Здесь прошел враг
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие, посвященное Великой отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe.doc836.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного занятия

на тему «Здесь прошел враг»

Цели:

1. развитие чувства патриотизма, гордости, любви к своей Родине

2. развитие чувства сострадания и сопереживания

3. знакомство с изобразительным искусством в годы Великой Отечественной войны

Оборудование: компьютер, диск с репродукциями картин Д. Шмаринова, В. Серова, А. Пластова, Кукрыниксов

Музыкальное оформление: песни Б. Окуджавы «Нам нужна одна победа», «До свидания, мальчики», песня Э. Колмановского «Алеша», В. Баснер «На безымянной высоте», песня В. Харитонова «День Победы»

Литературный ряд: М. Лисянский «Огонь», стихотворения Л. А. Блохиной, Е. В. Горбиной

Оформление кабинета: шинель, гармошка, бинокль, фотоальбом; на доске – детские рисунки, фотографии Великой Отечественной войны

Ход занятия

За столом сидят две ученицы (мать солдата, ученица) рассматривают старый альбом с военными фотографиями. Звучит песня Б. Окуджавы  «Нам нужна одна победа». На экране плакат «Воин Красной армии, спаси!» (Рис. 1) Выходит ученик, читает стихотворение М. Лисянского «Огонь»

Ученик 1: Обрушился огонь орудий,

И целых три часа подряд

Не разговаривали люди

И били пули невпопад,

И, навсегда оглохнув, птицы,

Бесшумные, спешили прочь.

За ними вслед, сверкнув зарницей,

На запад отступала ночь.

Ученик 2: Громада огненного вала

Шла всем стихиям вопреки,

Дубы с корнями вырывала,

Колола скалы на куски.

В пике упали самолеты,

Танк загремел, и, наконец,

Безмолвно двинулась пехота

По грудь в воде через Донец.

Учитель: 1941 год. Начало Великой Отечественной войны. Европа охвачена пламенем войны. Фашистские сапоги грохочут по красивейшим площадям Парижа и Вены, Варшавы и Праги, Будапешта и Бухареста. Стираются с лица земли города и села, гибнет вокруг все живое. Что для нас с вами значит дата 22 июня 1941 года? (ответы детей). Ранним воскресным утром, когда в распахнутые окна заглянула утренняя заря, и ничто не тревожило детских снов кроме пения птиц, в небо уже поднялись самолеты, несущие на своих крыльях смерть.

Нет, и не будет на земле слова страшнее, чем война. Кровь, смерть и слезы приносит она с собой. В огне пожарищ полыхают деревни, разрушаются города, гибнут взрослые и дети. Это слово, как грязь, в наш дом притащили на своих гусеницах фашистские танки.

В час суровых испытаний весь наш род плечом к плечу встал на защиту своего Отечества. С первых дней войны в боевой строй встали и многие ныне известные, а тогда еще совсем молодые художники. Сердцем и умом они жадно впитывали в себя многообразные впечатления от невиданных ранее по масштабу, драматическому и трагическому накалу событий. Каждый второй из ушедших на фронт художников не вернулся домой.

И сегодня мы с вами поговорим о картинах того тяжелого времени, познакомимся с именами лишь некоторых художников-героев, деятельность которых невозможно переоценить. Своими свежими наблюдениями, захватывающей эмоциональностью работ они поднимали настроение воинов, прибавляли им сил, уверенности, показывая фашистские злодеяния, вызывали праведный гнев наших солдат.

Каждая картина – это чья-то история, история деда, матери, сына, внука… Давайте поближе познакомимся с некоторыми из них.

На фоне звучит мелодия песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». На слайдах – картина Д. А. Шмаринова «Беженцы» (Рис. 2)

Ученица: Хочу вам рассказать, ребята,

О наших доблестных солдатах.

Здесь, в слайдах, - лица, имена.

И пусть Россия не забудет

О днях, когда была война.

Учитель: В 1942 году – в период наиболее тяжелый и скорбный – художник Д. А. Шмаринов создает свою полную горя графическую серию «Не забудем, не простим!». Среди этой серии особенно потрясают своим трагизмом рисунки «Беженцы», «Расстрел», «Мать».

