«Особенности работы концертмейстера в хореографическом классе»
материал на тему

Гуреева Наталья Николаевна

Предлагаемый для ознакомления материал представляет собой теоретическую часть, озвученную на мастер-классе, состоявшемся в нашем учебном заведении в конце прошлого учебного года.Может оказаться полезным для концертмейстеров, а также преподавателей хореографии, поскольку напрямую освещает  их совместную работу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им. С.С. Прокофьева» г. Азова

                                                     

                                                 МАСТЕР-КЛАСС

            «Особенности работы концертмейстера

                  в        хореографическом классе»

                                           Дата проведения        22.04.2013 г
                                                   Время проведения        19.0

                                                                     Место проведения: балетный класс №27

                               Концертмейстер Гуреева Н.Н

                       Преподаватель   Якушев В.В

                 2013 год

                  План проведения мастер-класса

           Теоретическая часть

  1. Специфика работы концертмейстера в хореографическом классе
  1. Особенности работы и роль концертмейстера

на уроке в классе хореографии .    

     2.   Музыкальное оформление урока  в хореографическом классе

    2.1. Принципы подбора музыкального материала. ………………………

2.2. Примерный репертуар, рекомендуемый для музыкального
          оформления урока. Презентация  компакт-диска    

     «Музыкальное    оформление к уроку классического танца

     в классе хореографии ( упражнение  у станка).

      Практическая часть

    3.   Открытый урок с учащимися хореографического отделения 

3.1.  Классический экзерсис у станка  как обязательная часть урока классического танца……………………………………………………

3.2.  Классический экзерсис на середине зала……………………………..

3.3. Аллегро – прыжки

3.4. Туры- вращения

   4.    Презентация Хрестоматии « Азбука для начинающего

концертмейстера хореографии» Составители : Гуреева Н.Н. ,           Ясинская Т.В.

Тема мастер-класса: «Особенности работы концертмейстера     в        хореографическом классе»

Цель – ознакомление  концертмейстеров с теоретическими знаниями  и практическими навыками аккомпанирования на уроках хореографии в ДШИ.

Задачи:

  • Проанализировать литературу по обозначенной теме (специальную методическую,  в том числе и нотные издания по  музыкальному сопровождению упражнений у станка);
  • На основе изученной литературы описать особенности работы концертмейстера в классе хореографии;
  • Познакомить  с  личным  25 –летним опытом  работы концертмейстером и описать  принципы подбора музыкального материала для уроков;
  • Представить диск как музыкальное оформление для классического экзерсиса в помощь коллегам-концертмейстерам;

Концертмейстерская работа в любом учебном заведении отличается от работы преподавателя своей универсальностью и многогранностью: помимо исполнительских функций, концертмейстер, наряду с преподавателем, так же несёт ответственность и за качество подготовки воспитанников.

Актуальность выбранной темы мастер-класса в значительной мере  объясняется определёнными изменениями в условиях  профессиональной деятельности концертмейстеров. И поскольку в специальных музыкальных учебных заведениях подготовка пианистов к концертмейстерской деятельности  именно в таких условиях почти нигде не проводилась, то возникает проблема,  как адаптироваться пианисту  традиционного  академического направления  к концертмейстерской работе в условиях ДШИ.

Работа музыканта-пианиста в хореографическом классе  это сфера музыкального творчества, требующая длительного обучения и совершенствования, специальных знаний и исполнительского опыта.

Как показывает практика,  быть  хорошим пианистом  ещё не значит  быть хорошим концертмейстером. И к искусству аккомпанемента в классе хореографии эти слова имеют прямое отношение.

Музыканты, впервые сталкивающиеся с работой на уроках танцевального класса, вынуждены осваивать специфику данной профессии самостоятельно, изучая её сразу по двум направлениям:

Работа начинающего концертмейстера хореографии

                                                        

Дело в том, что от концертмейстера хореографического класса требуется постоянное совершенствование  своего природного  чувства танцевальности, то есть отточенности восприятия ритма, пластики, формы, динамики движений.

Так что же конкретно  входит  в понятие «мастерство хореографического аккомпанемента»?

Очень важным в аккомпаниаторской работе является навык одновременного восприятия музыкального и хореографического материала, который воспитывается исключительно в процессе практики.  Так что практический опыт, приобретённый мною  за 25 лет работы в школе искусств, к сожалению, ничем нельзя заменить.

