисити, работы со СМИ, реклама

 Их цель -убедить потребителей информации в необходимости определенного поведения: обращение к определенному виду социальных услуг, обращение к услугам данного учреждения, а не к услугам его конкурентов, спонсорская активность и т.д. Стремительный рост информационных потоков обусловливает необходимость овладения новейшими технологиями получения и обработки информации, понимания их возможностей в профессиональной деятельности, умения реализовывать их потенциал.

Методическое сопровождение как управленческая технология организации методической деятельности в учреждениях социального обслуживания включает в себя четыре направления:

-информационно-методическое направление- постоянное информирование специалистов учреждения о новинках научно-методической литературы по актуальным вопросам, систематизация документов, методической литературы, обобщение опыта по приоритетным направлениям, оформление и пополнение методического банка

-организационно-методическое направление-организация и проведение системы различных методических мероприятий по повышению квалификации специалистов, тематическое консультирование, разработка и обновление локальных нормативно-правовых документов.

-аналитическое направление – осуществление социального мониторинга на территории обслуживания учреждения, составление  «социального паспорта» территории, изучение эффективности деятельности структурных  подразделений и внесение предложений по повышению е качества. Обеспечивает изучение фактического состояния реализуемых содержательных видов деятельности, спектра программ по каждому из них, обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, проведение объективной оценки результатов деятельности и выработку регулирующих механизмов по переводу учреждения в новое качественное состояние.

-практическое (опытно-внедренческое) направление-разработка и апробация концепций, программ, планов, проектов и т.д., проведение экспериментальной и  исследовательской деятельности.

Использование данной технологии позволяет перевести методическую деятельность учреждения из режима функционирования в режим развития.

Технологии методической деятельности находятся в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическим системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

1.2. Основные формы организации методической работы

                в учреждении социального обслуживания

Организация методической работы может существенно различаться в зависимости от типа учреждения, его местоположения, категории обслуживаемых. Наибольшие трудности в этом отношении возникают в комплексных центрах, обслуживающих различные категории населения и УСО расположенных в различных территориях.

         Формы организации методической работы могут изменяться, обновляется в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие:

- государственная политика в сфере социального обслуживания, законодательные акты и документы;

-  профессиональный уровень специалистов, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;

- морально-психологический климат в коллективе УСО, материально-технические возможности организации методической работы;

- наличие профессионального опыта, инновационная открытость и активность специалистов, уровень профессиональной готовности руководителей УСО, УСЗН к осуществлению методической работы.

Рассмотрим наиболее эффективные формы методической работы, используемые в учреждениях социального обслуживания.

Теоретические и практические семинары, «круглые столы», обсуждение открытых занятий, мероприятий являются необходимыми для ознакомления специалистов с новейшими достижениями науки и передового опыта, эффективной формой приобщения коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности. В центре внимания специалистов находятся не только  теоретические вопросы, но и практические умения и навыки, что особенно важно и нужно для повышения профессионального мастерства  специалистов.

 Творческие отчеты, фестивали, конкурсы профессионально мастерства –самая наглядная демонстрация продуктов труда и достижений специалистов. Помогают выявить лучший опыт и получить социальное признание и оценку общественности о результатах своего труда, являются своеобразным  образцом мастерства.

Обсуждение передового педагогического опыта, социальные чтения, ролевые игры и мозговые штурмы проводятся с целью рассмотрения наиболее актуальных проблем, нового опыта, предполагают их обсуждение в полемической, дискуссионной форме.

Консультации, наставничество, стажировка кадров наиболее часто используются в работе с молодыми специалистами с целью передачи мастерства от специалиста к специалисту, повышения их квалификации.

Самообразование предполагает самостоятельное изучение научной и специальной  литературы. Это достаточно эффективная форма, которая обеспечивает высокий профессиональный рост работников, так как основана на добровольном желании и поиске способов получения новых знаний, умений и навыков. Однако эффект  данной формы значительно выше, если она сочетается с другими формами.

Самоанализ –изучение специалистом результатов собственной работы, определение путей дальнейшего совершенствования личностных и профессиональных качеств. Проводя самоанализ важно рассмотреть следующие моменты: участие в методической работе учреждения, разработка авторских программ, участие в профессиональных конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации.

При выборе форм и методов следует отдавать предпочтение активным формам методического сопровождения.

           Ярмарка идей активизирует методическую работу, так как каждый специалист  хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом, проявляется дух соревнования. Специалисты, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

           Брейн -ринг интеллектуальная игра, способствующая  развитию творческих, познавательных способностей учащихся, логике мышления, популяризации среди молодежи знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила заимствованы из одноименной телеигры, основанной на принципах состязательности команд в сообразительности и быстроте реакции при ответах на различные вопросы.

           Дебаты -  воспитательное мероприятие, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, проходит в форме формального спора по определенным правилам, где команды, защищая разные позиции некоего спорного утверждения («ЗА» и « ПРОТИВ»), пытаются убедить третью сторону, судей в том, что их позиция верна. Помимо критического мышления, дебаты развивают и исследовательские навыки: приводимые аргументы должны быть подкреплены доказательствами.

        «Дебаты Карла Поппера» – разновидность дебатов, развивает умение работать в командах. Члены команд заранее знакомятся с проблемой, проводят исследовательскую работу с литературой (факты, статистика, примеры), рассматривают проблему с разных сторон, готовят аргументы и контраргументы, подготавливают вопросы для своих оппонентов. Каждая команда отстаивает не свою личную точку зрения на проблему, а ту, которая досталась ей по жеребьевке или по договоренности. Представляются лишь два из многочисленных подходов к проблеме. Личные убеждения во время игры во внимание не принимаются.

            Игра-имитация – форма занятий проблемных микрогрупп, требующая творческого подхода от ведущего. Грамотно подготовленная игра-имитация предполагает, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут поддержать высокую активность участников. Тематика игры может быть придумана самим ведущим или заимствована из каких-либо источников. Ведущий должен заранее решить. Какова будет степень его откровенности с участниками, насколько он посвятит их в свои планы. Он должен дать ясные и простые устные или письменные инструкции своим игрокам, распределить роли участников и определить продолжительность игры. Участники игры по-своему оценят проигранные ими ситуации.

        Интерактивная игра – самопознание, анализ, активизация личностных особенностей, обучение на собственном опыте, основанное на социально-психологическом аспекте, где знания приобретаются не извне, а через личный опыт человека. В интерактивной игре, как и в ролевой, участникам задается ситуация. Но вместо конкретных ролей участникам даются лишь инструкции, каким образом им следует действовать. Здесь не обязательно, чтобы предлагаемая ситуация напоминала жизненную. Достаточно, если она будет заключать в себе какую-либо проблему, которую следует решить.

