Методические рекомендации для студентов
учебно-методический материал по теме

Рабинович Ирина Васильевна

Рекомендации используются при подготовке к занятию и во время занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_studentov.doc297 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ СПО «А М У Р С К И Й  М Е Д И Ц И Н С К И Й  К О Л Л Е Д Ж»

ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ И КРОВЕЗАМЕНИТЕЛЕЙ. ИНФУЗИОННАЯ ТЕРАПИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ  СТУДЕНТОВ  2  КУРСА, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

г. Благовещенск

2013г.

Рассмотрено на заседании                                                                            У Т В Е Р Ж Д А Ю

выпускающей ЦМК                                                                                       Экспертный совет при

Протокол № _____от_________2013г.                                         информационно-методическом

                                                                                                          центре ГОУ СПО «АМК»

Председатель ЦМК____________________                                          

                                                                                                                 __________________

                     

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности «Лечебное дело» и рабочей программой дисциплины «Хирургия» преподавателем Рабинович И.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успехи современной медицины неразрывно связаны с широким внедрением методов трансфузиологии на различных этапах лечения пациентов. В хирургической практике трансфузиология занимает ведущее место. Она является основным лечебным мероприятием в борьбе с анемией, гипоксией, гипопротеинемией, с травматическим, геморрагическим и ожоговым шоком, при подготовке пациентов к оперативным вмешательствам, во время и после операции.

Несмотря на то, что за операцию переливания крови полностью несет ответственность врач, средний медицинский персонал также принимает активное участие в проведении гемотрансфузий и должен знать не только техническую сторону, но и основные теоретические и практические положения трансфузиологии.

В настоящее время показания к переливанию цельной крови значительно сужены. Переливание компонентов и препаратов крови сочетается с использованием коллоидных и кристаллоидных кровезаменителей.

К настоящему моменту в мире насчитывается несколько тысяч препаратов, относящихся к группе кровезаменителей. Кровезаменители отличаются высокой эффективностью, целенаправленностью действия, их переливание производится без учета групповой принадлежности. Они имеют большие сроки хранения, хорошо транспортируются и ими можно обеспечить большие контингенты больных и раненых в экстремальных ситуациях. В практической деятельности фельдшеру часто приходится вводить пациентам кровезаменители по различным показаниям.

Литература  для  подготовки

  1. Э.М. Аванесьянц «Пособие по хирургии», Москва, «АНМИ», 2002г.
  2. В.А. Буянов «Хирургия», Москва, 1997г.
  3. Г.П. Рычагов «Общая хирургия», Минск, 2002г.
  4. Теоретическое пособие  «Переливание крови».
  5. Интернет-ресурсы.

К ПОВТОРЕНИЮ

«Хирургия»:

  1.  «Профилактика ВБИ», «Кровотечения. Гемостаз».

 «Анатомия и физиология»:

  1. «Анатомия и физиология сосудов».
  2. «Анатомия и физиология крови».

«Фармакология»:

  1. «Средства, влияющие на свертывающую способность крови».
  2. «Гемостатики».
  3. «Кровезаменители».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Научиться применять деонтологические навыки при общении с пациентами и их родственниками.

2. Научиться определять пригодность среды к вливанию.

3. Научиться определять примерный объем кровопотери с помощью индекса Алговера.

4. Научиться  проводить субъективное и объективное обследование пациентов перед гемотрансфузией и после нее.

  1. Научиться интерпретировать результаты основных и  лабораторно-инструментальных методов исследования.

  1. Научиться диагностировать осложнения инфузионной терапии и оказывать неотложную доврачебную помощь.

В Н И М А Н И Е !

При подготовке к занятию постарайтесь ответить на вопрос:

  1. Почему во всем мире предпочтение отдается компонентной гемотрансфузии, а не переливанию цельной крови?

