Обобщение педагогического опыта
статья по теме

Николаева Татьяна Леонидовна

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Нижегородской области

ГОУ ДПО НИРО

«Нижегородский институт развития образования»
            Кафедра естественнонаучного образования

Различные формы внеурочной работы по физике

как средство развития познавательного интереса к предмету

Творческая работа

(Обобщение педагогического опыта)

Работу выполнила:

учитель физики

МОУ Северная средняя

общеобразовательная школа

п. Северный

Варнавинского района

Николаева

Татьяна Леонидовна

Нижний Новгород

2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Различные формы внеклассной работы, применяемые

            в моей  практике

            1.1 Образовательное пространство Северной средней школы……. 7

            1.2 Основные аспекты внеурочной деятельности………………….. 7

            1.3 Описание опыта работы на примере занятий в классах с       углублённым изучением отдельных предметов…………………... 11

                  - экскурсия……………………………………………………….. 12

                  - устный журнал…………………………………………………. 13

                  - тематический вечер……………………………………………. 55

                  - конференция……………………………………………………. 63

             1.4 Значение проводимых мероприятий…………………………... 66

Глава 2. Результаты, полученные в процессе использования различных форм организации внеурочных занятий

             2.1 Исследование уровня мотивации к успеху……………………. 69

             2.2 Развитие коммуникативных склонностей выпускников……… 70

             2.3 Творческая активность – важный объект исследования при изучении повышения интереса к предмету………………………… 71

             2.4 Анализ качества знаний по физике…………………………….. 72

             2.5 Выбор физики в качестве экзамена…………………………….. 74

             2.6 Профориентационный выбор учащихся……………………….. 74

Заключение………………………………………………………………….. 75

Список литературы………………………………………………………… 78

Приложения…………………………………………………………………. 79

Все наши замыслы,

 все построения и поиски

 превращаются в прах,

 если у ученика нет желания учиться.

В.А.Сухомлинский

Введение

Мой педагогический стаж небольшой – одиннадцать лет, четыре года из которых пришлось проработать учителем начальных классов. Когда в 2000 году мне предоставили место учителя физики, я столкнулась с проблемой отсутствия интереса у учащихся к этой науке, как следствие, обнаружились непрочные знания по предмету, неумение находить выход из проблемных ситуаций на уроке, недостаточное понимание природных явлений.

Моё мнение таково: изучая физику, учащиеся должны ознакомиться с целым рядом явлений природы и их научным объяснением; у них формируется убеждение в материальности объектов, в отсутствии всякого рода сверхъестественных сил, в неограниченных возможностях понятия человеком окружающего мира. Знакомясь с теорией развития физики и техники, учащиеся начинают понимать, как человек, опираясь на научные знания, преобразует действительность.

Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Электротехника, автоматика, электроника, космонавтика и многие другие отрасли развились из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки приведет к еще большему проникновению её достижений в различные области техники.

В связи с возрастанием значения физики для естествознания её значение становится необходимым каждому человеку современного общества.

Полностью разделяю точку зрения М.М. Балашова (3), что при определении содержания курса физики для школьников нужно помнить, что научность и логичность не единственные составляющие части знания, называемой «физика».

Можно и нужно говорить об общекультурном значении физики, об её истории и драме идей, о приближенности физического знания, о роли математики в науках о природе, о языке физики, о личностях редких – титанах мысли и духа…

Замечательно точно высказался М.М. Балашов о взаимосвязи физики с другими предметами: «Какое богатство содержания! Как много «мостиков» к другим предметам можно проложить, включая перечисленное в содержание курса физики! Какие возможности самореализации откроются для ребят, которых одна научность и логичность не удовлетворяет» (3, с. 7-8).

Однако, не для кого не секрет, что эта схема является идеалом. В действительности, грустно знакомиться с результатами исследований, проводимых среди учащихся нашей школы: физика и другие естественные науки прочно закрепились в нижней части шкалы престижа школьных предметов. Почему?

В чем источник возбуждения и поддержания интересов учащихся к предмету? Внутри самой физики? Нет. Собственно наука становится источником интереса только на определенном этапе (не для всех) и уж почти никогда – на первой ступени.  В занимательности и облегчённости? Тоже нет. Это обеспечит сиюминутный успех и в конечном итоге породит скуку. В чем же секрет?

В «Учительской газете» №15 от 2007 года мне попалась статья Натальи Брыкиной (18), учителя математики из Самарской области, в которой она считает, что основная причина потери интереса к предметам естественно – математического цикла в том, что дети просто не в силах справиться с той нагрузкой, требованиями, которые предъявлены современной программой. Как следствие, школьники просто перестают заниматься, свыкаются с ролью неудачников, отстающих. По мнению коллеги, нежеланием учиться ребенок просто защищается от перегрузки.

Перенесу эту ситуацию на нашу школу и  позволю себе согласиться с Натальей, но лишь частично, так как, проанализировав результаты опроса учащихся по методике Л.В. Байбородовой «Составление расписания» (14), были выявлены следующие результаты: физика у большинства школьников в рейтинге популярности находится далеко не на первом месте.

Но дело тут не только в нагрузке. Немаловажную роль играет и социальная сфера, окружающая ребёнка.

Поскольку посёлок наш небольшой, не составляет трудности охарактеризовать психологический портрет ученика. В тех классах, где я работаю, могу с уверенностью заявить, что безразличие к предмету вызвано, большей частью, равнодушием  ко всему происходящему и отсутствием тренировки своих умственных способностей. Отчасти это можно объяснить неумением самостоятельно работать, на мой взгляд, в этом есть часть и нашей вины, педагогов. Использование репродуктивного метода изложения материала для развития современного школьника не всегда логично. Неуверенность в собственных силах присоединяется к слабо развитой мыслительной деятельности, и в совокупности в одиннадцатом классе видим выпускника, который даже на выпускном вечере не может нам конкретно сказать: как он теперь собирается «идти в люди».

Кроме того, социальная среда нашего посёлка для благополучного развития личности оставляет желать лучшего. Представьте себе ребёнка, который растёт в семье, где мать вечно озабочена проблемой, как подработать, чтобы хватало на хлеб с маслом, а отец от безработицы сходит с ума, пытаясь излечить свою больную душу с помощью «зелёного змия». Удалённость от районного и областного центров не даёт возможности человеку реализовать себя, определиться в этом мире, он живёт в своей глуши, как в отдельном государстве.

Главный интерес детей из таких семей, как выжить в сложившейся ситуации. Здесь не может быть положительных мотивов для изучения любых предметов, не говоря уже о физике в частности.

