Психологические игры
учебно-методический материал по теме

Оболенская Юлия Николаевна

В помощь педагогу - психологу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_igry.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

“Приветствие”

        Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кру- гу, поздороваться с участниками действия различными способами:

- как люди очень застенчивые, стеснительные;

- как люди куда-то спешащие;

- как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

“Солнечный зайчик”

        Упражнение на снятие эмоционального напряжения.

Учитель: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу: зайчик на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбо- родке - нежно погладь его ладонями. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, одну руку, вторую.Погладь его и подру- жись с ним.

Гром- ураган- землетрясение

        Все участники делятся на тройки. Двое берутся за руки и образуют “домик”, а третий становится внутрь и становится “жильцом”. Когда учитель говорит : “Гром!” - “жилец” выбегает из “дома” и ищет себе дру- гой “домик”. Когда ведущий говорит: “Ураган”- “домик” взлетает и пы- тается найти себе другого “жильца”. При слове “Землетрясение!” все иг- роки рассыпаются в разные стороны и образуют новые тройки и тд.

Хи-хи-хо-хо

        У всех участников руки сложены как для игры в волейбол, 5 раз дот- рагиваются до левого плеча, затем 5 раз до правого, 5 раз до левой ноги, 5 раз до правой, 5 раз произносит “хи”, опустив голову вниз, и 5 раз “хо” - глядя в потолок. Затем проделывается тоже самое на 4 счета, потом на 3, на 2 и на 1, увеличивая темп.

Счет до 10.

        Участники становятся в круг. Опускают взгляд на кончики пальцев ног.Задача: сосчитать от 1 до 10, каждое число может назвать только один человек.

Веретена точены

        Детей разбивают на 3 команды.

1 команда “Веретена точены”;

2 команда “Веники мочены”;

3 команда “Барыня, барыня, сударыня барыня”.

Учитель указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.

        Игра способствует повышению уровня эмоционального состояния.

Егорки

        “Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки” - эта присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самос- тоятельно на выдохе вслух считает: “Раз Егорка, два Егорка ...” и тд. У кого будет больше “Егорок”  - тот победитель.

        Упражнение основано на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточ- но высокой степени мобилизации.

Упражнение “Строй”

        Учитель просит детей построится молча:

- по росту;

- по цвету волос; от светлого до самого темного и наоборот;

- по алфавиту и тд.

Карлики-великаны

        Учитель говорит “карлики” или “великаны”. На слово “карлики” все приседают, на слово “великаны” все встают. Те, кто ошибся, выполняет какое-либо задание.

Дыхательные упражнения

1. Задувание свечи.

2. Выдувание мыльных пузырей.

3. Игра “Буря” - дуть через коктельную трубочку в воду, вызывая появ- ление пузырей.

Упражнение на расслабление рук

1. Имитационные движения для кистей рук:

- “стряхивание воды с кисти”;

- “поглаживание кошки” и тд.

Упражнения для развития тонкой моторики

1. Упражнение с паралоновым мячиком. Его поочередно сжимают паль- цами правой и левой рук.

2. Упражнение с шнурком. На ватмане по нарисованым линиям ребенок выкладывает шнурок.

3. Упражнение “Веселые прищепки”. Ребенку предлагается давить при- щепкой движущиеся шнурки.

4. Упражнение “Строители”. В качестве строительного материала исполь- зуются пробки от бутылок, шашки и тд. Нужно построить дом.

5. Упражнение “Узелки”. На толстой хлопчатобумажной нити надо завя- зать пальцами как можно больше узелков.

Игра на развитие памяти: “Я положил в корзину”

        Учитель начинает эту игру и говорит: “Я положила в корзину яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-то от себя. И так далее. Можно подбирать слова по алфави-

ту : “В саду у бабушки растут ...” и т.п.

        В этой игре не важно кто становится победителем, а кто проиг-

равшим. Важно чтобы ребенок развивал в себе способность вспоми-

нать, получая от этого удовольствие.

Упражнение “Выражение”

        Предлагается придумать предложения например, из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы.