Перед участниками ставится определенная цель, которую они должны стремиться достичь в ходе игры, например, набрать наибольшее количество очков и т. д. При отсутствии такой цели игра будет восприниматься не серьезно, а игровая ситуация приобретет элемент искусственности и не даст нужного эффекта.

  Формы организации методической работы могут изменяться и обновляться в зависимости от многих факторов, однако они должны оптимально сочетаться.

Если формы  методического сопровождения выбраны правильно,  обоснованы , сориентированы на развитие и повышение творческого потенциала и имеют практическую значимость для работников, то успех работы  будет обеспечен

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

   2.1. Опыт применения технологий методической работы

                  в учреждениях социальной защиты ХМАО

        Активное развитие системы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требует от специалистов умений на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В развитии методической работы учреждений округа устойчиво проявляются положительные тенденции, связанные с повышением роли этой работы в качественном социальном обслуживании различных категорий населения.

Накоплен значительный опыт организации методической работы окружного Методического центра развития социального обслуживания как бюджетного учреждения округа. Концепция деятельности этого бюджетного учреждения вобрала в себя не только накопленный опыт, но и результаты перспективного прогнозирования и моделирования.

         Увеличивается количество организационно-методических отделений и специалистов, занимающихся методической работой. По данным на 01.08.2008 г., в учреждениях социального обслуживания населения автономного округа функционируют 22 организационно-методических отделения, что составляют 33% от общего количества учреждений, однако только 12 из этих учреждений указывают на осуществление методической работы в контексте основных направлений их деятельности. Ряд учреждений уже приобрел положительный опыт работы с разными категориями граждан, который нуждается в изучении, обобщении и распространении.

        Высоким является показатель учреждений социального обслуживания семьи и детей (87%), использующих в своей деятельности новые формы и методы, направленные на решение актуальных социальных проблем, что свидетельствует об инновационном потенциале учреждений социального обслуживания автономного округа.

        Введение аттестации руководящих работников и специалистов государственной системы социальных служб автономного округа, а также переход на качественно новый уровень обучения – курсы повышения квалификации – стало значимым фактором увеличения количества курсовых мероприятий для руководителей и специалистов: в 2007 году больше на 86% - в сравнении с 2006 годом, на 115% - в сравнении с 2005 годом[4].

        Использование разнообразных форм и методов: дискуссия, брейнсторминг, мини-лекция, метод кейсов, тренинговые упражнения, круглый стол, мастер-классы, семинары-тренинги, совещания, выездные заседания, экскурсии позволяют приблизить учебный процесс к профессиональной деятельности[5].

        Еще одно направление методической  деятельности– это предоставление практического опыта учреждений и его тиражирование в печатных изданиях. Публикации данного характера освещаются в профессиональной прессе «Работник социального обслуживания», «Социальная работа», «СОТИС – социологические технологии, исследования».

Большую роль в развитии методической деятельности играет  отдел реализации социальных программ УСЗН по г.Нижневартовску и Нижневартовскому району. Создан  Методический совет учреждений социального обслуживания, который способствует конструктивному обсуждению проблем, волнующих всех представителей учреждений, совместному изучению и взаимопомощи в разработке конкретных инновационных форм работы, их внедрению, а также повышению престижа  органов социальной защиты населения.

В результате  тесного взаимодействия отдела реализации социальных программ УСЗН с курируемыми учреждениями наблюдаются эффективные результаты их деятельности: налажена система документооборота, поставлена на достаточно хороший уровень методическая работа, выстроена система контроля качества предоставляемых услуг. Учреждения являются активными участниками окружных мероприятий, конкурсов проектов и программ.

  1. Система методической работы в БУСО ХМАО-Югры

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

        Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» - это социальная служба, которая представляет собой на сегодняшний день структуру, выполняющую определенные функции социальной защиты, помощи, поддержки. и включает различные направления обслуживания населения.

Основной миссией учреждения является осуществление организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальной помощи и поддержке, создание условий для их активного в жизни общества , укрепление здоровья.

На фоне быстро развивающихся инновационных технологий в сфере социальной защиты, в целях достижения наиболее эффективных, социально значимых результатов возникла необходимость в формировании механизма  методического сопровождения деятельности учреждения.  Для этого в 2005г в учреждении было разработано положение ( см.приложение 1) и создано  организационно- методическое отделение.

        Деятельность организационно-методического отделения основывается на нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность в социальной сфере, направлена на повышение качества социального обслуживания населения через внедрение перспективных социальных технологий, развитие инновационных форм, методов обслуживания.

        Методическая деятельность в учреждении – это комплекс практических мероприятий, ориентированный на развитие творческого потенциала сотрудников Центра, формирование профессиональной компетенции.

         В рамках данной технологии методическая  работа учреждения представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных факторов, условий и компонентов:

- системообразующие факторы: цели и результаты;

-условия функционирования: территория обслуживания, социально-демографический состав обслуживаемых, материальные ресурсы учреждения, особенности социума;

- структурные компоненты: управляющая система (администрация учреждения) и управляемая система (коллектив учреждения), содержание, средства и формы методической деятельности;

-функциональные компоненты : анализ, прогнозирование, организация, контроль, регулирование, корригирование.

Системообразующие факторы и  условия функционирования определяют взаимодействие структурных и функциональных компонентов методической системы учреждения, организацию методического процесса. Необходимость своевременной корректировки каждого компонента.

 Системность проявляется :

-в соответствии целей, задач, содержания и форм работы со специалистами;

-в программно-целевом планировании, ориентирующем методическую деятельность и совместную деятельность специалистов на достижение определенных  промежуточных и конечных результатов.

 Определены подходы в управлении системой методического сопровождения с целью перевода методической деятельности из режима функционирования в режим развития:

- ведущее место стала занимать стимулирующая мотивационная деятельность специалистов, когда наряду с материальными используются  моральные факторы  поощрения : разработано положение и введена в действие  общественная премия «Признание» (2009г.); критерий «за активную инновационную деятельность» включен в число критериев выплат стимулирующего характера  (2011г.) ; внедрена программа по профилактике  синдрома  профессионального выгорания (2011г).

- в основе анализа –исследовательский подход к конечным результатам методической работы и процесса оказания социальных услуг, установление связей между факторами и условиями, препятствующими и способствующими оптимальному достижению прогнозируемых результатов: разработан мониторинг деятельности учреждения (востребованность, качество оказываемых услуг) (2010г) , методика оценки эффективности деятельности  структурных подразделений Центра ,анализа  клубной деятельности, реализации  программ учреждения (2009г.).

