Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий
статья по теме

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы дает широкое представление о классификации проектов по разным основаниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Адаричева Е.А.

Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования»  (М., 1995) термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть».  «Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» . Метод проектов – такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.

 Под проектными заданиями мы понимаем задания различного уровня сложности и поэтапной продолжительности выполнения, позволяющие актуализировать имеющиеся знания и приобрести новые самостоятельно, как под руководством учителя, так и индивидуально, в группе или коллективно, для решения выявленной проблемы на материале или в условиях реальной действительности.

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы дает широкое представление о классификации проектов по разным основаниям. В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов:

  1. «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизации…);
  2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  3. «повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной…
  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание  конкретного,  полезного продукта.

По виду целевой установки (У.Х. Килпатрик):

  1. Созидательный – цель – практическое выполнение и использование.
  2. Потребительский – цель – развитие потребительских качеств личности.
  3. Интеллектуальный – цель – развитие мышления.
  4. Проект-упражнение, направленный на выработку определенных умений и навыков.

По уровню интеграции учебного материала (А. Стивенсон):

  1. Простой.
  2. Комплексный.

По способам выполнения и завершения (М. Рубинштейн):

  1. Ручной.
  2. Интеллектуальный.
  3. Комплексный.
  4. Незаконченный.
  5. законченный.

По степени реализации (А.И. Парамонов):

  1. Учебный – не предполагается реализация проекта или идея проекта нереализуема.
  2. Длительностный – есть реальный план реализации или уже сделаны попытки реализации.

По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект (В.И. Воропаев) – тип проекта:

  1. Технический.
  2. Организационный.
  3. Экономический.
  4. Социальный.
  5. Смешанный.

По составу проекта и структуре его предметной области (В.И. Воропаев) – класс проекта:

  1. Монопроект – отдельный проект различных типа, вида, масштаба.
  2. Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов, требующий многопроектного управления.
  3. Мегапроект – Целевые программы развития отраслей, регионов и других образований, включающий в свой состав ряд моно и мультипроектов.

По характеру предметной области (В.И. Воропаев) – вид проекта:

  1. Инвестиционный.
  2. Инновационный.
  3. Научно-исследовательский.
  4. Учебно-образовательный.

По размеру проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир (В.И. Воропаев) – масштаб проекта:

  1. Межгосударственный.
  2. Международный.
  3. Национальный.
  4. Межрегиональный.
  5. Региональный.
  6. Межотраслевой.
  7. Отраслевой.
  8. Корпоративный.
  9. Ведомственный.

По продолжительности периода осуществления (Н.В. Матяш):

  1. Долгосрочный.
  2. Среднесрочный.
  3. Краткосрочный.

По уровню сложности проектных заданий (Н.В. Матяш):

  1. Репродуктивные задания на воспроизведение по образцу.
  2. Поисковые задания.
  3. Творческие задания, направленные на создание новых объектов.

По содержанию (Н.В. Матяш):

  1. Проекты для решения конструктивно-технических задач.
  2. Проекты для разработки новых видов технологий.
  3. Проекты как решение задач производственно-коммерческого характера.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, групповую которую они выполняют в течение определенного промежутка времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, искусства.

Определим основные требования к использованию метода проектов во внеклассной деятельности:

  • наличие социально и личностно значимой проблемы, требующей интеграции знаний, умений для ее решения;
  • познавательная, практическая значимость результатов деятельности;
  • организация самостоятельной деятельности;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

Метод проектов является составным элементом продуктивного типа образования, который могут осуществлять педагоги с достаточно развитыми творческими способностями.

В исследовании показано, что тематика проектных заданий может относиться к какому-то теоретическому вопросу школьной программы с целью углубить знания учащихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни, требующим привлечения знаний учащихся из разных областей знаний, их творческих способностей и исследовательских навыков.

В рамках классно-урочной системы реализация таких проектов практически невозможна. Организуя проектную деятельность во внеклассной работе, учитель решает как задачу углубления знаний по отдельным предметам, областям науки , так и задачу занятости учащихся в послеурочное время. Для педагога коммуникативные, конструктивные, организаторские, креативные способности являются составной частью педагогического мастерства.

В исследовании мы рассматриваем проблему использования  проектов во внеклассной деятельности учащихся. Нами разработана классификация внеклассных  проектов и методика их использования. Разработан алгоритм выполнения проектных заданий, проводимых во внеклассной учебно-воспитательной деятельности.

В ходе исследования мы рассмотрели четыре этапа проведения внеклассного проекта, которые позволят успешно освоить специальные знания и умения учащихся в практической деятельности и социальной адаптации.

