Социальный проект "Безопасность - путь к успеху"
проект (11 класс) по теме

Татьяна Владимировна Харченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность проекта:

Государство ставит перед системой образования задачу воспитания свободного человека, способного к самоопределению, конструированию своего жизненного пути в условиях социально-экономических и культурных перемен. Дать возможность свободного развития личности возможно лишь в условиях обеспечения безопасности. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446 – 1 «О безопасности»; изменения от 25 декабря 1992 года, 24 декабря 1993 года, 25 июля 22 года).

Анализ статистических данных говорит о том, что современный ребенок не чувствует себя комфортно в окружающем его мире. Реальностью современности становятся неожиданные проявления сил природы, аварии, катастрофы и террористические акты.  Ребенок в любую минуту может быть подвергнут агрессии со стороны не только сверстников, но и взрослых. Каждый акт насилия, унижения, пережитые чувства стыда, страха и, наоборот, осознание превосходства над слабыми, безнаказанность навсегда остаются в памяти ребенка и способствуют формированию той или иной социальной роли.

По данным НИИ Генеральной прокуратуры РФ, учащиеся повысили свою криминальную активность в двух направлениях: во– первых, в наркобизнесе, в котором – а последние два года стали участвовать в 3,3 раза больше молодых людей. Во – вторых, при совершении тяжких, преимущественно насильственных преступлений: прирост числа учащихся, совершивших тяжкие преступления, составляет около 40%.

Низкое материальное положение жителей сельской местности, по сравнению с городским населением, увеличение количества семей, находящихся в социально опасной ситуации (в Марьяновском районе по сравнению с 2005 годом их число увеличилось на 12 %), что  приводит к увеличению количества подростков, занимающихся вымогательством и грабежом. В 2006 году количество несовершеннолетних Марьяновского района, стоящих на учете в милиции  возросло на 13%. Поведение таких подростков является не безопасным для общества.

Особенностью социально-экономического развития сельской местности сегодня является отсутствия рабочих мест, что приводит к необходимости поиска работы в других населенных пунктах. Этот факт увеличивает количество детей, остающихся без присмотра старших в течение дня. В силу специфики проживания в сельской местности на этих детей возлагаются дополнительные «взрослые» обязанности: затопить печь, накормить животных, наносить воды и т. д. Безнадзорность, знание, но не применение в повседневной жизни правил безопасного поведения в данных ситуациях приводят к детскому травматизму. Количество пожаров по вине детей в Марьяновском районе по сравнению с 2005 годом увеличилось на 3%, травм в быту, полученных детьми -1%.

 Психологи отмечают, что соблюдение основных правил безопасного поведения: предвидеть опасность, избегать ее по возможности, действовать грамотно и решительно  - позволит уберечь ребенка от несчастных случаев и  преступлений. Предвидеть чрезвычайную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней. Любая обыденная ситуация в любой момент может стать чрезвычайной. В такой ситуации нужны не только  знания, а умения каждого человека четко и осмысленно действовать.

Решением данной проблемы, помимо семьи,  должны заниматься  как правоохранительные органы, так и образовательные учреждения.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав занимается подростками, которые уже совершили противоправные действия и имеющие официальный документ закрепления факта, послужившего основанием для вмешательства.

В рамках школьного образования ученики получают знания основ безопасного поведения в рамках курса «Основы безопасной жизнедеятельности» в 10, 11 классах. Анализ содержания данного предмета показывает, что общее количество часов по данному предмету составляет 68, т. е. 1 час в неделю. Из них, формированию у детей основ безопасного поведения отводится 23 часа. Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях рассматривается в контексте военной ситуации.

Анализ содержания образовательных программ Марьяновского Центра Детского творчества показывает, что сегодня ориентация на безопасное поведение школьников не является значимой составляющей в них.