В виду такой ситуации школа работает по программе, которая призвана развивать способности ребёнка, повышать его познавательные интересы, уровень воспитанности. Поскольку я в разработке этой программы принимала непосредственное участие как завуч по воспитательной работе, то, естественно, часть целей и задач из этого документа, только уже более конкретизированных, перенесла на свою практическую деятельность по предмету. Ещё хочу заметить: как заместителя директора по части воспитания школьников, эта проблема меня касается непосредственно, так как организация свободного времени учащихся находится под моей ответственностью, и здесь имеются свои подводные камни.

Наша сельская школа – это центр эстетического воспитания молодёжи, организации её досуга через спортивные и культурные мероприятия. Но поскольку в результате «урезания» количества часов, выделяемых районным Управлением образованием на организацию внеурочной работы с детьми, в два раза, учащимся просто негде себя реализовать. А это в наше неспокойное время чревато опасными последствиями.

Нельзя ли объединить все эти факторы воедино, и свободное время школьников направить на реализацию и развитие их творческих способностей, а также повышение познавательного интереса при участии во внеурочной деятельности по физике? Причем сделать это их собственными руками, ненавязчиво предложив «львиную» долю подготовки внеклассных мероприятий им взять на себя, а самому учителю при этом ориентироваться на следующие действия:

  1. показать, какое значение для жизни имеет понимание происходящих явлений и как важно это для развития науки и техники;
  2. строить свою педагогическую деятельность с обязательным использованием проблемных ситуаций;
  3. помнить, что учащиеся отличаются друг от друга способностями и склонностями, их запас знаний, в силу некоторых причин, может быть различен;
  4. использовать наглядность, всевозможные технические средства обучения, где во главе угла стоят информационно-компьютерные технологии;
  5. обратить внимание на умение учащихся самостоятельно пользоваться дополнительной литературой, в том числе, и научного содержания;
  6. предоставить детям информацию, выходящую за пределы программы, т. е. интересную, занимательную, может быть, в какой-то степени, даже шокирующую, ставящую в тупик;
  7. усилить количество заданий творческого характера, показав с их помощью значение решения проблем для техники, повседневной жизни;
  8. не забывать о проявлении уважения к ученику как к личности, но быть при этом пристрастным, справедливым и требовательным.

Эти, своего рода, требования определяют ряд задач, которые помогают мне в воспитании и развитии своих подопечных:

- сопоставлять знания, полученные на уроках и во внеурочное время с                                                             жизненными ситуациями,

- вырабатывать навыки самостоятельной и исследовательской работы в работы в различных видах деятельности,

- учить работать со справочной и научной литературой, с современными информационными технологиями,

- видеть роль и место естественных наук в общественной культуре, и их связи с другими науками,

- формировать у детей умение анализировать, выделять главное.

Таким образом, актуальность моего исследования обусловлена перечисленными выше проблемами и фактами.

Итак, мотивируя тем, что физика является фундаментальной наукой в естествознании и изучение её необходимо, я считаю, что в нашей школе и в тех классах, где я работаю, повысить интерес можно с помощью занятий во внеурочное время.

В первой главе мною будут представлены некоторые идеи из методической литературы, которыми я пользуюсь в качестве основы и руководства в своей работе с детьми. Здесь же освещается практическая сторона деятельности. Это примеры разработок, которые помогают мне в достижении цели: развивать интерес к предмету, а также использовать свободное время учащихся с максимальной пользой для них.

Оценить мой педагогический опыт позволит вторая глава, где представлены результаты работы в данном направлении и сделаны выводы об эффективности моего труда.

Заключение построено на обобщениях и выводах, сделанных мною в процессе написания работы и всей деятельности в целом.

Поэтому целью исследования видится:

Установить взаимосвязь между организацией внеклассной работы в сельской школе с развитием интереса к изучению физики и творческих способностей учащихся.

Для реализации цели выберем более конкретные задачи:

  • изучить формирование интереса к предмету под влиянием внеурочных занятий;
  • проследить за развитием творческих способностей в процессе внеклассной деятельности;
  • выяснить, какое влияние на развитие личности учащихся оказывают внеклассные занятия по физике;
  • определить, влияет ли интерес к предмету на профессиональный выбор учащихся.

Опираясь на пособие И.Я. Ланиной (7), в своей работе я хочу выделить следующие положения:

  • внеклассные занятия приучают к самостоятельной творческой работе, развивают инициативу учащихся, вносят элементы исследования в их работу, содействуют выбору будущей профессии.
  • внеклассные занятия помогают учителю лучше узнать индивидуальные способности своих учеников, выявить среди них одарённых учащихся, проявляющих интерес к физике, и всячески направлять развитие этого интереса.
  • с внеклассных занятий на урок приходят новые формы работы. Сочетание классной и внеклассной форм работы обогащает урок, наполняет его новым содержанием, делает более интересным для учащихся.



Предварительный просмотр:

1 глава

Различные формы внеклассной работы, применяемые в моей    практике

1.1 Образовательное пространство Северной средней школы

Как уже говорилось во введении, МОУ Северная средняя общеобразовательная школа является центром развития эстетического воспитания детей. Программа образовательного учреждения нацелена на развитие творческих способностей, повышение познавательного интереса, уровня воспитанности учащегося, то есть воспитания тех качеств, которые рассматриваются коллективом школы как ведущие, стержневые, определяющие направленность личности, её активность, инициативность, творчество. Каждый педагог ориентирован на цели данного документа и в своей деятельности использует такие формы и методы организации детей, которые благоприятствуют формированию индивидуума, свободно адаптирующегося  в современном обществе.

На данный момент в школе обучается сто семьдесят детей в одну смену. Это десять классов-комплектов. Каждый детский коллектив занимает классную комнату, девять из которых – кабинеты. Благодаря национальному проекту «Образование» кабинетные помещения физики и биологии получили новое лабораторное оборудование, а также большое количество научно-методической литературы по предмету и различного дидактического материала. В кабинете физики установлен компьютер с контрольно-измерительным блоком, который позволяет работать с программным обеспечением лаборатории «L-микро». Освоить другие компьютерные технологии можно, посетив кабинет информатики, где для ребят установлены тринадцать компьютеров с  мультимедийным проектором. Наличие в школе спортивного и актового залов позволяет проводить массовые внеклассные мероприятия в специально предназначенных для этого помещениях.

Только вот бездушное лабораторное оборудование само ничего интересного собой не представляет. Но если всё это привести в действие и показать детям в работе, то физика превращается из сухого, «мелового» предмета в фантастически интересную страну.

1.2. Основные аспекты внеурочной деятельности

Для учителя физики главное – сохранить эту необычность, чтобы развивать интерес и скрытые способности ребёнка, чтобы каждый новый учебный год он входил к нему в кабинет, затаив дыхание, а лаборантская оставалась все пять лет изучения предмета для него святая святых.

Сложившаяся ситуация в школе требует применения форм и методов работы, не укладывающихся в рамки урока. Существенно ограничивают инициативу учителя и учащихся сорок пять минут, отведенные на общение друг с другом.

