Статья на тему: "Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)"
статья по истории

Фомичева Надежда Егоровна

В целях методического обеспечения реализации обновленных ФГОС разработаны примерные рабочие программы по предметам учебных планов начального общего и основного общего образования. Программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций и утверждены на заседании ФУМО.

С 15 сентября 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования в текущем 2021 – 2022 учебном году.

В данной статье рассматриваются изменения, которые предполагаются в реализации ФГОС 3-го поколения при прелодавании истории в 5 - 9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz.docx79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительный анализ примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 2-го поколения и примерной программы по истории 5 – 9 класс (основное общее образование) по ФГОСам 3-го поколения (проект)

Сравнительный анализ примерных программ двух редакций позволил выделить некоторые изменения прежде всего в содержании самой образовательной программы.

 В структуре примерной программы по истории для 5 – 9 классов не появилось новых разделов. Если говорить о содержании учебного предмета, то из преподавания исключается изучение пропедевтического курса «Введение в историю» Майкова А.Н. В содержании самого курса исторического образования на ступени основной школы принципиальных изменений нет. Последовательность изучения курсов по параллелям осталась той же, также как и разбивка на разделы и темы. Есть единичные изменения в последовательности изучения отдельных тем и в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных разделов. Но порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.

     Содержательный раздел предполагает следующие изменения:

В предыдущей редакции примерной программы по истории для 5 – 9 классов в разделе «Место учебного предмета «История» в учебном плане» не было четко прописано количество часов, выделяемых на изучение Всеобщей истории и истории России (только примерное соотношение). В новой редакции четко прописано количество часов по каждой параллели классов.

В привычных разделах и темах принципиальные изменения в целом отсутствуют.

В новой редакции также более подробно и четко прописаны все планируемые результаты освоения учебного предмета «История» на уровне основного общего образования (личностные, метапредметные, предметные). Предметные результаты сначала обозначены в общем для всей основной школы, после конкретизируются отдельно для каждой параллели. В обновленных ФГОС предметные результаты сформулированы так, что позволяют ответить на вопросы: 1) что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит при изучении истории на каждой возрастной ступени образования; 2) как необходимо выстраивать работу при изучении всех периодов истории, чтобы к 9 классу сформировать у учащихся все основные компетенции познавательной деятельности, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике. Сделан акцент на всестороннем изучении истории с рассмотрением различных исторических версий и оценок тех или иных исторических событий, явлений, процессов и применением исторических знаний на практике, а также посредством формирования собственных мнения и оценки изучаемого материала.

Основным новым предметным результатом является «умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ – начала XXI в.». Достижение данного результата предлагается достигать введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России», предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX – XXI вв. в 10 – 11 классах. Согласно ФГОС 2021 г. «изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Российская революция 1917 – 1922 гг., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией)».

 В тематическом планировании отдельно выделены метапредметные компоненты содержания курсов и деятельности учащихся, соответствующие метапредметным результатам, прописанным в пояснительной записке: постепенное усложнение от умений объяснять и характеризовать события, факты, явления и т.д. до умений сопоставлять, сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение и оценку. Также как вариант деятельности учащихся прописывается исследовательская и проектная деятельность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Урала. Основное общее образование 9 класс

Программа  курса  рассчитана для учащихся 9 класса  основной общей школы и охватывает период от древности до 21 вв. Представленная программа входит в учебно-методический комплекс наряду...

Рабочая программа по физической культуре основного общего образования по ФГОС второго поколения для 5-7 классов

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС основного общего образования, тематическое планирование содержит универсальные учебные действия. Программе  соответствует предметная  линия ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Методическая разработка. Примерная рабочая программа для 7-8 классов основного общего образования. предмет ТЕХНОЛОГИЯ Модуль «Основы чертежной графики» -7 класс Модуль «Черчение» - 8 класс

Программа ТЕХНОЛОГИЯ для 7-8 классов составлена из 2 модулейВ рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...

рабочая программа для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по английскому языку к УМК Spotlight 4 разработана с учетом обновленных ФГОС ООО....