Целепологание и контроль на уроках математики
статья (5 класс) по теме

Змеевская Светлана Николаевна

Выступление на региональной конференции учителей математики Самарской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepologanin_na_krokakh_matematiki_v_ramkakh_fgos.rar633.1 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание и контроль на уроках математики

( Слайд 2 )

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью

Л.Н.Толстой

Насколько важно наличие цели жизни, днако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

( Слайд 3 )

1) предвосхищаемый результат деятельности;

2) предметная проекция будущего;

3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

Целеполагание является проблемой современного урока.

Цели должны быть: ( Слайд 4 )

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
  • Конкретные.
  • Понятные.
  • Осознанные.
  • Описывающие желаемый результат.
  • Реальные.
  • Побудительные (побуждать к действию).
  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять  такие расплывчатые  выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять

Расскажу о  некоторые приёмах, которые я применяю на уроках, чтобы способствовать формированию у обучающих способность к целеполаганию, на уроках математики.

  • Формулировка цели, используя вопросы:           ( Слайд 5 )

( использую чаще, когда новая тема урока)

На доске записана тема урока, наводящие вопросы:

  • Какая тема урока?
  • Знакома ли вам эта тема?
  • Какая цель будет на уроке?

Можно использовать слова-помощники (повторим, изучим, узнаем, проверим).

  • Выявление неполноты знаний учащихся:     ( Слайд 6 )

В начале урока нас этапе актуализации знаний ведётся беседа, которая выявляет определённую неполноту знаний учащихся.

Например. В начале урока № 2, теме «Уравнения», решить последовательно уравнения: При решении последнего уравнения со скобками возникают сложности. Исходя из этого, можно сформулировать тему и план работы над ней.

  • Приём «Исключение».       ( Слайд 7 )

Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.

Например. Тема «Степень числа. Квадрат и куб числа

Тип урока: урок изучения нового материала. Учащимся предлагает рассмотреть ряд выражений:

3•3•3•3;

13•13+13•13;

х • х • х• х;

5+5+5+5;

8•8•8•8;

7 +7+7;

2•2.

Начинается диалог:

«Что вы заметили общего в этих выражениях?»

«Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?»

«Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?»

«А кто-нибудь знает, как можно записать их короче? И как называются такие записи?»

После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. Учитель, выслушав ответы учеников, знакомит с названием объекта и спрашивает класс: «Как вы думаете, какова тема урока?» Ученики формулируют тему урока. Учитель по необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.

  • Формулировка темы  и цели после опроса:         ( Слайд 8 )

Обучавшимися,  заполняется таблица, после это идет обсуждения, строится план действий на уроке.

Например: Тема «Смешанные числа»

Знаю

Не знаю

Не помню

Какая дробь называется обыкновенной?

Что показывает числитель дроби?

Что показывает знаменатель дроби?

Что означает черта в записи дроби?

Какая дробь называется правильной?

Какая дробь называется неправильной?

Какое число называется смешанным?

Хочется сказать, что важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Считаем, что целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке. Работая над формированием действия целеполагания, без умелой организации целеполагающей деятельности учащихся на уроке, ученик не ощущает себя субъектом, это угнетает его психическую деятельность, и, таким образом, негативно сказывается не только на результатах обучения, но и на здоровье.

Одним из основных этапов урока является контроль. Контроль знаний и умений учащихся является составной частью  процесса  обучения.

По  определению  контроль  это   соотношение   достигнутых   результатов   с

запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят  к организации  контроля,  используют   его   в   основном   ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения  не  только  о правильности   или   неправильности   конечного результата    выполненной деятельности, но и о ней самой:  соответствует  ли  форма  действий  данному этапу  усвоения.  Правильно  поставленный  контроль   учебной   деятельности обучающихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения,  навыки, вовремя  оказать необходимую  помощь  и   добиваться   поставленных   целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для  развития универсальных учебных действий и  активизации  их   самостоятельной работы на уроках математики.

Хорошо поставленный контроль  позволяет  учителю  не  только  правильно оценить уровень обучающихся изучаемого материала. В свой работе я применяю:

  • Математические диктанты.   ( Слайд 9 )
  • Закончите предложение. ( Контроль определений и понятий.)
  • Верно  или неверно.

  • Блиц-опросы:             ( Слайд 10 )

предлагаю один из таких блиц опросов, применяя его можно организовать фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальный опрос.

М – 5              Десятичные дроби               Т – 3.4

Блиц – опрос

  1. Чтобы перемножить десятичные дроби, нужно:
  1. … .
  2. … .
  3. … .
  1. Если в произведении получим меньше цифр, чем нужно отделить запятой, то надо … .
  2. Чтобы умножить число на 0,1; 0,01; 0,1001 и т.д., нужно перенести запятую …, на столько знаков, сколько ….
  3. Чтобы умножить десятичную дробь на 10; 100; 1000 и т.д., нужно перенести запятую …, на столько знаков, сколько ….

Практические задания

1. Найдите и исправьте ошибку:

а)               85,3             б)       6,36            в)       1,56              г)        2,06

               х    4,1                     х  2,5                    х  0,2                    х   3,05

                 2224                       3180                     3,12                        1030

               3412                       1272                                                      618

               3477,3                 0,15800                                                 0,7210

2. Выполните действия

а)   3,8 · 2,6

б)   0,8 · 1,4

в)   5,6 · 1,01

г)   41,2 · 0,002

3. Вычислите наиболее удобным способом:

а)   50 · 18,8 · 0,2;

б)   2,5 · 0,0034 · 400;

в)   8 · 0,11 · 0,125;

г)   7,5 · 4 · 2,5.

  • Устный счет   ( Слайд 11 – 13  )

На действия с числами, игра  «Молчанка».

  • Самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные, как и многие учителя с последующим анализом, с работой консультантов.

Работая по учебнику Н.Я. Виленкина использую следующую дополнительную литературу для проведения самостоятельных и контрольных работ:   ( Слайд №  14 )

  • Максим  Попов - Дидактические материалы по математике. 5 класс
  • Максим Попов - Математика. 5 класс. Контрольные и самостоятельные работы
  • Татьяна Ерина - Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь
  • Виктория Рудницкая "Математика. 5 класс. Рабочие тетради  для контрольных работ.
    Целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Обучающиеся учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия, а е правильно подобранные виды контроля, представляет собой механизм, который дает возможность провести скрыто процесс определения степени обученности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка тестового контроля на уроке математика

Главное достоинство тестовой проверки в скорости и обективности качества усвоения учащимися материала....

Система контроля на уроках математики

Система контроля на уроках математики...

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики

Нетрадиционные формы контроля на уроках математики. Выступление на педсовете. Презентация....

Контроль на уроках математики

Контроль на уроках математики...

Формы организации тематического контроля на уроках математики

Многие годы единственной формой итогового контроля знаний, умений и  навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост  ученика оставался вне поля зрения педагога.Сего...

Доклад:«Зачетная система обучения как форма контроля на уроках математики»

ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ как форма контроля на уроках математикиШкола закладывает необходимую систему знаний, которая составит прочный фундамент последующего образования. Выпускники школы должны умет...

Урок развивающего контроля на уроках математики

Методологической основой ФГОС является системно-  деятельностный подход. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.Дети «открывают» их сами в процессе...