Поэтому в своей практике для расширения кругозора, повышения и закрепления интереса учащихся к предмету я использую различные формы организации внеурочной деятельности.

Анализируя научно-методическую литературу, в частности, пособия И.Я. Ланиной (7) и О.Ф. Кабардина (5), для себя я выделила ряд принципов организации внеклассной работы по физике для связи с обязательными занятиями, которые заключается в двух утверждениях:

  • Опора во всей внеклассной работе на те знания и умения, которые учащиеся приобрели на уроке.
  • Направленность всех форм внеурочной деятельности на развитие интереса к предмету, на формирование потребности углублять свои знания, расширение кругозора и повышение интеллектуального уровня.

 Однако нельзя считать организацию такого рода деятельности альтернативной заменой уроку и ни в коем случае не должно быть основной задачей доработка того, что не успели изучить при прохождении материала в рамках учебного плана.

Для своей школы считаю приемлемым признак добровольного выбора занятий учащимися по их интересам. Отсюда следует, что любое дело, организованное учителем с детьми, принесет положительные плоды, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его чувствах, эмоциях, переживаниях. Во внеклассной работе этого можно достигнуть путем занимательности, необходимой для отдыха, хорошего настроения, положительного настроя. Но считать идею занимательности основной было бы неправильным. Ведь внеклассная деятельность должна выполнять не развлекательную функцию, а, в первую очередь, развивать и совершенствовать личность.

Особенностями внеурочной работы по физике, повышающими её эффективность, являются возможность большей, чем на уроке, индивидуальной работы с учащимися, предоставление каждому школьнику свободы выбора занятий по его интересам, работы в темпе, который совпадает с его желаниями и способностями. Не следует умалять и того факта, что данная форма работы не «загоняется» в рамки обязательного достижения конкретного результата, и при правильных действиях учителя она обязательно принесет положительные плоды.

Совершенно нет необходимости в стремлении привлекать всех детей к участию во внеклассных мероприятиях. Но каждого учащегося, который интересуется физикой, учитель обязан заметить и найти для него такую форму деятельности для развития интереса, которая бы соответствовала его индивидуальным особенностям. Отсюда следует, что развитие познавательного интереса – это одна из важнейших задач внеурочной работы по физике. Для обязательной её реализации школьникам необходимо аккуратно напоминать, что для объяснения и решения некоторых занимательных задач, явлений, принципа действия различных машин, конструирования простейших и необычных физических приборов, понимания сущности важнейших достижений науки и техники требуются знания по физике, получаемые в школьном курсе.

Кроме того, как считает О.Ф.Кабардин (5), для развития творческих способностей учащиеся должны встречаться с проблемами, зачастую требующими самостоятельного открытия неизвестных им законов и зависимостей, работать с дополнительной литературой и уметь выделять главное.

Действительно, я столкнулась с проблемой, когда дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Их необходимо научить её правильно усваивать, а для этого надо дать им понять, как увидеть главное, найти связи, выстроить информативную структуру. Поэтому нужно учить школьников не только целенаправленному поиску информации, но и вырабатывать у них навыки поисковой деятельности, а проще говоря, не просто запоминать, а воспроизводить полученные знания на практике.

Из своих наблюдений за учащимися нашей школы замечу, что очень большое влияние на формирование интересов у детей школьного возраста оказывают различные формы организации познавательной деятельности. В некоторых игровых ситуациях наиболее ярко проявляется желание действовать совместно, наблюдается подъём жизненных сил. Это можно видеть при подготовке и проведении предметных вечеров, КВН и других массовых мероприятий. Для подростков игровые моменты этих состязаний необычайно интересны, и дети участвуют в них с максимальной отдачей. Свободное участие всех  и подзадоривающая обстановка подготовки к борьбе пробуждает изобретательность, юмор и у тех учеников, у которых, казалось, их и не было. Многие проявляют себя как организаторы: ученики обычно сами выбирают исполнителей и устанавливают порядок проведения мероприятия, подведение итогов, изыскивают нужные материалы. Проведение такого рода игр оказывается для учащихся не просто развлечением, а увлекательным делом.

Творческие задачи с элементами игры выявляют удивительную живость воображения детей, пробуждает у них весёлую деятельную энергию. Подростки нередко проявляют собственную инициативу в тех видах занятий и работ, в которых они прежде лишь действовали по указанию старших.

Кроме того, я считаю, что большое значение здесь имеет и личность самого учителя, его профессиональные качества, такие как умелое владение методикой, педагогический такт, знание возрастных особенностей ребёнка.

Авторы пособия «Внеурочная работа по физике» О.Ф.Кабардин и другие (5) предлагают следующие формы внеклассной деятельности (Таблица 1).

На практике я использую те из них, которые наиболее приемлемы для образовательного пространства нашей школы.

Таблица 1

Формы внеурочной деятельности по физике

1.3. Описание опыта работы на примере занятий в классах с углублённым

изучением отдельных предметов

Свой опыт работы я представлю на примере десятого класса, который в этом учебном году – эксперимент для нашей школы.

Это двадцать два ученика, составляющих три учебные группы, одна из которых занимается по основной программе (10 «о»), другая специализируется на изучении предметов гуманитарного цикла (10 «г»), и последняя (10 «е»)– самая большая, представляющая для меня особый интерес, поскольку я являюсь, как бы, её куратором. Эти учащиеся по окончании основной школы в качестве приоритетного выбрали естественнонаучное направление.

Для начала охарактеризую класс, чтобы составить представление о детях, с которыми я работаю.

Если в прошлом году уровень любознательности этих ребят был высок, то к десятому классу, согласно исследованиям психологов, возрастает потребность узнавать новое путём самостоятельных изысканий. Проще говоря, применение одной наглядности на занятиях недостаточно.

Очень удобно, что класс дифференцирован, так как каждая группа имеет свои познавательные интересы, и мне проще ориентироваться в подготовке мероприятий, учитывая наклонности учащихся. Проведя анализ уровня интереса к предмету в прошлом году, когда этот детский коллектив представлял собой две параллели, я получила следующий результат: в 9 «а» классе – 68%, в 9 « б» классе – 45% учащихся поместили физику в тройку лидеров. В первом полугодии 2007-2008 учебного года в 10 «о» выделили предмет 65,2%, 10 «г»  - 93%, в 10 «е» все ученики назвали физику одним из самых интересных предметов.

В соответствии с характеристикой для развития интереса к предмету каждая группа принимает участие и реализует себя в том или ином виде внеурочной деятельности.

10 (общеобразовательный)  класс. В этой группе, с которой мы, согласно программе, встречаемся два раза в неделю, семеро парней, познавательные интересы которых развиты достаточно слабо. Кроме того, у учащихся низкий уровень знаний. Это можно объяснить, отчасти, невысокими способностями, отчасти, неблагоприятной ситуацией, сложившейся дома, в семье.

