Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальная адаптация»
рабочая программа (6 класс) на тему

Яганова Алевтина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная  общеобразовательная школа д. Богданово

Уржумского района Кировской области

                                 Рассмотрено                                                             Согласовано                                                                                          Утверждаю                                                                  

                              педагогическим                                                       Зам. директора по УВР                                                            Директор МКОУ ООШ д. Богданово  

                                 советом школы                                                        26.08.16____________( Кадырова Г.С.)                                 Уржумского района Кировской обл

                                № 1 от 29.08.16.                                                                                                                                                                      _______________(Р.М. Кадыров)                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                          Приказ № 20  от 31.08.2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по внеурочной деятельности

                                                                                                         «Социальная адаптация»

для  6 класса

на 2016- 2017 уч. год

                                                                                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                                                          кл руководитель

                                                                                                                                                                         Яганова А. Н.                                                                                                                      

                                                                                                         Богданово

                                                                                                                                   2016

Пояснительная записка

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по

направлению «Социальная адаптация» для обучающихся 6 класса, рассчитана на 34часа из расчёта 1час в неделю.

Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых

способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального

умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем,самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинносвободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чёткопланировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилюгруппах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность данной программы обусловлена существующим противоречием: с одной стороны, в урочной деятельности ребёнок не имеет возможности отработать модели поведения в ситуации общего дела. С другой стороны, внеурочная деятельность в виде работы над проектами адекватная модель успешного поведения в современной жизни,

предполагающая инициативу, предприимчивость и ответственность за начатое дело и вовлеченных в него людей. Многие школьники могут встать во главе какого-либо дела (проекта), отвечать за него и довести его до успешного завершения. Такой подход позволяет многим детям попробовать на практике свои шаблоны поведения в разных ролях по отношению к выполнению реального дела проекта.В настоящее время в соответствии с требованиями ФГОС в содержании

внеурочной деятельности обучающихся значительное внимание уделяется проектной деятельности.Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В процессе проектной деятельности меняется позиция ученика: от объекта получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Предполагается высокая степень самостоятельности обучающихся в выполнении проекта. Знания, полученные по предмету на обычных уроках, закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом.

Программа объединена идеей социально преобразующей деятельности,представляет собой интегрированный модуль «Социальное проектирование».

В основу программы положены следующие принципы:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в процессе внеурочной деятельности;

единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов образования;

системная организация учебно-воспитательного процесса.

Данная программа ориентирована на достижение результатов определённого уровня:

приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности;

формирование ценностного отношения к социальной реальности;

приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Цель программы: формирование у обучающихся способности и готовности к социально преобразующей деятельности.

Задачи:

приобретение знаний о структуре проектной деятельности; способах поиска необходимой информации; о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельности: социально-значимой, учебно-познавательной,информационно-коммуникативной, рефлексивной;

приобретение школьниками нового ценностно окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий: Программа рассчитана на 34часа(1час в неделю).

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьника:

учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

игровая деятельность (высшие виды игры игра-драматизация, режиссёрская игра,игра по правилам);

творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование,формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

исследовательская деятельность;

трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, всоциально значимых трудовых акциях);

спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры,коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры, психологическиепрактикумы.

Содержание программы и организационные формы, предусмотренные программой,расширяют возможности для интеграции данной программы с программой внеурочнойдеятельности по направлению «Общественно полезная деятельность».

Формы продуктов проектной деятельности: буклеты, праздник, экскурсия,выставки, презентации.

Формы организации общественно-полезной деятельности: общественно полезные практики, социальные пробы.

Виды деятельности: реклама, ролевая игра,открытки, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

                                                                                 Тематическое планирование

Содержание разделов и тем

Количество часов

Тема 1. Коллектив как субъект совместной деятельности. 12 часов

1.

Большому кораблю-большое плавание или Как научиться ставить цели.

1

2.

Вместе весело шагать или Учимся работать в команде

1

3.

Вместе весело шагать или Учимся работать в команде

1

4.

Час общения «Учитесь властвовать собой»

1

5.

Проект. Проект? Проект! (основы проектной деятельности)

1

6.

Проект. Проект? Проект! (основы проектной деятельности)

1

7.

Занятие практикум «Учимся презентовать».

1

8.

Как работать с портфолио достижений учащегося

1

9.

Как работать с портфолио достижений учащегося

1

10.

Проект «Символика нашего класса».

1

11.

Проект «Символика нашего класса».

1

12.

Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности.

1

Тема2. Проект- это экспедиция открытий. 15 часов.

13.

Проект «Моя будущая профессия».

1

14.

Проект «Моя будущая профессия».

1

15.

Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности.

1

16.

Проект «История моей улицы»

1

17.

Проект «История моей улицы»

1

18.

Проект «История моей улицы»

1

19.