ПОСЛЕ  ИЗУЧЕНИЯ  ДАННОЙ  ТЕМЫ  ВЫ  ДОЛЖНЫ:  

знать:

  1. Краткую историю переливания крови. Современное состояние гемотрансфузиологии. Значение инфузионно-трансфузионной терапии в современной хирургии. Понятие о донорстве.
  2. Общие сведения о группах крови и резус-факторе. Современные методы определения групп крови и резус-фактора.
  3. Методику проведения проб на совместимость перед переливанием крови. Показания и противопоказания к переливанию крови.
  4. Механизмы действия перелитой крови на организм реципиента.
  5. Методы и способы переливания крови, пути и скорость введения.
  6. Осложнения гемотрансфузии: причины развития, клинические проявления, неотложная помощь, профилактика.
  7. Правила забора, консервации и хранения донорской крови. Определение годности среды к переливанию.
  8. Компоненты и препараты крови. Кровезаменители и гемокорректоры.
  9. Уход за больными после переливания крови. Ведение документации при переливании крови и кровезаменителей.
  10. Инфекционную безопасность при работе с кровью и кровезаменителями.

       уметь:

  • составить набор для определения группы крови;
  • составить набор для определения совместимости крови по группе и резус-фактору;
  • определять группу крови под наблюдением врача;
  • подготовить сыворотку крови реципиента к проведению проб на совместимость;
  • произвести подготовку емкости с кровью к переливанию;
  • оценивать состояние пациента и осуществлять наблюдение за ним при проведении биологической пробы;
  • вести наблюдение за пациентом во время и после гемотрансфузии;
  • обрабатывать посуду после определения группы крови и проб на совместимость;
  • выявлять признаки непригодности крови к переливанию;
  • правильно хранить и готовить к переливанию донорскую кровь;
  • своевременно распознавать осложнения гемотрансфузии и инфузионной терапии и оказывать неотложную помощь;
  • осуществлять подготовку пациента к гемотрансфузии;
  • вести наблюдение за пациентом после гемотрансфузии;
  • осуществлять инфузионно-трансфузионную терапию через периферический катетер и катетер в магистральной вене;
  • осуществлять уход за катетером в магистральной вене.

СЛОВАРЬ  ТЕМЫ

Термин

Лексическое значение

Адинамия –

снижение (прекращение) двигательной активности организма или органа.

Акроцианоз

синюшность дистальных частей тела при общем венозном застое.

Агглютинация –

склеивание и выпадение в осадок поверхностно-активных частиц с адсорбированными на них антигенами и антителами (например, склеивание эритроцитов).

АнафилактиАческий шок

угрожающее жизни состояние, возникающее вследствие сенсибилизации реципиента к иммуноглобулинам.

АНЕМИЯ –

снижение содержания гемоглобина или числа эритроцитов.

Аутогемотрансфузия –

вливание больному его собственной крови, взятой за несколько дней до операции.

Аутогемотерапия –

введение больному его же крови в мышцу.

Аутогемотрансфузия –

вливание больному его собственной крови, взятой за несколько дней до операции.

Воздушная эмболия

попадание пузырька воздуха в сосудистое русло.

Гематокрит –

отношение объема форменных элементов крови к объему плазмы.

Гематома –

ограниченное скопление крови в тканях с образованием полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь.

ГЕМОГЛОБИН –

белок крови, участвующий в переносе кислорода.

ГЕМОЛИЗ 

усиленное разрушение эритроцитов.

Геморрагический шок

угрожающее жизни состояние, развивающееся при длительном или массивном кровотечении.

Гемостаз –

комплексный контроль за свертыванием крови, остановка кровотечения.

Гемотрансфузия –

переливание крови или ее компонентов.

Гемотрансфузионный

шок

состояние, угрожающее жизни пациента, возникающее при переливании несовместимой крови.

Гиповолемия  (полицитемическая)–

уменьшение объема циркулирующей крови за счет уменьшения объема ее плазмы.

Гипоксия 

недостаточное снабжение тканей кислородом.

Гипопротеинемия –

пониженное содержание белка в сыворотке крови.

Диапедез 

выхождение форменных элементов крови через неповрежденные стенки капилляров и мелких вен.

Диссеминированное внутрисосудистое свертывание (ДВС-синдром) –

коагулопатия и нарушение микроциркуляции с кровотечениями, шоком, тромбозом и их сочетаниями.