Музыкант - концертмейстер, воспитанный в  лучших традициях отечественной академической подготовки, преимущественно привык играть по нотам, аккуратно следуя оригинальному тексту, следя не только за своей партией, но и за партией солиста. В нотах, находящихся перед глазами пианиста в хореографическом классе такой партии танцовщиков нет,  с ней можно ознакомиться лишь с помощью бокового зрения.  

        Неопытный концертмейстер бывает в состоянии запомнить лишь начальные или ключевые моменты частей хореографической партии, основные движения.  Подобное знание совершенно необходимо в ходе репетиционной работы, поскольку при любой остановке, связанной с повторением определённой части, возникает проблема «с какого места начать  фортепианное вступление»?

 Поэтому одной из  главных особенностей работы музыканта в хореографическом классе является:

  • исполнение музыкального сопровождения хореографической комбинации с одновременным осознанным  восприятием хореографического материала;
  •  умение запоминать его большие фрагменты.

         На мой взгляд, важно отметить ещё одну специфическую  особенность в деятельности концертмейстера хореографии: слаженная работа в ансамбле с преподавателем и учащимися.

В практике подбора музыкального материала  принципиально  утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

  • импровизационный;
  • приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике  довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

  • умеет сочинять несложные мелодии;
  • умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
  • умеет сделать фактурные преобразования;
  • умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
  • провести смену размера ( а может и темпа) , не нарушая законов

стиля  и т. п.

Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом : ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и музыкальную насыщенность урока.

2. Музыкальное оформление урока в хореографическом классе

2.1. Принципы подбора музыкального материала

С первых уроков по освоению основных элементов классического танца до построения сложных танцевальных композиций преподаватель - хореограф, совместно с концертмейстером стремятся к тому, чтобы музыкальное сопровождение было высокохудожественным, включающим произведения классической и современной  отечественной и зарубежной классики. Точно подобранное сопровождение обогащает духовный мир учащихся, способствует выработке культуры и красоты движений, а также развитию у учеников чувства коллективного ритма.

 «Понятия ритма и метра, мелодического и гармонического факторов, ясная ориентировка в простейших составных элементах музыкальной речи, и прежде всего в типах и функциях кадансов, вот основное, что должно быть донесено до учащихся и усвоено ими так прочно, чтобы стать незыблемым фундаментом всего последующего восприятия и толкования музыки». [1;9]

Творческая подготовка уроков, тщательный подбор упражнений и музыкального сопровождения, их соответствие возрастным особенностям и музыкальной подготовке учащихся, постепенное нарастание сложности упражнений и музыкального сопровождения приводят к успешному освоению учебных задач, развивают у ребят способность ценить в музыке прекрасное.

В первый год обучения  дети усваивают азы обязательных упражнений, соответственно этому,  в музыкальном оформлении  желательно использовать мелодии классических произведений, выражающих грамматические и синтаксические основы музыкального языка.

Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, характерным для каждого вида упражнений, с ясно прослушиваемой фразировкой.  Все заданные преподавателем-хореографом комбинации урока должны подчиняться музыкальной фразировке или  говоря более простым языком  тактовой квадратности (т.е. строиться по равномерным частям, так называемым «квадратам» или «коленам»), начинаться и заканчиваться вместе с нею.  Так, музыкальные построения, особенно в младших классах, могут соответствовать  4т, 8т, 16т, 32т и т.д.

 В практике подбора музыкального материала  принципиально  утвердились два метода для оформления танцевальных занятий:

  • импровизационный;
  • приспособление музыкальных миниатюр или их фрагментов.

Подобрать готовое произведение под заданную преподавателем -хореографом комбинацию, ничего в нём не видоизменяя, на практике  довольно сложно. Поэтому большинство концертмейстеров танцевальных классов предпочитают работать по импровизационному методу. В этом случае пианист демонстрирует свои композиторские навыки:

  • умеет сочинять несложные мелодии;
  • умеет выразительно гармонизовать сочинённую мелодию;
  • умеет сделать фактурные преобразования;
  • умеет сделать удачную модуляцию, соответствующую смене движения;
  • провести смену размера ( а может и темпа) , не нарушая законов

стиля  и т. п.

Удачная импровизация, как показывает поурочная работа, в значительной мере повышает эффективность занятия, поскольку мелодия с разнообразной гармонизацией воспринимается учениками с большим интересом : ведь в таком исполнении она выявляет эмоциональную окраску самого движения, подчиняя его музыке, обеспечивает эмоциональную и

 музыкальную насыщенность урока.