В, М, С, К (Веселый мальчик смотрит кино )

М, К, М, И (Мама купила мне игрушку)

З, О, Х (Зимой очень холодно) (карточки)

Психологический настрой на урок (раскладка, карточки)

        

Минуты релаксации (раскладка, карточки)

Упражнение на тренировку распределения внимания

        Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при за-

черкивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Игра “Зеркало” для коррекцию и развитие концентрации внимания

        Детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения.

Упражнение “Волшебные кляксы”

        До начала изготовляется несколько клякс . Дети по очереди говорят, на что похожа клякса. Это упражнение развивает вообра-

жение. (карточки)

Задание “И мы”

        Учащиеся должны в процессе прослушивания связанного сюже-

том текста завершать отдельные фразы учителя словами “и мы...” (карточки)

        Можно предложить детям самим составить веселый рассказ-задание.

Упражненение “Каждой руке - свое дело”

        Детей просят левой рукой медленно перелистывать книгу,а дру-

гой решать несложные примеры.

        Упражнение может быть предложено на уроке метематики.

На уроке чтения можно применять упражнение        Чтение с помехой 

        Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом ка-

кой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

        Упражнение на коррекцию и развитие внимания, мышления

        Детям предлагается посмотреть внимательно на картину худож

ника и сказать, что нарисовано неправильно. (плакаты)

Игра “Бывает - не бывает”

        Называете какую-нибудь ситуацию. Ребенок должен сказать - да в том случае, если названная ситуация бывает, а нет, если не бы-

вает.

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Человек вьет гнездо.

На березе выросли шишки.

Дево чка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Лодка плывет по небу.

Ветер качает деревья.

Лодка плывет по небу.

Кошка бежит за мышкой.

        Упражнение “Лесная газета”  на развитие мыслительной деятельности

        Детям предлагается прочитать “Лесную газету”, в которой мно-

го новостей. Нужно прочитать объявления, и отгадать кто их напи-

сал.  (пчелы, белка, крот, слон, кенгуру, бобры, страус) (газета)

        Также можно предложить к каждой картинке подобрать подхо-

дящее высказывание (карточки).

        Упражнение “Перевоплощение”

        Один из детей получает задание  превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя  какой-то  вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее “характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том , что  ее  окружает , как она живет, что чувствует, о ее заботах, прошлом и будущем.

        Игры на развитие мышления

        Такие игры можно использовать на переменах и группах прод-

ленного дня. У нас есть у каждого класса такие игры. Их можно де-

лать в разнообразных вариантах.

        Предлагаемые задания и игры рекомендуется использовать как в коллективной работе с учащимися с целью коррекции и развития психических процессов, так и на индивидуальных занятиях с отдель-

ными учащимися.

        Если говорить о коррекционно-развивающей работе в нашей школе то можно сказать, что мною были разработаны блоки коррек-

ционно-развивающих карточек для всех педагогов нашей школы,ко-

торые они применяют в своей работе.Кого они заинтересуют, може-

те с ними ознакомится.

        В конце учебного года мною проводится психодиагностика де-

тей с целью изучения уровня развития их психической деятельности. (показываю психодиагностику). На основе психодиагностики я сос-

тавляю коррекционно - развивающую программу на каждый класс (показываю программы), придерживаясь ее я провожу уроки психо-

логии (показываю тетрадь по урокам психологии). Также я отслежи-

ваю психическое состояние  каждого  ребенка  по  психологической карте,которая ведется методом подчеркивания (показываю психоло-

гическую карту). Каждый год я изучаю уровень тревожности детей к школьному обучению , интересы их . По  результатам всех этих дан-

ных  я  прослеживаю коррекционно - развивающую работу в нашей школе и даю рекомендации педагогам  школы  на  МО , педсоветах, консультациях для совершенствования этой работы.  

