Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики
проект на тему

Сидоренко Ирина Владимировна

Формы и методы развития социальной компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx98.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

на городской конкурс  

«Учитель года – 2014»

в номинации

«Педагогический дебют» 

учителя математики

МБОУ СОШ №3 г. Георгиевска

Сидоренко

Ирины Владимировны

Моя инициатива в образовании

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.

(Олдингтон Р.)

 В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни. Выпускник школы должен обладать умением быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Введение компетенций в нормативную  и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни. Выпускник должен обладать и социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.

Развитие социальной компетентности в школе происходит при условии накопления достаточного чувственного опыта и развития сочувствия у детей и имеет непреходящее значение для всей последующей жизни ребёнка, служит тем основным вкладом, который школьное детство вносит в общий процесс психического развития, так как социальные  понятия приобретаются через общение и построение отношений с окружающим миром (Т.В. Ермолова, И.П. Иванов и др.)

В решении проблемы формирования социальной компетентности  необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка.

Таким образом, проблема данной работы состоит в поиске эффективных путей формирования и развития социальной компетентности учащихся на уроках математики в контексте их будущей социальной жизни и деятельности.

Цель: выявить педагогические условия развития социальной компетентности у учащихся на уроках математики.

Объект исследования: процесс развития социальной компетентности у учащихся.

Предмет исследования: педагогические условия развития социальной компетентности у учащихся на уроках математики.

Гипотеза исследования: развитие социальной компетентности у учащихся станет эффективным, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

  • учитываются особенности возраста учащихся;
  • организуется выполнение учащимися упражнений на взаимодействие со сверстниками и учителями;
  • предусматривается знакомство  учащихся с соответствующими правилами поведения и организуется работа над долгосрочными заданиями.

Задачи:

  • изучить научные основы формирования и развития социальной компетентности у учащихся;
  • изучить особенности формирования и развития социальной компетентности у учащихся на уроках математики;
  • выявить формы и методы развития социальной компетентности у учащихся на уроках математики;
  • провести экспериментальную работу по развитию социальной компетентности у учащихся на уроках математики.

Методы исследования:

теоретические - анализ, психологической, педагогической, юридической литературы по проблеме;

  • моделирование, прогнозирование;
  • систематизация и классификация;

экспериментальные (эмпирические)

  • методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование и т.д.)
  • сравнение, сопоставление, ранжирование;
  • педагогический эксперимент;

статистические

- количественный и качественный анализ эмпирических данных.

База эксперимента: МБОУ СОШ №3 г.Георгиевска.

Практическая значимость: обобщен материал по исследуемой проблеме, проанализированы методики для исследования особенностей социального развития учащихся на уроках математики.

Планируемые результаты:

  • мотивация и способность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность;
  • готовность включаться в субъективно значимые действия;
  • способность использовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;
  • готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
  • адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;
  • адекватное представление о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят: риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия

1. Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.  

В современно мире любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Социальная компетентность – понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем.

К составляющим социальной компетентности относят следующие:

1. Оперативная социальная компетентность - знания о социальных институтах и структурах,  представления о функционировании социальных групп, современной конъюнктуре, о широте и требованиях современного репертуара ролевого поведения, общей социальной ориентации и осведомленности.

2. Социально-психологическая компетентность - умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить себя на место другого (Социально-психологическая компетентность здесь понимается как знание закономерностей проявлений психики объектов взаимодействия, физических закономерностей проявлений материального мира, осознание таких своих способностей, которые позволяют успешно действовать в мире разного рода отношений)

3. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, эффективно решать определённые типы коммуникативных задач ;

4. Эго-компетентность - осознание своей национальной, половой, групповой принадлежности, знание своих сильных и слабых сторон, понимание причин своих промахов и ошибок, эмоциональная и поведенческая саморегуляция; владение приемами самовыражения и саморазвития, осмысление жизни, формирование нравственных суждений.

Можно выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:

  • организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания. 