Однако, обладая заурядным умом и отсутствием элементарных навыков в области знаний, глаза этих детей загораются интересом, когда на уроке демонстрируется эксперимент или рассказывается о необычном явлении, ситуации, история из жизни замечательных физиков. Они запоминают происходящее, представленное в занимательной форме, но всё равно затрудняются  объяснить его сущность. Поэтому интерес к физике проявляется в этом классе эпизодически. Но даже за эту соломинку я стараюсь ухватиться и пытаюсь их расшевелить. Для этого организую внеклассную деятельность таким образом, чтобы выработать у этих учащихся стремление заниматься физикой систематически.

Поясню это на примере.

Экскурсия

В предвыпускном классе уже необходимо ориентировать школьников на выбор профессии, а в данной сложившейся ситуации можно порекомендовать учащимся рабочие специальности. Для этого представляю им максимально наглядно возможные варианты, где они применяются.

В нашей местности это можно показать непосредственно на заводе по переработке древесины, посетив пожарную часть, ремонтно-строительные мастерские, познакомиться с работой различных механизмов и объяснить всё увиденное с точки зрения физики. Этим мы «убиваем» двух зайцев: с одной стороны повышаем интерес учащихся к предмету, с другой – решаем социальные проблемы, связанные с отсутствием молодых кадров на производстве.

Для более полного усвоения отдельных вопросов программы, мною разработан специальный план экскурсий, который связывает занятие с пройденной темой (закрепление) или с материалом, который будет изучаться в ближайшее время (проблемная ситуация).

Рассмотрим экскурсию в леспромхоз «Сталекс», которая была проведена с целью закрепления темы «Силы в природе» и для более наглядного представления о различных видах профессий, связанных с лесопереработкой.

1 этап (подготовительный).

Для составления плана экскурсии ребятам выдаётся опорная схема, в которой учащиеся нацеливаются на конкретный вид деятельности.

Перед учениками ставится вопрос: как вы думаете, какова цель нашей экскурсии в деревообрабатывающий цех?

Следующим пунктом 1 этапа является  проведение «мозгового штурма» (варианты ответов выслушиваются и записываются на доске). На этой основе формулируются цели и задачи экскурсии.

Цель: лично убедиться, что нас окружают силы различной природы, а также больше узнать, какие специальности наиболее востребованы и интересны в лесной промышленности.

Задачи:

- рассмотреть работу циркулярной пилы, конвейерной ленты;

- получить информацию о принципе действия различных механизмов и станков;

проанализировать увиденное и сделать выводы о проявлении различных типов  сил на производстве;

- познакомиться со специальностями, которые встречаются в нашем леспромхозе.

Здесь же проводится инструктаж по технике безопасности.

2 этап (посещение объекта).

Непосредственно на объекте выслушивается рассказ специалиста. Затем учащиеся задают ему вопросы, типа:

- почему нагревается доска, проходящая через деревообрабатывающий станок?

- какое дерево лучше пилить: сухое или сырое?

- для чего в станках применяют смазку?

- почему трос делают из металла, а не из нитей?

- зачем станки устанавливаются на бетонные полы, а не на деревянные?

3 этап (выводы).

После того, как ответы на вопросы получены, ученики совместно с учителем делают выводы о природе различных сил, их проявлении в технике, на производстве, а именно:

- от чего зависит сила трения?

- как можно уменьшить и увеличить трение?

- что такое сила упругости и реакция опоры?

- от чего зависит коэффициент жесткости (у какого материала он больше, у какого – меньше)?

- как проявляется сила тяжести при работе станка?

- каково разнообразие и природа сил на производстве?

- знаниями из каких областей науки должен обладать специалист, чтобы хорошо выполнять свою работу?

4 этап (контроль).

Для проверки усвоенного материала, развития навыков самостоятельной работы и образного мышления, а также в целях повышения литературной грамотности учащихся, я предлагаю им составить небольшой творческий отчёт. Для облегчения работы даётся план, ориентируясь на который ребята выполняют задание.

План отчёта.

  1. Какой учебный материал предшествовал проведению экскурсии?
  2. Что нужно было повторить перед посещением объекта?
  3. Сформулируйте вашу цель экскурсии.
  4. Передайте кратко услышанное и опишите увиденное:

- с какими видами работ познакомились?

- какие подробности рассказа вас заинтересовали больше всего?

- задавали ли вы вопросы, если «да», то какие?

- какие выводы были сделаны из рассказа специалиста (с помощью учителя)?

5. Получили ли вы ответ на тот вопрос, который стоял перед вами в начале работы?

Работы сдаются через неделю после проведения экскурсии, оцениваются, а наиболее содержательные представляются на Неделе естественных наук после зимних каникул и лучшие из лучших – в конце учебного года на общешкольном Празднике знаний.

Устный журнал

Групповая работа неплохо прижилась в классе с углублённым изучением гуманитарных наук. Здесь занимаются школьники, интересы которых лежат в области русского языка, литературы, истории. Большинство из них обладают способностями визуально и аудиально воспринимать информацию  с последующим её запоминанием. Это достаточно сильная группа. Учащиеся здесь умеют и любят самостоятельно работать с книгой, много читают, могут выделять из текстов важные моменты и объединять их по общим признакам. Кроме того, речевой запас этих детей достаточно богатый, они неплохо держаться, выступая перед аудиторией, обладают хорошей дикцией. Качество знаний по физике в этой группе 71, 4%, что достаточно неплохой результат.

Поскольку для гуманитариев на изучение моего предмета программа отводит только лишь два часа, то для более глубокого усвоения информации можно предложить различные виды домашней самостоятельной работы.

Для облегчения этого шага я обычно на уроки приношу книги, которые раскрывали бы и более полно иллюстрировали изучаемый материал. При этом обязательно даю аннотацию и рекомендую, какую ещё литературу можно найти и прочитать по интересующей теме. Сейчас школьная и сельская библиотеки нашего посёлка обновили свою научно-методическую базу, кроме того, в кабинете физики имеется своя неплохая книжная копилка. Умение работать с литературой позволяет этим учащимся принимать активное участие в написании и защите творческих работ (рефератов), подготовке устных журналов и других выступлений.

Рассмотрим самостоятельную работу учеников в процессе подготовки устного журнала «Физика и живая природа» (20, 21, 22, 26, 27), который они готовили к проведению Декады естественных наук в нашей школе.

Для начала нужно было определиться с темой. В целях поддержания интереса к биологии и развития межпредметных связей мы с ребятами остановили свой выбор на выявлении взаимодействия и границ применимости двух наук.