Ученица: Здесь жил давно Иван Сергеев,

Гвардейский славный капитан.

Он не оставил батарею,

Хоть умирал от страшных ран.

Но не успел спасти родную

Свою семью от страшных мин.

Вот мать сидит, а сам в могиле…

Не спас укрытый карабин.

Учитель: На рисунке «Беженцы»  (Рис. 2) мы видим семью, которая пыталась спастись от надвигающейся беды. Но война их догнала осколком разорвавшегося снаряда. И остались двое сирот на военной дороге. Что их ждет? Хватит ли сил бороться и выжить?

Ученица (мать): Спасибо вам, я очень рада.

Что не забыт сын – капитан.

На смог дожить он до награды –

Не дали пять смертельных ран.

Не смог дожить он до парада,

Была безжалостна шрапнель,

А я храню теперь награды

И эту старую шинель.

Учитель: «Расстрел». (Рис. 3) С жестокой документальностью изображена казнь невинных, безоружных людей. На переднем плане страшный ров, переполненный телами убитых. Сколько в нем загубленных жизней!

Ученица: А это кто?

Мать: Другой Сергеев.

Ивана брат,

Мой старший сын.

Мы так гордились Алексеем,

Но не встречал его Берлин.

Все говорят, он был хорошим.

Наш дом его тепло хранит,

А может это наш Алеша

Одет болгарами в гранит.

На фоне звучит отрывок песни «Алеша» Э. Колмановского

Учитель: Рисунок «Мать» (Рис. 4) изображает старую русскую крестьянку, упавшую на колени перед убитым сыном. На лице ее застыло безмерное горе. Жизнь в ней остановилась. За спиной женщины дымят останки сгоревших домов. Здесь прошли фашисты и стерли с лица земли маленькую деревню. А сколько таких деревень по всей России навсегда исчезли вместе со своими жителями?!

Мать: Вы не ошиблись. Это Таня.

А рядом с ней – мой младший внук.

Недалеко от Ленинграда

Настигла пуля их… А вдруг

Еще живой и где-то рядом

Мой милый Сашенька, мой внук?...  

Учитель: В блокадном Ленинграде 1942 года была написана картина «Здесь прошел враг!» (Рис. 5). Написал ее художник В. А. Серов. Эта картина изображала эпизод, характерный для той суровой поры. Фашисты только что совершили свое очередное преступление: вновь пролилась кровь и на земле распласталась еще одна невинная жертва – растерзанная молодая женщина и рядом – умирающий, но непонимающий всего произошедшего ребенок.

Ученица: А этот в рамочке блестящей,

С большим биноклем настоящим…

Мать: (перебивая) А это Митька, славный малый!

Отец ему был идеалом.

Он точно знал, что хочет в жизни:

Стать офицером, как отец,

Чтобы служить своей Отчизне.

А вот же он!

И Жучка рядом.

И «Мессер» только пролетел…

Учитель: В этом же тяжелом 1942 году появилось полотно А. А. Пластова «Фашист пролетел» (Рис. 6). Возле этой картины зрители застывали в глубоком молчании. Только слезы появлялись на глазах, да руки сжимались в кулаки. Жгучая ненависть к фашистским убийцам рождалась у каждого в душе. Всмотритесь в эту картину. Поздняя осень. Низкое хмурое небо. Желтые листья на тонких молодых березках, порыжелая трава. На опушке леса пасется стадо. Здесь же бегает маленький пастушок.… Но вот в небе появился самолет. Все ближе рев мотора. Прижав машину к земле, фашистский летчик бессмысленно жестоко полоснул из пулемета.… Упал мальчонка, уткнулся головой в траву. Протяжно завыла собака. А над пробуждающимся полем улетал самолет…

Ученица: А это дедушки гармошка?

Мать: Как молодежь ее любила…

Она поранена немножко

И песни юности забыла.

Но по ночам, когда не спится,

Иль это только снится мне?...

Играет песни о войне.

На фоне мелодия песни В. Баснер «На безымянной высоте»

Мать: И до последнего мгновенья

Наш дед, врагу на удивленье,

В бою, в окопе, на расстреле

Играл мелодию Баснера.