На мой взгляд, все эти задачи можно успешно решать на уроке математики, важно лишь найти эффективные условия, механизмы и средства развития социальной компетентности школьников в процессе обучения математике. При этом учителю необходимо помнить, что показателями социальной компетентности школьников являются:

  • сотрудничество, работа в команде;
  • коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения;
  • способность делать осознанный выбор;
  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование. 

Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. Например:

  • применение компьютера в обучении; 
  • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных); 
  • проведение уроков-экскурсий, в том числе и проведённых группой учащихся экскурсий для родителей, младших школьников с использованием программного материала, что повышает стремление учащихся к самостоятельности, самореализации, успешности; 
  • сотрудничество с библиотекой; 
  • размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу; 
  • участие в районных, городских, областных олимпиадах. 

Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. В последние годы в математическом образовании школьников произошли существенные изменения. Эта специфика отражается, естественно, в содержании, технологиях математической подготовки и подготовке учащихся к современной жизни, а также развитие их личности средствами математики.

Работа по развитию социальной компетентности учащихся в школе ориентирована   на личностно-деятельностый и диалогический подход. Для реализации данного подхода в работе по развитию социальной компетентности младших подростков требуется:

- культивирование собственной позиции ребенка в различных ситуациях;

- постановка ребенка в ситуации выбора;

- обращение к личностным смыслам учащихся в социальной деятельности;

- ориентация на особенности возрастного развития  учащегося.

Основой диалогического подхода является смещение авторитарного воздействия в сторону диалогического, стимулирующего собственную позицию учащегося диалогическое взаимодействие является признаком социально-компетентного поведения, и в то же время является условием его формирования путем включения подростка в диалог. Для социальной компетентности важен опыт активного социального взаимодействия. Поэтому для ее развития важно использовать системный подход, объединив всех субъектов социализации.

Существуют педагогические технологии, которые решают (на мой взгляд)  проблемы развития социальной компетентности учащихся на уроках математики  наиболее оптимально. Это игровые и групповые технологии. (таблица 1)

Таблица 1.

 Педагогические технологии, используемые в работе учителя по развитию социальной компетентности младших подростков.

Педагогические технологии

Основные преимущества технологии

Игровые технологии

  • Установление позитивной взаимосвязи между членами группы; формирование  определённых умений и навыков, необходимые для практической деятельности;
  • необходимость индивидуального вклада в результат учения;
  • непосредственное взаимодействие учащихся, оказание взаимопомощи, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
  • наличие достаточно развитых коммуникативных и навыков.

Групповые технологии

  • Самостоятельно или с помощью учителя устанавливаются нормы общения и взаимодействия в малых группах, выбираются направления работы и средства для решения общей задачи;
  • формируется  умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать;
  • возможность  чувствовать  себя раскованно, работать  в индивидуальном темпе;
  • ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей.

Групповая работа.

Групповая учебная деятельность не изолирует учащихся друг от друга, а наоборот, дает возможность реализовать их природное стремление к общению, взаимопомощи и совместному труду. Кроме того, учащимся бывает психологически сложно обращаться часто за объяснением к учителю и гораздо проще - к своим сверстникам.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что групповая учебная деятельность способствует активизации и результативности обучения и развития учащихся, формированию гуманных взаимоотношений между ними, самостоятельности, развитию умения доказывать и отстаивать свою точку зрения. В процессе групповой деятельности ребята учатся прислушиваться к мнению товарищей, культуре ведения диалога, ответственности за результаты своей работы.

Работа в группах является своеобразной подготовкой детей к будущей жизни, ведь каждый из них будет жить, и работать и в дальнейшей своей взрослой жизни в большом или малом коллективе или группе.