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  1. погружение в проект. Этап короткий, но важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта в общем виде. В результате проблематизации определяются цели и задачи проекта.
  2. организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность учащихся (групповая, индивидуальная), определяются цели и задачи каждой группы, роль каждого участника проекта. На этом этапе происходит планирование работы по решению проблемы проекта.
  3. осуществление деятельности. На этом этапе учащиеся действуют самостоятельно. Учитель наблюдает за процессом.
  4. презентация результатов. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Сергеев И.С. считает важным правилом работы над проектом следующее: «каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт» . Сергеев И.С. предлагает пять этапов проекта, определяя проект как «пять П»: проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

При рассмотрении классификации проектных заданий изучили следующие составляющие метода внеклассного проекта:

- функции: функция научной пропаганды, функции информации, функции организации культурного досуга, функция расширения кругозора;

- высокая степень наглядности;

- внеклассный метод  как активный метод распространения знаний…

В исследовании  Малаховой И.А. представлена следующая обобщающая классификация проектов.

 

Основание классификации

Типы проектов

По профессиональной ориентации учащихся

  1. коммуникационные
  2. экологические
  3. социальные
  4. экскурсионные

По взаимосвязи с другими проектами

  1. обособленные
  2. сквозные
  3. спиралевидные
  4. аналогичные

По уровню самостоятельности выполнения

  1. выполняемый совместно с учителем
  2. выполняемый совместно с другими учащимися совместно с учителем
  3. выполняемый совместно с другими учащимися без руководства учителя
  4. выполняемый в основном самостоятельно

По времени выполнения

  1. в учебное время (на уроке)
  2. во внеучебное время
  3. частично в учебное и во внеучебное время

По конечному результату (продукту)

  1. материальные (бизнес-план, отчет, модель…)
  2. личностные (деловые качества…)

В ходе исследования мы определили классификацию внеклассных проектных заданий с учетом интересов и потребностей учащихся.

Внеклассный проект:

  1. учебный:
  • по определенному учебному предмету (как правило, реализуется на факультативе по данному предмету);
  • межпредметный.
  1. внеучебный:
  •    социальный,
  • экологический,
  • экскурсионный…
  1. смешанный.

Метод проектов во внеклассной деятельности, моделирование, изучение, анализ и принятие решений по конкретным  ситуациям, деловые игры, использование компьютерных информационных технологий в обучении являются эффективными методами обучения и воспитания учащихся.

Выявлены  факторы, влияющие на успешность разработки учащимися проектных заданий:

  • четкое понимание проблемы исследования, поставленной цели и задач;
  • осознанность знаний по вопросу, умение применять их на практике;
  • умение организовывать свою деятельность, работу в группе;
  • способность определять существенное, анализировать, обобщать;
  • способность проявлять самостоятельность;
  • способность творчески подходить к решению поставленных задач в разработке проекта.

Значение проектного подхода во внеклассной деятельности.

  1. Закрепление знаний по учебным предметам.

Проекты во внеклассной деятельности дают дополнительные направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках, могут быть (и должны быть) использованы для принятия правильного решения. Проекты внеклассной работы не только помогают закреплять полученные по другим предметам знания и умения; часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, являются источником развития  интереса к различным наукам.

  1. Развитие когнитивных умений.

Обучение и воспитание через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они не занимались.

  1. Развитие социально-значимых знаний и умений.

В процессе работы учащиеся осознают свою социальную значимость и определяют жизненные приоритеты. У учащихся развиваются социальные умения, умение работать в команде.

  1. Организация внеурочной деятельности в школе.

Проектная деятельность во внеклассной работе является одной из лучших форм организации внеурочного времени в школе и вне ее.

Важным моментом при работе с учащимися во внеклассной деятельности при создании проекта является практическая работа, в процессе которой они приобретают социальную значимость, закрепляют теоретические знания, полученные во время обучения. Важнейшим фактором в подготовке учащихся к использованию метода проектов является формирование важных личностных качеств, обеспечивающих успешность этого вида деятельности.

 

июль 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание учебного проекта "Производная и ее применение"

Цель проекта: заинтересовать учащихся, сделать изучение темы более осознанным, показать многогранность применения производной....

Классификация учебных проектов

Классификация учебных проектов на основе доминирующей деятельности учащихся...

Исследовательская работа по теме "Проектные задания как форма работы в среднем звене и старших классах: назначение, содержание, своеобразие организации"

Цели работы:: теоретически  и практически обосновать важность применения проектных заданий как одной из эффективных форм работы с учащимися в среднем звене и старших классах средней общеобразоват...

Методическая разработка проектного задания по предмету технология. Проект «Рециклинг. Новая жизнь старых вещей»

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей новог...

Учебный проект "Создание брошюры "Олимпиадные задания по русскому языку"

Представлен готовый проект по русскому языкув который входит:паспорт проекта, слово для защиты, реферат. Данный проект является практико -ориентированным, так как конечным результатом является учебное...

Организация и содержание проектной деятельности учащихся. Критериальная диагностика проектной работы учащихся.

Анализ освоения ребенком закономерностей проектного цикла (от осознания проблемы до создания  продукта),  отчет о  проектной работе по критериям, позволяющим скорректировать работу над ...