Паломничества и святыни
план-конспект урока по теме

Елисеева  Анастасия Васильевна

   Данный  урок разработан в соответствии с программой курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы мировых религиозных культур», и  предназначен для учащихся 4-х классов.    

  Урок рассчитан на возрастную группу учащихся 10-11  лет,  соответствует их  интересам, потребностям и познавательным возможностям.

Цель: создание условий для усвоения знаний по теме урока.

Предметные умения:

  • Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.
  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к образу мира  как единого целого при разнообразии религиозных культур.
  • Воспитывать чувство уважения к  величайшему культурному наследию разных народов.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

     Тип урока: урок открытия нового знания.

    Формы работы: фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

     Ресурсы: Проектор, ПК, слайдовая презентация «Паломничества и святыни», дидактический  раздаточный материал (карточки), изображения главных святынь, тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», А.Л.Беглова, 4-5 кл., Москва, «Просвещение». 2012 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palomnichestva_i_svyatyni.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:  Основы мировых религиозных культур    

Предмет

ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Класс

4  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Осмысление и проектирование последовательности работы  (этапов урока) по освоению темы от цели до конечного результата в соответствии с типом урока

Тема

Паломничества и святыни

Цель

Создание условий для усвоения знаний по теме урока

Основные термины, понятия

Паломничества, паломники, святыни, Гроб Господень, Святая Земля, святые, мощи, реликвии,  хадж, «Лучезарная Медина», «Купол Скалы», Стена Плача,  накхор

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Познакомить учащихся с главными святынями мировых религий.
  • Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия.

 Личностные УУД:

  • Формировать внутреннюю позицию к образу мира  как единого целого при разнообразии религиозных культур.
  • Воспитывать чувство уважения к  величайшему культурному наследию разных народов.

Регулятивные УУД:

  • Учиться управлять своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий.

 Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

  Коммуникативные УУД:

  • Уметь организовывать учебное сотрудничество.
  • Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная и групповая (самостоятельная работа с источниками информации), групповая (выполнение заданий в группах)

Проектор, ПК, слайдовая презентация «Паломничества и святыни», дидактический  раздаточный материал (карточки), изображения главных святынь, тетрадь для записей, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», А.Л.Беглова, 4-5 кл., Москва, «Просвещение». 2012 г.

ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/фор-мы контроля

Планируемые результаты

I. Организационное начало урока  

Цель: проверка готовности класса и оборудования

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

- Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

- Мне очень хочется, чтобы атмосфера мира, добра, радости общения сохранилась в классе не только до конца урока, но и гораздо дольше.

Мотивирует к деятельности, предлагает разделиться на группы

Образуются четыре группы: «Желтые», «Красные», «Зеленые», «Белые» (используется способ случайной группы)

Каждая группа получает инструкцию и материал, на котором будет выполнять задание: 1-ая группа  по христианству, 2-ая по исламу, 3-ья группа по буддизму, 4-ая по иудаизму

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Дети подходят к столу учителя и берут карточки (цвет не видят, карточки перевернуты) Переворачивают карточки, узнают цвет, объединяются в группы (желтый, красный, зеленый, белый)

Личностно-смысловая: я пришел на урок, чтобы..

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения

Не  оценивается

Волевое саморегулирование;

действие смыслообразования;

планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация опорных знаний

Цель: организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося

Через беседу учитель создает условия  для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

- На прошлом уроке мы начали изучать тему «Паломничество и святыни». Сегодня мы продолжим с вами изучение этой темы.

Задает вопросы по изучаемой теме.

-Что такое паломничество?

-От какого слова произошло слово «паломничество»?

-Что такое Хадж?

-Что такое Накхор?

Выполнение задания «Найдите лишнее».  Учащиеся находят ошибки в представленных изображениях: Будда, Ступа, менора (семисвечник).  Христианский храм, икона Христа, указка для чтения Торы.   Мечеть, свиток с каллиграфией, крест.

 

Учащиеся под руководством учителя отвечают на вопросы, опираясь на материал прошлого  урока.

 

Демонстрируют знания, умения по пройденной теме

Выполняют задания, совещаются в группах

Учебно-познавательная: установление соответствия, анализ.    Продуктивная, коммуникация

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка: свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах)

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; контроль, коррекция, прогнозирование достигнутых результатов; аргументирование своего мнения;

фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности

III. Формулирование темы и цели

Цель:   создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели через проблемную задачу

Создает проблемную ситуацию, мотивирует учащихся (учитель рассказывает о том, что на адрес школы пришло приглашение от «Клуба путешественников», в котором говорится о приглашении к  путешествию по местам религиозных паломничеств; затем представляет карты «Святые места Христианства», «Святые места Ислама», «Святые места Буддизма», «Святые места Иудаизма»  на которых указаны только места паломничества).

Перед учащимися проблема: на карте нет фотографий и другой информации.

1) Направляет на правильный выбор  цели и задач урока (по возможности откорректировать сформулированные учащимися цель и задачи урока).

2) Организует деятельность (в группах)  по достижению цели и задач, консультирует по ходу  работы.    

.

Учитель обобщает высказывания детей и обращает внимание на слайд.

Предлагают варианты выполнения заданий.