Групповой формой деятельности учащихся на уроке назовём такой способ организации работы учеников, если:

  • перед всеми типологическими группами или перед отдельными группами одновременно поставлена некоторая учебная цель как общая цель для учащихся группы;
  • содержание задания либо одинаково для всех групп, либо дифференцировано с учётом их особенностей (при этом задания должны удовлетворять следующим требованиям: основу таких заданий должны составлять как обучающие, так и поисковые и проблемные задачи, задание считать выполненным, если каждый учащийся группы понял, как оно выполнено и смог бы выполнить его  и аналогичные задания самостоятельно);
  • в основе формы деятельности лежит коллективная работа учащихся группы, реализующая отношение: «деятельность учителя – деятельность группы – деятельность ученика»;
  • помимо одинаковой помощи всем учащимся класса оказывается специальная помощь отдельным группам в виде дополнительных указаний с учётом особенностей учеников данной группы (план выполнения задания, образец выполнения задания, указание на способ решения и др.);
  • руководство по выполнению задания осуществляет член группы (учитель следит за работой групп, помогает консультантам осуществлять руководство работой в группе);
  • подводятся итоги деятельности каждой группы (группы отчитываются на уроке не только перед учителем, но и перед всем классом, формы отчёта разнообразные).

Обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. При этом увеличиваются возможности для работы с сильными учениками, поскольку отпадает необходимость постоянно снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников, которые продуктивнее работают в группе одного уровня развития. Работа протекает в обстановке психологического комфорта, обсуждая материал на равных,  они успевают осмыслить материал и принять участие в обсуждении.

Деление на группы учащихся в зависимости от достижения ими уровня обязательной подготовки носит объективный характер  и не дает  ученикам поводов для обид. Также ученикам предоставляю возможность выбора той или иной группы на каждом уроке. При формировании групп, прежде всего я обращаю внимание на быстроту усвоения и активность мышления.

На уроках по изучению нового материала использую дифференцированный подход к обучению. На первом этапе урока объясняется новый материал, даётся подробный образец ответа при решении упражнений и задач новой темы, затем, по желанию, к доске вызываются сильные ученики для того, чтобы ещё несколько раз продемонстрировать образцы ответов всему классу. На следующем этапе урока начинаю применять дифференцированный подход, который выражается в следующем: в тот момент, когда одним учащимся объяснения по ходу решения задач становятся уже необязательными, а другим - они еще нужны, начинается одновременно самостоятельная и коллективная работы. Класс делится на две группы. В первую объединяются те учащиеся, которые считают, что уже поняли новый материал и могут работать самостоятельно. Такая самостоятельная работа предлагается по желанию, причём некоторым учащимся рекомендую, но не настаиваю, воздержаться от самостоятельной работы и продолжить работу с классом. При этом ставится условие: все, кто работает самостоятельно, с вопросами пока не должны обращаться, но им разрешается советоваться друг с другом, сверять своё решение с ответами. С вопросами эти ученики могут обратиться после самостоятельной работы, которая длится 10-15 минут. В эти 10-15 минут всё внимание уделяю второй группе, т. е. тем ученикам, которые ещё не усвоили новую тему достаточно хорошо. Эти ученики продолжают коллективную работу: поочерёдно выходят к доске, решают задачи и объясняют их. Причём к доске выходят одновременно 2-3 ученика: один решает вместе с классом и комментирует вслух, другие работают молча. Когда первый заканчивает решение, ему ставится оценка за решение и за объяснение. После этого все вместе проверяют, верно ли выполнили упражнения два других вызванных ученика. Им также ставятся оценки за записанные решения, но, как правило, без устных объяснений. Далее к доске выходят следующие 2-3 ученика и т. д. Всё это делается для того, чтобы к доске вызвать как можно больше учеников и оценить их работу на уроке.

После 10-15 минут этой коллективной работы учащиеся этой группы получают кратковременную (на 4-5 минут) самостоятельную работу, а самостоятельная работа первой группы проверяется. Причём, целесообразно на обратной стороне доски заготовить фрагменты решения, содержащие 1-2 ошибки - контрпримеры для того, чтобы усилить внимание, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Ребята особенно тщательно и с интересом стараются сверить своё решение и обнаружить ошибки на доске. Начинается обсуждение результатов работы, разрешаются возникшие вопросы.

