Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"
рабочая программа по технологии (7 класс) на тему

Павлова Елена Геннадьевна

Программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

        Необходимость введения занятий по программе «Путь к успеху» обусловлена несколько иным подходом обучения и воспитания детей – это и своевременное выявление трудностей обучения, общения школьников в коллективе. В условиях реализации требований нового Стандарта возникла необходимость рассмотрения вопросов сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Содержание программы «Путь к успеху» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой  МОУ  СОШ № 52 построено по концентрическому принципу, с повышением уровня требований к результатам обучения и воспитания каждого последующего учебного года.

 Основу программы составляют занятия, основной формой которых является игра.

Данные занятия реализуют целый ряд функций:

  • развлекательная,
  • коммуникативная,
  • пропедевтическая,
  • игротерапевтическая.

Цель программы – воспитание социально-активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность, снижение состояния психического дискомфорта, эмоционального напряжения через игровую деятельность. Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса к здоровому образу жизни.

Цель будет достигнута при решении следующих задач:

  1. Развитие  у  обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов  здорового образа жизни.  

2. Воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни, при этом, не делая акцента на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни.

3. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

4.Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку игр-драматизаций,  упражнений, актерского тренинга, мероприятий, агитбригад, направленных на формирование здорового образа жизни.

Общая характеристика учебного предмета

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, и игровые и психологические тренинговые  упражнения по теме занятия.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы,  выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса.

Место в учебном плане

Учебный план и программа второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование, расширение знаний, полученных раннее, совершенствование знаний и умений, необходимых каждому человеку. Практические занятия «Учусь понимать других» направлены на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей. Важно, чтобы дети умели не только позитивно относиться к себе, но и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми. Деятельность направлена на укрепление здоровья и профилактика его нарушения.

Программа рассчитана на 35 часов в год – 7 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности.

Содержание программы

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Форма организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

Введение. Знакомство с группой.

Что вы знаете друг о друге.

2

Знакомство. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь» правила группы»

Словесный практико - ориентированный

Развитие познавательных способностей.

Сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Выработать правила работы в группе.

Секреты общения.

10

Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты. Выполнение упражнений.

Этикет, правила поведения. Тренировка восприятия партнера в общении. Развитие внимания к окружающим. Беседа о причинах конфликтов, агрессии. Практическая деятельность по подготовке мероприятия.

Выявление наиболее эффективных способов начала общения. Развитие умения слушать других людей. Развитие уверенности в поведении и взаимодействии с окружающими. Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов. Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, раскрытие индивидуальных способностей. Развитие творческих способностей.

Тайна моего «Я» (формирование своего «Я»).

7

Выполнение упражнений. Беседа о чувствах. Мини- лекция. Релаксационное упражнение. Практико – ориентированная деятельность.  Теория потребностей Маслоу. Выполнение упражнения « Каким я хочу быть».

Обучение способам внутреннего самоконтроля. Определение типа темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента. Дать знания о различии физического и психологического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса.

Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками).

6

Выполнение упражнений. Беседы. Шуточный тест. Практико - ориентированная деятельность

Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения. Развитие  социально- коммуникативных навыков. Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях.

Выбор и  жизненные ценности.

6

Интерактивное обучение, практико- ориентированная деятельность. Игра. Опросник.

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий. Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни. Развитие ценностно- смысловой сферы. Развитие творчкских способностей.

Здоровый образ жизни.

4

Практико- ориентированная деятельность

Профилактика и коррекция социально –психологической дезадаптации. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни. Формирование нравственных качеств. Здоровый образ жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Осознание ценности собственного здоровья и ответственности.

Итого:

35

Личностные, метопредметные и  результаты

Личностные результаты:

  • установка на здоровый образ жизни
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки к работе на результат.

Метапредметные результататы:

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности;
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, агитбригадах, классных часах, участие в мероприятиях класса, инсценирование сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
  3. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  8. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
  9. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
  10. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
  11. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
  12. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 
  13. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
  14. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
  15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.

Планируемые результаты.

В  результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения     леживать свое внутреннее психологическое состояние.

Тематическое планирование

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений)

Контроль

Сроки

проведения урока

ПЛАН

ФАКТ

ПЛАН

ФАКТ

Введение. Знакомство с группой.

Что вы знаете друг о друге. (2 часа)

  1. 1.

