Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении
консультация по теме

Даниленко Маргарита Анатольевна

Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologu_no1.rar37.74 КБ
Файл psikhologuno2.rar1.92 МБ
Файл piskhologuno3.rar99.71 КБ
Файл psikhologuno4.rar2.85 МБ
Файл psikhologu_no5.rar168.9 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм начала профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении

1 шаг:  Определить ожидания образовательного учреждения в отношении психолога (анкетирование и интервьюирование участников образовательного процесса): составить список реалистичных ожиданий.

2 шаг: Определить свои профессиональные возможности (по таблице) – какими технологиями, методиками и приемами (диагностическими, развивающими, коррекционными) вы владеете лучше всего

3 шаг: Определить для себя (совместно с администрацией) круг локальных и доступных к выполнению задач (находящихся на пересечении двух предыдущих списков)

4 шаг: Изучить нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность педагога-психолога.

5 шаг: Изучить программу развития образовательного учреждения и перспективный годовой план работы учреждения (можно познакомиться с планами работы за предыдущие 2 года)

6 шаг: Определить цель своей профессиональной деятельности на ближайшие 2- 4 года (согласующуюся с целью работы образовательного учреждения) и круг первоочередных задач по реализации этой цели на год.

7 шаг: Составить и согласовать с администрацией свою должностную инструкцию и годовой план работы.

8 шаг: Провести «рекламную кампанию» о своих профессиональных возможностях среди участников образовательного процесса

9 шаг: Определить для себя с какой возрастной категорией детей на первых порах вам комфортнее всего работать. Начать работу лучше всего с индивидуальной диагностики и индивидуальной развивающей работы с «беспроблемными» детьми (именно с таким ребенком вы поймете, как и что можно определить, развить или скорректировать  с помощью той или иной методики). К групповой работе стоит переходить лишь после приобретения определенного навыка индивидуальной и развивающей и коррекционной работы, постепенно увеличивая количество детей в группе.

10 шаг: Взять за правило методично вести внутренние записи, опираясь на которые вы сможете заполнять необходимую документацию. Записывайте не только, что и как вы делали, но и те мысли, которые у вас возникают по этому поводу.

11 шаг: Взаимодействовать со специалистами-смежниками (посещать занятия логопеда, педагогов, других специалистов, обсуждать с ними детей, о которых вы уже имеете достаточное представление)

12 шаг: Найдите место для стажировки или психолога-наставника.



Подписи к слайдам:

Психолого-педагогическое сопровождение введения и реализации ФГОС.
Главное управление образования и молодежной политике Алтайского краяКраевое Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РФ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на 2013-2020 годы
Основные инструменты государственной политики в сфере образования:Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО), ФЦП «Русский язык», ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ПНП «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Обновление образовательных стандартов
Разработка и внедрение системы поддержки талантливых детей
Развитие учительского потенциала
Создание современной школьной инфраструктуры
Сохранение и укрепление здоровья школьников
Ключевые направления развития общего образования
Развитие самостоятельности школ
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655);Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от от 17 мая 2012 года № 413(зарегистрирован Минюстом России 07.06. 2012, рег. № 24480)
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ
Требования к структуреООП
Требования крезультатамосвоения ООП
Требования кусловиямреализации ООП
Ожидаемые результатыдеятельностисистемы образования
Организационныеи педагогическиеусловия деятельностисистемы образования
Ресурсы: кадры, материальная база,информация,финансы
ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ
Стандарт как совокупность требований
Требования к результатамзафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступенейзафиксирован системно-деятельностный подходТребования к структурезафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношениеопределены разделы ООП (содержательно и количественно)интеграция учебной и внеучебной деятельностивключена «неаудиторная занятость» Требования к условиямкадровымфинансовымматериально-техническим психолого-педагогическим
Ценность современного образования
на основе системно-деятельностного подхода, субъект-субъектных отношений в процессе духовно-нравственного развития и воспитания
Основная отличительная особенностьФГОС
Направленность
К развитию творческих способностейкаждого ученика
Отпростойретрансляциизнаний
ЛИЧНОСТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценка
Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»
Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнение моральных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков
Основы системынаучных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания
Предметные действия с учебным материалом
Планируемые результаты:три основные группы результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность
Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества
Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятие
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются (п. 25 Стандарта):• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.
Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях ФГОС
Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся
Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности
Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
Поддержка детских объединений, ученического самоуправления
Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Основные формы сопровождения
Консультирование
Развивающая работа
Диагностика
Профилактика
Коррекционная работа
Экспертиза
Просвещение
Диверсификация (расширение) уровней психолого-педагогического сопровождения
Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
психолог - администрация ОУ
Участие в составе рабочей группы в разработке основной образовательной программы своего образовательного учреждения.психологическая экспертиза проектируемых, реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения возрастного и индивидуального развития школьников;разработка совместно с педагогами программы по формированию УУД, программы коррекционной работы для детей с ОВЗ;совместное планирование внеурочной деятельности;формирование мотивации у педагогов к переходу на новые стандарты;психологическое сопровождение и мониторинг развития УУД;разработка совместно с педагогами индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
психолог – педагог ОУ
психолог - родитель
повышение психологической компетентности педагогов по вопросам формирования УУД в учебной и внеурочной деятельности; психологическое сопровождение педагогов, учащихся в условиях реализации новых стандартов;совместное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий учащихся
психологическое просвещение и консультирования родителей по внедрению новых образовательных стандартов;разработка индивидуальных рекомендаций по развитию и воспитанию детей, имеющих проблемы в развитии
Роль психолога в системах взаимодействия с участниками образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС
в процессе педагогической практики в различных формах образовательного процесса
Ведение общей психолого-педагогической стратегии по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий и созданию детского коллектива
Обеспечение качественного психологического сопровождения образовательного процесса
Партнерство психолога и учителя
освоение способов решения педагогических задач
передача психологических знаний
общая психологическая культура общения
организация работы в группах, парах
организация урока в деятельностной парадигме
типология детских проблем
особенности работы с различными категориями детей
психология и физиология детей
совместная деятельность с другими участниками образовательного процесса
РОЛЬ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В школе появляется психологический мониторинг УУД – это абсолютно новая задача, для её решения пока НЕ СУЩЕСТВУЕТ готового инструментария. Как и всем учителям, педагогу-психологу необходимо разрабатывать СВОЮ программу сопровождения всего учебного процесса по новым стандартам.
В условиях внедрения ФГОС в деятельности психологов ОУ появляются следующие проблемы:
Недостаточная просвещенность педагогов-психологов образовательных учреждений в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.Отсутствие системного подхода к мониторингу психического и личностного развития обучающихся начальной школы.Отсутствие единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД у детей школьного возраста.Отсутствие системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности.
Задачи развития системы образования:
Создание СИСТЕМЫ психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс.Разработка КРИТЕРИЕВ и МЕТОДОВ оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций.Разработка СИСТЕМЫ повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Научно-методические основания для достижения поставленных задач
Основные аспекты содержания и организации психологического сопровождения развития детей в соответствии с требованиями ФГОС.Теоретико-методологические основы психологического сопровождения формирования УУД у детей школьного возраста.Методы диагностики уровня сформированности УУД у детей школьного возраста.
Задачи деятельности психологов образования:
- измерение результатов обучения, - определение уровня формирования компетенций учащихся; - учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям; - взаимодействие с участниками образовательного процесса для выстраивания индивидуальных образовательных траектории детей и развивающей траектории образовательного учреждения.
ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО РЕШЕНИЯ:
составление пакета методических материалов по психологическому сопровождению младших школьников создание пакета материалов по работе с педагогами создание методических материалов по работе с родителямивыявление уровня психологической готовности учителей начальных классов к переходу на ФГОСоценка уровня сформированности психологической компетентности учителяизучение психологических особенностей индивидуального стиля деятельности учителяоценка количества и качества применяемых на уроках интерактивных форм и методов обучения.
г. Барнаул, пр-т Социалистический, 60, каб. 217Телефон 26-22-84, 36-19-80 (доб. 2-31) E-mail: valeo@akipkro.ru Интернет: www.valeo.akipkro.ru
АКИПКРОЦентр психолого-валеологического образования


Предварительный просмотр:

НОРМАТИВНЫЕ

ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

I. Нормативно-правовая основа деятельности психологической службы в  системе образования (федеральный уровень)

О введении должности психолога в учреждениях народного образования

О службе практической психологии образования

О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской федерации

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской федерации

Об утверждении Положения о координационном совете по психологии

Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования

О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми

О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений

О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования

Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации

О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков

О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения

Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

О рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения  

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования  

О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков

Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную

О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году

О совершенствовании деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)

О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала  воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