Импровизационные навыки концертмейстера хореографии будут востребованными уже на первых порах, так как каждое упражнение должен предварять препарасьон  своеобразное вступление к нему. Подобно дирижёру хора, который показывает хору ауфтакт, пинист также  «должен каждое движение экзерсиса предварить вступительными аккордами, при которых вся фигура танцовщика готовится к исполнению заданного упражнения. Исполняется обычно на протяжении двух тактов в размере 2/4. Чтобы в препарасьон создавалась атмосфера ожидания будущих основных движений, следует разложить аккорды в виде половинного каданса на доминанте»[1;8].

2.2 Примерный репертуар, рекомендуемый для оформления урока классического экзерсиса у станка

Концертмейстер вынужден постоянно расширять свой репертуарный кругозор, должен стремиться собирать свою репертуарную «копилку». Предлагаемый репертуар собран нами на протяжении нескольких лет и апробирован на практике с детьми разных возрастных групп.

п/п

Название упражнения

Музыкальный материал

1.

Поклон

Н. Берг «Вальс»

2.

Plie

И. Дунаевский «Вспомним игры школьные»

3.

Battement tendu

И. Дунаевский «Пиши, не забывай»

4.

Battement tendu jete

Л. Минеева «Полька»

5.

Rond de jambe par terre

Ф. Шуберт «Вальс»

6.

Battement fondu

Л. Делиб «Вальс из балета «Коппелия»»

7.

Battement fraoppe

Л. Бетховен «Контрданс»

8.

Rond de jambe en l’air

А. Глазунов «Мазурка»

9.

Adagio

И. Дунаевский «Песня Анюты из к/ф «Весёлые ребята»»

10.

Grand battement jete

Л. Минкус «Вариация Базиля из балета «Дон Кихот»»

      Практическая часть

    3.   Открытый урок с учащимися хореографического отделения 

3.1.  Классический экзерсис у станка  как обязательная часть урока классического танца……………………………………………………

Классический экзерсис у станка  как обязательная часть урока классического танца.

        Урок классического танца  разделяется на две основные части:

  1. Упражнения у станка;
  2. Упражнения на середине зала.

Урок классического танца традиционно начинается с экзерсиса. Экзерсис это ряд разнообразных движений, которых развивается мускулатура ног, их выворотность, постановка корпуса, рук и головы, координация движений. Эти упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и повторяются с каждой ноги по нескольку раз для развития техники учащихся. В   повседневной практике занятий утвердился следующий порядок упражнений у станка:

  1. Поклон
  2. Плие
  3. Батман тандю
  4. Батман тандю жете
  5. Ронд де жамб пар тер
  6. Батман фондю
  7. Батман фраппэ
  8.  Ронд де жамб анлер
  9. Адажио
  10.  Гранд батман

        Концертмейстеру полезно , на мой взгляд, будет ознакомиться с названными упражнениями ( в более схематичном и упрощённом варианте).

                                              1.Поклон

 В начале урока на середине зала исполняется поклон, выполняющий роль своеобразного приветствия преподавателя и концертмейстера.

Размеры  2/4     или    3/4. Темп спокойный, умеренный.  

Вальс Н.Берг

                                             2.Плие ( Plie)

Это общепринятый французский термин, который переводится как приседание. В следующем упражнении он употребляется в значении:

  • полуприседание- demi plié
  • глубокое приседание - grand рlié

Plie исполняется  плавно, непрерывно , в характере кантилены. Размер 3/4, реже  в 4/4. Сначала в медленном темпе на четыре такта исполняется полуприседание и на восемь тактов - полное приседание:

Первая половина упражнения - приседание - выполняется на одну фразу, а вторая половина - выпрямление - на вторую фразу.                                                                

Динамика движения plié развивается крещендо по мере приседания, Его кульминация приходится на крайнюю точку приседания вниз. Музыка помогает при помощи динамических оттенков сначала плавно опуститься танцору в plié на крещендо, а затем  также плавно, не задерживаясь, выпрямиться на диминуэндо. Такое точное распределение движения на музыкальные доли развивает точность координации у учеников.

Вальс   В.Дегтярёв - А. Владимирцев

3.Батман тандю ( Battement tendu )

Батман тандю - является основой в системе упражнений  классического танца. В хореографической терминологии battement  означает отведение и приведение работающей ноги к опорной ноге, равномерные движения работающей ноги, tendu - натянутый, напряжённый. Проще говоря, это натягивание ноги на полу.  Исполняется во всех трёх направлениях: вперёд, в сторону и назад.

Все описанные  движения  требуют активной работы ног. Музыкальное сопровождение исполняется в характере польки. Размер преимущественно 2/4. Вначале выполняются движения ногой в медленном темпе,  а за тем - быстрее в два раза.