В результате такой работы у учащихся появляется интерес к предмету, вера в свои способности, формируются обязательные результаты обучения, а также развитие творческих способностей учащихся.

Пример карточек для 5 класса по теме «Уравнения»

1-ая группа

2-ая группа

3-я группа

1. Решите уравнение:

48х = 192 . 
2. Упростите выражение 8∙ у -3-119 и найдите его значение при у = 5. 
3. Вычислите

 2001:69-3355:305. 
4. Ученик задумал число. Это число он умножил на 9 и к полученному результату прибавил 40. Получилось 193. Какое число он задумал? 
5. Решите уравнение:

18m + 54 = 162 . 
6. Найдите значение выражения

 (420:12-5): 6. 
7. Найдите делимое, если делитель 5, неполное частное 3 и остаток 1. 
8. Решите уравнение 

(х-8) ∙12 = 84. 
9. Угадайте корень уравнения х ∙ х -1 = 0. 
10.Решите с помощью уравнения задачу: Имелось несколько ящиков. Когда в каждый ящик положили по 12 кг слив, то осталось еще 16 кг. Сколько было ящиков, если всего было 220 кг слив? 
11. Решите уравнение

5z - 62 = 38 . 

1. Найдите значение выражения

 (302281-12649):96-601∙5.
2. Решите уравнение 8192 : у = 512. 
3. Может ли при каком-нибудь значении х быть верным равенство х-3=3-х? 
4. Вычислите:

76032:72-211∙5. 
5. Решите задачу с помощью уравнения. 
За торт и 5 одинаковых пирожных заплатили 133 рубля. Сколько стоит одно пирожное, если торт стоит 68 рублей?
6. Решите уравнение 23х-27 = 111. 
7. Упростите выражение а ∙14∙10-697 и найдите его значение при а = 5. 
8. Решите уравнение 18∙(х-15) = 72 . 
9. Если задуманное число увеличить в 11 раз и к результату прибавить 5, то получится 137. Найдите задуманное число. 
10. Решите уравнение (8+у)∙7 = 63. 
11. Найдите делимое, если делитель 5, неполное частное 6 и остаток 3.

1. Решите уравнение

54 ∙ х = 648. 
2. Вычислите 

78∙3-1856:8 + 1. 
3. Решите уравнение (26-z): 5 = 5 . 
4. Решите задачу Имелось несколько коробок. В каждую из них положили по 24 тюбика с краской. Осталось 15 тюбиков. Сколько имелось коробок, если было 135 тюбиков? 
5. Найдите делитель, если делимое 7, неполное частное 2 и остаток 4. 
6. Решите уравнение 26k-137 = 123.
7. Если задуманное число увеличить в 15 раз и из результата вычесть 118, то получится 77. Найдите задуманное число. 
8. Найдите значение выражения 

(305-297)∙91: 56 . 
9. Угадайте корень уравнения 

Х∙Х-50 = 50. 
10. Решите уравнение n∙33 =528 . 
11. Упростите выражение 

5 • b • 18 — 165 и найдите его значение при b = 2.

Дидактические игры.

 Одним из способов формирования социальной компетентности являются дидактические игры, отмеченные Мачехиной О.Н., как наиболее оптимальный метод, позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы.

 «Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно».

«Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно – волевого и эмоционального».

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры.

«В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая – либо задача, проблема. Так как игра может носить и репродуктивный характер, то считаем целесообразно выделить два вида таких игр: игровая ситуация, когда ученика увлекает форма задания; математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания. Возможны сочетания этих двух видов».

Использование дидактической игры в системе обучения математики в 5–6 классах является важным средством повышения интереса, а значит развития внимания.

Идея игры состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Они понимают, что для решения проблемы им недостаточно имеющихся знаний.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала, то есть усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Дидактическая игра также позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить для развития внимания.