-планирование и организация работы становятся ведущим делом, так как в этом принимают участие все. Предлагается всем специалистам внести свои предложения в проект плана. Планирование и организация  деятельности  снизу позволяет приобщить каждого к общему делу и выполнить собственную осознанную миссию в деятельности,  спланировать работу так, чтобы для большинства специалистов его исполнение не было  тяжелой нагрузкой, включить такие формы работы , темы для обсуждения, которые актуальны для членов коллектива.

- жесткий контроль сверху переходит в режим контроля, носящего регулятивно-коррекционный характер, в связи с чем меняется отношение к контролю: специалист чаще просит оказать консультативную помощь как профессиональную услугу; используется технология « диагностика-консалтинг-обучение», которая объединяет в себе  три роли методиста –диагност, консультант, преподаватель, т.е. обучение специалистов строится на  диагностике проблем и процессе консультирования; структура управления предполагает профессиональный контроль за конечными результатами со стороны специалистов.

 Переводу системы методической работы Центра в режим развития способствуют условия : наличие концепции и программы развития учреждения,  сплоченного по общности цели коллектива, проведение инновационной работы, наличие достаточной материальной базы и других ресурсов, набор услуг в соответствии с потребностями  территории, обслуживаемой Центром.

Функционирование  системы  методического сопровождения невозможно без управления ею.

Целью управления  системой методической работы является ее развитие, перевод в новое качественное состояние, в инновационный режим работы.  По мнению И.В.Никишиной модель организации и управления методической системой включает в себя  4 уровня:

1 уровень -индивидуальная методическая работа специалистов;

2 уровень -методические объединения;

3 уровень - методический совет;

4 уровень -научно-методичиекая работа.

В соответствии с данной моделью, система  обеспечения методического сопровождения в нашем учреждении может быть представлена следующим образом:

1 уровень. Индивидуальная методическая работа специалистов  в Центре предполагает разработку, реализацию программ в рамках деятельности отделений, творческие  отчеты, мастер-классы,  самообразование, подготовку и защиту квалификационных работ и др. В настоящее время  специалистами учреждения разработаны и реализуются  12 программ различной направленности. Ежегодно  учреждение принимает участие в конкурсах вариативных программ. Специалисты Центра  активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства различных уровней занимая  призовые места:

- лауреаты окружного конкурса профессионального мастерства работников социальной защиты населения в 2003г, 2004г, 2005г,2008г.;

-дипломанты всероссийских конкурсов «Правовая Россия», «премия юрист компании 2010» .

Обобщен и представлен в печати опыт деятельности специалистов по различным направлениям деятельности: издано 8 статей в журналах «Социальное обслуживание», «Работник социальной  службы» за период 2008-2010г.

Хорошим  показателем индивидуальной методической работы специалистов является аттестация. На  данный момент аттестованы на  вторую квалификационную категорию  -20 человек,  первую -6 человек.

2 уровень. Методические объединения специалистов в учреждении не созданы. Во всех  структурных подразделениях проводятся технические обучения, , тематические планерки, где они знакомятся с новинками методической и научно-популярной литературы, отрабатывают профессиональные навыки. Специфика Центра позволяет объединить специалистов отдельных должностей в рамках одного отделения: специалистов по социальной работе –в консультативном отделении, социальных работников –в отделении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. В то же  время есть специалисты одинаковых должностей, работающие в  разных отделениях . Например психологи работают в трех структурных подразделениях различной направленности, социальные педагоги в двух. В связи с чем возникла необходимость  создания  профессиональных объединений специалистов  данного профиля.  В настоящий момент разрабатывается положение о профессиональном объединении психологов.

3 уровень.  Функции методического совета в учреждении выполняют методические учебы, которые проходят с применением различных форм и методов и решают следующие задачи: координация инновационной и методической деятельности, осуществление информационного методического обеспечения реализации программ учреждения, изучение и  распространение передового опыта. Методические учебы проводятся в виде докладов, серии сообщений, семинаров и др.  В процессе методической учебы происходит  обучение анализу и способам решения  сложных проблем, отрабатываются профессиональные навыки, происходит сплочение коллектива. Включение активных форм и методов в процессе проведения методической учебы способствует лучшему пониманию, запоминанию и воспроизведению новой информации, вырабатывает умение применять полученные знания на практике.

4 уровень. Научно-методическая работа включает в себя разнообразные обучающие ,в том числе постоянно действующие, семинары, проводимые как для специалистов Центра, так и для специалистов других учреждений социального обслуживания.

Для специалистов Центра организован постоянно действующий семинар «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». Для специалистов учреждений социального обслуживания  проведен семинар «Моделирование этических принципов, норм и  деятельности  социального работника».

Семинары проводятся с участием специалистов учреждений социального обслуживания, преподавательского состава НГГУ, других учреждений.

Руководители Центра и специалисты выступают с презентациями о деятельности учреждения и реализации технологий социальной работы и участвуют в проведении научно-методических мероприятий на разных уровнях:

- на 1 Форуме социальных работников Сибири и Дальнего  Востока (2007г);

- на окружных социальных чтениях (2008,2009,2010г);

-на межрегиональных социальных чтениях (г.Уфа,2010г);

-на  студенческой конференции и социальных чтениях НГГУ (2010г)

-на межрегиональных семинарах (г.Тюмень 2009г).

Таким образом, в Центре создана и начала функционировать уровневая система методической работы.

 Важное место в методической работе занимает информационно- методическое сопровождение деятельности специалистов, в рамках которого разработаны: методические рекомендации для социальных работников «Чтобы не сгореть...»; методические рекомендации по разработке печатной продукции, написанию статей и заметок; по организации клубной деятельности; по организации деятельности мобильной социальной службы и др. Подготовлены и выпущены буклеты, памятки, презентации по деятельности Центра, оформлены информационные уголки для специалистов, подборки материалов на самые различные темы: проведение праздников тематических вечеров, игровых программ и др.

        Организовано методическое сопровождение работы специалистов через ряд мероприятий: консультирование – 85; подбор необходимой литературы – 29; оказание помощи в организации деятельности, подготовке мероприятий – 28; оказание  практической помощи  специалистам.– 223; подготовка рекомендаций по итогам социологических исследований – 49;оказание помощи в подготовке к аттестации – 29; подготовка  презентаций по работе структурных подразделений-10. При этом наиболее востребованным видом методического сопровождения  остается  оказание практической помощи в решении различных проблем специалистов.