ЖЕЛТУХА  

ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ -

желтуха, возникающая при усиленном гемолизе (распаде) эритроцитов.

Иммобилизация –

создание неподвижности тела или частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

Коллатеральное кровообращение –

развитие обходных кровеносных сосудов при сужении или закупорке основных стволов.

Кровезамещающие жидкости –

средства – заменители крови или жидкости для коррекции ее состава.

Кровоподтек (син. синяк) –

кровоизлияние в толщу кожи или слизистой оболочки.

Кровопотеря 

утрата части крови в результате кровотечения или кровопускания.

Кровохарканье 

выделение крови или кровавой мокроты из дыхательных путей при кашле.

Легочная эмболия (син. эмболия легочной артерии) –

тяжелый клинический синдром, результат отрыва тромба от венозной стенки при глубоких тромбофлебитах, его миграция в сердце и оттуда через легочные вены в легкие, чаще всего после операций и после родов.

Обморок (син. синкопе) –

кратковременная потеря сознания с резким побледнением кожи, ослаблением дыхания и кровообращения.

Объем циркулирующей крови (ОЦК) –

суммарный объем крови, находящейся в функционирующих кровеносных сосудах.

Стаз 

остановка естественного тока крови (желчи, мочи) в ограниченной части тела.

ТАХИПНОЭ 

увеличение числа дыхательных движений больше 18 в мин.

Шунт –

анастомоз между сосудами, созданный оперативным путем.

Шунтирование –

формирование обходного пути при выключении из кровообращения участка сосудов.

Эмбол –

циркулирующий в крови субстрат, способный закупорить кровеносный сосуд.

Эмболия 

закупорка кровеносного сосуда эмболом.

ПЛАН  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент с методической установкой.
  2. Актуализация опорных знаний:
  • Входное тестирование.
  • Фронтальный опрос.
  • Работа по картам-заданиям.
  • Решение проблемно-ситуационных задач.
  • Защита самостоятельной внеаудиторной работы.
  • Деловая ситуация.
  1. Демонстрация пациентов, которым проводились гемотрансфузии (клинический пример).
  2. Самостоятельная работа в учебной комнате.

     Отработка следующих манипуляций: подготовка оснащения к проведению определения группы крови, определение группы крови, подготовка необходимого к проведению проб на совместимость, работа с подключичным катетером.

  1. Закрепление.
  • Блиц-опрос.
  • Терминологический диктант.
  • Лото «Кровезаменители».
  • Тест-контроль (тесты по разделу ИГА).
  1. Подведение итогов. Задание на дом.
  •  «Десмургия.  Гипсовая техника»

               

ФОРМЫ  ВНЕАУДИТОРНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

  1. Подготовка рефератов: «История переливания крови», «Организация службы крови в РФ», «Организация службы крови в Амурской области».
  2. Подготовка материалов к дискуссии в группе на тему «Лить или не лить?».
  3. Подготовка тестовых заданий с эталонами ответов.

ВОПРОСЫ К ФРОНТАЛЬНОМУ ОПРОСУ (занятие темы 1)