Вышесказанное позволяет выявить ряд противоречий:

  1. С одной стороны, формирование основ безопасной жизнедеятельности школьников является приоритетным направлением деятельности школ и учреждений дополнительного образования, с другой стороны педагогический коллектив, в основном, формально подходят к решению этой проблемы;
  2. С одной стороны, в образовательных учреждениях Марьяновского района имеются возможности расшире6ния деятельности, направленной на формирование основ безопасного поведения, с другой стороны, отмечается недостаточный уровень осознанности данной проблемы педагогами;
  3. С одной стороны, подростки стремятся выйти из под опеки  и контроля взрослых, активно приобретают социальный опыт, с другой стороны  столкновение конфликтами создает не безопасную для их жизни ситуацию, которую они не могут решить самостоятельно.

Данные противоречия позволили обозначить проблему создания модульной образовательной программы «Твоя безопасность – путь к успеху». Особенностями данной программы являются:

  1. Обучение проводится в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций,
  2. Школьники включены в совместную с педагогом проектную деятельность по созданию данной программы
  3. Школьники сами выступают в роли педагога, тьютора при реализации программы.

 

Проблема:

Как включить сельских школьников в решение проблем безопасного поведения в окружающем мире.

Цель проекта:

Содействие формированию основ безопасного поведения сельских школьников.

Задачи:

1. Привлечь школьников к совместной деятельности по разработке и реализации модульной программы «Твоя безопасность – путь к успеху».

2. Освоить  технологию имитационного моделирования жизненных ситуаций в рамках реализации программ дополнительного образования.

3. Разработать модульную образовательную программу «Твоя безопасность – путь к успеху».

Концептуальное обоснование:

Проблема формирования основ безопасного поведения школьников  существует. Особенно остро этот вопрос стоит в подростковом возрасте. Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, которая имеет свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения. Все это образует некую подростковую субкультуру. Именно в этом возрасте, у большинства подростков, происходит отрицание установленных в обществе норм поведения, знаний, полученных в образовательных учреждениях. Ребята не задумываются о последствиях своих поступков, боятся показаться «слабаком» в своем окружении. Возникает проблема, связанная с формированием у подростков умения безопасного поведения в окружающем его мире.

 Это умение включает в себя в реальных жизненных ситуациях:

     - самостоятельно выбирать те образцы поведения, которые обеспечивают безопасность, бесконфликтность, комфортность совместной жизни с близкими людьми, друзьями.

- задумываться о конечных результатах своих действий, ставить вполне осознанную цель  и совершать для ее достижения определенные поступки,

- использовать волю и терпение для того, чтобы получить желаемый результат.

Заставить ребенка быть терпимым, миролюбивым, правильно действовать в критических ситуациях невозможно. Как бы человек не соглашался с доводами разума, но в ситуации, требующей не рассуждений, а действия, он, осознанно или не осознанно будет воспроизводить привычные ему модели поведения. Следовательно, чтобы научить ребенка  действовать адекватно ситуации, необходимо не только сообщить ему определенный объем знание о личной безопасности, но и сформировать у него установку на безопасное поведение.

Установка – состояние готовности, предрасположенности человека к определенным действиям в определенной ситуации. Появление фиксированной установки означает, что вновь освоенный ребенком способ поведения превратился для него в привычную схему, которая затем закрепляется в виде устойчивого стереотипа. Необходимо, чтобы безопасное поведение стало стереотипом поведения современного школьника.

 Для того, чтобы школьники не только знали и понимали, в чем заключается необходимость безопасного поведения в обществе, но и сами освоили нормы безопасного поведения  в качестве привычной модели поведения, необходимо создать специальную систему взаимодействия детей и взрослых. Она должна объединять 3 взаимосвязанных блока:

- знания о сущности безопасного поведения в реальном мире,

- практические навыки безопасного поведения,

- переживание положительной эмоции по поводу достижения безопасного взаимодействия с окружающим миром.

