Математика и игра
методическая разработка на тему

Данилова Елена Евгеньевна

  Игра – и творчество, и труд. Даже самые пассивные  учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.      Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету.

          Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока и для достижения различных образовательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика и игра.

                                             Составила учитель математики

МБОУ СОШ № 22 города Ковров,

                   Владимирской области.

 

«Играют люди на планете, играют птицы и жуки.

Играют все, но только дети играют ото всей души.

И если в школе на уроке вдруг поведется поиграть,

То нет счастливей их на свете и выучат все всё на пять.»   

            Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как подержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

            Современная педагогика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективного  взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы обучения с присущими им элементами соревнования, интереса.

            Игра – и творчество, и труд. Даже самые пассивные  учащиеся включаются в игру, прилагая все усилия.      Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету.

            Игровые приёмы можно использовать на различных этапах урока и для достижения различных образовательных задач.

           Серьезность такого предмета  как математика,  объём и сложность новых знаний не предполагают постоянного использования только способов, связанных с подачей материала в игровой форме. Но, с другой стороны, однообразность, сухость изложения и однотипное содержание заданий на уроках могут привести к потере интереса к предмету.

            Практика показывает, что использование на уроках элементов занимательного и игрового характера позволяет повысить интерес ребят к математике, снизить утомляемость, развивает творческие способности и логическое мышление учеников, улучшает психологический климат на уроке и межличностные отношения в коллективе.

            Я достаточно часто использую игровые моменты на уроках математики и хочу поделиться своими идеями.

Игра «Верю - не верю»

Например: в 7 классе по теме «Треугольники»

  1. Верите ли вы, что два треугольника называются равными, если они совпадут при наложении?
  2. Верите ли вы, что треугольники будут равны, если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника?
  3. Верите ли вы, что в равных треугольниках против равных углов лежат равные стороны?
  4. Верите ли вы, что если три угла одного треугольника соответственно равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны?

 «Рисование по координатам» -  

творческое задание, обычно с радостью приветствуется на уроках в 6-7 классе.    В качестве домашнего задания прошу детей самим придумать рисунок на координатной плоскости и прописать координаты своего произведения искусства.

Круговые примеры:

(ответ первого примера является началом следующего примера)

«Расставь буквы в нужном порядке и ты узнаешь название отрезка, соединяющего две точки окружности.»

1) (2² +11х2):2

(15х2-2):2

(14х4-20): (7:3,5)

13+39:3-11

11+4²-36:2+3

10

11

12

13

14

15

16

У

Д

А

Х

Р

О

Н

 Ответ: хорда.

«Лото» (требуются бочонки лото или заранее сделанные учителем карточки)

Например: для 8 класса при изучении темы «Квадратные уравнения»

1.Каждый ученик достает из мешка 3 бочонка. Требуется составить 3 квадратных уравнения, в которых числа на бочонках – коэффициенты a, b,c. Можно предложить учащимся ответить также на следующие  вопросы: сколько корней имеет это уравнение? чему равны эти корни? (сложность задания определяется самим учителем в зависимости от пройденного материала и степени подготовки учащегося).

2.Каждый ученик достает из мешка по 2 бочонка. Требуется составить приведенное квадратное уравнение, корнями которого являлись бы числа на бочонках (после изучения теоремы Виета). Например, ученик вытащил числа 5 и 10. Тогда получим уравнение: х²-15х+50=0

Игра «Дата рождения»

Очень положительно воспринимается учащимися просьба написать дату своего рождения. Дальше учителю лишь надо придумать  какие-нибудь задания по изучаемой теме.

 Например, при изучении арифметической прогрессии в 9 классе можно предложить учащимся следующее: запишите 5 первых членов арифметической прогрессии, если первым ее членом является число, выражающее день Вашего рождения, а разность – это месяц рождения. Является ли членом этой прогрессии число, выражающее год Вашего рождения? и т. п.

Очень популярна (особенно с введения ЕГЭ и ГИА) игра - опрос с готовыми ответами (тест):

(Например в 8-9 классе)

1. Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал неприятельскому солдату, пришедшему убить его: “Не тронь моих кругов”? ( Герон, Пифагор, Архимед, Фалес)

2. Какая теорема в средние века называлась “магистром математики”? (Теорема Виета, теорема Пифагора, теорема Ферма)

3. Его называют Коперником геометрии, он совершил переворот в геометрии, как Коперник в астрономии (Карл Гаусс, Пифагор, Лобачевский) 

4. Кого современники называли королем математики? Он высоко ценил идеи Лобачевского.
(Вейерштрасс,
Гаусс, Ферма)

5. Какой русский писатель закончил физико-математический факультет? (Грибоедов, Гоголь, Чехов)

6. Кто измерил длину земного меридиана? ( Фалес, Эратосфен, Евклид)

7. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии, давшей начало многим другим геометриям? (Риман, Лобачевский, Гильберт)

8. Какое великое творение древнегреческой математики лежит в основе учебника по геометрии для средней школы во всех странах? Кто его автор? (Платон, Евклид “Начала”, Архимед)

Также популярностью у учащихся пользуются игры с различными табло.

