рабочая программа по вокально-хоровому воспитанию
методическая разработка по теме

Анпилова Светлана Алексеевна

Данная программа по вокальному воспитанию  имеет четырех-уровневую структуру, которая позволяет осуществить метод "Шаг за шагом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vokalno-khorovoe_vospitanie.docx46.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждено

Решение педсовета протокол №_1_

от 31.08.2012  года

Председатель  педсовета

_______________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общекультурное направление

(Ориентированная на достижение результатов в приобщении

обучающихся к танцевальному искусству в целях развития творческих способностей, формирования художественно-эстетического вкуса, повышения уровня творческой активности).


Кружок


Вокально-хоровое воспитание детей в общеобразовательной школе


(срок реализации программы)

  4 года


(возраст обучающихся)

8-14 лет

_____________________________________________________

(Ф.И.О. учителя,  составителя)

Анпилова Светлана Алексеевна

_________________________________________

                                 

Пояснительная записка.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Песня,– это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Цели: привить любовь к вокальному искусству, научить правильно исполнять вокальные произведения, повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развить их музыкальные представления и художественный вкус;

Задачи:

– дать учащимся необходимый объём знаний, умений и навыков в области вокального пения, сольфеджио,  сценической хореографии для участия в творческой работе.

– развить голос, музыкальный слух и память, чувство ритма, сценическую пластику;

– сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);

- воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

-Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х 3-х  и 4-х голосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

-Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Привить основы художественного вкуса. Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля

Условия для реализации программы:

1.Занятия ведутся в специально оборудованном классе или в актовом зале.

2.Наличие музыкального инструмента.

3.Наличие музыкального центра.

4.Условия для просмотра DVD

Методы и формы:

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы:

Программа имеет четырех уровневую структуру, которая раскрывает принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

             Первый уровень обучения.

На этом этапе  раскрывается не только певческий голос  певческий голос ребенка, но и его личностные данные: эмоциональность, темперамент, умение общаться со сверстниками. Поэтому:  прежде всего, необходимо создать доброжелательную атмосферу на занятиях,

Комфортные условия, для раскрытия творческого потенциала ребенка.

На первом уровне обучения упор делается на развивающие упражнения, поэтому они должны быть музыкальными, веселыми и интересными для ребят

№п.п

            Тематика занятий  1уровня обучения

кол.ч

Характер деятельности

аудиторные

внеаудиторные

1

Введение:

1 Значение песенного творчества в жизни человека

2 Знакомство с правилами в вокальном коллективе

Знакомство с предметом,

А также с условиями и требованиями для успешного его освоения

2

Тренировочные упражнения:

1.Физ. минутка.

2.Вокально-певческая постановка корпуса

3.Здоровье сберегающие упражнения

4.Дыхание и дыхательная гимнастика

5.Разминка артикуляционного аппарата

6. Пальчиковая гимнастика

7. Язычковая гимнастика

 

8Скороговорки

9.Распевание

10.Упражнения, развивающие чувство ритма

11. Разучивание  детской песни.

12.Разучивание танцевальных движений

Развитие вокально-певческих навыков.

3

Музыкальная грамота:

1.Дирижерские жесты:

(Forte, piano, crеsh, Dim.)

2.Понятие о звуке (Высота звука, тембр, окраска)

Знакомство ребят с музыкальной теминологией

Воспитательная работа:

1.Что такое сценическая культура?

2.Уважение и дисциплина в коллективе - залог успеха

Воспитание внутренней культуры: умение держать себя  на сцене, прилично вести себя с окружающими  проявление уважения друг к другу

4

1Показательные занятия

2Выступления перед родителями коллектива 3Творческий отчет

Показ навыков и умений

Всего часов

36ч

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения ребенок должен:

1.Уметь правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения.

 2. Воспроизводить несложные  ритмические рисунки хлопками.

3. Понимать дирижерские жесты.

Второй уровень обучения

На этом уровне обучения продолжается Формирование вокальных навыков.

путем развивающих упражнений, но уже более сложных. Упор делается на правильное звуковедение и  звукоизвлечение, а также подготовка голосового аппарата к опорному пению. Предполагается индивидуальная работа.

 

Формирование вокальных навыков.

С первых же уроков по постановке голоса необходимо развивать у учащегося чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании и желание их преодолеть, стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении.

Певческая установка и дыхание.

Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, на свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и на певческое дыхание (грудо-брюшное или костоабдоминальное) с глубоким, бесшумным, неперегруженным вдохом и постепенным экономным расходованием воздуха  при фонации.

     Певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также одним из средств художественной выразительности, которое помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами музыкальной выразительности в пении.

 Звуковедение, звукоизвлечение, дикция и артикуляция.

У ребенка младшего щкольного возраста необходимо формировать естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки);  преимущественно мягкую атаку звука; округление гласных; способы их формирования в различных регистрах.

Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов — дикцию.

№ п.п

Тематика 2 уровня обучения

Кол.ч

Кол.ч.

Характер деятельности

аудиторые

внеаудиторные

Всего ч.

1

1Жанровое разнообразие в песенном творчеств

2Детское музыкальное творчество (прослушивание и просмотр выступлений детских коллективов)

3 «Музыкальное творчество и его значение  в жизни ребенка»

4

. Умение сравнивать произведения различных жанров

2

Музыкальная грамота.

1.Дирижирование простых муз. размеров.

2.Знакомство с музыкальной терминологией

3.Ноты и их длительности

4. Определение на слух аккордовой окраски (мажор, минор)

     Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа

3

1. Здоровье сберегающие упражнения

2.Диафрагмальное дыхание и дыхательная гимнастика

3.Разминка артикуляционного аппарата

4.Скороговорки

5.Распевание

6. Пение интервалов 3м.3б.

7.Пение  хроматического ряда

8.Пение каноном

9.Упражнения, развивающие гармонический слух

9. Народная песня

10.Детская эстрадная песня

11.Сольное пение

36ч

Развитие вокально-певческих навыков:

 Дикции, артикуляции, дыхательного и голосового  аппарата,

Развитие слуха, развивать умение чисто воспроизводит мелодию голосом.

Умение сравнивать произведения различных жанров.

Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

4

Сценическая культура и артистизм.

1.Знакомство с основными правилами работы с микрофоном

2.Сценические движения

3.Внешний вид и культура поведения за кулисами

10ч

Научиться работать с микрофонами, слушать и слышать

себя на сцене.

Уметь в движении раскрыть характер произведения

Воспитание культуры поведения во время, до и после выступления

5

1Показательные занятия

2Концертные выступления

10ч

10ч

Показ навыков и умений

6

итого

68ч

Ожидаемые результаты 2уровня обучения.

К концу второго уровня обучения ребенок должен:

1.Свободно интонировать разученные мелодии

2.Слышать себя в ансамблевом пении

3.Держать свою партию в 2х-голосных произведениях

4.Уверенно держаться на сцене.

5.Эмоционально передавать характер музыкального произведения

Третий уровень обучения

Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром

Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и «сочнеет». Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться  популярные произведения.

 

Продолжается развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка; развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах; сохранение дикционной активности при нюансах пиано и пианиссимо.

На протяжении всего курса обучения необходимо формировать у учащихся навык пения на «зевке», т.е. высоком положении верхнего неба.

       

       Отдельного озвучивания требует теоретический раздел, который

включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному.

       Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим  движениям,  движениям под музыку, поведению на сцене.

     Необходимы репетиционные занятия на сцене  со светомузыкальным сопровождением.

№п.п

Тематика занятий 3 уровня обучения

Кол. часов

Форма

 проведения

аудит

внеаудит

всего

1

1Великие вокалисты

2Творчество известных вокальных коллективов

3 Песня и мое отношение к ней

Теоретические занятия

диспут

2

Музыкальная грамота

1.Ноты.  

2Длительности нот.

3.Запись ритмического рисунка

3.Дирижирование

        

Научиться записывать и  воспроизводить мелодию по нотам, петь и определять на слух интервалы.

Знать дирижерскую сетку на 2/4, ¾, 4/4

3

Совершенствование вокально-певческих навыков.

1Дыхательная гимнастика и диафрагмальное дыхание в пении

2Дикция, артикуляция слово (упражнения)

3Распевание с применением цепного дыхания

3Динамическое пение:

Forte, piano, cresc., dim. Атака звука.

4.петь и различать на слух муз. интервалы:

1ч;2м;2б;3м;3б;4ч;5ч;6м;6б;7м;8ч

5.3х - голосное пение тонического трезвучия и его обращений

6.Исполнение музыкального материала без музыкального сопровождения

7.Упражнения на расширение голосового диапазона

8 Сценическая хореография

3ч.

