Портфолио как элемент системы оценивания в свете ФГОС
материал по теме

Ерохина Екатерина Анатольевна

Статья для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_kak_element_sistemy_otsenivaniya_v_svete_fgos.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ерохина Екатерина Анатольевна,

учитель химии и биологии

МКОУ «Казанская средняя

общеобразовательная школа»

Любинского района

Омской области

Портфолио как элемент системы оценивания в свете ФГОС

На сегодняшний день систему оценки «портфолио» можно отнести к инновационной практике современных образовательных технологий. Даже сейчас, в момент смены образовательной парадигмы, данное направление весьма актуально.

Правильная работа над портфолио позволяет не только собрать полезную информацию, провести фиксацию достижений учащихся, собрать «доказательства» образовательной деятельности; но и является индикатором формирования УУД, способствует развитию критического мышления, позволяет помочь обучающимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали, чего добились. Рефлексивное мышление при этом подходе формируется мягко и ненавязчиво. Ещё одно важное достоинство этого метода оценивания заключается в том, что благодаря портфолио можно контролировать все пять направлений воспитательной деятельности, строить индивидуальные образовательные траектории, отслеживать как урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся.

Для оптимальной реализации всех этих возможностей портфолио, нашей школой используется стандартная схема портфолио. Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов; тексты инструкций; шаблоны для выполнения заданий; памятки; работы обучающихся, наградные материалы.

Однако, двух одинаковых портфолио в школе нет. Каждый ребенок, каждый классный коллектив вносит в портфолио свои коррективы, подчеркивая индивидуальность. За время работы, стало понятно, что уместить всю эту информацию в одной папке очень сложно, поэтому мы разбили портфолио на три блока:

1) «Учеба»- этот блок наполняется удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, таблицами успеваемости по предметам, тексты инструкций, шаблоны для выполнения заданий, памятки.  Результатами методик «Спидометр». Внутри папки находятся разделители по предметам.

2) «Творчество»- включает детские работы (поделки), сказки, стихотворения, рисунки, фотографии, работами телекоммуникационных викторин, работы, выполненные на внеурочных занятиях, поручения, выступления, впечатления.

3) «Достижения»- грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, распределенные по годам и уровням.

В последней папке, на последних страницах располагаются памятки для обучающихся, учителей и родителей по ведению портфолио. Данные вкладки очень актуальны, ведь в начальном звене вести портфолио обучающиеся могут лишь с помощью родителей и классных руководителей. Из памяток видно, какова функция учителя и родителя, чему должен учиться ребенок. Таким образом, портфолио обучающегося становится ещё одним связующим звеном между родителями и школой.

Для отслеживания индивидуального развития обучающихся  и повышения мотивации, каждое портфолио оценивается раз в полугодие. Для этого в конце папки в начале учебного года вкладывается «Лист оценивания портфолио». Данный лист представляет собой сводную таблицу- сетку, в которой учитывается не только мнение педагога, но и обучающегося и родителей. Как средний балл рассчитывается оценка за каждое полугодие и ,позже, за год. Оценка ведется по нескольким критериям для каждого раздела. Эти критерии едины, также вложены в портфолио в виде памятки, имеют описание «индикаторов» критерия и примерную шкалу баллов по индикаторам. Прилагается перевод баллов в оценку портфолио. Благодаря такому делению, можно отслеживать много показателей: наиболее успешные блоки и разделы, уровень самооценки, уровень оценки родителей, распределение данных показателей по классу. Все лица, проводящие оценивание рассматривают портфолио со своей позиции, но критерии едины для всех и итоговый балл - средний показатель-это исключает субъективность оценки. Кроме того, в конце учебного года в этом листе предлагается несколько вопросов для обучающихся на рефлексию вида :Что у меня получилось хорошо по итогам года? Что не получилось по итогам года? Что необходимо изменить на следующий год?

Все эти элементы способствуют формированию выводов о том, на каком уровне находится ребенок с точки зрения комплексного подхода и чему необходимо уделять особое внимание при работе с данной личностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта

Портфолио ученика как система оценивания в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения выступление па совещании зам. директоров...

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения

Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения презентация...

Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС

В статье представлены некоторые аспекты системы оцениваня в условиях ФГОС....

Портфолио ученика как система оценивания достижения требований ФГОС

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: · является современным педаг...

Портфолио как накопительная система оценивания

Оценочная деятельность учителя на уроках в условиях введения ФГОС. Сбор потртфолио педагога...

Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС

В работе описаны основные моменты, опыт и проблемы  внедрения Федеральны ггосударственных стандартов, система оценивания на уроках географии....