До сих пор, в большинстве случаев,  при обучении школьников применяется репродуктивный или объяснительно-иллюстративный метод. Этот монолог учителя может быть прослушан, но не услышан ребенком. Для формирования у школьника стереотипа безопасной личности, как ценности современного общества, освобождения их сознания от многих ошибочных и устаревших стереотипов, необходимо применять новые формы работы. Самые значимые человеческие ценности рождаются в практике жизнедеятельности ребенка, обретая личностный смысл. Опыт рефлексии и поиска смысла возможен лишь через содержание общения, требующего от его участников реального переживания, собственного отношения. Ребенок заинтересован лишь в тех знаниях,  которые станут не просто накоплением фактов, а помогут в реальном мире решать реальные проблемы и задачи. «В образовательном пространстве личности должна воссоздаваться система таких жизненных ситуаций, которые востребуют проявления, а, следовательно,  и развитие не только познавательных, но и личностных функций ребенка, своего рода личного способа жизнедеятельности». (Сериков В. В., 1999 г, с.89).  Этим обусловлен выбор одной из форм работы на занятиях объединения – знания формируются в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций.

«Имитационное моделирование жизненных ситуаций  - дидактическая ситуация, в которой происходит взаимодействие, направленное на моделирование различного рода отношений, условий реальной социально-экономической действительности... Имитационное моделирование жизненных ситуаций предполагает предоставление ребенку максимум свободы для индивидуального развития, создание ситуации для утверждения в повседневной реальности ценностей достойной жизни». (Еременко М. И., 2006 год, с. 9).

В ходе занятия имитируются эпизоды жизни, в основе которых лежат реальные проблемы, решение которых требует от школьника самостоятельного мышления от этапа поиска проблемной ситуации, нахождения разрешения проблемы, доказательности правильности выбора и предположения того варианта, как можно было эту проблемы избежать.  Знания, полученные путем решения проблемных ситуаций, - это собственные знания, потому, что они приобретены при своеобразном соучастии в творчестве, коллективном решение вставших проблем, проживании соответствующих ролей, выдвижении учащимися собственных гипотез. Используя метод погружения в моделируемую ситуацию через имитацию и проигрывание социальных ролей, игровое проектирование, деятельностно - практические игры, формируются стереотипы поведения в реальных жизненных ситуациях, ответственность за свой выбор. Эффективность данной формы работы зависит от осознания и принятия ребенком цели и объекта изучения. Только в этом случае решение проблемы моделирования жизненной ситуации будет важным для ребенка, и значим полученный жизненный опыт. Необходимо в процессе поиска выхода из имитируемой ситуации максимально использовать личный опыт каждого, что позволит ребятам пересмотреть свои взгляды на данную проблему и, тем самым, освоить нормы безопасности  в качестве модели повседневного поведения.

Для формирования поведенческого компонента безопасного поведения (практические навыки) в рамках реализации программы могут быть организованы занятия-тренинги с привлечением специалистов.

Содержание программы.

Проект направлен на разработку и реализацию модульной образовательной программы «Твоя безопасность – путь к успеху». Проект предполагает  включение подростков в совместную с педагогами деятельность по разработке содержания и реализации модульной программы.

Предполагаемые модули программы:

Модуль №1. «Безопасная личность».

Безопасная личность – не угрожающая окружающему миру, не опасная, не причиняющая зла и вреда.

Подростки (12-17 лет), чаще всего, теряют доверительный уровень отношений со старшими и родителями. Они, как правило, погружены в свой собственный мир. Любой взрослый, независимо от намерений, с которыми он вмешивается в «детские проблемы» - чужой, т. к. не знает тех законов и правил, которые доминируют в этом мире. А между тем, именно в данной среде воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы будущей личности. Включение в деятельность по разработке содержания модулей программы самих детей и передачи  ими полученных в данной работе знаний является наиболее эффективным инструментом формирования основ безопасного поведения школьников. Предложенная модель  взаимодействия подростков «Подросток-обучающий - подростку–обучающемуся» обеспечивает их успешную социализацию, способствует развитию:

- культуре отношений в социальной среде,

- потребности в социальных отношениях,

-становление безопасного поведения как стереотипа поведения современного школьника.