          Организация эффективной деятельности невозможна без стабильного  высокопрофессионального коллектива. Повышение профессионального мастерства всех категорий работников в настоящий момент является одной из наиболее актуальных проблем, от решения которой во многом зависит уровень качества деятельности учреждения.

         .Работа по повышению профессионализма сотрудников ведется в разных направлениях:

мероприятие

2009г(чел.)

2010г(чел.)

Курсы повышения квалификации

25

24

Семинары окружного уровня

11

16

Семинары, проводимые УСЗН

18

24

Семинары внутри учреждения

29

32

Аттестация

12чел.

 (1чел-первая квалификационная категория,

11чел-вторая квалификационная категория)

8 чел.

 (1чел-первая квалификационная категория,

7 чел-вторая квалификационная категория)

Обучение в вузах

15

14

Конкурсы профессионального мастерства

-5 чел ( муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «лучший по профессии»_

2 чел

(1 чел - диплом участника  всероссийского конкурса «Правовая Россия»

1чел-диплом всероссийского конкурса «премия юрист компании 2010»

        Повышение квалификации дает эффект мгновенно, почти адекватно времени обучения, поскольку позволяет очень быстро внедрять в практическую деятельность инновационный опыт социальной работы.

Аналитическое направление методического сопровождения деятельности учреждения обеспечивает изучение фактического состояния реализуемых содержательных видов деятельности, спектра программ по каждому из них, обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, проведение объективной оценки результатов деятельности  учреждения,

позволяет выявить проблемы как на уровне деятельности учреждения в целом, так и в его структурных подразделениях, у отдельных специалистов, наметить оптимальные пути их совершенствования.

В рамках данного направления осуществляется планомерная деятельность по осуществлению контроля за деятельностью отделений в соответствии с планом  внутреннего контроля учреждения. За 2010год осуществлено 102  проверки  отделений с целью анализа загруженности специалистов, качества ведения документации, проведения коррекционных занятий, общественно-значимых мероприятий, организации и осуществления клубной деятельности. По результатам проверок составлены аналитические справки, даны рекомендации. Проведено 13 социологических опросов, с целью изучения качества обслуживания населения по различным направлениям деятельности Центра: анализ действующих информационных полей, организация  летнего оздоровительного отдыха, востребованность услуг, внутренний аудит социальных услуг,  мониторинг уровня информированности населения и др.

Для осуществления методического аудита деятельности учреждения

разработана и утверждена директором учреждения документация системы менеджмента качества: «Политика и цели в области качества». «Руководство по качеству»; определены последовательность процессов Учреждения и их взаимодействие; критерии оценки результативности процессов СМК в целом и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении процессами; обеспечено наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания процессов СМК и их мониторинга.

       Немаловажную роль в  повышении эффективности деятельности учреждения играет  технологическая и программная обеспеченность процесса оказания социальных услуг. Отмечается рост информационно-инновационного банка учреждения: разработаны, апробированы и реализуются  13 программ по различным направлениям деятельности Центра, имеющих как внутреннюю, так и внешнюю экспертную оценку.( см.приложение 2) Меняется характер и число реализуемых социальных технологий : за 2010год внедрено 16 технологий различной направленности (см. приложение 3).

В то же время, в  процессе обеспечения методического сопровождения деятельности учреждения имеется ряд проблем:

-  как и все социальные службы округа, организационно-методическое отделение  Центра испытывает острую потребность в методической литературе ,разработках. Поэтому одной из первоочередных задач отделения стало формирование библиотеки методической литературы, в том числе методических разработок и рекомендаций. В настоящее время регулярно проводятся тематические выставки, делаются обзоры новой литературы. (к сожалению, остается открытым вопрос - как, где, за счет каких средств приобретать новую литературу).

-методическая работа с коллективом Центра часто имеет стихийный характер, что несет за собой ряд негативных процессов.

        В целях повышения качества методического сопровождения деятельности специалистов по социальной работе, создания условий для эффективной деятельности учреждения социального обслуживания , совершенствования  системы методического сопровождения  деятельности специалистов разработан проект службы методического сопровождения деятельности учреждения

«СМАЙЛ»-«социальный, методический, аналитический, информационный ликбез» (см. приложение 4)

         В основу реализации проекта положены принципы организации научно-методической работы, а именно:

иагностичность – возможность выявления заказа на содержание методической помощи

оступность – каждый специалист учреждения должен иметь возможность получить методическую помощь, согласно запросу.

-комплексность и системность– методическая деятельность должна осуществляться систематически,

ариативность форм и методов – использование в организации методического сопровождения широкого спектра форм и методов.

-практическая направленность – все, что специалист получает в результате различных методических мероприятий должно быть направлено на совершенствование его практической деятельности.

нтегративность и непрерывность

-эффективность и результативность

-индивидуальный  подход, который заключается в соответствии предоставляемой помощи индивидуальным потребностям специалиста.

 В процессе реализации проекта  предполагается решение следующих задач:

       -создать специализированную методическую службу.

       -организовать систему обмена профессиональным опытом.

       -систематизировать существующие формы и методы деятельности организационно-методического отделения.

        -повысить уровень удовлетворенности специалистов работой организационно-методического отделения.

  1.          Реализация данного проекта будет способствовать развитию и совершенствованию системы  методического сопровождения деятельности учреждения, внедрению новых форм и методов  методической работы; позволит вывести ее на новый , более высокий качественный уровень, повысить уровень удовлетворенности специалистов методической деятельностью.

        В целом  можно сделать вывод, что методическая работа в учреждении достаточно эффективна.  Об этом говорят показатели  деятельности учреждения : по сравнению с 2009г  эффективность деятельности отделений возросла на 7,4%; повысился уровень удовлетворенности  клиентов качеством оказываемых услуг на 4% и составил 96,4%. Уровень информированности населения о деятельности Центра, направлениях работы, видах предоставляемых услуг в сравнении с прошлым периодом возрос на 11% и составил 90%. На 21,6% возросло  количество специалистов, повысивших свою квалификацию. Улучшилось качество  реализации  программ на 9,5 % и составило 85,6 %. Организационно-методическое отделение постоянно и тесно взаимодействует с другими структурными подразделения Центра. Профессиональный подход специалистов к своему делу заслужил признание коллег по работе, а так же учреждений и организаций, с которыми оно взаимодействует.