Об итогах IV съезда психологов образования «Психология и современное российское образование»

Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года

О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

Квалификационные характеристики должностей работников образования: педагог-психолог

О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, вопитанникам

II. Нормативно-правовое и организационное обеспечение службы практической психологии (региональный уровень)

Примерное положение о создании и организации работы муниципального межведомственного психолого-педагогического и медико-социального консилиума (ППМСК)

О направлении рекомендаций по противодействию насилию

О механизме обмена информацией по фактам совершения попыток суицида несовершеннолетними

Об использовании отчетно-правовой документации педагога-психолога и социального педагога образовательных учреждений


Пакет документов педагога-психолога образовательного учреждения

Методические рекомендации по ведению документации педагога-психолога образовательных учреждений общего типа:


- Форма № 1. Перспективно-календарный план работы

- Форма № 2. Тематический план

- Форма № 3. Журнал учета групповых форм работы

- Форма № 4. Журнал учета индивидуальных консультаций и диагностических обследований

- Форма № 5. Аналитический отчет педагога-психолога

- Форма № 6. Протокол группового диагностического обследования

- Форма № 7. Карта медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка

Перечень нормативных документов и инструктивно-методических материалов по организации и проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (с 1 января 2011 года)

Об утверждении «Административного регламента исполнения управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи государственной функции по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

Перечень документов, из которых формируется аттестационное дело педагогического работника

Примерный перечень вопросов для проведения письменного квалификационного испытания (теста)

Лист самооценки деятельности педагога-психолога, аттестующегося на первую и высшую квалификационную категорию

Оценочный лист эксперта муниципального профессионального объединения по итогам оценки уровня квалификации педагога-психолога (для аттестующихся на первую и высшую квалификационную категорию)

Оценочный лист эксперта по итогам оценки уровня квалификации педагога-психолога, аттестующегося на первую и высшую квалификационную категорию

Оценочный лист экспертной группы при аттестационной комиссии управления Алтайского края по образованию и делам молодежи (для аттестующихся  на первую и высшую квалификационную категорию)

Оценка письменной работы (конспекта психологической консультации) экспертом (для аттестующихся на соответствие занимаемой должности)

Пример оценки письменной работы педагога-психолога

Схема конспекта психологического консультирования для педагога-психолога,  аттестующегося на соответствие занимаемой должности



Предварительный просмотр:

II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО КОНСИЛИУМА (ППМСК)

        1. ППМСК является одной из форм взаимодействия специалистов системы профилактики, объединяющихся для комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков, а также семей, находящихся в социально опасном положении (СОП).

        2. ППМСК создаётся при муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

        3.  Общее руководство ППМСК возлагается на председателя комиссии, заместителем назначается психолог, имеющий высшее базовое образование, стаж работы по специальности не менее 5 лет.

        4. ППМСК в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, законами и постановлениями Администрации Алтайского края, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края, настоящим Примерным положением.

        5. Примерный состав членов ППМСК:

        специалисты системы образования (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, преподаватели психологии, социологии высшей школы и др.), органов опеки и попечительства,

        здравоохранения (клинические психологи и патопсихологи, участковые педиатры, врачи-наркологи,  врачи-психиатры, невропатологи),

        социальной защиты (социальные работники, психологи, специалисты территориальных центров социальной помощи семье и детям, кризисных центров),

        органов внутренних дел (школьные инспекторы КДН, психологи, юристы),

        представители общественных организаций, работающих в сфере защиты прав и интересов детей.

        6. Целью создания ППМСК является организация специальных мер профилактической и реабилитационной работы, а также комплексное педагогическое, психологическое, медицинское, юридическое и социальное сопровождение детей, подростков и семей, находящихся в социально опасном положении.

        Работа должна быть организована в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся и их родителей.

        7. Задачами ППМСК  являются:

        оказание экстренной психологической, медицинской и социальной помощи;

        диагностика отклонений в эмоциональном состоянии  и  поведении детей и подростков (определение уровня тревожности и предрасположенности к суицидальному поведению в детских и подростковых коллективах);

        раннее выявление семей и детей, находящихся  в социально опасном положение;

        выявление резервных возможностей развития детей и семей, находящихся в СОПе;

        определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи;

        подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие детей, подростков  и семей, уровень их успешности;

        консультирование семей.

        8. Специалисты, включенные в ППМСК, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей, подростков и семей, находящихся в СОПе.