Знакомство. Театр-экспромт «Необычное знакомство».

Знакомство.

Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь»

Правила группы

Знакомство,

сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу

  1. 2.

Тренинг конструктивного общения

«Что мы знаем друг о друге».

Словесный

практико-ориентированный

Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству

Секреты общения (10 ч.)

  1. 3.

Основные способы общения.

Беседа об общении, видах общения.

 Понятие общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза.

Упражнения: «Давайте познакомимся»,  «Узнай по голосу»

Выявление наиболее эффективных способов начала общения.

Развитие умения слушать других людей.

  1. 4.

Секреты общения. Внимание к окружающим людям.

Этикет, правила поведения.

Тренировка восприятия партнера в общении.

Упражнения: «Опиши партнера»

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими

  1. 5.

Секреты общения. Умение слушать.

Развитие внимания к окружающим.

Упражнения: «Назови по имени», «Прикосновение»,  «Слушаем тишину»

Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей .

  1. 6.

Секреты общения. Вежливое отношение к людям.

Развитие внимания к окружающим. Упражнения «Интонация», «Сочиняем сказку»

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов

  1. 7.

Секреты общения. Взаимоуважение

Упражнения: «Если б я был волшебником», «Подарок»

Способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов

  1. 8.

Секреты общения. Умение учитывать позицию другого

Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: «Ссора», «Встреча», «Жмурки»,  «Найди ведущего», «На узкой тропинке».

Развитие внимания к окружающим. Причины психологического дискомфорта, агрессии.

  1. 9.

Секреты общения

Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

Обобщение

Упражнения: «Я и мое имя», «Опиши одноклассника», «Подарок», «Приглашение в гости».

Развитие навыков общения и взаимодействия.

  1. 10.

Обобщение

Игра на сплочение группы «Островок».

Развитие навыков общения и взаимодействия.

  1. 11.

Подготовка к выступлению для начальных классов «В дружбе – сила!»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

Развитие творческих способностей

Тайна моего «Я» (формирование своего «Я») (7 ч.)

  1. 12.

Кто я такой. Мини-лекция «Что такое самооценка».

Упражнение «Список черт»

Обучение способам внутреннего самоконтроля

  1. 13.

Беседа «Мои эмоции»

Беседа «Что такое чувства».

Упражнение «Эмоции в мимике». Игра «Угадай эмоцию»
Игра «Изобрази эмоцию».

Выявить и дать знания о характере эмоций; основы эмоциональных ощущений. Учить выражать эмоции

  1. 14.

Мой темперамент. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента.

Мини-лекция: «Темперамент».

Определение тип темперамента учащихся, научить использовать положительные характеристики своего темперамента

  1. 15.

Я и мое здоровье. Игра Здоровье и его признаки.

Что такое стресс.

Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»

Дать знания о различии физического и психического здоровья, научить методам выхода из стрессовой ситуации, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса

  1. 16.

Я и мое тело. Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом».

Причины стеснительности. Упражнение «Лепим фигуру»

Расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я», повысить уровень самооценки учащихся

  1. 17.

Я и мои желания

Теория потребностей Маслоу. Упражнение «Каким я хочу быть»

Упражнение «Коллаж».

Дать знания о теоретических основах мотивов и потребностей, повысить уровень самооценки учащихся

  1. 18.

Сегодня, вчера, завтра

Практико-ориентированная деятельность.

Помочь осознать наиболее значимые жизненные события и достижения, повышение уверенности в собственных силах, снятие напряжения и снижение тревожности

Как мы видим друг друга (формирование потребности общения со сверстниками) (6ч.)

  1. 19.

Мир вокруг меня

Упражнения: «Печатная машинка», «Считалочка», «Спички», «Передача чувств прикосновением» 

Помочь участникам видеть, чувствовать, адекватно воспринимать других людей, формировать чувствительность к невербальным средствам общения

  1. 20.

Что такое сотрудничество

Беседа

Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения.

  1. 21.

Моё отношение к миру

Упражнения:«Я и мой мир», «20 желаний», «Пожелание»,  «Сад цветов», Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха»

Развитие социально-коммуникативных навыков.
Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства

  1. 22.

Познай самого себя и других

Шуточный тест «Нарисуй свой характер». Тест «Какие у тебя друзья?». Упражнения: «Лесенка», «Мои качества»,Игра «Я и ты»

Понимать причины  поступков;
 Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека

  1. 23.