Предлагают свои варианты цели и задач урока

Учебно-познавательная: анализ, принятие задач урока, коммуникативная:  участие в обсуждении

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности

Активизация мыслительных процессов (анализ);  

умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции;

 управление своей познавательной деятельностью; оценивание мнения одноклассников

Активизация мыслительных процессов (умозаключение); умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции; управление своей познавательной деятельностью:

ставить цель и анализировать условия достижения цели; оценивание мнения одноклассников

IV. «Открытие» новых  знаний    

Цель:  обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения

Мотивирует к деятельности.

1) Наблюдает и корректирует работу в группах:

чтение текста, ответы на вопросы, выполнение практического задания.

1-ая группа  (Христианство)

2-ая группа  (Ислам)

3-ья группа  (Буддизм)

4-ая группа (Иудаизм)

2) Выступление с итогами практической работы (каждая группа рассказывает о том, что узнала нового  по теме урока)  

Нарисуйте на полях кружок, отвечающий вашим умениям работать с текстом.

       - смог

      - смог, но сомневаюсь в правильности

       - не смог

Работают с предложенными источниками информации, затем после обсуждения отвечают на вопросы, выполняют практическое задание.  Представляют итоги работы

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Участие в диалоге, интерактивной беседе

Осуществляют самооценку

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его;

осуществление взаимного контроля;

оценивание правильности выполнения заданий

V. Физминутка «ШАР»  

Цель: снятие утомления

В процессе работы для снятия утомления учитель предлагает  выполнить упражнения.

От зелёного причала

(встать из-за парт)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два.

Он  назад поплыл сначала.

(шаги назад)

Раз, два.

А потом поплыл вперёд.

(шаги вперёд)

Раз, два.

И поплыл, поплыл по речке,

(волнообразные движения руками)

Набирая полный ход.

(ходьба на месте)

Учащиеся выполняют движения

Коммуникативная, личностно-смысловая: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

Не оценивается

Умение применять правила охраны своего здоровья

VI. Применение нового знания  

Цель:  обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

1.  Контролирует   выполнение  задания в группах.

- Когда вы слушали ответы других групп, что заметили интересного (нового)?

2. Учитель предлагает еще раз совершить путешествие по главным местам религиозного  паломничества (просмотр слайдов презентации, на которых представлены религиозные памятники)

3. Задает вопросы:

-Что такое паломничество?

-Какие места паломничества иудеев, христиан, мусульман, буддистов запомнили?

Учитель  обобщает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя

Соотносят слайды с названием мест паломничества  иудеев, христиан, мусульман, буддистов

Отвечают на вопросы учителя

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Самооценивание  по заданным критериям. Работа с оценочными листами.

Участие в диалоге

Анализ, обсуждение, фиксация результатов;

участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его;

осуществление взаимного контроля

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:  анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями

Организует рефлексию.

Предлагает заполнить отзыв о работе в «Клубе путешественников».

Вручает сертификат от «Клуба путешественников»

 - Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение  друг к другу. Успехов вам, ребята!

Учащиеся анализируют свою работу и оценивают деятельность друг друга.

Коммуникативная:  монологическая речь  учащихся. Учебно-познавательная: соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.

Личностно-смысловая: развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение

Не оценивается

Умение осознанно строить выводы; умение аргументировать свою позицию; оценивание правильности выполнения заданий

VIII. Домашнее задание

Цель:  осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Учитель предлагает выполнить рисунок любой религиозной святыни.

Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах, соотнести общее количество баллов со шкалой оценок

Мотивация детей на творческую работу.

Оценочная деятельность по количеству набранных баллов

Записывают домашнее задание

Учебно-познавательная: соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностно-смысловая: осознание учащимися значимости своей деятельности,  осознание успехов/неуспе-хов, их причин.

Самооценка (по шкале). Оценка педагогом

Логическая завершенность урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 22 "Паломничества и святыни" по курсу ОРК и СЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

КОНСПЕКТ УРОКА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» Урок 22 «ПАЛОМНИЧЕСТВА И СВЯТЫНИ»  Цели урока: - введение новых терминов ...

Сценарий урока по курсу ОРКСЭ на тему:"Паломничество в Мекку"

Совместная работа творческой группы учителей: Суворовой Н.В., Вербицкой Т.С., Деминой Н.В., Шатохиной Д.В.. Быкова А.П. по теме "Паломничество в Мекку". Может оказаться полезным подспорьем в работе уч...

Урок МХК "Паломничество в Мекку" - 21.10.2013

Презентация к уроку МХК в 9 классе...

Святые источники Сергия Радонежского в Подмосковье- виртуальное паломничество

Презентация подготовлена  к конференции в гимназии, посвященной 700-летию прп. Сергия Радонежского...

Святые источники Сергия Радонежского в Подмосковье- виртуальное паломничество

Презентация подготовлена к конференции в гимназии, посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Паломничество в Мекку. План - конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Основы исламской культуры"

Творческая группа соавторов предлагают вам план - конспект урока по курсу ОРКСЭ....

Святыни мировых цивилизаций в Петербурге. Православие. Утраченные Святыни.

Православие. Русская Православная церковь. Строительство храмоа в Петербурге, утраченные святыни....