«Каватина Людмилы» М.Глинка

        4. Батман тандю жете ( Battement tendu jete )

Упражнение заключается в броске вытянутой ноги на высоту 45. Если предыдущее упражнение battment tandu  знакомит учеников с тремя направлениями на полу, то  battment tandu jete это то же самое в воздухе. Бросок  и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной. Бросок очень резкий и энергичный, это должно отражаться в музыке. Размер 2/4 или 4/4.

« Полька»  А. Островский

        5. Рон де жамб пар тер( Rond de jambe  par terre)

Это упражнение представляет собой круговые движения ногой по  полу. Движение плавное и непрерывное в характере вальса или медленной пьесы. Темп медленный, спокойный. Размер 3/4,  реже 2/4.  Движение независимо от размера, всегда выполняется равномерно. «Вальс» Ю.Слонов

        6. Батман фондю (Battment fondu)

 Это упражнение называют ещё «тающий» батман. Музыка очень выразительная, кантиленная, протяжная. Движение представляет собой  сгибание и медленное , «кошачье» вытягивание ноги при одновременном demi lié на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plié. Музыкальное сопровождение аналогично предыдущему.

« Мазурка» М.Глинка                                

7. Батман фраппэ (Battement frappe)

Название упражнения происходит от французского слова frapper, что обозначает удар, стук. При battement frappe работающая нога сгибается и помещается на щиколотку опорной, затем быстро выпрямляется. Данное упражнение исполняется во всех трёх направлениях. Движения выполняются очень чётко, даже несколько резко.

 Размер 2/4 , темп средний. Для сопровождения подбираются пьесы в характере польки, штрих преимущественно стаккато.

Отрывок  из музыки к фильму « Серёжа» Б.Чайковский

8. Ронд де жамб анлер (Rond de jambe en l’air)

Rond de jambe en l’air — это упражнение представляет собой круговые движения ногой в воздухе. Характер очень чёткий, энергичный, активный. Хотя ритмической основой музыки является пунктирный ритм, всё же не следует играть сопровождение резко и громко. Размер  3/4, 4/4

« Мазурка» А. Глазунов

        9. Адажио ( Adagio)

Это упражнение представляет собой медленное и постепенное понимание ноги на 90. Исполняется по трём направлениям: вперёд, в сторону, назад.   При разучивании аdagio отрабатывается выворотность ноги, шаг, пластика.  Музыка, рекомендуемая для сопровождения адажио должна отличаться широкой распевной мелодией романтического характера. Темп медленный,  размер 3/4 или 4/4 . «Весенняя серенада» Б.Мошков

        10. Гранд батман жете( Grand battement jete)Grand battement jete - большой энергичный бросок работающей ноги на 90 и выше. Музыкальное сопровождение - широкий, энергичный вальс или марш. Соответственно этим жанрам размер 3/4 или 4/4.

«Вариация Базиля» из б-та « Дон-Кихот» Л.Минкус

  1. Упражнения на середине зала

      1.Плие ( Plie)

       Вальс « Вспомним игры школьные» И. Дунаевский

        2. Батман тандю ( Battement tendu )

     « Пиши .не забывай» И, Дунаевский

       3.   Батман фондю (Battment fondu)

      Вальс из оперетты    «Солнечный цветок» М. Старокадомский

4 .   Адажио ( Adagio)

     « Ноктюрн» Э.Григ

      5         .  Гранд батман жете( Grand battement jete

        « Вечер вальса» И. Дунаевский

        

3.3. Аллегро – прыжки

    3.4. Туры- вращения

 В заключении мастер-класса учащиеся  исполняют традиционный поклон.

3.2.  Классический экзерсис на середине зала……………………………..

3.3. Аллегро – прыжки

3.4. Туры- вращения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы концертмейстера в классе скрипки и скрипичного ансамбля в ДМШ, ДШИ

Данная статья затрагивает актуальные проблемы концертмейстеров-пианистов, трудящихся на ниве дополнительного образования, содержит элементы методической разработки....

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическое сообщение "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе"

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необх...

Особенности работы концертмейстера в классе сольного вокала

Эта работа написана с целью обмена опытом с коллегами-концертмейстерами, работающими с вокалистами. В ней отражены некоторые проблемы работы с певцами, обучаемыми в колледже, а также приведены рекомен...

Методическая работа на тему «Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»

Данная работа будет полезна начинающим концертмейстерам музыкальных школ....

Особенности работы концертмейстера в младших классах хорового пения

Современные требования к профессиональной деятельности концертмейстера в УДОД...