В классе выделяются две девушки, у которых есть достаточный опыт самостоятельной  работы в области литературы и истории (принимали участие в районных и областных конкурсах). Это Зелёнкина Юлия и Кибардина Оксана. Они и будут руководителями проекта. Их задача – подбор материала.

Для составления образов, иллюстрирующих отобранные сведения, привлекаются Лебедева Ксения и Плющева Екатерина. С их помощью будет оформлена работа.

Единственный парень в этом классе, Козлов Артём, в силу своих природных склонностей всё-таки больше тяготеет к практической части физики. Он займётся постановкой нужных нам экспериментов.

Всю нашу дальнейшую работу можно представить в виде таблицы.

Таблица 2

Этапы

Действия

Сроки

Ответственные

Коррекция

1 этап Подготовка

2 этап

Разработка содержания

3 этап

Оформление журнала

4 этап

Выступление

5 этап

Подведение итогов

Изучение литературы, выбор наиболее интересных материалов

Подбор иллюстраций, литературы к выставке

Подготовка экспериментов, соответствующих теме

Выбор занимательных сюжетов, загадок, задач

На основе отобранных фактов составляются названия страниц и примерное их содержание

Каждой странице подбирается соответствующая иллюстрация

Производится отбор лабораторного оборудования, необходимого для экспериментальной страницы

Систематизируются занимательные элементы журнала

На компьютере набирается текст страниц, распечатывается для выступающих

Оформляются слайды

Готовится схема демонстраций

Монтируется презентация

Показательное выступление в актовом зале со сменой страниц и использованием  компьютерных технологий

Оценка жюри положительная.

Первое место среди 9-11 классов.

14.01-20.01

14.01-20.01

14.01-20.01

14.01-20.01

24.01-25.01

28.01

26.01, 28.01

28.01

29.01

30.01

31.01

31.01

7.02

Кибардина О., Зелёнкина Ю.

Лебедева К.,

Плющева Е.

Козлов А.

Попова К.

Вся группа

Лебедева К.,

Плющева Е.

Козлов А.

Попова К., Зелёнкина Ю.

Козлов А., Кибардина О.

Кибардина О., Лебедева К.

Козлов А., Попова К., Плющева Е.

Вся группа

Вся группа

Самостоятельно

Учитель наблюдает, направляет действия

Самостоятельно, затем учитель проверяет и корректирует, вносит предложения

Учитель контролирует подготовку эксперимента, вносит поправки и изменения

Учитель проверяет выполнение, вносит поправки, помогает исправить ошибки

Учитель проверяет, контролирует выполнение

Учитель помогает, исправляет недочёты

Учитель проверяет выполнение, вносит поправки, помогает исправить ошибки

Непосредственно помогает, направляет работу

Помогает в проведении

Далее в классе после уроков было проведено обсуждение. Сначала учащиеся, проводившие журнал, самостоятельно отвечали на вопросы анкеты:

- Какие трудности встретились при сборе информации?

- Что важного и нового вы узнали в процессе работы?

- Интересно ли вам было чувствовать себя в роли выступающих?

- Какие эмоции вы испытывали при выполнении работы?

- Сложно ли вам было работать на компьютере?

- Какая часть работы показалась трудновыполнимой, а какие её этапы – элементарными?

- Как вы оцениваете свой вклад в подготовку и проведение журнала?

После обсуждения ответов на вопросы анкеты мы пришли к выводу, что эта форма работы необычна и интересна, тем что:

во-первых, оказывается, что физика связана с другими науками;

во-вторых, в книгах научно-технического содержания можно найти много интересных фактов;

- в-третьих, с помощью физических опытов можно объяснить явления, о которых мы даже не задумывались;

- в-четвёртых, компьютер, это замечательная техника для таких мероприятий;

- в-пятых, на сцене очень здорово выступать, особенно отвечать на необычные вопросы, хотя иногда и не очень правильно.

Планируем:

  1. показать журнал в младших классах, предварительно отредактировав его под этот возраст;
  2. тематику можно подбирать с учётом запросов отдельных классов и перед ними же выступать;
  3. отдельный материал теперь можно находить в сети ИНТЕРНЕТ;
  4. сделать выпуск журнала регулярным.

Однако, использование такой формы работы уместно не во всех классах, поскольку всегда найдутся такие ребята, которым очень трудно обрабатывать книжную информацию. Поэтому из своего опыта я пришла к выводу, что устный журнал нужно использовать в качестве групповой формы работы, а если позволяет тематика, то предлагать таким детям посильные задания с учётом их индивидуальных особенностей, чтобы они не чувствовали себя отвергнутыми. Поэтому я и организую такого рода мероприятия по той схеме, которую представила на примере 10 «г».

Конференция

Неплохую популярность в школе сыскала учебная конференция. Она хороша, на мой взгляд, тем, что в равной степени применима и во внеурочной деятельности, и на учебном занятии. Конференция считается своеобразным итогом работы старшеклассников по изучению объёмной или наиболее интересной им теме. Чтобы подготовить это занятие, нужно соблюдать ряд требований:

- чтобы повысить интерес учащихся, все доклады следует иллюстрировать (рисунки, слайды, фрагменты фильмов, опыты);

- работу ребят необходимо разнообразить, в данном случае, распределив роли «специалистов»;

- обучать детей ораторскому искусству, то есть воспитывать корректность, тактичность, прививать умение вести беседу.

Итог конференции будет успешен, если в процессе её проведения и подготовки педагог будет сочетать добровольность в выборе учащимися работы с обязательностью её выполнения при наличии контроля и учёта работы.

В процессе подготовки целесообразно распределить класс на группы, каждая из которых выполняет свою функцию в соответствии с темой.

Десятый класс у нас на группы уже разбит, причём, это деление довольно удачно для данной формы работы, а именно у нас будут представлены персонажи: «Группа историков», «Группа космонавтов», «Группа экспериментаторов», «Группа теоретиков», «Журналисты» и «Экологи».

Своё выступление мы решили показать для учащихся девятого класса после изучения темы «Реактивное движение» (1, 9, 13, 17), преследуя следующие цели:

  1. расширить границы  представления выпускников основной школы об очень важном, но, к сожалению, ограниченно представленном для них учебном материале;
  2. показать, какое значение для всего мира имеет освоение космического пространства;
  3. рассказать о грандиозном подвиге русского народа в покорении космоса;
  4. выявить проблемы, связанные с использованием околоземного пространства и возможные пути их решения.

В итоге  учащихся обоих классов получают расширенное представление о применении закона сохранения импульса, воспитывается чувство ответственности к выполнению данной работы, развиваются творчество и самостоятельность, складывается представление о проблемах экологического  состояния нашей планеты, разрабатываются возможные пути их решения и, что очень важно в наше время, гордость за свою страну, свой народ.