Психологический настрой на урок (раскладка, карточки)

Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель го- ворит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети повторяют эти строчки:

        Я скажу себе, друзья,

        Не боюсь я никогда

        Ни диктанта, ни контрольной,

        Ни стихов и ни задач,

        Ни проблем, ни неудач.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

Минуты релаксации (раскладка, карточки)

Упражнение «Дерево счастья»

        Готовится ствол дерева, на нем пишутся страхи и обиды, ствол сворачивают внутрь и заклеивают. С внешней стороны обуч-ся пишут все свои радости. Со второго листа обид вырезают листики и прикрепляют к дереву. Листочки расписываются «радостями». И крепятся к стволу.

Это упражнение позволяет осуществлять коррекцию страхов и эмоционального состояния ребенка.

«Мимическая гимнастика»

        Гимнастика развивает эмоциональное состояние ребенка.

        Дети должны представить, что они попали за границу. Где не знают языка, проживающего населения. По лицам участников, нужно догадаться, какие эмоции они демонстрируют:

  1. Сморщить лоб, поднять брови. (удивление)
  2. Расширить глаза,  руки сжаты в кулаки. (страх, ужас)
  3. Улыбнуться, подмигнуть, засмеяться (веселье)

Упражнение «Отвечай не говоря»

        Детям предлагается отвечать на вопросы учителя не словами, а знаками. Например:

- На каком инструменте вы умеете играть?

- Что больше всего вам нравится из еды?        - Как вы учитесь? и тд.

Упражнение позволяет корректировать и развивать воображение, память и внимание.

Игра «Башня радости»

        Вырезается большое треугольник – это башня радости. Стена его расписывается радостями. На крыше башни рисуется огромная улыбка.

        Игра позволяет быстро детей избавить от  тревог.

        

Упражнение «Веретена точены»

        Детей разбивают на 3 команды.

1 команда “Веретена точены”; 2 команда “Веники мочены”;

3 команда “Барыня, барыня, сударыня барыня”.

Учитель указывает рукой на одну из команд, и та кричит свое название. С течением времени темп игры увеличивается.

        Упражнение способствует повышению уровня эмоционального состояния и быстроты реакции.

Упражнение «Егорки»

        “Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки” - эта присказка, которую говорят все хором, затем каждый участник делает глубокий вдох и самос- тоятельно на выдохе вслух считает: “Раз Егорка, два Егорка ...” и тд. У кого будет больше “Егорок”  - тот победитель.

        Упражнение основано на дыхательном ритме. Стремление выиграть заставляет участников набирать больше воздуха, дыхательная система находится в активном состоянии, что приводит весь организм к достаточ но высокой степени мобилизации.

Календарь «Цветы настроения»(экран настроения «роза»)

«Цветы настроения» делятся на секторы  - по количеству дней. Дети совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня. И закрашивают сектор определенным цветом.

 Красный цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

 Желтый цвет – спокойное, уравновешенное.

 Зеленый цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Упражнение позволяет корректировать эмоциональное поведение ребенка.

Игра «Краски»

Развивает память, внимание, быстроту реакции обуч-ся

Педагог играет роль художника. Дети – краски.

Если учитель произносит «Краски», обуч-ся поднимают одну руку.

При слове «Кисть» - начинают махать поднятыми вверх руками в разные стороны.

При слове «Щетка» - закрывают лицо руками.

Когда художник называет какую-либо из красок, она должна подбежать и дотронутся до художника, прежде чем тот назовет другую краску.

Задание “Рамочка для фотографии”

        Предлагается нарисовать рамочку для фотографии, в которую мож-

но будет поместить фотографию автора рамочки. При этом в обрамлении рамочки для фотографии должны быть использованы предметы школь-

ной тематики, которые ребятам хотелось бы поместить в украшение рам-

ки.

        Задание развивает память и воображение, позволяет определить предметы, которые являются значимыми для ребенка.

Упражнение "Цвет"

         На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача обуч-ся - раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Например, звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

        Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в чер-

ный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Упражнение "Остров невезения"

        Педагог объясняет  следующее: “Получена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в учении, взрослым – в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают жить детям весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами.”

        Это упражнение помогает учителю исследовать мотивационную сферу обуч-ся, с целью создания благоприятной атмосферы в классе.