Методическая работа в деятельности Центра стала необходимой составляющей и в перспективе это центр инновационных технологий, создания проектов, программ, внедрение которых в практику социальной работы станет двигателем развития данной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Значительную роль в успешном развитии учреждений социального обслуживания (УСО) играет методическая деятельность. Чтобы обеспечить развитие УСО, удовлетворять потребности клиентов, социума, во всех видах услуг на более высоком качественном уровне, руководители учреждения должны  постоянное внимание уделять  деятельности методической службы,  научному осмыслению ее сущности и содержательных элементов.

        Методическая работа учреждения социального обслуживания – целостная система мер, направленная на всестороннее развитие профессионального мастерства специалистов УСО, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности рабочего процесса, на рост уровня обслуживания населения.

          Главное ее назначение - корректировка  процесса деятельности для перспективного развития оказания социальных услуг. 

 В процессе обеспечения методического сопровождения деятельности учреждения используются различные виды технологий методической деятельности, формы и методы методической работы.

 Для обеспечения эффективной качественной деятельности учреждения должна быть сформирована действенная и эффективная структура методической службы в самом учреждении, организованной как целостная система.

Эффективность профессионального становления в методической работе обеспечивается реализацией ее модели, включающей в свою структуру системно взаимосвязанные компоненты и ориентированной на развитие личностного и профессионального потенциала социального работника.

Система методического сопровождения деятельности учреждения наиболее эффективна, если она постоянно развивается и совершенствуется при тесном  взаимодействии всех заинтересованных структур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

КНИГИ

книга одного автора 

     Иванов, В.Н., Социальные технологии : Курс лекций/Иванов В.Н., Патрушев В.И.  - М.: Изд-во МГСУ "Союз", 1999. – 432 с.

      Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие/ П.Д. Павленок. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 568 с.

      Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 860 с.

статья из журнала

         Бодак, А.В. Социальная работа: инновационный путь развития / А.В. Бодак// СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. - №5. – С.54 – 55.

   

     Закатова, И.Н. Современные подходы к организации методической службы в Ярославской области / И.Н. Закатова, С.И. Курицина// Методист. – 2003. - №3. – С.28-35.

      Концепция развития Методического центра развития социального обслуживания на 2008 – 2012 годы// СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. - №5. – С. 55 – 60.

      Панкова, Н.В. Совершенствования методической работы в учреждениях социального обслуживания / Н.В. Панкова// Социальная работа. – 2008. - №6. – С.43 – 45.

      Панкратова, Н.Е. Повышение квалификации как инструмент совершенствования профессионализма специалистов по социальной защите // Социальное обслуживание. – 2010. – №1. – 77-81.

      Тимошина, М.В. Методическая работа в районном управлении социальной защиты населения / М.В. Тимошина// Работник социальной службы. – 2009. - №4. – С.5-12.

     Федерякина, В.Н. Организационно-методическая работа в учреждениях социальной защиты населения / В.Н. Федерякина// Работник социальной службы. – 2001. - №3. – С.65 – 71.

сборник разных работ авторов

     Менеджмент социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

     Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, С. В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

книга без автора

     Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

      Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие/ Отв. Ред. Проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС, 2005, - 368 с.

      Технологии социальной работы: Учебник/ Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400с.

      Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

об организационно – методическом отделении

ПП-5.5.1-03-2010

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Организационно-методическое отделение, далее по тексту "Отделение", является структурным подразделением Бюджетного учреждения социального обслуживания Ханты - Мансийского автономного округа "Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга», далее именуемое «Учреждение».
  2. Отделение осуществляет свою деятельность под руководством заведующего.
  3. Заведующий отделением назначается на должность и освобождается от должности приказом директора Учреждения в установленном порядке в соответствии с действующим трудовым законодательством. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на сотрудника отделения, из числа наиболее опытных специалистов. Временное исполнение обязанности в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Учреждения, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.
  4. Заведующий отделением подчиняется непосредственно директору Учреждения.
  5. Заведующему отделением непосредственно подчиняются специалисты отделения. Специалисты отделения назначаются и освобождаются от занимаемой должности директором Учреждения.
  6. Должностные обязанности специалистов отделения устанавливаются должностными инструкциями, утвержденными директором.
  7. Отделение в своей деятельности руководствуется:
  1. Конституцией Российской Федерации;
  2. Уставом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры;  
  3. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты – Мансийского автономного округа, регламентирующими деятельность отделения;
  4. Коллективным договором (в случае его заключения);
  5. Уставом Учреждения;
  6. Настоящим Положением;
  7. Приказами Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными целями и задачами отделения являются:

2.1. Изучение, обобщение и внедрение передовых видов и форм социального обслуживания населения.

2.2. Прогнозирование и анализ деятельности Учреждения.

2.3. Социальный мониторинг на территории, обслуживаемой Учреждением.

2.4. Освещение в средствах массовой информации деятельности Учреждения.

2.5. Выполнение требований СМК, изложенных в Руководстве по качеству,

Политике и целях в области качества.

2.6. Выполнение требований стандартов организации по системе менеджмента качества.

3. ФУНКЦИИ ОТДЕЛЕНИЯ

В соответствии с возложенными задачами отделение осуществляет следующие функции:

3.1.         Осуществление мониторинга на территории, обслуживаемой Учреждением и обеспечение его практического применения в деятельности.

3.2.        Проведение анализа и прогнозирования социальных процессов на территории обслуживания Учреждения и выработки предложений по совершенствованию социального обслуживания населения.

3.3.        Изучение эффективности деятельности структурных подразделений, отслеживание эффективности программ Учреждения и внесение предложений по повышению их качества.

3.4.        Разработка и распространение методических и информационных материалов по актуальным вопросам социального обслуживания населения.

3.5.        Оказание содействия в аттестации специалистов на высшую, первую, вторую квалификационную категорию.

3.6.        Организация информирования населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Учреждения.

3.7. Оказание помощи специалистам в разработке, внедрении в работу Учреждения программ,  положений.

3.8. Оказание практической методической помощи специалистам Учреждения в рамках своей компетентности.

3.9.        Проведение мероприятий по повышению качества деятельности структурных подразделений, сотрудников, их творческой активности (семинары, методические учебы, конференции и т.д.).

3.10.Изучение, внедрение и распространение, как традиционных, так и новых эффективных форм и методов  социального обслуживания. Изучение, обобщение и распространение передового опыта работы специалистов, отделений, учреждения в целом.

3.11.        Формирование методической копилки (периодическая печать, методическая литература, методические пособия и др.) для ретрансляции информации специалистам Учреждения.

3.12.        Осуществление перспективного и текущего планирования деятельности Учреждения, отделения.

3.13.        Формирование сводного аналитического и статистического отчета о деятельности Учреждения на основании предоставленных отделениями отчетов согласно циклограмме отчетности.