В качестве технологии при реализации модуля выступает проектная технология, которая позволяет актуализировать личностный потенциал подростков, создать условия для их дальнейшей самореализации, приобретения навыков планирования в целях успешной социализации.

Цель данного модуля: Предоставление подросткам возможности творить знания, создавать самим образовательную продукцию, уметь самостоятельно решать возникающие при этом проблемы. Старшеклассники учатся самостоятельно определять индивидуальный смысл занятий, ставить цели, проектировать этапы собственной познавательной деятельности, контролировать и оценивать свою работу.  Особенности использования проектной технологии заключаются в том, что смысл обучении становится в расширении собственного опыта детей по проблеме безопасного поведения в окружающем мире. Проектирование содержания модуля школьниками и способов передачи полученных знаний своим сверстникам вырабатывает собственную жизненную  позицию, мировоззрение, стремление гармонично взаимодействовать с окружающим миром, объективно оценивать свое поведение. Предполагается разработка подростками и реализация проектов, нацеленных на выявление и решение многочисленных подростковых проблем по вопросам безопасной жизнедеятельности подростков в окружающем мире.

В рамках реализации данного модуля школьники столкнуться с необходимостью проведения социологического опроса, анкетирования, проведения интервью со сверстниками, учителями, родителями, представителями сельского социума. Рассмотрят требования к моделям-ситуациям и способам обучения сверстников основам безопасного поведения.

Модуль № 2. « ПР - кампания»

Цель: информирование школьников Марьяновского района, родителей, учителей о возможностях созданной программы обучения подростками детей основам безопасного поведения.

В рамках реализации данного модуля формируются:

- качества менеджера. Школьники в рамках презентации своей продукции должны изучить спрос на нее, т. е.  исследовать социальный заказ  на данную образовательную услугу. Социально-экономическая ситуация каждого населенного пункт Марьяновского района имеет свои особенности, в одном- увеличилось количество пожаров, происходящих по вине детей, в другой возросло количество случаев детского травматизма, в одной школе актуальна для подростков теме бесконфликтного поведения, в другой школе хотят больше узнать о способах действий в экстремальных, жизненных ситуациях.   А это приведет к необходимости, с учетом актуальных для данной категории детей, разработки программ по формированию безопасного поведения.

Организовать презентацию своей работы. Для этого необходимо изучить требования и способы проведения рекламной кампании.

Модуль №3. «Твой путь к успеху».

В рамках данного модуля реализуется на практике форма работы «Подросток-обучающий- подростку–обучающемуся».  Школьники, в зависимости от темы работы, самостоятельно моделируют жизненные ситуации, на основе которых будут обучать школьников района основам безопасного поведения в окружающем мире. При наличии технических возможностей, данные ситуации будут записываться на видеокассету, и этот материал применятся при проведении занятий.  

Данная деятельность может быть воплощена в жизнь в виде двух моделей:

Модель №1.  Воспитанники объединения привлекают детей и проводят с этой группой занятия по формированию основ безопасного поведения на  базе Центра Детского творчества.

Модель №2. Выездные курсы по изучению детьми основ безопасного поведения. Проводятся на базе учреждений Марьяновского района по заявленной приглашающей стороной теме.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение:

-педагоги ЦДТ,

     -родители,

-психолог ЦДТ,

-учителя школ,

-представители социума.

Управление проектом осуществляет координатор проекта – методист ЦДТ.

Результаты работы (анализ актуальных для школьников проблем по вопросам личной безопасности, безопасного поведения и способов решения этих проблем, предложенных ребятами) обсуждаются на педагогических советах школ, с которыми сотрудничают воспитанники данного объединения.