  1. По какому принципу кровь делят на группы?
  2. Как проводится переливание крови с учетом ее групповой принадлежности?
  3. Что такое «резус-фактор», и каково его значение?
  4. Какое действие оказывает донорская кровь на организм реципиента?
  5. Какие показания к переливанию крови и ее компонентов существуют и чем они отличаются друг от друга?
  6. Какие противопоказания к переливанию существуют?
  7. Какие методы и способы переливания крови вы знаете?
  8. Какие правила необходимо соблюдать при проведении гемотрансфузии?
  9. Вспомните, как проводится проба на групповую совместимость крови донора и реципиента.
  10. Как проводится проба на резус-совместимость?
  11. Как проводится проба на биологическую совместимость?
  12. Какова роль среднего медицинского персонала в проведении инфузионно-трансфузионной терапии?
  13. В каких случаях фельдшеру может понадобиться проведение инфузионно-трансфузионной терапии (в условиях ФАП и СМП)?
  14. Что может использовать фельдшер для проведения инфузионной терапии? ВОПРОСЫ К ФРОНТАЛЬНОМУ ОПРОСУ (занятие темы 2)
  1. Каковы причины развития и клинические проявления острого расширения сердца?
  2. Каковы мероприятия неотложной помощи и меры профилактики данного осложнения?
  3. Каковы причины развития и клинические проявления воздушной эмболии легочной артерии?
  4. В чем состоит неотложная помощь и каковы меры профилактики данного осложнения?
  5. Какие виды гемотрансфузионных реакций вы знаете?
  6. Какими должны быть неотложная помощь и меры профилактики?
  7. Каковы основные причины развития гемотрансфузионного шока?
  8. Какими клиническими проявлениями характеризуется гемотрансфузионный шок?
  9. Каковы мероприятия неотложной помощи и меры профилактики гемотрансфузионного шока?
  10. Каковы причины развития и клинические проявления цитратной интоксикации (цитратного шока)?
  11. Каковы мероприятия неотложной помощи и меры профилактики данного осложнения?
  12. Что вы понимаете под терминами «компоненты крови» и «препараты крови»?
  13. Что вы знаете о возможности переливания эритроцитов?
  14. Что вы знаете о возможности переливания лейкоцитной массы?
  15. Что вы знаете о возможности переливания тромбоцитной массы?
  16. Что вы знаете о возможности переливания плазмы?
  17. Что такое кровезаменители и как они классифицируются?

СХЕМЫ  ООД

Технику выполнения предложенных манипуляций Вы можете увидеть в электронном пособии по теме в разделе «Манипуляции».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ГРУППЫ КРОВИ  СО  СТАНДАРТНЫМИ СЫВОРОТКАМИ

Манипуляция выполняется только врачом. Медицинская сестра готовит оснащение и ассистирует во время ее проведения.

Оснащение: стандартные сыворотки четырех групп крови, эмалированная, фарфоровая, фаянсовая или пластиковая белая тарелка (пластинка), стерильный скарификатор, стерильные шарики (сухие), стерильный пинцет, нестерильные стеклянные или пластиковые палочки, спирт этиловый 70%, физиологический раствор, перчатки.

Последовательность действий:

Действия

Мотивация

  1. Удобно усадите или уложите пациента, объясните ему суть и цель манипуляции.
  2. Обработайте руки, наденьте перчатки.


  1. Нанесите в углубления тарелочек стандартные сыворотки двух серий каждой группы.
  2. Обработайте IV палец левой кисти пациента 70% спиртом.
  3. Стерильным скарификатором сделайте прокол пальца и снимите первую каплю крови сухим стерильным шариком.
  4. Возле каждой капли сыворотки разместите каплю крови пациента. Капля крови должна быть меньше капли сыворотки в 10 раз (1:10). Смешайте кровь и сыворотку, используя для каждой капли отдельную палочку.
  5. Покачивая тарелочку, ждите 5 минут, а затем добавьте в каждое углубление 1-2 капли физиологического раствора.
  6. При достаточном освещении произведите учет результатов.

Обеспечение пациента необходимой информацией.


Обеспечение инфекционной безопасности.


Для выполнения манипуляции.



Обеспечение инфекционной безопасности.

Профилактика искажения результатов.



Для выполнения манипуляции.







Снятие ложной агглютинации (неспецифической агрегации эритроцитов).


Оценка результата.


Учет результатов определения группы крови:

  • Если реакция агглютинации не наступила ни с одной сывороткой, то исследуемая кровь первой группы – 0 (I) αβ.
  • Если реакция агглютинации произошла с сыворотками первой и третьей групп, то исследуемая кровь второй группы – А (II) β.
  • Если реакция агглютинации произошла с сыворотками первой и второй групп, то исследуемая кровь третьей группы – В (III) α.
  • Если реакция агглютинации произошла со всеми тремя сыворотками, то исследуемая кровь четвертой группы – АВ (IV) 0.  В этом случае следует  повторить реакцию с сывороткой четвертой группы, с которой реакции агглютинации не произойдет.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ  ГРУППЫ  КРОВИ  С  СЫВОРОТКАМИ  «ЦОЛИКЛОН»

Манипуляция выполняется только врачом. Медицинская сестра готовит оснащение и ассистирует во время ее проведения. К каждой серии сывороток «Цоликлон» прилагается инструкция по применению.