3.14.        Выявление несоответствий СМК и выработка результативных корректирующих действий.

3.15.        Своевременное предоставление материалов для анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Отделение имеет право:

4.1.        Выносить на рассмотрение руководства Учреждения вопросы, касающиеся направлений деятельности, и участвовать в их обсуждении.

4.2.        В установленном порядке посещать мероприятия, занятия с клиентами; совместно с директором и его заместителем проверять документацию отделений согласно номенклатуре.

4.3.        Запрашивать в установленном порядке информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам входящим в их компетенцию, приглашать представителей данных учреждений.

Отделение обязано:

4.4.        Своевременно отвечать на запросы и обращения, поступающие в адрес отделения.

4.5.        Своевременно и в необходимом объёме предоставлять руководству Центра отчётную документацию.

4.6.        Сохранять полную конфиденциальность имеющейся и получаемой информации.

4.7. Своевременно и качественно выполнять порученные ему работы.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Отделение несёт ответственность за:

5.1. Несвоевременное и некачественное выполнение возложенных на отделение функций.

5.2. Ведение и сохранность документации.

5.3. Несоблюдение специалистами отделения морально-этических норм поведения, правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, техники безопасности и противопожарных мероприятий.

5.4. Обеспечение сохранности имущества, находящегося в помещении отделения.

5.5. Соблюдение требований действующего законодательства, локальных нормативных актов, исполнение организационно-распорядительного документов (приказов, распоряжений), касающихся работы отделения.

5.6. Выявление несоответствий СМК и выработку результативных корректирующих действий.

5.7. Своевременное предоставление материалов для анализа системы менеджмента качества со стороны руководства.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, СВЯЗИ

6.1. Отделение взаимодействует:

  1. с Управлением социальной защиты населения по вопросам планирования и отчётности, технического исполнения документации.
  2. со структурными подразделениями Учреждения по вопросам организации деятельности, реализации индивидуальных и комплексных программ, организации работы специалиста, отделения, вопросов планирования и отчётности, технического исполнения документации.
  3. с учреждениями, предприятиями, а также частными лицами по вопросам мониторинга.

6.2. Отделение получает информацию от:

  1. должностных лиц государственных структур, организаций и учреждений всех форм собственности - по письменному запросу в объёме, необходимом для осуществления функций Отделения;
  2. специалистов Учреждения - по устному запросу, в объёме, необходимом для форм и методов работы отделения, учреждения в целом.

Разработчик:                                _____________                ________________

                                                        личная подпись                расшифровка подписи

Руководитель подразделения:             _____________                ________________

                                                        личная подпись                расшифровка подписи

Согласовано:

Заместитель директора                        _____________                ________________

                                                        личная подпись              расшифровка подписи

Юрисконсульт                                ______________                ________________

                                                        личная подпись              расшифровка подписи

Ознакомлен:                                ______________                ________________

                                                        личная подпись             расшифровка подписи

                                                        

Приложение 2

Анализ реализации действующих программ БУСО ХМАО-Югры КЦСОН «Радуга»

 В Центре разработаны  и планомерно реализуются следующие программы деятельности  отделений:

Отделение/ наименование программы

Цель, задачи программы

Срок реализации

Результат


«Программа социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях группы дневного пребывания «Вдохновение»

Развитие творческой активности граждан пожилого возраста и инвалидов. Раскрытие личностного потенциала граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях дневного пребывания, посредством включения в творческую деятельность

21 день с клиентами по договору, клубная работа в течение года.

Исполнение по охвату клиентов -  80%

Охват клиентов – 204 человека

 21 %   охват ( 44 человека) группа дневного пребывания.

79 % охват (164 человека) клубной деятельностью и общественно-значимыми мероприятиями.  

Исполнение по реализации программы по блокам- 93,5%:

Социально-бытовой-100%.  В полном объеме предоставлены услуги по организации питания и предоставления помещений и мебели для организации клубной и досуговой деятельности.

Социально-пудагогический-93,2%

Социально-медицинский-87,5%

Отмечено улучшение общего состояния 50% клиентов с ССЗ и 30% с заболеваниями опорно-двигательной системы.

    Мероприятия программы достаточно эффективны: 98,6% участников программы имеют положительную динамику .


«Программа комплексной работы с несовершеннолетними  в условиях дневного пребывания

«Я-Ты-Мы»






Создание благоприятных условий для гармоничного личностного развития ребенка через различные виды деятельности




От 30 до 90 дней










Исполнение по охвату клиентов – 96%

Охват клиентов программными мероприятиями – 288

  1. Социально – педагогический блок – исполнение  177%% (12972 факт/7350 план).
  2. Социально – психологический блок – исполнение  154% (5887 факт/3825 план).
  3. Социально – медицинский блок – исполнение 105% (4509 факт/4350 план)
  4. Социально – бытовой блок – исполнение  30% (2658 факт/8850 план)

Исполнение программы – 100%.    Доля участников программы  имеющих положительную динамику к общей численности участников программы – 90%.

В летний период:

«Программа летнего отдыха и оздоровления детей и подростков с ограниченными возможностями, из малообеспеченных семей, из семей «группы риска» «тропинки Сибири»

Оказание медицинской, психологической помощи в оздоровлении и самосбережении здоровья несовершеннолетних «группы риска». Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей. Патриотическое воспитание.

21 день

Исполнение по охвату клиентов – 100%

Охват клиентов 60 человека.

  1. Социально-бытовой блок: исполнение 100 %
  2. Социально-медицинский блок: исполнение 100%
  3. Социально-психологический блок: исполнение 100% Социально-педагогический блок: исполнение 100% Исполнение программы -100%

В результате реализации программы у 62% участников программы повысился уровень самооценки, коммуникабельности. Снизился уровень тревожности у 32 % детей, снизился уровень агрессивности у 5 % детей. в течение летнего периода отмечалась положительная динамика у 100% детей.

«Программа организация деятельности специалиста по социальной работе на участке  

(в условиях сельской местности)»

Формирование единого пространства социальной защищенности для населения Нижневартовского района, максимальное приближение к жителям социальных услуг.

Постоянно

Обслужено по программе 5014 человек.

Исполнение по охвату клиентов – 118 %

Оказано услуг – 27791

Исполнение плана по услугам – 140%

Реализация блоков (модулей) программы:

Эмоциональный блок: Количество участников-1730, Количество  проведенных мероприятий-22. Уровень реализации-100%.

Информационный блок: Количество участников-2115, Количество  проведенных мероприятий-4189. Уровень реализации-100%.