Игра  “Волшебник”

        Обуч-ся предлагается поиграть в волшебников, каждому дается вол-

шебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываются пред-

метные книги, предлагается их превратить в животных. Обуч-ся объясня- ют почему они их превращают в животных.

        Упражнение позволяет выразить  свое эмоциональное переживание детям, связанное, с изучением каждого учебного предмета..

Упражнение “Перевоплощение”

        На коррекцию воображения, памяти, эмоционального состояния ребенка.

        Один из детей получает задание  превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя  какой-то  вещью, погрузиться в ее мир, ощу- щать ее “характер”. От лица этой вещи он начинает рассказ о том , что  ее  окружает , как она живет, что чувствует, о ее заботах, прошлом и будущем.

Упражнение сказочная геометрия

Развивает и корректирует  мышление и воображение.

Обучающимся, предлагается найти предметы, которые напоминают нам какую-либо геометрическую фигуру.

- зеркало царевны (овальное, круглое)

- парус на корабле (треугольный)

- конверт (прямоугольный)

- яблоко (круглое) и т д.

        Все специалисты нашей школы уделяют большое внимание проф-ориентационной работе. Я остановлю свое внимание на самых интересных упражнениях, которые вы можете применять в своей работе при знакомстве с определенными специальностями.

Профессия – повар.

        Обуч-ся предлагается придумать интересный рецепт. К названиям:

- торт «Добро и зло»; - салат «Нежность»; - печенье «Улыбка» и тд.

Задание «Весы»

        Для повара важно обладать хорошо развитым глазомером. Он должен быстро и точно, без взвешивания установить вес продукта. Для проверки глазомера, обуч-ся нужно определить на глаз, что весит больше:

- 3 яблока или 10 вишен;                        - 3 лимона или арбуз

- 1 хлеб или пачка соли.

Профессия – архитектор.

Упражнение «Необычный дом»

Нужно нарисовать дом соблюдая 3 условия:

- дом должен быть похож на космический корабль;

- иметь не менее 2-х этажей;

- все окна должны быть разного размера и разной формы.

        Можно предложить обуч-ся придумать дома для:

- для великана и мальчика-с-пальчик, которые решили жить вместе. Что- бы им было удобно.

- для Чиполлино и Буратино, которые решили выстроить для себя дом. Но в помещении от мальчика-луковицы у Буратино постоянно слезились глаза. Чиполлино же все время натыкался на острый нос своего деревянного друга. Необходимо построить дом, чтобы они вдвоем не испытывали неудобств.

Профессия – писатель.

        Предлагается составить рассказ:

- про ворону, которая любила кататься на велосипеде;

- про собаку, которая жила в холодильнике;

- Майского жука, который боялся высоты и тд.

.

Профессия – актер.

        Детям предлагают представить , что их принимают в театральное училище. Они вытягивают билеты с заданиями:

- изобразить стол, книгу, дождь, стиральную машину и тд.

Профессия – продавец.

        Каждой команде дается название магазина, обуч-ся нужно придумать что будет в этих магазинах продаваться, исходя из их названия:

- «Все для двоечников»                     - «Все для плакс»

- «Все для прогульщиков» и тд.

Профессия – журналист.

        Найти в ситуациях хорошее:

- твой костюм облили супом;

- родителей вызывают к директору;

- ты разбил дома старую вазу и тд.

Психогимнастические игры - основываются на теоретических по

ложениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возмож-

ными преднамеренные изменения. Эти изменения могут происходить в состоянии группы как целого, а могут - в состояниях и характерис-

тиках отдельных учеников.В психогимнастических играх формирует-

ся:

- принятие своего имени;

- принятие своих качеств характера;

- принятие своего прошлого, настоящего, будущего;

- принятие своих прав и обязанностей.

Приведу примеры упражнений из этой группы.  

Имя превратилось

Участники представляют себе страну Имен,в которой все имена прев-

ратились в животных (растений). Придумывают, в какое животное могло бы превратиться их собственное имя.