Мелодия звучит громче, и снова умолкает.

Учитель: Жестокий враг уничтожал не только все живое, но даже старался разрушить все вокруг себя! Особенно зверствовали фашисты тогда, когда наша армия начала загонять их туда, откуда они пришли. Со злости фашисты начали выжигать села и города, взрывать то, что не могли унести с собой. Они минировали храмы и памятники, улицы и целые города.

В 1944 году союз художников Кукрыниксы (Купреянов, Крылов, Соколов) приехал в освобожденный Новгород. Страшная картина всеобщего разорения потрясла их.

Пройдут долгие три года напряженного труда, прежде чем появится картина «Бегство фашистов из Новгорода» (Рис. 7). В ней художникам удалось с потрясающей силой показать последствия надругательства оккупантов, пытавшихся уничтожить древний Новгородский кремль.

Под песню В. Баснера «На безымянной высоте» продолжается показ слайдов.

Ученица: Я беседе нашей рада.

Что ж, пойду, спасибо Вам.

Нарисую всех героев,

Чтоб за них гордиться нам.

(Обращается к ученикам) Да, отважные же люди!

Все дела по силам им.

А кем вы будете, ребята?

Мальчики: Быть солдатами хотим!

Мать: Что ж, солдатом быть похвально,

В этом вся мужская суть.

Пусть огонь смертельный, шквальный

Не опалит ваш славный путь!

Учитель: Пусть небо будет голубое,

Солнца светит яркое кольцо!

У войны лицо такое злое!

У войны недоброе лицо.

Пускай же война останется только на картинках, но давайте всегда будем помнить, что людей, которым мы обязаны нашей жизнью, становится все меньше. А ведь они рядом с нами. И в наших силах сделать их жизнь чуточку радостнее и, может быть, счастливее. До свидания! Под песню В. Харитонова «День Победы» все расходятся

Приложение

Рисунок 1

Рисунок 2

«Беженцы»

Д. А. Шмаринов

Рисунок 3

«Расстрел»

Д. А. Шмаринов

Рисунок 4

«Мать»

Д. А. Шмаринов

Рисунок 5

«Здесь прошел враг»

В. А. Серов

Рисунок 6

«Фашист пролетел»

А. А. Пластов

Рисунок 7

«Бегство фашистов из Новгорода»

Кукрыниксы

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Мозаика детского отдыха»: 5 класс / Авт.-сост. О. Г. Черных, А. А. Дмитриева. – М.: ВАКО, 2008.

2. «Начинаем наш концерт» Л. А. Блохина, Е. В. Горбина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

3. «Праздник в школе». Сборник сценариев, внеклассных мероприятий. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.

4. «День защитника Отечества». Е. И. Ромашкова. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5. Хрестоматия для внеклассного чтения «Стихи и рассказы для детей». М.: АСТ-Пресс, 2001.

Муниципальное образовательное учреждение

Алданского района

средняя общеобразовательная школа № 4

Внеклассное мероприятие

на тему

«Здесь прошел враг»

                                                                                      Учитель МОУ АР СОШ № 4:

                                                                                 Колкина Ольга Владимировна

Нижний Куранах

2009

        

                         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь нет врагов, а есть достойные соперники.

Статья о патриотическом воспитании детей и молодёжи...

"Здесь русский дух,здесь Русью пахнет..." Урок по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по сказке С.Г.Писахова "Морожены песни"....

Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."

Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...

Здесь нет врагов, а есть достойные соперники.

"Патриотическое воспитание-это не только воспитание любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие традиции наших отцов и дедов- это любовь к каждому гражданину нашей многонацио...

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"

Положение о краеведческой конференции "Здесь мой край, здесь я живу"...

5 класс - Урок № 4 - Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно

Цель:  Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.Задачи урока:·  Осознание об...

Тема: «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» (о японской поэзии)

Урок-мастерская по изучению японской поэзии привлекает учащихся к творчеству японских поэтов, учит в малом находить прекрасное. Дети становятся соавторами поэтов, пробуют сами сочинить хокку....