        9. Рекомендовать руководителям названных управлений, устанавливать доплату к заработной плате своим специалистам за работу в межведомственном консилиуме.

        10. Заседания ППМСК подразделяются на плановые, внеплановые, выездные.

        11. Периодичность внеплановых заседаний ППМСК определяется реальной ситуацией, требующей комплексного, всестороннего обсуждения проблем детей, подростков и семей, находящихся в социально опасном положении. Поводом для проведения внепланового заседания консилиума является:

        принятие экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

        внесение изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие и реабилитационные программы;

        выявление факторов, отрицательно влияющих на подростка или  семью, находящуюся в СОПе.

        Внеплановые заседания ППМСК проводятся по инициативе специалистов, председателя, а также в связи с поступлением внешних сигналов.

        12. Плановые ППМСК проводятся не реже одного раза в квартал. Деятельность плановых консилиумов направлена на:

        проведение исследований по определению уровня тревожности в ученических коллективах (1 раз в год в каждом образовательном учреждении);

        анализ ситуации и определение пути комплексного сопровождения подростков и семей, находящихся в СОПе;

        анализ результативности взаимодействия между специалистами, осуществляющими сопровождение;

        другие организационные вопросы.

        13. Выездные  заседания организуются в образовательные учреждения не реже одного раза в учебную четверть на основании, утверждённого и согласованного с директорами образовательных учреждений графиком, с целью:

        изучения психологического климата в ученических  и учительских кол- лективах;

        оказание консультативной помощи учащимся, родителям и педагогам;

                 оказание комплексной специальной помощи в экстренных случаях.

        14. Коллегиальное заключение ППМСК доводится до сведения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также родителей (законных представителей) подростка или семьи, находящейся в социально опасном положении, в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

        15. Председатель и специалисты, участвующие в работе ППМСК несут ответственность за:

        конфиденциальность информации о детях, подростках и семьях, находящихся в социально опасном положении;

        полноту рекомендаций и программ;

        правильность и своевременность оформления документации ППМСК.

        16. Для организации работы ППМСК необходима следующая документация:

        план заседаний на год;

        протоколы плановых и неплановых заседаний. Журнал протоколов ведётся в соответствии  с требованиями по делу производства;

        список членов ППМСК с указанием места работы и номера телефона;

        заключения специалистов;

        реабилитационные и коррекционно-развивающие программы;

        анализ реализации программ, с указанием динамики.

        17. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ППМСК могут направляться только по официальному запросу.

 


  1. АДМИНИСТРАЦИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  1. УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  2.  И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ул. Ползунова, 36, г. Барнаул, 656035

Телефон: 63-57-26 Факс: 35-35-59

E-mail: educ@ttb.ru

Руководителям муниципальных органов управления образованием

14.09.2011

8463

На №

О направлении рекомендаций по противодействию насилию

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи направляет рекомендации для педагогов и родителей для организации работы по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми.

Приложение на 5л. в 1экз.

Заместитель начальника управления                                  Ю.Г.Абдуллаев

Трушина Надежда Викторовна

63 56 02

13.09.2011


Приложение

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологическо1'о насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Основные мероприятия:

Посещение квартир неблагополучных семей совместно с участковыми инспекторами УВД, проведение анализа условий проживания подростков.

Мри выявлении фактов жестокого обращения с несовершеннолетними немедленное обращение работников педагогического коллектива в органы внутренних дел и прокуратуру.

Направление информации в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для осуществления контроля за обеспечением прав несовершеннолетних.

Осуществление систематического анкетирования учащихся с целью выявления фактов жестокого обращения в семье.

Проведение классных часов, лекций по правам несовершеннолетних для учащихся и их родителей.

Оформление стенда с информацией о местах, куда можно обратиться за помощью при жестоком обращении и насилии в семье.

Методические рекомендации для родителей, чьи дети подвергались моральному унижению со стороны взрослых или сверстников

  1. Не упрекайте ребенка за то, что он не рассказал об этом раньше, или ничего не сделал, чтобы предотвратить случившееся.
  2. Поговорите с ребенком, определите источник конфликта, стресса, напряжения в отношениях.
  3. Дайте понять ребенку, что вы понимаете его и верите.
  4. Поставьте в известность классного руководителя и администрацию образовательного учреждения.