Взаимодействие в паре

Разминка, «Работа в группах», «Обучение хорошим манерам», «Хорошие слова и чувства»

Навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других

  1. 24.

Соглашение. Компромисс

Практико-ориентированная деятельность

Функциональная тренировка поведения. Выработка правил поведения в конфликтных ситуациях.

Выбор и  жизненные ценности. (6ч.)

  1. 25.

Мои представления о будущей профессии

Игра «Профессия на букву»

 Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Опросник «Как поживаешь?»

Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий

  1. 26.

Ставим цели на будущее

Практико-ориентированная деятельность

Активизация личностных качеств. Развитие активности во всех сферах жизни.

  1. 27.

Мой жизненный выбор

Игра

  1. Развитие личности.
  2. Развитие ценностно-смысловой сферы. Развитие активности во всех сферах жизни.

  1. 28.

Ответственность. Как сказать «нет» и отстоять свое мнение

Словесный, интерактивное обучение

Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации.

 Воспитание способностей строить свою жизнь в обществе

  1. 29- 31.

Подготовка к мероприятию. Агитбригада

«Мы такие разные, но мы вместе!»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

 Развитие творческих способностей

Здоровый образ жизни. (4ч.)

  1. 32.

Здоровье – это здорово

Практико-ориентированная деятельность

Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации.

 Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе. Установка на здоровый образ жизни

  1. 33.

От чего мы зависим

Практико-ориентированная деятельность

Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ

  1. 34.

Здоровый образ жизни – школа выживания

Практико-ориентированная деятельность

Формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности

  1. 35.

Мой дом – наведу порядок в нём

Практико-ориентированная деятельность

Формирование нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, ЗОЖ

 «Согласовано»

с  зам. директора по ВР    

_______________ /Медведева Я.И../

«_____»________________ 2017 г.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе  программы «Путь к успеху» И.С. Фишман, Е.А. Перелыгина из сборника «Программы внеурочной деятельности» система Л.В. Занкова и рабочей программы дополнительного образования социально-педагогического направления «Ведущие за собой» Ращупкиной Н.А, направленной на обучение учащихся основам организаторской деятельности.

Цели, задачи

        

        Цель программы: воспитание социально - активной личности путем включения ее в социально-значимую деятельность.

Основными задачами данной программы является:

  • научить положительной коммуникации и активному взаимодействию обучающихся;
  • сформировать организаторские умения подростков посредством системы занятий и тренингов по коллективной творческой деятельности;
  • развить навыки организаторской деятельности, координации и стимулирования действий другого человека.

        

Основная характеристика

Программа содержит теоретическую часть, подкрепляемую практикой, игровые и психологические тренинговые  упражнения по теме занятия.

 Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания данной программы и возраста обучающихся.

Теоретическая часть программы включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с обучающимися  на темы предусмотренные программой.

Практическая часть представлена практическими действиями: социальные проекты, коллективные творческие дела, групповые дискуссии, тренинги общения, групповая проблемная работа, интеллектуальные игры, конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, выставки.

Сочетание теории и практики является необходимым условием для успешного усвоения данного курса. Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму»- как нельзя лучше иллюстрирует необходимость практической деятельности в рамках освоения данной программы. Включение в практические дела, организовываемые воспитанниками, позволит развить лидерские качества, организаторские способности и умение самостоятельно действовать в различных условиях. Опыт совместной самостоятельной организаторской деятельности, планирования и анализа коллективных дел способствует приобретению лидерских, организаторских качеств.

Место в учебном плане

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Время, отведенное на занятия, предусматривает теорию и практику.

Программа первого года обучения рассчитана на 35 часов в год – в 6 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия по 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор тренингов и заданий отражает реальную умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:

• формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;

• развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

• привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.

Содержание программы

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Форма организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

1.

Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера

4

Знакомство. Тренинг конструктивного общения. Дискуссия.  Упражнение, игра

Развитие познавательных способностей.

Развитие коммуникативных способностей.

2.

Коллектив. Законы развития коллектива

5

Диспут. Сюжетно- ролевая игра. Упражнения. Творческая мастерская

Наблюдение . Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

3.

Искусство общения

4

Беседа. Творческая мастерская. Упражнение.

Игра .

