Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"
статья по истории

Фомичева Надежда Егоровна

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и утверждены на заседании ФУМО.

С 15 сентября 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования в текущем 2021 – 2022 учебном году.

В данной статье рассматриваются изменения, которые предполагаются в реализации ФГОС 3-го поколения при прелодавании истории в 5 - 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz.docx79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)

Сравнительный анализ примерных программ двух редакций позволил выделить некоторые изменения прежде всего в содержании самой образовательной программы.

 В структуре примерной программы по истории для 5 – 9 классов не появилось новых разделов. Если говорить о содержании учебного предмета, то из преподавания исключается изучение пропедевтического курса «Введение в историю» Майкова А.Н. В содержании самого курса исторического образования на ступени основной школы принципиальных изменений нет. Последовательность изучения курсов по параллелям осталась той же, также как и разбивка на разделы и темы. Есть единичные изменения в последовательности изучения отдельных тем и в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных разделов. Но порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

     Содержательный раздел предполагает следующие изменения:

В предыдущей редакции примерной программы по истории для 5 – 9 классов в разделе «Место учебного предмета «История» в учебном плане» не было четко прописано количество часов, выделяемых на изучение Всеобщей истории и истории России (только примерное соотношение). В новой редакции четко прописано количество часов по каждой параллели классов.

В привычных разделах и темах принципиальные изменения в целом отсутствуют.

В новой редакции также более подробно и четко прописаны все планируемые результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования (личностные, метапредметные, предметные). Предметные результаты сначала обозначены в общем для всей основной школы, после конкретизируются отдельно для каждой параллели. В обновленных ФГОС предметные результаты сформулированы так, что позволяют ответить на вопросы: 1) что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит при изучении истории на каждой возрастной ступени образования; 2) как необходимо выстраивать работу при изучении всех периодов истории, чтобы к 9 классу сформировать у учащихся все основные компетенции познавательной деятельности, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике. Сделан акцент на всестороннем изучении истории с рассмотрением различных исторических версий и оценок тех или иных исторических событий, явлений, процессов и применением исторических знаний на практике, а также посредством формирования собственных мнения и оценки изучаемого материала.

Основным новым предметным результатом является «умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.». Достижение данного результата предлагается достигать введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России», предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX – XXI вв. в 10 – 11 классах. Согласно ФГОС 2021 г. «изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917 – 1922 гг., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией)».

 В тематическом планировании отдельно выделены метапредметные компоненты содержания курсов и деятельности учащихся, соответствующие метапредметным результатам, прописанным в пояснительной записке: постепенное усложнение от умений объяснять и характеризовать события, факты, явления и т.д. до умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение и оценку. Также как вариант деятельности учащихся прописывается исследовательская и проектная деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Урала. Основное общее образование 9 класс

Программа  курса  рассчитана для учащихся 9 класса  основной общей школы и охватывает период от древности до 21 вв. Представленная программа входит в учебно-методический комплекс наряду...

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по Изобразительному искусству ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примерная основная образовательная программа по Изобразительному искусству основного общего образования.(с ФГОС реестр)...

Рабочая программа по физической культуре основного общего образования по ФГОС второго поколения для 5-7 классов

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, тематическое планирование содержит универсальные учебные действия. Программе  соответствует предметная  линия ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс

Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

рабочая программа для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по английскому языку к УМК Spotlight 4 разработана с учетом обновленных ФГОС ООО....