Для развития социальной компетентности у обучающихся на уроке математики применяют следующие модификации деловых игр:

  • Имитационные игры. Имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия. Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждый становится специалистом определенного профиля. Группы изучают общие сведения, отвечают на предложенные вопросы.

Имитационная игра используется при усвоении новых знаний, способствует эмоциональной приподнятости, деятельности, соперничеству, конкуренции, обучающиеся вовлекаются в некую жизненную ситуацию.

  • Имитационно-моделирующая игра «Торговля тканями». Тематика игры связана с формированием понятия длины,  с ознакомлением истории происхождения мер длины.  Сюжет игры основан на покупке тканей в гипотетических условиях, рынок Древнего Египта, Англии, Руси. Предметный материал сосредоточен в области основных понятий начального курса математики и затрагивает величины (длину) и их измерение (применимо к 5 классу).
  • Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций: решение поставленных задач, ведение пропаганды и агитаций.

Операционные игры формируют умение полемизировать, отстаивать свою точку зрения. Имеет социализирующую ориентацию.

Примеры задач:

1. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее, чем за  2 часа 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? (Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает).  (В 18 часов 30 минут)

2. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 никотина с дымом попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщики выкурили 10 сигарет?  При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда получат некурящие люди, находящиеся в одной комнате с курильщиками?      (14 мг, 35%)

3. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма.  В теле человека, весящего 70 кг, содержится 150 г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг?  (75 грамм)

  • «Деловой театр». Основная задача метода - научить учащегося ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты. Игра используется в качестве контроля, позволяет индивидуально оценить обучающихся. Участники приобретают дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие навыки: умение находить оптимальное решение, адаптироваться к условиям среды, умение сравнивать, сопоставлять.

Учитывая многообразие выделенных критериев, при разработке сценария деловой – экономической игры, которую мы провели на школьниках 5 – х классов МБУО СОШ №3 г.Георгиевска, нашей задачей являлось максимально обогатить сценарий игры реальностью, и попытаться включить в него реально присутствующие в современном социальном мире аспекты. В ходе этого мы решили задать экономическую тематику и развернуть сценарий со стороны реальных рыночных отношений.

Игра проходила в конце 4-ой четверти в МБОУ СОШ №3 г.Георгиевска. Сценарий игры заключался в следующем:

Для участников объявляется, что моделируется пространство реальной ситуации, которая существует на современном рынке товаров и услуг. Так же вводится, разработанная условная денежная единица (в нашем случае «змии»), которая по функциональности приравнивается к рублю. Эти денежные единицы дают право участникам вести расчет за полученный товар или услугу. В задачи участников входит разработка собственного предприятия с целью заработать как можно больше денежных единиц. В выборе профиля организации, нет ни каких ограничений. На подготовку и планирование собственных фирм было выделено несколько недель, чтобы дети смогли понять суть игры, каковы их роли и задачи. На протяжении всего периода, процесс подготовки контролировался организаторами. Основополагающим этапом подготовки была защита так называемых планов предприятия (бизнес план), без которых нельзя организовать собственное предприятие. Содержание плана предприятия было упрощено и содержало лишь основные характеристики фирмы (название, лозунг, логотип, род деятельности и состав сотрудников). День игры – это основной этап всего проекта, который задает пространство, где дети ощущают себя настоящими бизнесменами и осуществляют предпринимательскую деятельность. В их задачи входит:

  1. Заработать как можно больше денежных единиц
  2. Следить за рабочим пространством и не допускать конфликтных ситуаций
  3. Обеспечивать высокий уровень обслуживания
  4. Максимально креативно выстроить рабочее пространство (плакаты, реклама, лозунги и т.д.)
  5. Убедить клиента в качестве и значимости своих товаров или услуг.
  6. Соблюдать субординацию, прописанную в плане своего предприятия
  7. Четко исполнять свои должностные обязанности

Выше изложенное, является кратким описанием проведенного нами проекта, здесь мы, раскрываем основные аспекты игры, не углубляясь в их суть и значимость.

