Технология проектной деятельности в предпрофильной и профильной школе
материал на тему

Технология проектной деятельности в предпрофильной и профильной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx50.76 КБ

Предварительный просмотр:

       

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ    

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА № 1243

125009, Москва, Малый Кисловский пер. 12/8                                                            тел. (495) 690-36-03

ИНН/КПП 7703024086/770301001                                                            тел./факс(495) 690-36-03

ОКПО 40635104, ОГРН 1037700227498                                                     E-mail:1243sch @mail.ru

                        http://www.sch1243.ru


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ И ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Заместитель директора по УВР

И.Л. Неликаева

      Задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и успешному решению жизненных проблем стала особо актуальной в условиях информационного общества.

     Отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающая проектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления, а проект  это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.   

Традиционно считают, что метод проектов зародился в конце 19 века в с/х школах США усилиями педагогов-новаторов (Пархерст, Килпатрика и др.) и основывался на теоретических позициях философа Джона Дьюи.Новая социально-экономическая обстановка потребовала новой образовательной парадигмы!!!!

Ключевым положением в прагматической педагогике была мысль о том, что ребенок повторяет путь человечества в познании и освоении окружающего мира. Ребенок является активным субъектом своего обучения, а педагог должен помогать в познании.

В России в 1905 году появилась группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого, которая активно вводила новые образовательные методики.В 1931 году метод проектов был осужден.

Изменение социально-экономических и социокультурных условий потребовало нового подхода в образовании.  Виктор Александрович Болотов : «Компетентность – это на самом деле опыт успешного проекта. И вопрос сейчас заключается в том, как школа относится к формированию у учеников компетентности».

Остроту потребности в смене приоритетов в школьном образовании убедительно продемонстрировали результаты М/н программы PISA

                  

С введением профильного обучения  метод проектов приобрел новое звучание.  Цели профильного обучения могут быть реализованы при условии внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий, к которым относится проектная технология. Данная технология более, чем другие, отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, побуждает учащихся проявлять способность:

  • к осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательными интересами;
  • к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
  • к самообразованию и самоорганизации;
  • к синтезированию, интеграции и обобщению информации из различных источников;
  • к решению учебных и социальных проблем.

Следовательно, в ходе проектной деятельности ученик приобретает исследовательские,  коммуникативные, социальные и другие умения и навыки, которые будут ему необходимы для успешной самореализации как в школе, так и в будущей жизни.

             В связи с переходом на профильное обучение  произошли изменения в Учебном плане 10-11 классов: на изучение русского языка, английского языка , истории, обществознания выделяется большее количество часов, введены курсы  «Словесность» и «Право», а так же элективные курсы  «Личность в истории», «Дискуссионые вопросы в истории», «Деловой английский». В 8- 9 классах  были введены куры  «Словесность», «История русской культуры». С 5 класса было введено изучение второго иностранного языка – французского. Введение предпрофильной подготовки способствует повышению мотивации учащихся 8-9 классов к изучению предметов социально-гуманитарного профиля. С большим интересом учащиеся изучают элективные курсы «Словесность» (посещают 92% учащихся 9-х классов), «История русской культуры», итогом изучения которого является защита проектов учащимися.

В проектах представлены результаты изучения  исторического аспекта проблемы, правовых источников, статистической информации, материалов СМИ, Интернет - ресурсов, проведенных среди учащихся, учителей и родителей социологических исследований. По итогам исследований написаны рефераты, осуществлен графический анализ социологических исследований, созданы презентации. На  заседании методического совета школы была проведена апробация нового  подхода к оцениванию результатов учебной деятельности обучающихся. По всем курсам был проведен  итоговый контроль  в форме защиты исследовательских проектов на основе одной из самых современных форм представления продукта – мультимедийной презентации. Применение данной формы итогового контроля поставило задачу выработки критериев оценивания такого вида деятельности, которая в принципе несовместима с традиционной системой оценивания достижений обучающихся.

               Проектная деятельность в школе организуется как в рамках одного предмета, так и на межпредметной основе в 5 - 8 классах в рамках курсов по выбору, в 9 классе – в рамках предпрофильных и элективных курсов, в 10-11 классах - в рамках профильных и элективных курсов.

       Ценность применения проектной технологии состоит в первую очередь состоит в том, что учащиеся в ходе работы над исследованием научились критическому осмыслению разнообразной информации,  зачастую взаимоисключающих точек зрения, системному подходе к проведению исследования, а также умению представлять результаты проведенного исследования. При этом следует отметить, что продукт исследования был представлен как рефератом по проблеме, так и мультимедийными презентациями.  Считаю, что именно использование метода проектов в обучении дает возможность ее применения. Что говорит о позитивности применения проектного метода? Учащиеся выступают активными участниками процесса, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро- и макросоциуме.

Мы считаем, что проектная технология имеет огромные перспективы в профильной школе. Стратегия модернизации образования акцентирует элементы и планируемые цели образования, востребуемые жизнью, в том числе те, которые используются в самом обучении – ключевые, базовые компетенции.

Учитель, как никто другой, способен помочь каждому ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Особенности проектной деятельности на современном этапе:

  1. Проекты стали частью предпрофильной подготовки в 7-8 классах и профильного обучения.
  2. Растет значение социальных проектов.
  3. Родители становятся педагогическим ресурсом в проектной деятельности щколы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практ...