Рекомендации для родителей, чьи дети подверглись сексуальному насилию

  1. Старайтесь вызвать ребёнка или подростка на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия.
  2. Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы и будущее.
  3. Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся.
  4. Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают.
  5. Помогите определить основную трудность и проблему.
  6. Убедите, что ребенок не виноват в случившемся, это уменьшит чувство вины.
  7. Способствуйте повышению самооценки.
  8. Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (остался жив или осталась жива).
  9. Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход из создавшегося положения.
  10. Убедите        ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время.

11 .Подскажите ребенку "Как" и "Что" он должен делать, "Как реагировать", пока не сможет мобилизовать свои собственные силы.

  1. Приветствуй те позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, друзей и близких людей.
  2. Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.

Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко или проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию. Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность;
  • депрессивное состояние;
  • печаль.

Поведение

  • оппозиционное, заискивающее, регрессивное;
  • несоответствующая возрасту ответственность;
  • саморазрушающее поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация девиантное поведение.

Иптелиект

  • снижение или полная потеря интереса к школе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания и концентрации внимания.

 Взаимоотношения с окружающими

  • неумение обшаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;
  • избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость;
  • стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам. Физическое состояние
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • гюстоянный голод и/или жажда;
  • нарушение сна.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения, оказывающие психологическую помощь детям (ППМС- центры, психологические кабинеты и т.д.), номера единого детского телефона доверия.
  4. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  5. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  6. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  7. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  8. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
  9. Быть честным с семьей, подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

В случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком:

  1. Поставить в известность руководителя образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
  2. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет [шсьменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Последовательность действий педагога

  1. Установить доверительный контакт с ним.
  2. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и понимание. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства.
  3. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.
  4. Устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место, а затем обратиться:
  • в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными;
  • в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:
  • проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи для установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
  • организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
  • обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приёмам бесконфликтного общения.

Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить в жестокости по отношению к ребенку

  • Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность;
  • Нежелание или позднее обращение за медицинской помощью;
  •  Инициатива обращения за медицинской помощью исходит от постороннего лица;
  • Обвинение в травмах самого ребенка;
  • Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения: стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в общении с ребенком;
  • Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  • Рассказ о том, как их наказывали в детстве;
  • Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, импульсивность).


                           

  1. АДМИНИСТРАЦИЯ

АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  1. УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  2.  И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ул. Ползунова, 36, г. Барнаул, 656035

Телефон: 63-57-26 Факс: 35-35-59

E-mail: educ@ttb.ru

Руководителям муниципальных органов управления образованием и директорам учреждений системы начального и среднего профессионального образования

24.05.2011

4391

На №

О механизме обмена информацией по фактам совершения попыток суицида несовершеннолетними



 

Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи направляет  механизм обмена информацией по фактам совершения попыток суицида несовершеннолетними, разработанный комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края.

С информацией  необходимо ознакомиться и использовать в дальнейшей работе.

Приложение: на 3 л. в 1 экз.        

Заместитель начальника управления

  1.                                    Ю.Г. Абдуллаев                                      

                                                         

Трушина Надежда Викторовна.

 63 56 02


Утверждаю

Заместитель Губернатора Алтайского края, начальник управления Алтайского края  по образованию и делам молодежи,  председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

_________________Ю.Н. Денисов

« 14  »_____11___________2010г.

Механизм обмена информацией по фактам совершения попыток суицида несовершеннолетними

  1. По фактам совершения суицидальных попыток среди несовершеннолетних или при наличии факторов риска совершения суицида родители, члены семьи, ответственные должностные лица органов внутренних дел, образовательных учреждений, специалисты педиатрической службы направляют соответствующую информацию главным врачам городских и районных медицинских учреждений.
  2. Главные врачи районных и городских медицинских учреждений:
  1. Организуют регистрацию случаев суицидальных попыток и передачу сигнальных извещений или телефонограмм из медицинских лечебных учреждений в Алтайский краевой психоневрологический диспансер для детей, который, в свою очередь, информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края о зарегистрированных случаях и принятых мерах по оказанию медико-социальной помощи детям и подросткам. (Приказ управления АК по здравоохранению от 14.07.2006 г. № 226).
  2. Обеспечивают информирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав администраций городов и районов края, органов внутренних дел, органов управления образованием, органов опеки и попечительства по месту жительства ребенка о фактах насилия, жестокого обращения с детьми и фактах аутоагрессивного поведения несовершеннолетних в срок не позднее 48 часов с момента выявления ребенка в лечебно-профилактическом учреждении. (Приказ управления АК по здравоохранению и фармацевтической деятельности от 15.02.2010 г. № 62).
  1. Начальник Главного управления Алтайского края по социальной за
    щите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипа-
    латинском полигоне назначает в территориальных учреждениях социального
    обслуживания (управлениях) населения ответственных за взаимодействие с
    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав районов и дру-
    гих субъектов системы профилактики по вопросам:

своевременного обмена информацией по сигналам о попытках суицида несовершеннолетних;

постановки на учет данных детей и их семей в территориальное управление по социальной защите населения, территориальный центр социальной помощи семье и детям и организации с ними реабилитационной работы;

ежеквартального мониторинга проводимой работы с вышеуказанной категорией несовершеннолетних;

предоставления информации в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. Председатели комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, городских округов и районов города Барнаула:

  1. При необходимости создают при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов (районов города Барнаула) межведомственную рабочую группу для выездной работы в сельских поселениях, состоящую из представителей органов социальной защиты, здравоохранения, образования, с целью выявления и устранения причин попыток суицидов среди несовершеннолетних, оказания помощи с выдачей рекомендаций по дальнейшей работе с семьей.
  2. Информируют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края о факте попытки суицида несовершеннолетнего по прилагаемой экспресс-анкете и текстовой форме.

Экспресс-анкета по факту попытки суицида несовершеннолетнего

1. Дата обнаружения: (число), (месяц), (год), (время):

  1. Ориентировочное время суицида:
  2. Район, город, населенный пункт:
  3. Место совершения: (квартира, дом, сарай, другие):
  4. Ф.и.о. несовершеннолетнего (полностью):

  1. Пол: мужской        _, женский        
  2. Возраст: до 10 лет        , до 12 лет        , до 14 лет _ _ , до 16 лет        , до 18 лет        
  3. Категория: учащийся школы:______, вспомогательной        , школы-интерната        ,

гимназии        , лицея        , ПУ        , колледж        , студент ВУЗа        .

работающий        , не работающий        , сирота _____        , инвалид_____, опекаемый.

9.        Состоял на учете: в школе        , КДНиЗП _____, ОВД        , у врача-психиатра______

(диагноз), имел физические (врожденные, приобретенные) дефекты         , имелись приз-
наки беременности______, криминального аборта        .

  1. Статус семьи: внешне благополучная        , находящаяся в социально опасном положении _____, имеет жилье        , не имеет жилья        , проживает в данной местности до 2 лет _______ , проживает постоянно __        , имеет статус беженца        , вынужденного переселенца        , семья полная        , неполная        .
  2. Категория родителей: один из родителей: отчим        , мачеха_____, многодетная семья

        , злоупотребляет спиртными напитками        , употребляют наркотические веще-
ства _____, имеют судимость _____, пенсионеры _____, инвалиды_____, безработные

  1. Вид суицида: групповой         , одиночный        
  2. Ранее имели место попытки суицида        , ранее высказывал намерение совершить

попытку суицида        .

14.        Попытке суицида предшествовала конфликтная ситуация: с педагогами        ,

со сверстниками        , с родителями        , другими родственниками         ,

соседями        , иное (охарактеризовать)        

15.        Характеристика подростка по месту жительства, учебы: положительная         ,

удовлетворительная        ,  неудовлетворительная        

16.        Наличие негативных поведенческих комплексов: страх_____, угнетенность        ,

озлобленность        , иные (охарактеризовать)         

  1. Официально установленный метод попытки суицида        
  2. В состоянии опьянения: алкогольного        , наркотического        
  3. Наличие  записки:        , ее содержание:        

Сведения заполнил (должность):        

Ф.и.о. (разборчиво):        

Подпись:        

Дата:        

Примечание: положительный ответ на вопрос экспресс-анкеты отмечается значком «X», отрицательный - значком « - »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Описание профессиональной деятельности педагога-психолога для аттестации

Представляю  описание профессиональной деятельности в должности педагога-психолога общеобразовательной школы. Цели, задачи, направления деятельности, динамика образовательных достижений, методиче...

Портфолио профессиональной деятельности педагога-психолога

Портфолио педагога-психолога МС(К)ОУ для аттестации. Результаты деятельности по всем направлениям психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ с самопрезентацией....

Экспертиза профессиональной деятельности педагога-психолога

Экспертиза профессиональной деятельности аттестуемого на высшую квалификационную категорию педагога-психолога...

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога.

quot;Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога".21 век  называют веко...