Материально-техническое обеспечение:

- аудитории ЦДТ,

- компьютерный класс ЦДТ,

-видеокамера.

Ожидаемые результаты:

- Формирование у школьников стереотипа безопасного поведения в окружающем мире, которое дает возможность проявить инициативу, принимать решения и реализовывать собственные перспективы.

- Умение школьниками средствами проектной деятельности выявлять проблемы  и находить пути их решения.

- Разработка модульной образовательной программы «Твоя безопасность – путь к успеху».

-Формирование менеджерских качеств личности.

Эффекты:

Необходимость разработки новых форм образовательной поддержки при формировании собственной позиции школьника не в качестве ученика, а в качестве педагога, тьютора.

Критерии результативности:

  1. Личностный рост:

– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

2.  Критерии факта:

- проекты решения проблем формирования у школьников Марьяновского района основ безопасного поведения в окружающем мире.

Возможные риски:

1. Появление у активных участников проекта собственной позиции по видению решения проблемы личной безопасности школьников может проблематизировать устоявшуюся систему отношений вокруг них самих и вокруг образовательных форм, поддерживающих их активность.

2. не готовность педагогов к работе с образовательной программой, в которой содержание изучаемых тем зависит от потребности в них школьников.

3. не понимание педагогами необходимости привлечения подростков к совместной творческой работе по созданию и реализации модульной программы «Твоя безопасность – путь к успеху».

Первый этап  – предпроектный

-   согласование рабочих позиций в проекте, уточнение плана и сроков работы по проекту.

-  разработка и издание информационного буклета проекта.

-  изучение оценки предложенного проекта школьниками и их родителями.

-  анализ ресурсных возможностей ЦДТ.

- разработка модульной образовательной программы «Твоя безопасность – путь к успеху».

 - разработка программы реализации данного проекта.

Предполагаемые результаты:

- разработка модульной программы, отвечающая цели проекта,

- команда педагогов, готовых к реализации проекта.

Второй этап – реализация проекта

- реализация образовательной  программы «Твоя безопасность – путь к успеху».

- учебно-проектная деятельность школьников.

- разработка школьниками критериев оценки своих проектов.

- стимулирование активности педагогов, участвующих в реализации данного проекта.

Предполагаемые результаты:

-   апробированная образовательная программа «Твоя безопасность – путь к успеху».

- апробирование технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в рамках реализации программы.

- проекты воспитанников по решению проблем формирования у школьников основ безопасного поведения в окружающем мире.

-реализация формы работы «Подросток-обучающий - подростку–обучающемуся».

Третий этап – рефлексивный

- подведение итогов, анализ полученных результатов.

- анализ предложенных тем и  обсуждение проектов школьников.

- анализ этапов реализации проекта.

- информация в СМИ о результатах работы воспитанников.

-корректировка модульной образовательной программы «Твоя безопасность – путь к успеху»  (в подготовке учителей, в организации совместной работы педагогов и воспитанников).

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Социальное партнёрство одна из важных проблем в современном процессе воспитания. Родители заинтересованы в образовании своего ребёнка, но сложно заинтересовать их проблемами самого учреждения, в данно...

Социальное партнёрство - путь к успеху!

Главное в наше время - найти единомышленников, сотрудничество с которыми будет взаимополезным и приятным!...

Образовательная программа социальной адаптации воспитанников детского дома "На пути к успеху"

Программа ориентирована на формирование у воспитанников детского дома внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (професси...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Социальный Проект «МЫ+ТЫ: ТВОЙ ПУТЬ К УСПЕХУ»

Социальный Проект "Мы + Ты: твой путь к успеху" направлен на формирование социально-культурной среды обеспечивающей социализацию, социальную адаптацию и успешность наших детей и молодеж...

Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху" 7 класс...

Программа социального педагога "Путь к успеху"

Для социальных педагогов. Профориентационная деятельность...