Главные вкладки

    Проблемы преподавания истории. Патриотическое воспитание.
    статья (история) по теме

    Терешин Сергей Александрович

    История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей школьной программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных национальностей всего мира. Именно благодаря истории у учеников формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране, национального менталитета. Причем, история родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история. Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны, но и абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не способствуют интеграции молодого гражданина в общество.

    Учитывая всю важность предмета истории, преподаватель, который выбирает своей основной специальностью данный предмет, должен обладать несколькими важными для процесса обучения качествами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon problemy_prepodavaniya_istorii-.doc58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблемы преподавания истории. Патриотическое воспитание.

    История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей школьной программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и традиции своего родного народа и различных национальностей всего мира. Именно благодаря истории у учеников формируется чувство патриотизма, появляется понимание процессов, которые происходят в стране, национального менталитета. Причем, история родного края и своей страны не менее важна, чем всемирная история. Человек не может существовать в социуме, не зная истории развития своей страны, но и абсолютная оторванность от мира и отсутствие знаний о других странах тоже не способствуют интеграции молодого гражданина в общество.

    Учитывая всю важность предмета истории, преподаватель, который выбирает своей основной специальностью данный предмет, должен обладать несколькими важными для процесса обучения качествами. Самое главное, о чем должен помнить человек, который выбрал своей профессией преподавание истории – это то, что его задачей является подача ученикам необходимого объема информации, который приведет их к определенным выводам и сформирует убеждения. Но многие учителя видят свое задание не в непредвзятой подаче сведений, а во внедрении в сознание школьников определенных мыслей, установок и стереотипов.   Как правило, большинство учителей старой закалки делают это неосознанно – являясь ярым противником или приверженцем, к примеру, политического строя Советского Союза, педагог старается убедить учеников в своем мнении, предоставляя им множество доказательств. Ввиду того, что ученики не обладают достаточными знаниями для того, чтобы составить собственное мнение, они слепо верят преподавателю, пропагандирующему то, во что он верит.   Современная педагогика старается отходить от старых правил и молодые учителя истории в большинстве случаев предпочитают подавать ученикам только факты, на основе которых каждый молодой гражданин сможет сделать свои выводы и занять ту или иную гражданскую позицию. Очень важно, чтобы учитель не игнорировал вопросы учеников – однажды отбив охоту учить столь интересный интерес, педагог может способствовать тому, что история навсегда останется нелюбимым предметом у школьника.  

    История – предмет, который основан на изучении того, что нельзя проверить. Вся информация основывается на различных источниках (вещественных, документальных), доказательствах, воспоминаниях людей, исследованиях ученых. Поэтому учитель, преподавая историю, должен давать не только материал из учебников, но и стараться подкреплять свои слова различными отрывочными сведениями, которые дадут школьникам не только общую картину той или иной эпохи, но и позволят почувствовать дух времени, его особый колорит. Преподавание истории должно строиться не только на использовании сухих фактов, но и на изучении разнообразных точек зрения, исследований, свидетельств конкретных людей – это дает возможность узнать культуру изнутри и получить о ней более глубокие сведения, которые существенно влияют на современное восприятие истории.

    Ни для кого не секрет, что система школьного исторического образования в настоящее время переживает фазу кризисного развития и сложный процесс реформирования. Происходят большие перемены: изменяется парадигма, идет поиск новых приоритетов, расширяется вариативность исторических курсов, форм и методик обучения. 

    Анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики невозможны без личной заинтересованности учеников. Обилие цифр и дат, огромный понятийный аппарат, череда исторических деятелей, мест сражений, памятников архитектуры, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала и его хронологической закономерности провоцирует снижение интереса к истории, ослабление внутренней мотивации учеников, невостребованности их личностного потенциала.

    Проблема№ 1: Как преподнести материал, чтобы он стал доступным? 
    Масса новейших публикаций отечественных авторов, неоднозначно трактуемых концепций, обилие исторической литературы (научной, художественной, учебной), разнообразие методической литературы располагают к поиску, размышлению, экспериментированию, внимательному отбору материала для работы. В этой ситуации неоспорим факт необходимости саморазвития педагога как профессионала, освоение им новых концептуально-содержательных подходов, новой педагогической технологии для дальнейшей продуктивной деятельности, выбора собственной позиции в системе преподавания истории. Для администрации важно не просто только следить за самообразованием педагога ( своевременное прохождение курсов ПК, участие в различного рода семинаров и т.п.), но и беседовать на подобные темы, что несомненно обогащает обе стороны, т.к.несмотря на активно внедряемые формы тестов и т.п для историка просто жизненной необходимостью является способность поддержать беседу на различные темы. (даже Шариков поддерживал разговор…)  

    Проблема №2: Повышение уровня исторических знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны учащихся, а одним из путей повышения интереса к предмету история является использование активных форм обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми, а не только с учителем.

