Главные вкладки

    ДИАЛОГ КУЛЬТУР В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ С ПОЗИЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА.
    статья по истории на тему

    Альбина Рашитовна Хайруллина

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_hayrullina_a.r.docx25.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИАЛОГ КУЛЬТУР В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ С ПОЗИЦИЙ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА.

    Хайруллина А.Р.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»,с.Б.Кайбицы, Россия

    Аннотация: В статье поднимается проблема формирования поликультурной компетентности личности, роль в этом процессе школы и образования в целом. Отмечается значение истории, как одного из школьных курсов, который решает задачи воспитания в детях самобытной духовной культуры, национально-исторического патриотизма, понимания и уважения к культуре разных народов. Статья описывает систему поэтапного формирования чувства толерантности в детях на примере изучения отдельных тем учебного курса.

    Ключевые слова: история, толерантность, диалог культур, поликультурная компетентность,

    Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети.

    Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации.

    Г.Н. Волков

    Диалог культур – это ситуация столкновения принципиально несводимых друг к другу "культур мышления, различных форм разумения" [1, с.15].

    Данное понятие закладывается в программы и учебные планы, в концепцию развития образования, озвучивается в курсах лекций для педагогических кадров при повышении квалификации. Его можно встретить в самых разных областях знаний — в искусствознании, в культурологии, в литературоведении, в педагогике, связанной с обучением представителей этнических культур, а также в разделах лингвистики.

    Формирование межкультурных компетентностей обучающихся и педагогов, обучение навыкам толерантности, конструктивным взаимодействиям на основе межкультурного диалога, а также в процессе проектирования образовательной среды взаимопониманию со свойствами поликультурности, является одним из важных условий, построения позитивных отношений с представителями других культур [5, с.15].

     Для многонациональных и многоконфессиональных России и Татарстана преподавание с позиций межкультурного диалога имеет первостепенное значение.

    Школа является тем местом, где закладывается поликультурная компетентность личности. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – таким должен быть значимый вклад школьного гуманитарного образования в развитие культуры.

    В связи с этим стоит задача не только обучения, но и воспитания личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной действительности, готова к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности со сформированной гражданской позицией.

    Одной из важных целей школьного гуманитарного образования является воспитание в детях самобытной духовной культуры, национально-исторического патриотизма, понимания и уважения к культуре разных народов, иначе говоря, ценность толерантности является наиболее востребованной в обществе и в системе образования. Наиболее полно эти педагогические задачи решаются на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов. [2, с.73].

    Эти предметы интегрируют социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную систему. История знакомит учащихся с  культурой и бытом других народов, непохожестью друг на друга их исторического пути, на конкретных примерах демонстрируя потенциал человеческой солидарности в решении мировых проблем. Подростки и молодые люди, которые только начинают осознавать свою гражданскую ответственность, именно из истории получают фактически все знания о проявлениях любой нетерпимости, результатами которых стали насилие и страдания в таких масштабах, что стало препятствовать развитию культуры и общества всего мира [3, с. 21].

    Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.

    История – прекрасное средство для регулярной, систематической работы по внедрению в сознание и души идей терпимости к окружающим.
    Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. 
    Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков и новой истории. Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Реформация и контрреформация», в ходе которых было немало кровавых событий из-за отсутствия религиозной толерантности в католическом мире. Изучая тему «Великая французская буржуазная революция», хорошо видно, как под ножом гильотины погибли те, кто сам насаждал в обществе идеи ненависти к представителям других сословий, идеологических взглядов.

    Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости.

    При изучении темы «Образование государства Киевская Русь» учитель, говоря о призвании варягов, указывает на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, проведенные в районе Новгорода и Ладоги, где сложился целый комплекс славяно-скандинавских, а также финно-угорских находок.
    Важное значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, учитель отмечает, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам и наоборот. Сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа. Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи учитель проводит сопоставление поведения двух русских князей — Александра Невского и Михаила Черниговского. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.

    При изучении истории освоения Сибири, учитель подчеркивает мирные взаимоотношения пришлых русских людей  с народами края и их взаимном обогащении в разных сферах жизни.
    Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям. Для этого учитель акцентирует внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Учитель знакомит учащихся с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.

    Тема «Великая Отечественная война» показывает примеры героизма и самоотверженности представителей всех народов Советского Союза в борьбе с общим врагом. В рамках этой темы хорошо себя рекомендуют выдержки из т.н. плана «Ост», в частности, по отношению к славянскому населению. Ни в коем случае нельзя пройти мимо темы Холокоста. Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. [4, с.33].

    В старших классах для формирования толерантной личности школьника использую дискуссию. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирования собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. Такая форма урока позволяет обобщать, сравнивать, вести полемику, а значит, воспитывает умение слушать своего товарища, тактичность,

    доброжелательность.

    Так, на уроке в 11 классе «Героизм и предательство в годы Великой Отечественной войны» возникла дискуссия о соотношении предательства и толерантности. Где границы, за которыми политика компромиссов и толерантности переходят в разряд предательства национальных интересов? Почему в нашей стране до сих пор стыдливо умалчивается тема рождения у советских женщин детей от фашистских солдат? Кто-то из них был изнасилован, кто-то, спасая детей от голодной смерти, вынужден был пойти на это, а где то молодая девушка искренне полюбила. Как только эти территории были освобождены советскими войсками, женщины, вместе с детьми, были сосланы в лагеря… Можем ли мы осудить их?

    Сейчас созданы сообщества людей различных национальностей, рожденных в годы Второй Мировой войны на оккупированных территориях: французы, бельгийцы, норвежцы, чехи…И практически нет ни одного русского. … Почему? Мы менее толерантны, чем европейцы? Дикая Россия не доросла до ценностей Запада? Рассмотрение этого вопроса вызывало бурную полемику среди школьников.

    Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни. Результаты нашей работы скажутся не сразу. Однако   уверена, что наши ученики   из  стен школы выйдут  не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но это будут и самостоятельные люди, обладающие толерантностью как важнейшей компетенцией становления своей жизненной позиции.

    Список литературы:

    1. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. М., 1991. 250 с.
    2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004. 198 с.
    3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М., 2004. 308 с.
    4. Крутова И.В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания. // Преподавание истории в школе № 4, 2009. С.38
    5. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005. 156 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гуманитарные технологии в школе: коммуникативное обеспечение в полиэтнической образовательной среде. Проблемы возникновения непонимания между детьми

    Актуальность темы.Проблемы возникновения непонимания между учащимися.«Самое главное – научить человека мыслить». (Брехт Бертольд)Сегодня современный урок  рассматривается не только как деятельнос...

    Проблемы преподавания истории в школе. Опыт патриотического воспитания.

    Опыт работы учителя по патриотическому воспитанию в школе....

    Проблемы преподавания истории. Патриотическое воспитание.

    История является одним из самых интересных и важных предметов среди всей школьной программы. Ведь история дает возможность изучить развитие человеческой цивилизации от самых истоков, узнать обычаи и т...

    Размышления о некоторых проблемах преподавания истории в школе, о едином учебнике Отечественной истории и ЕГЭ

    Заметка поднимает актуальные вопросы по преподаванию истории в школе, об актуальности создания единого учебника по Отечественной истории и отношению автора заметки к так называемому ЕГЭ, а также подни...

    Выступление на педсовете "Формирование образовательной среды. Проблемы"

    Материалы выступления подготовлены на основе выявленных проблемных зон в соновной школе....

    «Диалог культур в международных образовательных проектах» Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства.

    Диалог культур в международных образовательных проектах. Ближайшие социальные партнеры школы – родители: наш диалог, трудности и преимущества этого партнерства....