Я горжусь

Дети закрывают глаза, а учитель просит их представить лист бумаги, на котором красивыми большими буквами написано:“Я горжусь, что я...”. После того, как дети внимательно рассмотрят красивые буквы, учитель предлагает им мысленно дописать это предложение, а затем рассказать группе, что удалось дописать.

Я в будущем

Один из участников выходит к доске, а ведущий, обращаясь к нему по имени и отчеству, берет интервью, спрашивает, кем он будет рабо-

тать, что делать, как ему удалось добиться такой интересной работы, легко ли он учился и тд. Также можно разделить лист бумаги на две части, предлагается изобразить себя в будущем и настоящем.

           Коммуникативные игры делятся на три группы:

- направленные на формирование у детей умения увидеть в другом че

  ловеке его достоинства;

- способствовать углублению осознания сферы общения;

- обучающие имению сотрудничать.

Приведу примеры упражнений.

Крутой подросток

Подростки выполняют рисунок на тему “Крутой подросток”. Затем обсуждают ее.

При обсуждении используются вопросы:

- что такое крутость?

- почему многим хочется быть и выглядеть “крутыми”?

- можно ли быть  “крутым”, если ты не пьешь и не куришь?

Волшебное зеркало

Ребятам нужно представить,что в классе появилось волшебное зерка-

ло,в котором все раннее незаметные достоинства человека становятся видимыми и яркими.Затем предлагается посмотреть в него,постарать

ся увидеть по очереди каждого участника и разглядеть в зеркале все сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Игры, направленные на развитие воображения можно разделить на две группы: вербальные и невербальные.

        Вербальные игры представляют собой либо придумывание окон

чания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочи-

нение сказок или подбор различных ассоциаций к какому-либо сло-

ву.

        Невербальные игры предполагают изображение детьми по-раз-

ному, как можно интереснее того или иного живого существа или не-

живого предмета.

Например,

Покажи без слов

Нужно жестами показать ситуации:

- завтра не будет математики;

- дай списать!

- хочу кушать;

- у меня скоро день рождения;

- завтра будет дискотека.

Школа клоунов

Одному из участников предлагается рассмешить всех остальных с помощью мимики.

Выполни задание

- Дотроньтесь до кончика носа все, кто любит смотреть ужастики по телевизору;

- Топните левой пяткой те, кто сегодня утром чистил зубы;  и тд.

Задания на формирование эмоциональной грамотности. Эти задания предполагают обучение детей распознаванию эмоциональных состоя

ний по мимике,жесту, голосу; обучение умению принимать во внима-

ние чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

Снимем эмоциональное напряжение

Педагог указывает на то, что существуют различные варианты сня-

тия эмоционального напряжения, например:

- прежде чем ответить (отреагировать) посчитай до 30;

- отвернуться и уйти;

- найти смешное в неприятном.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе

“Гусеница”

Цель: игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”.

“Смена ритмов”

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Привлечь внимание детей, психолог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать : раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают : раз, два, три, четыре... Постепенно психолог, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

“Зайки и слоники”

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

“Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?...”

“А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

“Волшебный стул”  

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

 В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать “историю” имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и “Волшебный стул” — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игры, способствующие расслаблению

“Водопад”

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

“Танцующие руки”

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

 “Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

“Слепой танец”

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

“Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку”.

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Упражнение «Поверь мне»

Цель: выработка внутреннего самоконтроля и неагрессивных способов решения личностных проблем.
Участники выбирают комиссию в составе 3 человек, которую один из участников должен убедить в том, что именно он навел порядок в классе, ранее им же приведенном в разгромленное состояние. Исходным моментом является следующая ситуация: «Один из учеников интенсивно готовился к контрольной работе. Он очень хотел получить хорошую оценку. Однако допустил несколько ошибок. На неудовлетворительную оценку он отреагировал с такой злостью и гневом, что после уроков разгромил весь класс. Потом, неизвестно почему, навел порядок, однако учителя не верят, что это он сделал по собственной воле».

Комиссия каждому отвечающему присуждает очки, от 0 до 5 баллов. Победитель присуждает приз, придуманный комиссией.