Необходимо давать задания, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе.

Приведем примеры арифметических задач по развитию социальной компетенции.

  • Бригада рыбаков получила от двух банков ссуду на приобретение холодильного оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год рыбаки должны уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?
  • В Москве в 2000 году стоимость проезда на автобусе была 4 р., а в Подольске – 3 р. На сколько процентов в 2000 году проезд на автобусе в Москве был дороже, чем в Подольске? На сколько процентов в 2000 году проезд в Подольске был дешевле, чем в Москве?
  • В результате дефолта (так называется экономический кризис, который случился в России в 1998 г.) цены на импортные товары выросли примерно в 5 раз. До дефолта кроссовки стоили 200 р. На сколько процентов новая цена кроссовок выше старой? На сколько процентов старая цена кроссовок ниже новой? Закончите предложение: «В результате дефолта цены в среднем выросли на … %».

Интересно изучение темы «Проценты» в школьном курсе. Умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку. Изучение данной темы демонстрирует ученикам применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рынка, экономики и производства. А это означает, что формируется  у учеников интерес к процессу и деятельности:

- Стоимость билета в театр составляет1000рублей, оплата за доставку билетов равна 15% от стоимости всех билетов. Автобус для поездки  стоит 25% от стоимости билетов за каждый час. Время поездки равно5 часам. В театр едет класс в количестве 30 человек. Сколько будет стоить поездка? (Ответ 72000 рублей).

- Если мы купим поездку в музей по цене 1800 руб за человека, то чтобы перевезти 30 учеников  в музей, надо заказатьавтобус при условии, что расходы по перевозке составят 8% от стоимости всех билетов. По какой цене выйдет нам эта поездка если ее продолжительность составит 5 часов?                       (Ответ: 75600 рублей.)

Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы

Экспериментальное исследование с целью формирования и развития  социальной компетентности учащихся проводилось на базе МБОУ СОШ №3 г.Георгиевска.

Исследование продолжалось с января 2012 года по май 2013 года и состояло из трех этапов: констатирующего, развивающего и контрольного.

Цель констатирующего этапа эксперимента:

На первом этапе эксперимента были выделены следующие задачи:

1. Подобрать диагностические методики для изучения сформированности социальной компетентности учащихся.

2. Провести диагностирование сформированности социальной компетентности учащихся.

3. Выполнить статистическую обработку полученных результатов.

В соответствии с поставленными задачами были использованы определенные методы педагогического исследования:

В экспериментальной работе принимали участие учащиеся 5-го класса в  количестве  18 человек.

Для проведения констатирующего этапа эксперимента были использованы следующие методики (таблица 3).

Таблица 3.

Психодиагностический комплекс

для социальной компетентности младших подростков

Методика

Выявляемые компоненты социальной компетентности

Тест эгоцентрических ассоциаций

• способность изъясняться, выражать свои эмоции, мнения и желания в социально приемлемой форме;

• способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией;

• ориентация на равноправные межличностные отношения;

Тест «Размышляем о жизненном опыте» Щурковой Н.Е.

• наличие жизненных ориентаций и целей;

• принятие социально-нравственных ценностей межличностного взаимодействия, социальная ответственность;

Диагностика социальной компетентности А. М. Прихожан

• самостоятельность; уверенность в себе;

•отношение к своим обязанностям;

•развитие общения;

•организованность, развитие произвольности;

•интерес к социальной жизни, наличие увлечений;

По результатам теста:

-  эгоцентричных ассоциаций можно сделать вывод, что у  55,6% учащихся низкий уровень эгоцентричной направленности. Для 38,9% учащихся характерно средний уровень эгоцентричной направленности. У 5,5% учащихся (1 ученик) - высокий уровень эгоцентричной направленности.

- «Размышляем  о жизненном опыте» можно сделать вывод, что у 68,2% учащихся достаточно нравственная воспитанность и сформирована ориентация на «другого человека». А у 31,8% учащихся присутствует некоторая безнравственная ориентация и  некоторая эгоцентричная позиция.