Экономический блок: Количество участников-7921, Количество  проведенных мероприятий-12975. Уровень реализации-100%.

 Исполнение программы-106%

«Программа социального патроната семей с детьми, находящимися в социально- опасном положении»

Создание условий для социальной адаптации, личностного роста и повышения социальной активности семьи, реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.

постоянно

Обслужено по программе 2546 семей.

Исполнение по охвату клиентов – 106 %.

Количество  проведенных мероприятий-4865.

Реализация блоков (модулей) программы:

Социально- правовое направление: Количество участников-869, Количество  проведенных мероприятий-2665. Уровень реализации-100%.

Социально-экономическое: Количество участников-2367, Количество  проведенных мероприятий-7374. Уровень реализации-100%.

Социально- педагогическое: Количество участников-1200, Количество  проведенных мероприятий-3007. Уровень реализации-100%.

Социально- медицинское: Количество участников-119, Количество  проведенных мероприятий-249. Уровень реализации-100%.

Социально- психологическое: Количество участников-1063, Количество  проведенных мероприятий-1063. Уровень реализации-100%.

Информационно- аналитическое: Количество участников-348, Количество  проведенных мероприятий-9. Уровень реализации-100%.

Исполнение программы-100%

«Программа социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

«Доброе дело»

Активизация внутреннего потенциала пожилых и инвалидов, направленного на укрепление жизненных сил и возможностей.

 

Согласно договору с клиентом

Охват клиентов 96,3%

Имеющие положительную динамику от общего количества участников программы - 100%

Уровень реализации блоков программы:

Социально-бытовой – 106,5%    

Социально-медицинский -110,4%      

Социально- психологический-83,3%  

Социально – правовой- 91,2%        

Социокультурный -52,8%  

Удовлетворенность клиентов-  100%

«Программа реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов Ключ к здоровью»»

Создание условий для достижения удовлетворения физическим и духовным здоровья, установление гармоничных отношений пожилых людей и инвалидов с социальным окружения

Циклами по 21 ден.

Программа реализуется с 01.04.2008г. Обслужено по программе 295 человек.  

  1. Социально-медицинское направление реализовано на 100% 
  2. Социально-психологическая помощь оказан на 100% по итоговым результатам каждого клиента.
  3. Социально-бытовая адаптация и социально – средовая ориентация – 100 %.
  4. Социокультурная реабилитация реализована на 100 %.

Исполнение – 100%

По реализации программы выявлены следующие результаты:

- значительные улучшения – 9%

- улучшение – 82%

- без изменений – 9 %

- ухудшения – 0%.

Программа социально-психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних «Открытие»

Профилактика преступности и правонарушений условно осужденных несовершеннолетних на территории Нижневартовского района. Социализация и реабилитация условно осужденных несовершеннолетних

Февраль-декабрь

Исполнение по охвату клиентов – 100%

Охват клиентов 17 человек.

  1. Социально-психологический блок: исполнение 100%
  2. Социально-педагогический блок: исполнение 100%
  3. Социально-правовой блок: исполнение 100%

Исполнение программы -100%

 В результате проведенной работы у 43 % подростков,  принимающих участие в реализации программы отмечается  снижение уровня девиантного поведения, 4 н/л из 7 сняты с профилактического учета в связи с положительной динамикой в поведении и осознания своих поступков. За отчетный период не выявлено повторных правонарушений среди несовершеннолетних.  

Программа летнего отдыха детей и подростков «Чародеи»

- Организовать интересный и познавательный досуг

- Создать благоприятную психологическую среду, атмосферу дружбы, братства созидания и ответственности  за себя и других.

-Развивать коммуникативные навыки в детском коллективе, позитивные интересы детей их полезную деятельность с целью профилактики антисоциального поведения.

21 день (июнь-август)

В результате реализации  данной программы за летний период (июнь-август) 2010 года  охват несовершеннолетних составил 120 человек, что составляет 100% от плана (120 чел., что составляет по плану 40 н/л в месяц)). У 62% участников  программы повысился уровень самооценки, коммуникабельности. Снизился  уровень тревожности  у 75% детей, снизился уровень агрессивности у 100% детей.  

«Программа коррекционно-профилактической работы с детьми из алкогольных семей «Мир без слез»

Цель:  пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек среди несовершеннолетних. Формирование у детей ответственного отношения к своему физическому и психическому здоровью

апрель- декабрь

Исполнение по охвату клиентов – 100%

Охват клиентов 34 человека.

  1. Социально-психологический блок: исполнение 100%
  2. Социально-педагогический блок: исполнение 100%

Исполнение программы -100%

В результате реализации программы у 68% участников программы повысился уровень самооценки, коммуникабельности. Снизился уровень тревожности у 88% детей, снизился уровень агрессивности у 100% детей, положительная динамика у 100% детей, в 6 семьях (из 8) родители прошли курс лечения от алкогольной зависимости, что составляет 75%

Программа профилактической работы с молодыми семьями «Подрастайка»

Сентябрь-декабрь

Обслужено по программе 53 человека, в них 62 н/л.

Исполнение по охвату клиентов – 120%

Проведено 55 мероприятий. У 36% участников снизились проявления тревожности, неуверенности в себе, агрессивных реакций на поведение ребенка. У 3% пап снизилось проявление отчужденности и неприятия своих детей.

Исполнение программы-100%

Программа «Организация срочной  социальной помощи  в условиях сельской местности».

Оказание гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, комплексной помощи, направленной на поддержание их жизнедеятельности

1 год

Обслужено по программе 2478 человек.

Исполнение по охвату клиентов – 117%

Оказано услуг – 5315

Исполнение плана по услугам – 143%

Выявлено 180 семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проведено 27 мероприятий. Охват- 2478 человек (117%).

Исполнение программы-101%

Университет третьего возраста

- факультет информацион

ных технологий

- факультет здоровья

- факультет правовых знаний

- факультет творчества

Создание условий для повышения качества жизни людей пожилого возраста путем овладения новыми знаниями.- оказание помощи людям пожилого возраста в  повышении уровня компетентности в  социально-экономических и правовых вопросах;

Сентябр2010-май2011

Проведено 570 занятий. Общее количество слушателей 1957 человек. Количество единичных участников 381. человек

Исполнение программы-100%

      Качество реализации программ в целом по Центру составляет 85,6 %.

Приложение 3

Карта технологий, внедренных в 2010году.

Технологии работы ,внедренные  в 2010 году:

Формы работы

Результат

Технологии по работе с семьей и детьми

Программа социального патроната семей с детьми, находящихся в социально- опасном положении.