 

1.4. Значение проводимых мероприятий

Таким образом, в этой главе представлены основные моменты организации учащихся наиболее часто используемых мной форм внеурочной работы. Вкратце охарактеризую их.

Для проведения экскурсий я использую методическое пособие В.Г. Сердинского «Экскурсии по физике в сельской школе». В ней автор рассказывает об опыте работы по проведению экскурсий по физике в сельской школе, а также раскрывает методику проведения экскурсий на различные доступные в сельской местности объекты, даёт рекомендации по использованию материалов экскурсий в учебной работе. Это методическое руководство мне близко тем, что подходит именно для таких случаев, когда:

А). необходима наглядная агитация в выборе профессий;

Б). познавательные интересы детей развиты слабо, учащиеся обладают невысокими знаниями, тяжело воспринимают  речь учителя и не могут работать самостоятельно.

Групповые занятия описываются во многих методических пособиях. Основным принципом в такой работе является принцип дифференциации, то есть распределения обязанностей между детьми согласно их развития и потребностей. Это достаточно щепетильный метод, потому что, думается, учителю нужно быть тонким психологом, владеющим методикой определения развития личности, чтобы суметь определить склонности ребёнка и не нанести ему в данном случае душевную травму.

Такого рода занятия достаточно хорошо воспринимаются учащимися нашей школы, поскольку в группе по интересам выполнить задание гораздо проще, чем это делать одному. Это подтверждают и психологические исследования личности практически во всех классах, где я работаю.

Наибольший интерес для учеников представляют, конечно, массовые мероприятия. Но здесь тоже можно встретить свои «подводные камни».

Во-первых, трудно проследить за общей подготовкой (если участвуют все классы). Для этого я приглашаю помощников из Совета кабинета. Они фиксируют сроки выполнения заданий, занимаются решением трудновыполнимых задач, организуют консультации с учителем, а также подготовку и оформление актового зала к праздникам. На их совести – выставка интересной, занимательной литературы в школьной библиотеке.

Во-вторых, каждый участник преследует свой интерес: кто-то действительно искренне занимается наукой, кому-то просто нужно проявить себя. В принципе, я и то, и другое приветствую, поскольку оба ученика реально могут неплохо подготовиться, а умение подать себя на публике – это ведь тоже искусство. Хуже дело обстоит с теми, кто всё время стремится остаться в тени. Здесь мне одной сложно справиться, и я обычно обращаюсь за помощью к классному руководителю. Например, ученик десятого класса Федотов Евгений обладает неплохими способностями, но в силу не очень благополучной ситуации в семье довольно часто пренебрегает участием во внеклассных мероприятиях. Я решила привлечь его, предложив смастерить рулетку для конкурса «Что? Где? Когда?» Поскольку мальчик растёт без отца, в его руках работа спорится, как у взрослого мужчины. Затем выясняется, что он ещё хорошо

рисует. Так постепенно Женя становится постоянным участником всех внеурочных занятий. Теперь он больше читает, неплохо разбирается в физических задачах, а главное, у него появилась уверенность в себе.

Анализ проведённых мероприятий осуществляется в следующем порядке:

  • Совет кабинета;
  • школьное методическое объединение учителей естественных наук;
  • Праздник знаний в конце учебного года.

С учётом всех замечаний и предложений, могу сделать вывод, что наша совместная с детьми деятельность совершенствуется:

во-первых, учащиеся стали более активными;

во-вторых, улучшилась их степень подготовки, уровень развития стал выше;

в-третьих, ребята, имеющие слабые способности, не замыкаются в себе и не отлынивают, так как для них всегда находится занятие;

в-четвёртых, использование современных технических средств обучения позволяет разнообразить и сделать мероприятие более интересным и привлекательным.

Поэтому я считаю, что в процессе организации и проведения массовых мероприятий решается целый комплекс различных учебных и воспитательных задач. Готовясь, ученики развивают своё умение самостоятельно работать, творчески мыслить, ориентироваться в книжном мире. Очень важно, что знания не преподносятся учителем, а добываются ребёнком самостоятельно.

Нельзя также умалять воспитательного значения этой формы работы. Ведь успех будет зависеть от слаженности действий организаторов, от их дисциплинированности, умения вовремя прийти на помощь товарищу.

Более полный результат моей  деятельности проведения внеклассных занятий по предмету будет представлен в следующей главе.



Предварительный просмотр:

2 глава

Результаты, полученные в процессе использования различных форм организации внеурочных занятий

Не смотря на то, что в пособии О.Ф.Кабардина (5) представлено строгое деление форм внеурочной работы на три типа, я считаю, что учителю в любом случае приходится учитывать и общую характеристику класса, и индивидуальные особенности школьников при подготовке любого рода мероприятий.

Могу сказать, что моя работа достаточно налажена и представляет собой своего рода систему взаимодействующих друг с другом факторов.

 Я бы представила свою деятельность в виде множеств, взаимодополняющих друг друга, где множество А представляет собой массовые формы работы, множество В – групповые, а множество С означает индивидуальные занятия.

Рисунок 2

Из схемы следует, что множество А является основным, это тот результат, к которому я стремлюсь, то есть полный охват всего коллектива внеклассной работой. Но есть ещё подмножества В и С, которые являются составляющей первого, и  без разбивания на эти отдельные группы с учётом особенностей личности каждого ребёнка, совместного действия и желаемого результата не получится. Поэтому смею утверждать, что любая форма внеурочной деятельности, выстроенная в виде взаимодействующих друг с другом компонентов этих множеств, безусловно, направлена на развитие личности ребёнка, его интерес к изучаемому предмету.

Считаю, что мои действия в данном направлении соответствуют представленной схеме, поскольку Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет общие цели и подчёркивает необходимость «…ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему

универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования 15, с. 7)». В Концепции также выделены важнейшие задачи воспитания: «… формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» (15, с.8)). Эти выделенные моменты я могу подтвердить результатами своей деятельности.

По сравнению с 2005-2006 и 2006-2007 учебными годами, у учащихся девятых, десятых, одиннадцатых, а также седьмого класса (1 полугодие 2007-2008 учебного года), вовлекаемых во внеурочную деятельность, наблюдается положительная динамика в развитии познавательного интереса к предмету. Это происходит потому, что, практически, каждый ученик имеет возможность проявить себя в той или иной области действий, к которой он тяготеет, где в полной мере раскрываются его способности.