Оснащение: сыворотки «Цоликлон» (анти-А и анти-В), эмалированная, фарфоровая, фаянсовая или пластиковая белая тарелка, стерильный скарификатор, стерильные шарики, стерильный пинцет, нестерильные стеклянные или пластиковые палочки, спирт этиловый 70%, физиологический раствор, перчатки.

Последовательность действий:

Действия

Мотивация

  1. Внимательно изучите инструкцию.


  1. Удобно усадите или уложите пациента, объясните ему суть и цель манипуляции.
  2. Обработайте руки, наденьте перчатки.
  3. Нанесите в углубления тарелочек сыворотки анти-А и анти-В.
  4. Обработайте IV палец левой кисти пациента 70% спиртом.
  5. Стерильным скарификатором сделайте прокол пальца и снимите первую каплю крови сухим стерильным шариком.
  6. Возле каждой капли сыворотки поместите каплю крови пациента. Капля крови должна быть меньше капли сыворотки в 7 раз (1:7). Смешайте кровь и сыворотку, используя для каждой капли отдельную палочку.
  7. Покачивая тарелочку, ждите 3 минуты, а затем добавьте в каждое углубление  1-2 капли физиологического раствора.

8. При достаточном освещении произведите учет результатов.

Обеспечение качественного выполнения манипуляции.

Обеспечение пациента необходимой информацией.


Инфекционная безопасность.

Для выполнения манипуляции.


Обеспечение инфекционной безопасности пациента.

Профилактика искажения результатов.



Для выполнения манипуляции.







Снятие ложной агглютинации (неспецифической агрегации эритроцитов).


Оценка результата.


Учет результатов определения группы крови:

  • Если реакция агглютинации не наступила ни с одной сывороткой, то исследуемая кровь первой группы - 0 (I) αβ.
  • Если реакция агглютинации наступила с сывороткой анти-А, то исследуемая кровь второй группы - А (II) β.
  • Если реакция агглютинации наступила с сывороткой анти-В, то исследуемая кровь третьей группы - В (III) α.
  • Если реакция агглютинации наступила с обеими сыворотками, то исследуемая кровь четвертой группы - АВ (IV) 0.

ПРОВЕДЕНИЕ  ПРОБЫ  НА  ИНДИВИДУАЛЬНУЮ  СОВМЕСТИМОСТЬ  КРОВИ  ДОНОРА  И  РЕЦИПИЕНТА

Проба  на  индивидуальную  совместимость позволяет убедиться в том, что у реципиента нет антител, направленных против эритроцитов донора,  и таким  образом  предотвратить  трансфузию  эритроцитов, несовместимых с кровью больного.

Оснащение: эмалированная, фарфоровая, фаянсовая или пластиковая белая тарелка (пластинка), чистые стеклянные или пластиковые палочки, физиологический раствор, перчатки, сыворотка крови реципиента, донорские эритроциты.

Последовательность действий:

Действия

Мотивация

  1. Обработать руки, надеть перчатки.
  2. На тарелку или пластинку нанести 2-3 капли сыворотки крови реципиента. С помощью палочки добавить к сыворотке небольшое количество эритроцитов с таким расчетом, чтобы их соотношение было 1:10 (сыворотки должно быть в 10 раз больше). Перемешать сыворотку и эритроциты палочкой.
  3. Покачивая тарелочку, ждите 5 минут.
  4. По истечении 5 минут добавить в реагирующую смесь 1-2 капли физиологического раствора.
  5. При достаточном освещении произведите учет результатов.

Инфекционная безопасность.

Непосредственное выполнение манипуляции.








Наблюдение за ходом реакции.


Снятие ложной агглютинации (неспецифической агрегации эритроцитов).