Наши общие успехи. Презентация продукта проектной деятельности.

1

20.

Коллективный проект «Конституция РФ: история и современность»

1

21.

Коллективный проект «Конституция РФ: история и современность»

1

22.

Коллективный проект «Конституция РФ: история и современность»

1

23.

Коллективный проект «Конституция РФ: история и современность»

1

24.

Коллективный проект «Однажды под новый Год»

1

25.

Коллективный проект «Однажды под новый Год»

1

26.

Коллективный проект «Однажды под новый Год»

1

27.

Коллективный проект «Однажды под новый Год»

1

Тема 3. Проект «Искусство быть здоровым».3 часа.

28.

Проект «Искусство быть здоровым». Здоровье и выбор образа жизни

1

29.

Проект «Искусство быть здоровым». Профилактика здоровья

1

30.

Круглый стол «Искусство быть здоровым»

1

Тема 4. Человек в социуме. 4 часа

31.

Человек в социуме. Социальные связи.

1

32.

Человек в социуме. Социальные нормы.

1

33.

Человек в социуме. Нравственные ценности и идеалы.

1

34.

Практическая деятельность«Социальное проектирование» (здоровье, толерантность и др.)

1

 Содержание программы:

Тема 1. Коллектив как субъект совместной деятельности (12ч).

Диагностика - «социометрия». Познание как личностно преобразующая деятельность,игра как сущностная потребность человека. Как научиться ставить цели. Правила работыв команде. Основы проектной деятельности. Что такое презентация проекта? Портфолиодостижений учащегося. Проект «Символика нашего класса».

Тема 2. Проект это экспедиция открытий (15ч.).

Проект «Моя будущая профессия». Проект «История моей улицы». Коллективный проект

«Конституция РФ: история и современность». Коллективный проект «Однажды под

новый Год».

Тема 3. Проект «Искусство быть здоровым» (3ч.).

Что такое «здоровье»? Гармония физического здоровья. Эмоциональное здоровье.

Здоровье и творчество. Заповеди здорового питания. Пагубность вредных привычек.

Здоровье и выбор образа жизни. Профилактика здоровья

Тема 4. Человек в социуме (4ч.).

Социальные связи. Социальные роли. Социальные нормы. Нравственные ценности и

Идеалы .

Ожидаемые результаты реализации программы

- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве

общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе),

понимание социальной реальности и повседневной жизни;

- сформированность позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества

(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);

- освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций

школьника;

- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.

Требования к образовательным результатам

Требования к образовательным

результатам

Характеристика результата

Оценка

достижения

результатов ВД

Личностные

Воспитание российской

гражданской идентичности,

воспитание чувства долга и

ответственности перед Родиной

Расширение и углубление

практических представлений о

нормах и отношениях,

определяющих состояние

местного социума;

возможностях участия граждан

в общественном управлении

Участие в

дискуссии с

аргументированным

высказыванием

своей позиции по

различным

спорным ситуациям

Формирование готовности и

способности обучающихся к

саморазвитию и

самообразованию

Продемонстрирована

способность приобретать новые

знания и осваивать новые

способы действий

План личностного

развития

Формирование коммуникативной

компетентности в процессе

общественно полезной

деятельности

Продемонстрированы навыки

оформления проектной работы

и пояснительной записки, а

также подготовки простой

презентации.

Участие в

публичных

выступлениях

Метапредметные

Способность самостоятельно

определять цели, ставить и

формулировать задачи в

познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы

своей познавательной

деятельности

Продемонстрированы навыки

определения темы и

постановки задач, некоторые

этапы выполнялись с помощью

руководителя.

Оформление

портфолио

проектов

Умение самостоятельно

планировать пути достижения

целей, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы

решения поставленных задач

Приобретение навыков

планирования, подготовки и

реализации социально

значимого дела

Самостоятельное

составление плана

по реализации

проектов

Умение сопоставить свои

действия с планируемыми

результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в

процессе достижения результата

Продемонстрировано

понимание действий по

достижению планируемых

результатов, осуществляется

контроль своей деятельности

Защита социальных

проектов

Литература

1. Абаскалова Н. П. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы). –

Новосибирск, «Лада», 2000.

2. Андреева А. Психологическая поддержка ребёнка.// Воспитание школьников.- 2002

- 3.

3. Белов В. И. Психология здоровья. – М.: Респекс, 1994.

4. Бесплатная виртуальная электронная библиотека - http://www.velib.com/

5. Воложин А. И. Путь к здоровью. М.: Знание, 1991.

6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический

конструктор. Москва «Просвещение», 2010г.

7. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.

Москва «Просвещение», 2011г.

8. Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника.

Издательство «Учебная литература», 2006г.

9. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального  направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социальные игры" 5 класс

Рабочая программа предназначена для 5 класса....