тренинг

Наблюдение . Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Развитие познавательных способностей

4.

Конфликты и пути их решения

4

Беседа. Практико- ориентированная деятельность. Тренинг. Игра

Развитие познавательных способностей

Развитие экспрессивности и навыков командной работы, развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях.

5

 Основы публичного выступления

4

Искусство ведения переговоров. Мозговой штурм. Тренинг. Логика и техника публичного выступления

Формирование публичных качеств голоса. Выработка правил поведения в дискуссии. Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных  отношениях. Умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.

6.

Основные формы организации досуговой деятельности

12

Игры. Тренинги. Упражнения. Творческая мастерская. Предварительная подготовка дела.

Коллективная подготовка

Развитие творческого мировоззрения. Активизация личностных качеств. Способствующих творчеству.

Формирование умение распределять роли среди участников мероприятия

7.

Социальное проектирование

3

Творческая мастерская. Практическая деятельность по реализации проекта

Развитие творческого мировоззрения. Активизация личностных качеств., способствующих творчеству.

Итого:

35

Личностные, метапредметные результаты

Личностные результаты:

  • формирование познавательной и информационной культуры;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование установки к работе на результат.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • формирование понимания причин успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебно-методическое обеспечение учителя и ученика

  1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
  3. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
  7. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
  8. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
  9. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
  10. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
  11. Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
  12. Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
  13. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
  14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996.
  15. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим", 1998.
  16. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 
  17. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.
  18. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение, 2014.
  19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004.

Планируемые результаты.

В  результате работы у учащихся происходит знакомство , сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу. Познакомиться с психологией сотрудничества и соперничества. Так же учащиеся должны выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству. Уметь исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, уметь закреплять навыки определения основных стилей поведения в конфликте. Развивать уверенность в поведении и взаимодействии с окружающими. Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации. Уметь формировать осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов развивать умения координировать совместные действия. Выявлять наиболее эффективных способов начала общения. Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта. Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях, развитие умения     леживать свое внутреннее психологическое состояние.

Тематическое планирование

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных достижений)

Контроль

Сроки

проведения урока

6 А

6 Б

6 В

план

факт

план

факт

план

факт

Введение. Знакомство с группой. Формула успеха лидера (4 ч.)

Знакомство.

Упражнение.

«Мое имя».                                

Словесный,

практико-ориентированный

Знакомство,

сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.

Тренинг конструктивного общения.

Дискуссия

 «Качества лидера».

Словесный

практико-ориентированный

психологический

Познакомится с психологией сотрудничества и соперничества.

Упражнение

«Ты выбираешь», Тестирование

«Я – лидер».

Тест «Я – лидер»

Методичка «Формула успеха лидера»

Выработать правила работы в группе, соблюдение которых способствует эффективному сотрудничеству

Игра «Кораблекрушение»

Практический

Исследовать процесс принятия решений группой, нарабатывать навыки эффективного поведения для достижения согласия при решении групповой задачи, закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте

Коллектив. Законы развития коллектива (5 ч.)

Коллектив. Законы развития коллектива.

Диспут

Развитие экспрессивности и навыков командной работы. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.

Презентация «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Наглядный, таблица «Этапы развития коллектива» (по Лутошкину)

Развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

Творческая мастерская «Стили лидерства»

Практический, таблица «Стили руководства»

Формировать умение различать разные стили руководства. Участникам предлагаются ситуации.

Сюжетно-ролевая игра «Выбор организатора», упражнение «Ситуации»

Игровой

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности, способствовать сплочению коллектива, раскрытию индивидуальных особенностей его членов.

Дискуссия «Кто мы, какие мы»

Вербальный

Знакомство  участников с ключевым принципом командной работы. Развитие умения координировать совместные действия.

Искусство общения. (4 ч.)

Искусство общения. Начало общения. Выход из общения. Беседа.

Игра

практико-ориентировочная деятельность

Выявление наиболее эффективных способов начала общения.

Эффективные способы общения. Творческая мастерская «Давай дружить». «Наши достоинства».

Практико-ориентировочная деятельность

Отработать способы, помогающие поддерживать общение; выяснить собственные возможности в увеличении продолжительности контакта.

Укрепление самооценки.                           Развитие умения самопрезентации, уверенности в себе;                                

Способы, помогающие поддерживать коммуникацию. Упражнение «Место встречи».