    Специфика содержания школьного исторического образования, а также особенности классно-урочной системы  предполагают формирование компетенций учащихся посредством реализации активных форм обучения. 
    Цель реализуется через последовательное решение следующих  задач:

    • систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
    • разработка целостной взаимосвязанной системы активных приемов, форм, упражнений при обучении;
    • отслеживание эффективности внедрения активных форм в процесс обучения истории. 

    Для развития предметной компетенции школьников необходимо:

    • развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, идей, норм поведения;
    • совершенствование социальной мобильности личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способна к сотрудничеству, динамична, конструктивна, на что в конечном итоге нас и нацеливают новые ФГОС.

    При посещении и анализе даже одного урока в конечном итоге нужно смотреть насколько эффективно обучающиеся:

    • могли связать новый материал с предыдущим;
    • заинтересованы в том, что делают; 
    • четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
    • имеют самостоятельность в работе; 
    • имеют возможность для развития нужных умений;
    • имеют доступ к необходимым ресурсам (документам, справочному материалу);
    • обеспечены разными видами деятельности;
    • имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
    • понимают когда и как будут оценены;
    • могут оценить собственные успехи.

    Проблема №3: Работа с историческими документами  часто сводится к подтверждению того или иного факта, а не наоборот поэтому эта работа должна быть исследовательской, которая проводится как в группах, так и индивидуально; в отдельных случаях учащимся предлагаются комплексные задания, которые требуют от них следующих действий: планирования, обоснования, логического мышления, выдвижения гипотез, обсуждения хода действий, обдумывания альтернативы, вероятность различных версий, смены позиций (потомок, современник, иностранец); синтез полученных данных и представления их перед другой группой или классом, и только потом смотреть, как эти факты описывает учебник.

     Следующая проблема – творческие задания. Это действительно интересно, в какой-то степени увлекает (сам грешен), но не должно носить хаотичный характер. В принципе творческие задания в той или иной степени могут присутствовать на всех уроках, только нужно определиться, для чего это нужно учителю.

    Задания когнитивного характера (познание учеником внешнего мира);

    • решение реальных проблем, существующих в исторической науке;
    • исследование объекта (исторический текст, понятие, картина, музыка и т.д.);
    • отыскание принципов построения различных структур (видов и стилей текста, государств); 
    • «проживание» исторических событий и явлений, отыскание их первопричин;

    Задания креативного характера (создание учеником творческого продукта деятельности):

    • предложение учащимся по-своему выполнить то, что учителю уже известно, например, самостоятельно дать определение изучаемому понятию;
    • создание словесного продукта в различных жанрах: изобретение букв, составление словарей, современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги); 
    • сочинение оды, очерка, роли;
    • составление кроссворда, игры, викторины, родословной, сценария спектакля, своего задания для других учеников;
    • создание образа (рисуночного, двигательного, словесного);
    • изготовление макетов замка, орудий труда и т.д., костюмов;
    • проведение урока в роли учителя, разработка свои памяток, инструкций. Здесь можно иногда похулиганить (примеры из comedi).

    Если в средних классах эти компоненты будут отлажены, то на третьей ступени обучения можно пробовать внедрять задания оргдеятельностного характера (синтез познания и творчества) это - урок-диспут, урок-дискуссия, урок-выставка, т.е. насколько далеко зайдет фантазия учителя и детей. 
    Кстати, в процессе реализации таких форм могут возникнуть следующие проблемы: 

    • недостаток ответной реакции от группы или ее отдельных участников;

    • постоянные вопросы и уточнения;

    • поиск единственно правильного решения (а это не точные науки);

    • затянувшиеся споры;

    • межличностный конфликт между участниками;

    • долгие монологи отдельных участников;

    • слишком много заданий и материала;

    • отсутствие постоянного интереса;

    • проблемы (недостаток, избыток) со временем;

    Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

    Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностных ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане – ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

    Главная задача истории – воспитать гражданина России, активного способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.

    Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.

    В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идет разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

    Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами урока истории.

    Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей.

    Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика,
    удовлетворение его познавательных, нравственных мировозгенческих запросов. История должна быть интересной, художественной и эмоциональной, она должна учить думать и сопереживать.

    Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

    Программа предполагает взаимосвязь таких понятий как «гражданское образование» и «патриотическое воспитание». Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

    - усилить гуманитарную направленность уроков истории и обществознания: включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

    - использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

    Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Из опыта работы учителя истории "Патриотическое воспитание на уроках истории"

    В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средст...

    Проблемы преподавания истории в школе. Опыт патриотического воспитания.

    Опыт работы учителя по патриотическому воспитанию в школе....

    Размышления о некоторых проблемах преподавания истории в школе, о едином учебнике Отечественной истории и ЕГЭ

    Заметка поднимает актуальные вопросы по преподаванию истории в школе, об актуальности создания единого учебника по Отечественной истории и отношению автора заметки к так называемому ЕГЭ, а также подни...

    Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

    Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

    Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе

    СТАТЬЯНекоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе.Горбачева Е.В.,учитель истории и обществознанияГБОУ № 298 г.Санкт-ПетербургаНа современном этапе развития общества, в условиях внедр...