Ролевая игра «Как отстоять свою точку зрения, не прибегая к агрессии»

Работа в группах. Ситуации:
1. Виктор и Сергей - хорошие друзья. Виктор имеет возможность зарабатывать деньги. Он несколько раз давал деньги в долг Сергею. Последнее время Виктор заметил, что Сергей все чаще не отдает деньги в срок. Виктор решает обсудить этот вопрос с Сергеем и попросить его поскорее вернуть деньги.

2. Человек, который вам крайне неприятен, но не подозревает об этом, обвинил вас в присутствии коллектива (или ваших хороших знакомых) в том, что не выполнили какую-то работу (свои обязанности), Обвинение несправедливо, однако постарайтесь убедить в этом обвинителя, не прибегая к агрессии.

3. Вы стоите в магазине у прилавка с протянутым чеком. Подошла ваша очередь, вы открыли рот, чтобы назвать товар, который вы хотели приобрести, но вдруг впереди вас без разрешения протискивается некто и громко просит продавца показать ему нечто...

Упражнение улыбка.

Человек должен приучить себя к тому, чтобы обычным выражением его лица была теплая доброжелательная улыбка. Если нет улыбки, то лицо должно выражать готовность к ней. Это невозможно без ощущения внутренней улыбки. Иначе вместо улыбки будет получаться звериный оскал.

Упражнение «Мир тебе».

 Это внутренняя фраза, установка. При встрече с человеком он должен искренне сказать про себя «мир тебе». Эту фразу надо подарить другому всей душой, всем сердцем. Особенно стоит повторять себе эту фразу во время споров. Но заставить эпилептоида делать такое упражнение нелегко. Вам понадобится весь арсенал вашего творчества, таланта, терпения и желания помочь этому человеку.

«Передача инициативы в разговоре»

 Пусть учится активно слушать, искренне, заинтересованно и не перебивая. Это очень сложно для него, тем важнее понимание необходимости коррекции этой черты.

«Облако в штанах»

- научить ученика говорить тише, мягче и меньше. «Почувствуй себя облаком».

“Театр масок”

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

“Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга”. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр”. Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”. Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо!

А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так:

Все постарались, молодцы!”

“Дрока”

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

“Воздушный шарик”

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

“Корабль и ветер”

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

“Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

“Подарок под елкой”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

“Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

“Дудочка”

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

“Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

Этюды на расслабление мышц

“Штанга” Вариант 1

Цель: расслабить мышцы спины. “

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз”.

Вариант 2

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

“А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы”. Упражнение можно выполнить несколько раз.

“Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “

Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!”

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

“Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

“Винт”

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

“Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!”

“Косое и мяч”

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. “

Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. ” Затем играющие меняются ролями.

 «Незнайка»

«В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки «так себе». В некоторых ситуациях мы чувствуем себя уверенно, «на высоте», а в других – теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? «Незнайка» на все вопросы других детей должен отвечать: «Не знаю», подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».

Упражнение «Кляксы»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа. Затем участники меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра « Лабиринт»

Психологическая игра «Лабиринт» не только интересна, но и полезна занимающимся. Она способствует развитию воображения, концентрации внимания, взаимопониманию между партнерами. В игре применяется...

Психологическая игра "Что такое мой характер"

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парад...

Психологическая игра для учащихся 9-х, 11-х классов «Идет экзамен»

Цель:Снятие эмоционального напряжения, связанного с мыслями об экзамене, подготовкой к нему, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения, настрой на позитивное на...

Психологические игры

Данные игры дают возможность углубиться в мир взаимоотношений с окружающими и с самим собойП...

Психологическая игра "Путешествие в царство Кощея"

Развитие межличностных отношений младших подростков средствами психологической игры....

Психологические игры для учителей

В материале указаны цели игр. Игры-релаксации включают в себя 14 упражнений. Адаптационные игры - 4 упражнения....

Психологическая игра "Вместе - лучше?"

Эта игра - вариация игры М.Р.Битяновой "Мальчики - девочки". Игру, при хорошей организации, можно провести за 45 минут....