Практико-ориентировочная деятельность

Умения координировать совместные действия,                                        развитие уверенности в поведении и взаимодействии  с окружающими.

Игры «Найди по описанию».

Тренинги «Найди по инструкции», «Горячий стул».

Игра

Воспроизведение собственного опыта выхода из взаимодействия каждым участником, знакомство с опытом других участников, тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия.

Конфликты и пути их решения (4 ч.)

Конфликты и пути их решения. Игра-конструктор «Ты меня не понимаешь».

Беседа

Развитие умения уверенного поведения в эмоционально напряженных, стрессогенных условиях,                             развитие умения отслеживать свое внутреннее психологическое состояние.

Человек в конфликте.

Стратегия сотрудничества в конфликте.

Беседа

Тренировка умений, необходимых для конструктивного поведения в условиях неопределенности, в неожиданных ситуациях.

Виды поведения в конфликте. Тренинг «Стиль поведения в конфликте».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие умения действовать оперативно и целенаправленно в ситуациях, когда возникают противоречия в интересах между участниками.

 Согласование интересов сторон в конфликте. Сюжетно-ролевая игра «Праздник».

Словесный,

игра

Развитие экспрессивности и навыков командной работы,                                  развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций.                                                    

Основы публичного выступления (4 ч.)

Искусство ведения переговоров. Сюжетно-ролевая игра «Слушаем докладчика»

Мозговой штурм «Правила публичного выступления».  

Беседа

проблемное обучение

 Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.                                           Развитие гибкости поведения.

Искусство ведения переговоров. Тренинг «Скажи мне...».

Практико-ориентированная деятельность

Тренировка умения проявлять уверенность в межличностных отношениях, умения пользоваться и применять в жизни разнообразные поведенческие стили.

Искусство ведения переговоров.  «Тренинг «Я говорю «нет».

Беседа

Практико-ориентированная деятельность

Вырабатываем правила поведения в дискуссии.

Логика и техника публичного выступления. «Готовимся к публичному выступлению».

Практико-ориентированная деятельность

Формирование профессиональных качеств голоса.

Основные формы организации досуговой деятельности. (12 ч.)

Основные формы организации досуговой деятельности. Лекция Творческая мастерская «Игра, мероприятие, дело».

Словесный,

наглядный

Знакомство с формами организации досуговой деятельности.

Игра (5 ч.)

 Игра. Общие сведения.

Творческая мастерская «Что нужно, чтобы игра получилась».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Подвижные игры. «Американский треугольник», «Голова – хвост», «Моргалки».

Игра

Играть в подвижные игры с бегом, прыжками, осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

Игры с залом «Чайничек», «У тети Моти четыре сына» и др.

Игра

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Игровые методики «Терем-теремок», «Волшебный стул» и др.

Игра

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Тренинги «Пальцы сверху», «Или – или», «Синхронный перевод» и др.

Психологический

Развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинств как черты личности разобраться в стиле, в котором отдельные люди решают проблемы.

Мероприятие (2 ч.)

Мероприятие. Основные характеристики. Упражнение

«Выбор организатора»

Словесный, интерактивное обучение

Формировать умение осуществлять деятельность в коллективе, выявить и укрепить у учащихся склонность к организаторской деятельности. Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия.

Творческая мастерская. «Готовимся к мероприятию». Упражнение

«Сценарий мероприятия»

Практическая деятельность по подготовке мероприятия

Формировать умение планировать мероприятие.

Дело (3 ч.)

Дело. Основные характеристики. «Конструируем  КТД»

Интерактивное обучение

Формировать умение распределять роли среди участников мероприятия.

Предварительная подготовка дела. Анализ условий, потребностей.

Упражнение «Выбор организатора», «Распределение ролей».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Коллективная подготовка.

Упражнение «Сценарий мероприятия»

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Социальное проектирование ( 3 ч.)

Социальное проектирование. Основные признаки проекта. Лекция.

Словесный,

наглядный

Умение создавать проекты, развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Составляющие проекта. Творческая мастерская «Разрабатываем проект».

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

Практическая деятельность по реализации проекта.

Практико-ориентированная деятельность

Развитие творческого мировоззрения, активизация личностных качеств, способствующих творчеству.

«Согласовано»

с  зам. директора по ВР    

_______________ /Медведева Я.И./

«_____»________________ 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальная адаптация»

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...