краткосрочные, долгосрочные, групповые, индивидуальные.

 консультирование, информирование, патронаж, беседа, культурно- массовые мероприятия.

 Плановый охват клиентов 2400 семей.  исполнение плана  106 % 2546  семей.

Доля участников программы, имеющих положительную динамику от общего количества участников программы

95 %.

Доля мероприятий имеющих положительную оценку участников программы, от общего количества проведенных мероприятий. 100%.

Программа социально-психологического сопровождения условно осужденных несовершеннолетних «Открытие»

Беседы,

тренинг, дискуссия,  деловая игра, тренинг

 деловая игра, круглый стол, Синемалогия,

тимуровские бригады, тематические встречи, конкурс плакатов

Программа реализована полностью -100%, положительная динамика-43% (4 н/л из 7 сняты с профилактического учета в связи с положительной динамикой в поведении и осознания своих поступков, не выявлено повторных правонарушений среди несовершеннолетних)

Программа летнего отдыха детей и подростков «Чародеи»

индивидуальная и групповая работа;

-кружковая деятельность;

элементы тренингов,

 диагностическое обследование,

сеансы релаксации

 выставки;

спортивные мероприятия.

праздники, конкурсы, шоу-программы

экскурсии;

трудовые десанты;

тематические дни.

Охват несовершеннолетних-40 человек. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков

Приобретение детьми навыков коммуникации через активную форму отдыха, формирование положительного опыта социального поведения,

Исследовательские технологии:

- «Диагностика готовности дошкольников к социальной адаптации и  интеграции» И.Новикова, И.Ю. Левченко


- «Анализ воспитательного процесса  и социокультурных мероприятий»  (опыт г. Саратова.)

Коллективный анализ, индивидуальное исследование, наблюдение, беседы.

Проведена  диагностика на начальном и заключительном этапах

Количество несовершеннолетних – 20.

В результате проведенной диагностики, можно сделать вывод, что высокий уровень наблюдается у 11н/л (от 20) -55%,

средний уровень  - у 8 н/л (от 20) 40%

низкий уровень 1 н/л (от 20) 5%


Степень удовлетворенности детей процессом и результатом проведенных мероприятий, составила 97 %. В ходе подведения итогов отмечается  высокая активность и интерес участников мероприятий.

                 Технологии  работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Программа «Университет третьего возраста»

Групповые

Индивидуальные занятия, выставки, практические упражнения.

Лекции, встречи, беседы

Проведено 570 занятий. Общее количество слушателей 1957 человек. Количество единичных участников 381. человек.

Программа «Организация срочной  социальной помощи  в условиях сельской местности».

Консультации, практическая помощь, материальная помощь, социальная лавка, социальное такси, мобильная социальная служба.

Обслужено по программе 2478 человек.

Исполнение по охвату клиентов – 117%

Оказано услуг – 5315

Исполнение плана по услугам – 143%

Выявлено 180 семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проведено 27 мероприятий. Охват- 2478 человек (117%).

Исполнение программы-101%

Технологии социально-трудовой реабилитации :

-Методика «Ганутель»

-Методика валяние из шерсти

Практические занятия

Прошли курс обучения по данной технологии 8 человек.

Клубы по интересам: «Фазенда»

Формы работы :  

групповые, индивидуальные

Методы работы:

беседы, культурно- массовые мероприятии, выставки продажи.

Запланировано заседаний 1.

Исполнение плана – 100%

Положительная динамика – 100%

«Самоцветы»

Формы работы :  

групповые, индивидуальные занятия

Методы работы:

беседы, культурно- массовые мероприятия, выставки продажи, спортивные мероприятия.

Запланировано заседаний 3.

Исполнение плана – 100%

Положительная динамика – 100%

«Бабушки- ладушки»

Формы работы :  

групповые, индивидуальные занятия

Методы работы:

беседы, культурно- массовые мероприятии, выставки продажи, спортивные мероприятия.

Запланировано заседаний 5.

Исполнение плана – 100%

Положительная динамика – 100%

 « Нам года не беда»

Формы работы :  

групповые, индивидуальные

Методы работы:

беседы, культурно- массовые мероприятии, выставки продажи.

Запланировано заседаний 13.

Исполнение плана – 69%

Положительная динамика – 100%

Группа взаимоподдержки «Театр воспоминаний»

Групповые занятия, тренинги, беседы, консультации, релаксация.

Сформирована группа, составлен план мероприятий. Проведено 4 заседания клуба.

Технологии по  работе с коллективом

Программа «Профилактика синдрома эмоционального выгорания у сотрудников»

Тренинги, практические упражнения, релаксация, беседы.

 Определены участники. Проведен курс  тренинговых занятий -6 человек. Выданы сертификаты участников.

Информационные технологии:

АИС УСОН

Консультации.. Практическая работа

Программа установлена на 8 копъютерах. Введена в действие с декабря 2010г..  


[1] Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец, С. В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.

[2] Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576. с..107

[3] Социальная работа / Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576. с..105

[4] Концепция развития Методического центра развития социального обслуживания на 2008 – 2012 годы// СОТИС – социальные технологии, исследования. – 2008. - №5. – С. 55 – 60.

[5] Панкратова, Н.Е. Повышение квалификации как инструмент совершенствования профессионализма специалистов по социальной защите// Социальное обслуживание. – 2010. – №1. – 77-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение школьников, воспитывающихся в учреждении социального обслуживания

Статья повествует о специальных коррекционно-образовательных услугах для детей с особыми образовательными потребностями....

Методические указания и контрольные задания для студентов - заочников образовательных учреждений СПО по специальности: 100114 Организация обслуживания в общественном питании по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Материал содержит методические указания и контрольные задания для студентов - заочников образовательных учреждений СПО, также в методической разработке представлени краткий курс лекций, тренировочние ...

Методические указания и контрольные задания для студентов - заочников образовательных учреждений СПО по специальности: 100114 Организация обслуживания в общественном питании по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Материал содержит методические указания и контрольные задания для студентов - заочников образовательных учреждений СПО , также в пособии представлен краткий курс лекций, тренировочные тесты и примерны...

Обеспечение здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.

Данная публикация содержит нормативно-правовую базу и примерные разделы для разработки программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в образовательном учреждении....

Внедрение свободного программного обеспечения в деятельность образовательного учреждения на базе операционнной системы LINUX

В соответствии с распоряжением Комитета по образованию от 19.05.2010 №864-р " О регулировании иновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга" наше образовательное учреждение ГБОУ СОШ...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...