 - диагностика социальной компетентности можно сказать, что  у 33,3% социальная компетентность соответствует возрасту учащихся, у 38,9% социальная компетентность несколько опережает возраст учащихся, а  27,8% учащихся  существенно опережают своих сверстников по уровню социальной компетентности.

Для проведения контрольного этапа эксперимента были использованы те же  методики что и для констатирующего этапа.

По данным теста эгоцентричных ассоциаций у  72,2% учащихся средний уровень эгоцентричной направленности. Для 27,8% учащихся характерен низкий уровень эгоцентричной направленности. Высокого уровня эгоцентричной направленности после проведенных методик не наблюдается.

По результатам теста «Размышляем о жизненном опыте»  можно сделать вывод, что у 69,1% учащихся достаточно нравственная воспитанность и сформирована ориентация на «другого человека». А у 30,9% учащихся присутствует некоторая безнравственная ориентация и  некоторая эгоцентричная позиция.

Результаты теста диагностики социальной компетентности показывают, что  у 44,5% социальная компетентность соответствует возрасту учащихся, у 50% социальная компетентность несколько опережает возраст учащихся, а  5,5% учащихся  существенно опережают своих сверстников по уровню социальной компетентности.

На контрольном этапе эксперимента мониторинговые исследования  показали, что методы развития социальной компетентности на уроках математики были по достоинству оценены учащихся и дали положительные результаты. .

В частности, на 80% учащихся такие разнообразные уроки оказали положительное влияние.

100% учащихся высказались за продолжение изучения и закрепления тем такими способами проведения уроков.  

Таким образом, социальная компетентность развивается не только  во внеурочной деятельности, но и на уроках математики.

ВЫВОДЫ:

На базе 5 класса А МБОУ СОШ №3  были внедрены различные типы уроков по математики, с целью развития социальной компетентности учащихся. Основной целью работы было:

приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах);

об устройстве общества,

о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Результаты диагностики по всем методикам дали положительную динамику, что свидетельствует об эффективности проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав тему формирования и развития социальной компетентности у учащихся, мы выявили, что общечеловеческие ценности личности являются решающим критерием уровня развития общества. Проблема социализации личности - одна из основных теоретических проблем  педагогики  и  важнейшая практическая проблема.

Негативные явления, произошедшие в 90-ые  годы, оказали отрицательное влияние на общественную нравственность гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

Наши дети  воспитываются на  Рэмбо и Терминаторе, виртуальной реальности и киллерах. Им незнакомы такие герои как летчик А. Маресьев или юная партизанка З. Космодемьянская, не знают и о наших героях – земляках. 

 Развитие  социальных компетенций у учащихся стало эффективным, так как реализуется следующий комплекс педагогических условий:

- в процессе формирования и развития социальных компетенций организуется выполнение учащимися групповых заданий, деловых игр на взаимодействие со сверстниками, учителями;

- в процессе формирования социальных компетенций предусматривается знакомство  учащихся с соответствующими правилами поведения и организуется работа над долгосрочными заданиями, метод проектов,  которые выполняются сначала в соответствии с планами для начинающих, а затем без них.

В данном исследовании были проведены занятия по формированию общечеловеческих ценностей, правил поведения, правил здорового образа жизни  и занятия на формирование любви к самому себе окружающим. Занятия помогают детям стать добрее, учат тому, как надо жить, чтобы совесть не мучила. Дети становятся социально успешнее, предмет учит жизни. У ребенка появилось новое представление о семье .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

педагогический проект по теме "Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики".

Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики....

педагогический проект по теме "Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики".Презентация.

Формирование и развитие исследовательской и познавательной компетентности учащихся на уроках математики. Презентация....

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.

Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.   В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество ка...

Развитие познавательной компетентности учащихся на уроках математики

Перед школой ставится задача воспитать и вооружить ученика такими знаниями,чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.Одним из важнейших направлений этой пробле...