Игра «Опять 25».

Требуется игровое поле 5х5, каждая клетка которого заклеена бумажкой с порядковым номером. (при хорошей компьютерной подготовке можно сделать табло в электронном виде и проецировать его на экран). Под закрытой клеткой числа:15,10,5,0. Это баллы, которые команда может заработать. На 10 баллов – задание для одной команды, которая в данный момент сделала ход, на 15 баллов – задание для всех команд одновременно (кто быстрее даст правильный ответ),  на 5 баллов – вопрос-шутка для одной команды или этой команде просто добавить 5 очков за «везение»,  0 баллов – переход хода. Класс делится на 3 команды (можно по колонкам). Вопросы подбираются в соответствии с пройденной темой.

0

10

5

0

15

10

15

0

5

10

15

0

15

0

10

5

10

0

15

5

10

0

5

15

0

Вопросы по теме «Квадратные уравнения»

Задания на 10 баллов (на повторение теории)

Как с латинского языка переводится слово «Дискриминант»? (различитель)

Назовите формулу, по которой вычисляется дискриминант.

Какое квадратное уравнение называется неполным?

Какое уравнение называют «биквадратным»?

Что называют корнем уравнения? Как найти корни квадратного уравнения?

Сформулируйте теорему Виета    и т.п.

Задания на 15 баллов (кто быстрее решит)

Решите уравнения: 3х²-75=0 (корни5 и -5)

                                  5х²+90=0 (корней нет)

                                  7х²-14х=0 (корни 0 и 2)

                                  9х²+5х=0 (корни 0 и -5/9)

                                  3х²-5х+2=0 (корни 1 и 2/3)

                                  5х²-2х+3=0 (корней нет)

Задания на 5 баллов (вопросы -шутки)

Кто не спрашивает, но требует ответа? (телефон)

Что можно приготовить, но нельзя съесть? (домашнее задание)

Когда мышь и слон весят одинаково? (когда весы сломаны)

Если яйцо плывет по Волге, то откуда оно начало плыть? (из курицы)

На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ? (ты спишь?)

Эта игра при хорошей подготовке занимает на уроке 20минут.

Кроссворды

Например, в 7 классе при введении понятия «Медиана»

1.

г

е

о

М

е

т

р

и

я

2.

о

т

р

Е

з

о

к

3.

п

е

р

п

е

н

Д

и

к

у

л

я

р

н

ы

е

4.

м

И

н

у

т

а

5.

г

р

А

д

у

с

6.

с

а

Н

т

и

м

е

т

р

7.

с

е

р

е

д

и

н

А

  1. Наука, занимающаяся изучением фигур.
  2. Часть прямой, ограниченная двумя точками.
  3. Прямые, образующие при пересечении 4 прямых угла.
  4. 1/60 часть градуса.
  5. 1/180 часть развернутого угла.
  6. 1/100 часть метра.
  7. Точка отрезка, делящая его пополам.

Венгерский кроссворд (можно использовать, если на уроке осталось свободное время).                              

 За определенное время требуется найти как можно больше математических терминов. Слова могут изгибаться под прямым углом в любую сторону.

У

О

С

У

П

Е

Р

М

Т

К

М

М

А

П

Н

Р

О

И

Д

Н

Е

О

Е

З

К

Р

О

М

Ж

М

Е

У

Р

К

Б

Е

Н

Д

Л

Я

Р

У

Е

И

И

А

Н

А

Г

У

О

С

У

П

Е

Р

М

Т

К

М

М

А

П

Н

Р

О

И

Д

Н

Е

О

Е

З

К

Р

О

М

Ж

М

Е

У

Р

К

Б

Е

Н

Д

Л

Я

Р

У

Е

И

И

А

Н

А

Г

                       

   Серьезность такого предмета  как математика,  объём и сложность новых знаний не предполагают постоянного использования только способов, связанных с подачей материала в игровой форме. Но, с другой стороны, однообразность, сухость изложения и однотипное содержание заданий на уроках могут привести к потере интереса к предмету.

   Не следует использовать один и тот же игровой прием постоянно, чтобы избежать привыкания и снижения интереса.

Разнообразие форм и объемов занимательных элементов дает возможность построить каждое занятие таким образом, чтобы при сохранении серьезности подхода к изучению предмета создать положительную эмоциональную обстановку в классе, повысить мотивацию изучения математики.

         Использование игровых моментов на уроках -  один из вариантов, влияющих на развитие познавательной активности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Внеклассный урок по математике "Интеллектуальная игра «Счастливый случай»

Преподаватель: Шабунина Надежда СергеевнаПредмет: математикаТема: Интеллектуальная игра «Счастливый случай»Цели и задачи урока:         Образовательная: О...

Внеклассное мероприятие по математике "Своя игра" для учащихся 10-11 кл

Данная разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 10-11 классов....

Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса

Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...

Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов

Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...

Открытый урок по математике с использованием ИКТ " Математика в играх и задачах"

Занимательный урок для учащихся 5-6 классов с использованием ИКТ....