2.1 Исследование уровня мотивации к успеху

 Определив сформированность учебных умений, можно предлагать школьнику конкретные занятия, которые не вызовут у него особых затруднений и не поставят в тупик. Это очень важно для развития мотивации успеха, так как в дальнейшем повлияет на адаптацию ребёнка в той социальной среде, куда он попадёт после окончания школы. Эту сторону развития личности наше школьное методическое объединение учителей естественных наук исследует недавно, используя материалы  «Учительской газеты» №20 от 15 мая 2007 года (22). Вот какую картину мы наблюдали в прошлом учебном году, тестируя выпускников:                                

                                                        Диаграмма 1

Уровень мотивации к успеху

Из учеников 9, 11 классов 68% и 70% соответственно имеют сильную мотивацию к успеху. Это те, кто склонен к самоорганизации, имеет адекватную самооценку и активно принимает участие во внеурочной деятельности. Такой анализ планируется сделать и в этом учебном году, чтобы оценить один из аспектов эффективности своего труда.

2.2 Развитие коммуникативных особенностей выпускников

Кроме уверенности в своих силах, выпускник должен обладать неплохими коммуникативными способностями, чтобы  уметь себя подать в обществе. Используя методику Р.В.Овчаровой (14), выявляем в конце учебного года учащихся с наиболее выраженными коммуникативными способностями. 2005 – 2006 учебный год показал следующий результат: из двадцати трёх учащихся одиннадцатых классов показатель «выше среднего» имеет 67% школьников, средний уровень 31% и 3% ниже среднего. Девятиклассники также разделились на три группы: выше среднего - 69%, средний уровень – 24,5%, низкий уровень – 6,5%.

Диаграмма 2

Уровень развития коммуникативных склонностей

выпускников

2005-2006 учебный год

Учащихся девятого класса протестировали в 2006 – 2007 учебном году, когда они стали на год старше: результаты достаточно неплохие, несмотря на то, что пять человек продолжили своё обучение в других учебных заведениях. В конце этого учебного года также планируется провести тестирование в этом же классе, теперь уже одиннадцатом. Выпускники основной  и средней школы 2006 – 2007 учебного года дали неплохие показатели.        

Диаграмма 3

Уровень развития коммуникативных склонностей

учащихся старших классов

2006-2007 учебный год

Отрадно заметить, что выпускники основной школы 2006 – 2007 учебного года оказались не только достаточно коммуникабельны, но и большинство из них остановили свой выбор на обучении в классе с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла. Несомненно, активное участие во внеурочной деятельности оказало влияние на развитие перечисленных выше качеств личности,  творческих способностей и, кроме того, интереса к предмету (по результатам исследования физика в рейтинге популярности занимает второе место).

  1.  Творческая активность – важный объект исследования при изучении повышения интереса к предмету

Такой важный объект исследования, как развитие творческой активности, наше методическое объединение изучает, используя методику М.И. Рожкова и других (14), проводя анкетирование в начале каждого учебного года. Для описания результатов, которые показали выпускники, выберем четвёртый критерии «направленность на творчество». Подсчитав средний балл между оценкой и самооценкой, результат представим в виде таблицы.

Таблица 4

Уровень творческой активности выпускников

Начало 2007-2008 учебного года

Класс

Балл

Балл

Балл

Высокий

Средний

Низкий

9

72, 2%

24, 5%

3, 3%

11

69, 2%

23, 1%

7, 7%

  1.  Анализ качества знаний учащихся по физике

Анализируя и сравнивая диаграммы, поясняющие развитие личности в сравнении с их участием их во внеурочной деятельности, можно сделать вывод, что все показатели взаимосвязаны: ребёнок, которого учитель смог увлечь своим предметом, развивается, и, как следствие, повышается качество знаний.

Диаграмма 4

Качество знаний учащихся МОУ Северная средняя

 общеобразовательная школа

2005-2006 учебный год, 2006-2007 учебный год,

1 полугодие 2007-2008 учебный год соответственно

Диаграмма 5

Качество знаний учащихся МОУ Северная средняя

 общеобразовательная школа

2006-2007 учебный год,

1 полугодие 2007-2008 учебный год соответственно

Диаграмма 6

Качество знаний учащихся МОУ Северная средняя

 общеобразовательная школа

2006-2007 учебный год,

1 полугодие 2007-2008 учебный год соответственно

  1.  Познавательная активность и выбор физики в качестве экзамена

Кроме того, доказательством развития познавательной активности детей может служить таблица значений, характеризующих выбор физики как экзамена при аттестации выпускных классов.

Таблица 5

Таблица, отражающая количество учащихся,

выбравших физику в качестве экзамена

Класс

2005-2006 уч. год

2006-2007 уч. год

2007-2008 уч. год (предварительно)

Сдают

Общее количество

Сдают

Общее количество

Сдают

Общее количество

9 класс

6

21

10

28

12

20

11 класс

4

13

16

31

10

15

  1.   Профориентационный выбор учащихся

Немаловажную роль сыграл предмет физики в профориентационном выборе учащихся. Количество поступивших в ВУЗы и Сузы, где знания законов природы и умение ими оперировать, необходимы, представлены на диаграмме.

Диаграмма 6

Диаграмма учёта количества учащихся,

 поступивших в ВУЗы и СУЗы  технической направленности от общего числа поступивших



Предварительный просмотр:

Заключение

Все дети талантливы.

Надо только, чтобы школа

помогла каждому узнать свои способности.

Детям интересно учиться,

когда они любят свою школу,

любят своего учителя.

И.П.Волков, канд. пед. наук.

Конечно, повысить, а тем более поддержать интерес к такому сложной науке, как физика, достаточно сложно, тем более что в среднем мне нужно охватить около ста учащихся. Но уже в этом учебном году опрос наших школьников показал, что мой предмет занимает третье место в рейтинге популярности учебных предметов. Думаю, что цель, поставленная передо мной: свой любимый с седьмого класса предмет представить детям так, чтобы они увидели физику во всей её красоте и многообразии, практически достигнута.

Итак, во введении мною были сформулированы положения, которые в данной работе я выставляю на защиту.

Во-первых, используя разнообразные внеурочные формы работы, я приучаю учащихся к самостоятельности, тем самым, развивая их трудовые навыки и активизируя мыслительную деятельность.

Во-вторых, подбираю темы мероприятий таким образом, чтобы они направляли детей на выбор будущей профессии.

В-третьих, при построении занятий учитываю склонности и умственные способности учащихся, стимулируя их развитие.

В-четвёртых, всегда стараюсь ориентировать ребёнка на успех, ибо уверенность в своих силах – достаточный и обязательный стимул для дальнейшего проявления интереса к предмету.