28ч

Развитие вокально-певческих навыков:

 Дикции, артикуляции, дыхательного и голосового  аппарата,

Развитие слуха, развивать умение чисто воспроизводить мелодию голосом. Держать свою партию в многоголосном произведении.

Тренировка Развитие  голосовых связок

4

1Разучивание народных песен

2Разучивании песен эстрадного жанра

3Аккопельное пение

10ч

10ч

28ч

Научится эмоционально предавать характер произведения, уметь менять тембр голоса в зависимости от характера и жанра песни. Овладеть цепным дыханием

5

Участие в конкурсах

Концертные выступления

Показ навыкрв и умений

6

итого

68ч

Ожидаемые результаты 3уровня обучения:

1Умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом

2Слышать и «держать» свою партию в 2-х и 3-х -  голосном пении.

2 Уметь правильно  распределить  дыхание в длинной фразе, используя цепное  дыхание;

3. Уметь  исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы

4 Уметь исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу.

5.Импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности.

     

                        Четвертый уровень обучения.

Этот уровень направлен на приобретение профессионального мастерства

Вокального пения. Большое внимание уделяется индивидуальной постановке голоса, умению подстраивать свой голос под тембр звучания ансамбля, а так же вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.

№п.п

                       Тематика 4 уровня обучения

Кол. часов

Характер деятельности

аудиторные

Внеаудит.

Всего час.

1

1Великие вокалисты прошлого и настоящего.

2Классика и ее испытание  временем.

3Моя будущая пофессия.

4Посещение концертов профессиональных коллективов

10ч

Знакомство с мировыми достижениями вокалного искусства, развитие художественного вкуса, умение оценивать качество исполняемых номеров

2

Музыкальная грамота:

1Нотная грамота

2Дирижирование

3Пение интервалов

4Аккордовое пение Т3, Т6, Т4/6

5Пение D7 и его обращений

 

10ч

Развитие мелодического и гармонического слуха.

Повышение музыкальной грамотности

3

Совершенствование вокальных навыков:

1Постановка голоса и расширение его диапазона

2Работа над собственной манерой исполнения

3Звукоизвлечение и звуковедение

4Вокально-хоровое многоголосное пение

7Освоение бэк-вокала

9Сценическая хореография

10Творчество и импровизация, артистизм

11Аккопельное многоголосное пение

28ч

Умение владеть своим голосовым аппаратом,

Развивать сценическое мастерство,  уметь свободно двигаться на сцене. Грамотно исполнять музыкальные произведения, соблюдая динамические оттенки, а также «держать» партию в многоголосном произведении.

4

1Выступления на различных мероприятиях и концертах

2Участие в музыкальных конкурсах

10ч

10ч

Воспитание внутренней культуры: умение держать себя  на сцене, прилично вести себя с окружающими  проявление уважения друг к другу

Уметь грамотно показать свое творчество

Стремиться к победе, учиться справляться с волнением

итого

68ч.

Ожидаемые результаты 4 уровня обучения.

1.Учащийся должен профессионально владеть голосом

2.Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

3.Уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров.

4Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

5. Уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

6.Уметь свободно держаться на сцене и передавать характер исполняемого произведения.

Рекомендуемая литература.

1. П.Голубев “Советы молодым педагогам–вокалистам”, М.МУЗ.ГИЗ, 1963 г.

2. О.Павлищева “Методика постановки голоса”, Музыка, 1964 г.

3. И.Пряншиников “Советы обучающимся пению”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.

4. С.Юдин “Формирование голоса певца”, М.МУЗ.ГИЗ, 1962 г.

5. Д.Аспелунд “Развитие певца и его голоса”, М.МУЗ.ГИЗ, 1952 г.

6. В.Садовников “Орфоэпия в пении”, М.МУЗ.ГИЗ, 1958 г.

7. О.Чишко “Певческий голос и его свойства”, М., 1987 г.

8. В.П.Морозов “Вокальный слух и голос”, М-Л, 1965 г.

9. К.П.Виноградов “Работа над дикцией в хоре”, М., 1967 г.

10. Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”

11. Ф.Ф.Заседателев “Научные основы постановки голоса”, М., 1937 г.

Методология:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Рабочая программа по нравственно - эстетическому воспитанию "Я в мире людей"

Праграмма разработана для детей 8 вида. Программа создает условия для развития личности и её саморелизации на основе компетентности и "умения  учиться"....

«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...

Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Рабочая подпрограмма по  гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и  представляет собой систематизированное изложен...

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.

Рабочая программа предназначена для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ 8 вида. ...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...