Публикация
статья на тему

Шерстобитова Татьяна Степановна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vseross._konferentsiya.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Шерстобитова Татьяна Степановна

Заместитель директора по учебной работе, ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Ковылкинский аграрно-строительный колледж», г. Ковылкино, Р. Мордовия

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО.

        Образование является непреходящей ценностью, поскольку оно лежит в основе экономического развития общества, представляет собой один из факторов социальной стабильности, источником роста интеллектуального ресурса. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» чётко сформулирован социальный заказ к образованию: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально- экономическое процветание.

     В настоящее время подготовка специалистов в системе среднего профессионального образования претерпевает серьёзные изменения, т.к. с внедрением ФГОС третьего поколения педагогический коллектив ориентирован на выработку у студентов общих и профессиональных компетенций, которые будут давать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. Работодатель сегодня требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, который готов качественно выполнять производственные задания.

    Переориентация деятельности учебных заведений профессионального образования вносит качественные изменения не только в содержание и формы обучения, но и требует, в свою очередь, усиления внимания к социальному партнёрству как механизму удовлетворения требований потребителя образовательных услуг. Проблема взаимодействия учреждений среднего профессионального образования  и социальных партнёров в обеспечении качества подготовки специалистов является весьма острой, т.к. существуют определённые противоречия.

Развитие социального партнёрства даёт возможность достигать относительного баланса работодателей и студентов ГБОУ РМ СПО ССУЗ «Ковылкинский аграрно - строительный колледж».  Наше учебное заведение имеет положительный опыт взаимодействия с социальными партнёрами города, района и республики на протяжении ряда лет.  

     С целью взаимного сотрудничества по совершенствованию системы подготовки кадров, в соответствии с задачами инновационного развития экономики районов, городов Республики Мордовия и конкретных работодателей,  для укрепления связей студентов с производством, работники образовательного учреждения проходят стажировку на базе предприятий и организаций.  Только в тесном контакте с работодателями возможна эффективная реализация основной функции - обеспечение рынка труда необходимыми специалистами, востребованными секторами экономики.

   Для решения задач  и повышения эффективности взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнёров, формы, содержание, оценку результативности, обеспечивающие качество профессиональной подготовки специалистов нашим учебным заведением разработан план мероприятий в рамках сотрудничества с социальными партнёрами до 2014 года. Внесены предложения по совершенствованию сотрудничества между образовательным учреждением и социальными партнёрами.

   Таким образом, механизм взаимодействия с социальными партнёрами охватывает весь цикл подготовки специалистов, обеспечивает качество подготовки выпускников и способствует формированию у преподавателей профессионально - педагогических компетенций. Работа колледжа с социальными партнёрами осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Организация учебной и производственной практик. Во время прохождения практик студенты получают реальную возможность осваивать оборудование, знакомиться с технологическими процессами производства, применять профессиональные знания, составляющие основу выбранной профессии, специальности. Практика формирует и развивает базовые компетенции.
  2. Организация экскурсий на предприятия, где студенты знакомятся с работой производственных цехов, мастерских, кабинетов, лабораторий на предприятиях социальных партнёров, что позволяет обеспечить успешное усвоение специальных предметов и профессиональных модулей, формирование профессиональных компетенций, профессиональная адаптация.
  3. Совместная организация учебно - исследовательской и проектной деятельности.
  4. Совместная подготовка и проведение научно – практических конференций, научно – методических семинаров, конкурсов профессионального мастерства.
  5. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.
  6. Связь с вузами. В 2011- 2012 учебном году из числа выпускников колледжа  28% продолжают обучение в МГУ им. Н.П.Огарёва по сокращённой программе, т.к. технический профиль специальностей  «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», « Дизайн» (архитектурной среды), «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» являются родственными специальностями университета.
  7. Важным условием привлечения внимания реальных партнёров может явиться  эффективное использование данных о выпускниках, принимавших участие в проекте «Золотой фонд Республики Мордовия», в конкурсе «Лучший студент ССУЗ Республики Мордовия».

 Социальное партнёрство в сфере среднего профессионального образования  означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Необходимость широкого социального партнёрства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Именно, социальное партнёрство с предприятиями, государственными структурами и др. содействуют профессиональному становлению выпускника. Однако трудоустройство наших выпускников является самым важным вопросом. Перечисленные выше направления содействуют трудоустройству, но на сегодняшний день существует много определённых трудностей, т.к. на предприятиях отсутствуют вакансии. Необходимо, чтобы социальные партнёры – работодатели стали активными участниками процесса обучения. В этом деле выигрывают все: учебные заведения, студенты, работодатели и в целом наше общество. Основными показателями эффективности социального партнёрства должно стать – рост числа выпускников, повышение процента трудоустройства и позитивная динамика карьерного роста, индекс удовлетворённости уровнем подготовки, успешность социально - профессиональной адаптации, социализация и самоопределения студентов.

Литература

  1. Верхотурцев М.Н., Кандакова Н.А. , Взаимодействие с социальными партнёрами- залог успешного профессионального самоопределения выпускников колледжа // Среднее профессиональное образование.- 2012 [6, с.52-60]
  2. Кобылин А.П., Компетентностный подход и социальное партнёрство как условия конкурентноспособности будущих специалистов //  Среднее профессиональное образование.- 2012 [5, 47-54]
  3. Ваганова Н.О., Силкина Н.В., Компетентность и профессионально – педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин железнодорожного транспорта // Мир науки, культуры, образования. 2010 [6, с.25]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...