Сравнивая результаты исследований, представленных во второй главе, мной сделан вывод, что внеклассная работа по предмету является той палочкой-выручалочкой, которая содействует эффективному решению учебно-воспитательных задач. В данном случае, это одно из средств воспитания всесторонне развитой личности. Где, как не помимо урока, ребёнок, некогда неприметный и неуверенный в себе, может раскрыться в полной мере? Конечно, никто не умаляет значения урока, но урока нового, современного, такого, где учитель выступает в роли корректирующего звена, а ученик сам добывает знания. Но, по моему мнению, прежде чем переходить к таким занятиям, нужно попробовать создавать нестандартные ситуации во внеурочное время: на вечерах, конференциях и так далее, где ученик может, не опасаясь за плохую оценку, насмешки и косые взгляды одноклассников, проявить свои способности, предварительно самостоятельно потрудившись. Тогда, окончательно убедившись в правильности своих действий, учитель может перенести отдельные формы внеклассной деятельности на урок. Вот тогда можно будет согласиться с И.Я. Ланиной, что внеурочные занятия «…должны быть простым продолжением учебной работы» (8, с. 11).

Однако в любой работе имеются ошибки и недостатки.

Во-первых, недостаточное внимание уделяется развитию логического мышления (в первую очередь умению решать задачи).

Во-вторых, нехватка приспособлений для конструирования и ремонта физических приборов, отсутствие  специализированного помещения привели к потере интереса у учащихся к технике и, как следствие, закрытию радиофизического кружка.

В-третьих, в результате удалённости от других школ района, учитель страдает от нехватки информации. Как говорится: есть желание работать лучше, перенимать опыт, но нет возможности.

Изложив все основные принципы, по которым строится моя работа, необходимо отметить главное: если учитель ставит перед собой цель развивать творческие и познавательные способности, он и сам должен работать творчески, то есть повышать свой научно-методический уровень, постоянно совершенствуясь.

Решением обозначенных проблем мне видится:

  • Создание в школе факультатива по физике;
  • Организация кружковой работы;
  • Подключение Интернета к домашнему компьютеру, заявка на курсовую подготовку, где основная тема преподавания посвящена инновационным технологиям;
  • Совершенствовать свой план самообразования, изучая современную методическую литературу и другие полезные источники информации;
  • Использовать для собственного развития и развития учащихся дистанционное образование.

Но самое главное, я считаю, учитель должен обладать психологическим чутьём, чтобы понять каждого ребёнка, самому быть личностью, причём такой, чтобы суметь заинтересовать своей персоной и предметом каждого ученика.

В основу своей дальнейшей работы мне хотелось бы положить принцип коллеги из Самарской области Натальи Брыкиной: «…пусть ученик поверит в себя, и тогда он сможет освоить самый трудный материал и получить удовлетворение от своей маленькой победы»(18, с.7). Тогда, я думаю, «…все наши замыслы, все построения и поиски…» не превратятся в прах, потому что у ученика будет желание учиться.

Поэтому точку здесь ставить ещё рано, а можно подвести итог словами одного киногероя из старого душевного фильма: «Многоточие – это знак препинания, который ставится в конце предложения, если ещё многое предстоит сказать…», а от себя добавлю: и сделать.



Предварительный просмотр:

Список литературы

  1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия / В.З. Азерников. – М.: ОЛМА –    

ПРЕСС, 2001. – 270 с.

  1. Байбородова Л.В. Обучение физике в средней школе / Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  2. Балашов М.М.. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы / М.М. Балашов. – М.: Просвещение, 1991. – 46 с.
  3. Браверман Э.М. Вечера по физике в средней школе / Э.М.Браверман. – М.: Просвещение, 1969. – 250 с.
  4. Волков И.П. Опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской области / И.П.Волков – М.: Педагогика, 1988.- 96 с.
  5. Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике / О.Ф.Кабардин, Э.М.Браверман, Г.Р. Глущенко и др. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
  6. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 303 с.
  7. Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике / И.Я.Ланина. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
  8. Ланина И.Я.Не уроком единым / И.Я.Ланина. – М.: Просвещение, 1991. – 220 с.
  9. Мокрова И.И. Физика. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Г.Я.Мякишева и др. / И.И.Мокрова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.
  10. Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения / В.Г.Разумовский. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
  11. Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в сельской школе / В.Г. Сердинский. – М.: Просвещение, 1991.- 224 с.
  12. Томилин А.Н. Мир Электричества / А.Н.Томилин. – М.: Дрофа, 2007. – 302 с.
  13. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе / И.Л.Юфанова. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  14. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  15. Список нормативных документов. Физика / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 111 с.
  16. Физика. Предметная неделя / сост. Т.М.Гребёнкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. - 112 с.
  17. Энциклопедический словарь юного физика / сост. В.А.Чуянов. – М.: Педагогика, 1991. – 336 с.
  18. Брыкина Н. С аппетитом поглощать знания / Н.Брыкина // Учительская газета. – 2007. - №48. – С. 7
  19. Васильева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в лицее / Л.В.Васильева, Т.В.Милованова // Физика. 1 сентября. – 2008.- №4.-  С.2-4
  20. Кац Ц.Б. Вечер «Физика и живая природа» / Ц.Б.Кац // Физика в школе. – 1978. - №2 – С. 71 – 76
  21. Кац Ц.Б. Вечер «Физика и живая природа» / Ц.Б.Кац // Физика в школе. – 1978. - №3 – С. 83 – 86
  22. Лещинская Ю.Бояться не страшно / Ю.Лещинская // Учительская газета. – 2007. - №15. – С. 18
  23. Лях В.П. Из опыта осуществления связи преподавания физики и биологии / В.П.Лях // Физика в школе. – 1980. - №3 – С. 43 – 44
  24. Мустафиев С. Эвристические экскурсии по физике / С.Мустафиев // Физика в школе .– 1991. - №5 – С. 55 – 57
  25. Разумовский В.Г. Технология развития способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать / В.Г. Разумовский, В.А.Орлов, Ю.А.Сауров, В.В.Майер // Физика в школе. – 2007. - №6. – С. 50 – 55
  26. Усова А.В. Изучение познавательного интереса учащихся к физике / А.В.Усова, В.В.Завьялов // Физика в школе. – 1980. - №6. – С.46 – 48
  27. Федотов Ю.П. Тайны «чёрных ящиков» / Ю.П.Федотов // Физика в школе. – 1991. - №1. – С. 66 – 71
  28. Царёв Ю.С. Вечер по бионике / Ю.С. Царёв // Физика в школе. – 1968. - №4. – С. 87 – 90
  29. Шмидт Е.М. Физическая викторина / Е.М.Шмидт // Физика в школе. – 1991. - №2. – С. 70 - 74



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Опорная схема экскурсии

Прочитайте внимательно следующие вопросы и ответьте на них.

  1. Проявление каких сил чаще всего можно встретить на предприятиях?
  2. Знакомы ли вам представленные на рисунках механизмы? Если да, то назовите их назначение.
  3. Расскажите об устройстве и принципе действия циркулярной пилы,   которая установлена в школьной мастерской.
  4. Рассмотрите схему подшипника и расскажите о его назначении.
  5. Оцените обстановку востребованности рабочих специальностей в нашей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...