Оценка результата.


Учет результатов пробы на индивидуальную совместимость:

  • Наличие агглютинации эритроцитов означает, что кровь донора несовместима с кровью реципиента и не должна быть ему  перелита.
  • Если по истечении 5 мин.  агглютинация эритроцитов       отсутствует, то это означает, что кровь донора совместима с кровью реципиента по групповым агглютиногенам и переливание возможно.

ПРОВЕДЕНИЕ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ПРОБЫ  ПЕРЕД  ГЕМОТРАНСФУЗИЕЙ

Перед    переливанием   контейнер   с  трансфузионной   средой (эритроцитная масса или взвесь,  плазма свежезамороженная, цельная кровь)  извлекают  из  холодильника  и выдерживают  при  комнатной температуре в течение 30 минут.  Допустимо согревание трансфузионных сред  в водяной  бане  при  температуре  370С под контролем термометра.

      Биологическую    пробу    проводят    независимо   от   объема       гемотрансфузионной среды и скорости ее введения. При необходимости     переливания  нескольких  доз компонентов крови биологическую пробу

проводят перед началом переливания каждой новой дозы.

Экстренность  трансфузии  компонентов  крови не освобождает от       выполнения  биологической  пробы.  Во время ее проведения возможно       продолжение переливания солевых растворов.

Перед началом биологической пробы проводят субъективное и объективное обследование пациента: спрашивают о его самочувствии, оценивают цвет кожных покровов, измеряют температуру тела, частоту пульса, дыхания, величину артериального давления.

Техника выполнения пробы:

Однократно перелить 10 мл гемотрансфузионной среды со скоростью 2-3 мл в минуту (40-60 капель). Прекратить переливание.

В течение 3 минут наблюдать за состоянием реципиента, контролируя у него общее состояние, пульс, дыхание, артериальное давление, температуру тела, цвет кожных покровов.

Такую процедуру повторить еще дважды.

Появление в этот период даже одного из таких клинических симптомов, как озноб, боли в пояснице, чувство жара и стеснения в груди, головной боли, тошноты или рвоты, снижение артериального давления, требует немедленного прекращения пробы и отказа от переливания данной трансфузионной среды.

При переливании компонентов крови под наркозом о реакции или начинающихся осложнениях судят по немотивированному усилению кровоточивости в операционной ране, снижению артериального давления и учащению пульса, изменению цвета мочи при катетеризации мочевого пузыря, а также по результатам пробы на выявление раннего гемолиза. В таких случаях переливание данной гемотрансфузионной среды прекращают.

ВЫПОЛНЕНИЕ  ИНФУЗИЙ  И  УХОД  ЗА  ПОДКЛЮЧИЧНЫМ  КАТЕТЕРОМ

Манипуляции с подключичным катетером  требуют от медицинской сестры ответственности, определенных практических навыков. В противном случае возможно развитие таких осложнений как воздушная эмболия, тромбофлебит, развитие сепсиса, тромбирование и выпадение катетера.

Для предупреждения осложнений медицинская сестра должна строго выполнять инструкцию по эксплуатации катетера в магистральной вене.

Оснащение: стерильные перчатки, пинцет, шприц и иглы, раствор гепарина, стерильные салфетки, спирт 70%.

Последовательность действий:

  1. Обработать руки, надеть перчатки.
  2. Снять асептическую повязку, закрывающую катетер.
  3. Обработать заглушку на катетере 70% спиртом.
  4. При разовом введении лекарственного вещества пунктировать заглушку иглой со шприцем с лекарственным веществом.
  5. Потянуть поршень шприца на себя до появления в цилиндре шприца крови.
  6. Ввести лекарственное вещество и удалить иглу, не снимая пробки.
  7. При подключении системы к катетеру для проведения инфузии попросить пациента задержать дыхание на высоте вдоха.
  8. Снять заглушку и поместить ее в стерильную салфетку. Соединить катетер со шприцем, в котором находится изотонический раствор хлорида натрия и потянуть поршень шприца на себя до появления в нем крови.
  9. Убрать шприц и соединить катетер с инфузионной системой.
  10. Прикрыть канюлю катетера и узел для инъекций системы стерильной салфеткой.
  11. Для предупреждения тромбирования катетера инфузию растворов необходимо производить с достаточной скоростью.
  12. По окончании инфузии систему отсоединить аналогичным образом и канюлю закрыть стерильной заглушкой.
  13. Катетер промывают 1-2 мл изотонического раствора натрия хлорида и вводят 0,2 мл гепарина (1000 ЕД на 5 мл физиологического раствора).
  14. После удаления катетера кожу обрабатывают 5% спиртовым раствором йода или 70% спиртом, закрывают стерильной салфеткой, которую фиксируют лейкопластырем.
  15. До полного заживления рана обрабатывается антисептиком во время ежедневных перевязок.

Решите   кроссворды

№  1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали: 1 – субъективный симптом острой анемии;

2 – кровезаменитель для парентерального питания;

4 – примесь крови в моче;

7 – повышенное содержание лейкоцитов в крови.

По горизонтали: 1 – «сгущение» крови;

3 – кровезаменитель противошокового действия;

5 – разрушение эритроцитов;

6 – сгусток крови, перекрывающий просвет сосуда;

8 – тяжелая интоксикация за счет содержания мочевых шлаков в крови;

9 – синюшность кожи в результате гипоксии.

№  2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

По вертикали: 1 – белок крови, находящийся в плазме и определяющий групповую ее принадлежность;

2 – белок кров, участвующий в переносе кислорода;

5 – кровезаменитель для парентерального питания;

7 – сгусток крови, перекрывающий просвет сосуда.

По горизонтали: 3 – антигистаминный препарат;

4 – жидкая часть крови;

6 – реакция склеивания эритроцитов;

8 – кратковременная потеря сознания в результате гипоксии головного мозга;

9 – осложнение гемотрансфузии;

10 – симптом цитратного шока.

№  3

1

2

3

Т

4

Г

5

М

6

7

Е

О

Т

8

9

М

10

И

По вертикали: 1 – переливание пациенту его собственной крови, заготовленной заранее;

3 – белок крови, участвующий в переносе кислорода;

6 – человек, которому переливают донорскую кровь;

8 – кровезаменитель дезинтоксикационного действия.

По горизонтали: 2- белок крови, находящийся в плазме и определяющий групповую принадлежность крови;

4 – белок, высвобождающийся при разрушении мышц;

5 – тромб циркулирующий в общем кровотоке;

7 – форменный элемент крови;

9 – уменьшение количества эритроцитов в единице объема крови;

10 – гормональный препарат, применяемый при лечении гемотрансфузионного шока.

№  4

1

2

3

Н

4

5

У

6А

Л

И

7

Ф

И

8

9А

10

З

По вертикали: 1 – обратное переливание собственной крови пациента, излившейся в герметичную полость;

2 – переливание крови или ее компонентов;

4 – реакция склеивания эритроцитов;

8 – симптом пирогенной реакции;

10 – симптом воздушной эмболии легочной артерии.

По горизонтали: 3 – человек, отдающий свою кровь;

5 – прокол тканей полой иглой или троакаром;

6 – белок крови, находящийся на эритроцитах и определяющий групповую принадлежность крови;

7 – вливание;

9 – синюшность периферических отделов тела в результате гипоксии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)

    Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению  текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической.      Первая...

Организация педагогической практики пробных уроков - 1 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, С.Г. Питкевич)

          В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (I этап). Студенты педколледжа, обучающиеся...

Организация педагогической практики пробных уроков - 2 этап: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, Н.П. Клещеногова)

        В данных рекомендациях предлагаются методические материалы по организации практики «Пробные уроки и занятия» (II этап). Студенты педколледжа, обучающиеся по сп...

Методические рекомендации для студентов «Как написать эссе»

В рекомендациях представлены основные правила написания эссе....

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию по теме « Основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле».

Данное пособие для организации самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Здесь имеются задания и образцы выполнения, даётся дополнительная информация....

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...