Главные вкладки

    Проблемы преподавания истории в школе. Опыт патриотического воспитания.
    статья по теме

    Власова Наталья Владимировна

     Опыт работы учителя по патриотическому воспитанию в школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

           Проблемы преподавания истории в школе.

    Опыт патриотического воспитания.

                                                                             Учитель истории и обществознания

                                                                              БОУ г. Омска «Гимназия № 159»

                                                                              Власова Н.В.

         Становление современного  общества предъявляет к подрастающему поколению все больше требований, что осложняется противоречивостью современной социокультурной ситуации, отсутствием в обществе устойчивой системы ценностей при дискредитации ценностей традиционных, расплывчатостью норм поведения и мотивов деятельности, снижением информированности школьников по вопросам истории. Кроме того, не всякое патриотическое воспитание приводит человека к патриотическим поступкам, так как любой поступок основывается на осознанной жизненной позиции человека.

         В соответствии с Концепцией модернизации российского образования «школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому школа, как никакая другая организация, должна создать условия для осознанного нравственного и культурного самоопределения учащихся.

         С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому одним из наиболее успешных подходов по формированию патриотических чувств можно считать изучение истории, основ традиционной культуры. История вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитывать чувство достоинства и гордости, ответственности, раскрывает истинные ценности семьи, нации, Родины. Это сплачивает людей, воспитывает толерантность по отношению к другим народам, помогает усвоить систему ценностей, присущую всему народу в целом, уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

         Но как сформировать у учащихся важнейших духовно-нравственные, гражданские и социальные ценности?  

         Последнее десятилетие внесло существенные коррективы в саму историческую науку и в практику преподавания истории в школе.  В полной мере решить методические и дидактические задачи возможно при использовании в работе различных подходов, методов,   направлений историко-теоретической мысли ХХ – ХХI века, исторической антропологии,  «гендерной истории»,  микроисторического подхода к анализу прошлого или истории повседневности, проблемы альтернативности в истории и других.   Использование этих подходов помогает организовывать  научно - исследовательскую деятельность учащихся. Например, применение микроисторического подхода. К празднованию 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне учащиеся гимназии провели поисковую работу и собрали информацию о своих родственниках – участниках войны и работниках тыла, что позволило им определить долю участия своих родных в истории страны, а участвуя в сетевом проекте «Человек жив – пока о нем помнят» узнать много нового об омичах - фронтовиках, которые защищали Москву в 1941 году, трудились на заводах, о детях, своих сверстниках, которые помогали в госпиталях, собирали посылки на фронт, выступали с концертами перед ранеными.

         Как на уроках, так и во внеурочной деятельности, часто используется разнообразный статистический материал, который позволяет обучающимся делать выводы не столько на основе личных воззрений и отношения к рассматриваемым вопросам, сколько на основе реальных фактов, видеть причинно-следственные связи процессов и явлений, извлекать уроки из событий, формировать практический опыт. Например на основе анализа статистического материала была построена научно-исследовательская работа ученицы 11Б класса Дюсеновой Бахтжан «Связь между социально-экономическим положением в стране и уровнем детской беспризорности».

         Большое внимание патриотическому воспитанию уделяется и во внеклассной работе с учащимися. Так, в рамках проведения общешкольного проекта  «Гимназическая миля», прошли: интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» для учащихся 7 классов, конкурс эрудитов «День народного единства», посвященный освобождению России от польско-шведской интервенции в годы Смутного времени (8 класс), устный журнал «Неделя в истории» для учащихся 9-10 классов, диспут «О гражданском долге, мужестве и героизме» (11 класс), на котором учащиеся рассказали о многочисленных подвигах, совершенных советскими людьми о годы Великой Отечественной войны и в мирное время, поразмышляли о возможных путях  формирования нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом.

         У учащихся старших классов мероприятия в форме диспута вызывают всегда большой интерес. Так, например, диспут на тему «Защита Отечества: священный долг гражданина или принудительная повинность» позволил обучающимся,  не только познакомиться с историческими фактами и литературными источниками, но и сформировать собственную позицию по рассматриваемому вопросу.

         Сотрудничество с Советом ветеранских объединений, представители которого часто проводят встречи с учащимися, экскурсии в музее СВО «Гражданская высота», Омский Кадетский корпус  дает возможность обучающимся создавать и защищать собственные проекты, принимать участие в написании Книги памяти о ветеранах Великой Отечественной войны, об участниках локальных войн. Кроме этого, во внеурочной работе, делается акцент на изучение культуры и традиций родного края, семьи, школы.

         Вопросы прав и обязанностей человека и гражданина возникают у обучающихся постоянно, поэтому большое место в урочной и внеурочной деятельности отводится правовому просвещению. Многие  обучающиеся ежегодно принимают участие в конкурсе сочинений «Роль права в моей жизни», проводимом Департаментом образования Администрации г. Омска.
        В гимназии для реализации данного направления был создан проект «Гражданин России», призванный разработать и реализовать программу гражданского воспитания в гимназии. Для его реализации, мне кажется, необходимо уделять внимание формированию у учащихся тех качеств, которые помогли бы им успешно социализироваться в обществе, а также социально значимых черт, среди которых активная позиция, самостоятельность, коммуникативность, креативность, проявляющийся в умении гибко реагировать на изменение ситуации в обществе, искать новые, нестандартные пути решения проблем. Социализация невозможна без деятельности, которая будет эффективной, если человек стремится делать ее профессионально, поэтому так важно предоставить учащимся возможность раскрыть свои способности. Осваивая систему социальных ролей, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Он становится тем, кем и должен объективно стать в жизни, - семьянином, способным выполнять сыновне-дочерний долг, профессионалом, способным на высоком уровне мастерства выполнять работу, гражданином страны с его высокой патриотической, правовой, нравственной культурой. Поэтому воспитание в целом направлено на формирование готовности и способности учащихся выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности.

         

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемы преподавания истории. Патриотическое воспитание.

    История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей школьной программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и т...

    Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации Российского образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

    Не умоляя роли внеклассной  и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса.Раздел основы военной службы в ку...

    Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

    Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

    Размышления о некоторых проблемах преподавания истории в школе, о едином учебнике Отечественной истории и ЕГЭ

    Заметка поднимает актуальные вопросы по преподаванию истории в школе, об актуальности создания единого учебника по Отечественной истории и отношению автора заметки к так называемому ЕГЭ, а также подни...

    Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе

    СТАТЬЯНекоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе.Горбачева Е.В.,учитель истории и обществознанияГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургаНа современном этапе развития общества, в условиях внедр...

    Роль и место школьного Музея Боевой славы и Музея истории школы в патриотическом воспитании учащихся.

    laquo;Защита Родины -есть защита и своегодостоинства»Н.РерихЭти слова значатся на одном из стендов школьного музея Боевой славы, в создание которого вложен труд педагогов, учеников и выпускнико...