Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования
проект

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2014g.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

ДОКЛАД

Тема: «Актуальные проблемы преподавания истории в условиях ФГОС основного общего образования

                                                                              Выполнила учитель истории

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

 Четверикова Н.А.                                        

                                               

        2014 г.

       В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.

      Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.

        Принципиально изменен правовой статус самих стандартов. В 2007 году был принят Закон, который впервые установил понятие «федеральный государственный образовательный стандарт». В 2009 году Постановлением Правительства РФ №142 были утверждены Правила разработки и утверждения ФГОС.

       ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.

       ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение 15 % от первоклассников, с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5 класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования.

         Проблема состоит в том, что существует несколько программ для основной школы, которые могут основываться на различных взглядах и подходах к подростковому возрасту. Есть тонкий момент перехода от программы младшей школы к общей. «Нельзя уходить в подростковой школе куда-то в сторону» Необходимо до конца разрабатывать программы основного образования, учитываю психологию ребенка. Проблема состоит еще и в том, что отсутствуют новые учебники, которые необходимы для обучения. Кроме того учитель сам выбирает себе программы образовательного процесса. Поэтому предлагается два этапа образовательного перехода (5-6 классы) и личностного самоопределения (7-9 классы). 10-12 лет – является кризисным периодом, когда происходит спад мотивации, падение дисциплины и т.д.

          На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.

          Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование (встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.  

          В новом ФГОС предлагается без оценочная система. Так как контроль и оценки выполняют две функции: диагностика и коррекция. Сравнивать детей невозможно из-за социальной и генетической принадлежности, исходя из этого в ООП было внесено два пункта. Это формирующее оценивание (диагностик и способы коррекций).  Убрав пяти бальную шкалу и предложив другие инструменты, второе- индивидуальный прогресс (оценка ребенка только самого себя).  Прогресс ребенка не оценивается через предметные знания, а только через уровень освоения тех средств и способов действия, которые осваивает ребенок. Поскольку компетентные вещи вынесены в примерных программах начальной школы как необязательные, существует риск, что учитель остается работать в рамках стандартов ЗУНов. Поэтому многое будет зависеть от учителя.  «Учителю, что дай, то он и будет делать». Но, с другой стороны, это можно использовать для достижения содержательной цели нового стандарта- «если задать через примерную программу другой инструментарий, учитель начнет включать его в образовательный процесс, и впоследствии ученик станет другим».

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

  • метод проектов;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии (интеграция);
  • портфолио.

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • создание презентаций к урокам;
  • работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

            И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

«Современное состояние, проблемы и перспективы преподавания предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Статья по обществознанию на тему: "Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС".

В современном мире ускорение темпов общественного развития вызывает необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное образование должно способствовать формированию чело...

Статья "«Актуальные проблемы преподавания истории России в условиях реализации ФГОС в РТ».

Статья о реализации ФГОС в рамках преподования предмета история России....

Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экс...