Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки
статья (5 класс) по теме

Михайлова Лариса Валерьевна

Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и педагога. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.

Будучи экспертом и председателем жюри НПК разного уровня, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы:

оформление и часто встречаемые ошибки

Л.В. Михайлова, МОУ «СОШ № 51», г. Ижевск Удмуртской Республики

Аннотация: Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и педагога. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.

Будучи экспертом и председателем жюри НПК разного уровня, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.

Современную школу трудно сегодня представить без постоянного поиска, эксперимента, инновационных технологий, особенно в свете введения ФГОС. Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности, являясь процессом совместной работы учащегося и педагога, а нередко и родителей. В связи с этим, одной из актуальных проблем учителя при работе с одаренными и творческими детьми является незнание, как правильно организовать научно-исследовательскую деятельность и неумение правильно оформить результаты работы.

Мой педагогический стаж – 15 лет, из них 12 лет я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися. Первоначально под моим руководством готовились работы на школьную НПК, затем мы стали выступать на районных научно-практических конференциях, а с 2005 года и на российских, организованных МАН «Интеллект будущего». И где бы не выступали учащиеся нашей школы – в г. Обнинске, Златоусте, Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, мы везде учились, учились правильно оформлять работы, правильно формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезы, организовывать свою исследовательскую деятельность. Полученные знания и опыт помогали одерживать победы и получать медали за лучшие работы на секции. Будучи экспертом и председателем жюри районных и республиканских НПК, я часто консультирую педагогов и учащихся, решивших заниматься исследовательской деятельностью, провожу семинары по структуре исследовательской работы с учителями-предметниками и заместителями директоров по научно-методической работе. В данной статье мне хотелось бы представить основные структурные элементы исследовательской работы, с которыми при написании возникает много вопросов и затруднений, а также затронуть ошибки, которые часто встречаются в работах учащихся.

Структура исследовательской работы, оформление и часто встречаемые ошибки

Структурные элементы

Оформление, основные трудности, ошибки

Оформление оглавления-содержания

(титул и содержание не имеют номера страницы)

Введение ……………………….. 3                  

Глава I. (или I.) ………………… 5

§ 1 (или 1.1; 1.2) ……………….. 9

§ 2 (или 2.1; 2.2)…

Заключение

Список источников (литературы)

  1. Приложение I. Таблицы.
  2. Приложение II. Карты. (Рисунки. Фото).

Список сокращений (иногда еще список сносок)

Введение

(объем лучше не более 3 страниц)

Повествование в исследовании школьников может вестись от первого лица («я») или от второго лица («мы» - ученик +научный руководитель).

В научных текстах обычно встречается безличное повествование.

1. Наличие «шапки» (вводных предложений). ОШИБКА: вводные предложения не должны перегружать введение; кроме того, они по смыслу должны быть связаны с темой работы.

2. Формулирование актуальности (тема актуальна: по времени – годовщина какого-то события; проведенные исследования, эксперименты, которые открыли новые аспекты в ранее изученных вопросах; развитие науки, техники, открытие новых неисследованных областей знания ИЛИ тема актуальна конкретно для данного школьника (услышал в СМИ, узнал на уроке и т.д.).

3. Выдвижение гипотезы (гипотеза – это предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство)

Она может определяться как форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров). Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

4. Цель, задачи (формулировка цели и задач). Цель  формулируется исходя из названия темы работы, задачи – являются отражением содержания работы (т.е. названия пунктов плана).

ОШИБКИ: несоответствие цели работы теме; несоответствие пунктов плана задачам и цели исследования.

5. Определение предмета и объекта. Предмет должен быть определен уже в названии работы. Это понятие узкое. Объект – это понятие более широкое. (Напр., объект – история России XVI в.; предмет – реформы Ивана Грозного).

6. Методы исследования (сравнительный, аналитический, эмпирический, металлографический анализ, аналитический, интервьюирование, анкетирование (во избежание большой погрешности цифра анкетируемых должна быть  50 и более чел., лучше анкетировать 100, 120, 150, 200 и т.д. человек), метод исторических параллелей, работа с вещественными или письменными источниками и др.).

ОШИБКА: «изучение литературы» по теме (Это сравнительный анализ письменных источников или источниковедческий анализ).

 7. Определение теоретической и практической значимости исследования (одной из них может и не быть).

8. Краткая характеристика источников и используемой литературы. ОШИБКА: излишне детальное описание изученной литературы.

Основная часть

(объем глав должен быть примерно одинаковым, или разница не должна составлять более 2-4 страниц).

1. Название главы должно соответствовать ее содержанию.

2. Глава должна иметь «шапку»-введение, и логическое завершение – вывод по главе (Итак, …; Таким образом, …; В результате…; Подводя итог…. и т.д.).

3. Содержание главы должно представлять собой анализ, исследование, сравнение мнений (приветствуется мнение автора-ученика, его согласие и несогласие с учеными). ОШИБКИ: содержание представляет собой реферат – копирование текстов из научных трудов, без их анализа и часто без соответствующих сносок; глава представляет собой «Словарь» терминов и понятий или классификацию  без логического начала и завершения. Или глава носит характер школьного сочинения на заданную тему, а не исследование.

4. В содержании глав должны быть сноски на литературу и приложения. На все цифры, даты, имена, исторические события должны быть сноски, которые указывают источник (это может быт и ваше приложение).

5. Все абзацы, основные мысли должны быть соединены «мостиками». Как и отдельные главы. ОШИБКА: абзацы и главы не должны «жить своей жизнью», они логически все должны быть объединены «мостиками».

6. Глава, содержащая результаты анкетирования или эксперимента должна быть оформлена как глава, с соответствующим анализом; таблицы и графики по этой главе должны быть вынесены в приложение.

ОШИБКА: при анкетировании необходимо правильно составлять вопросы (нельзя с опрашиваемым играть в «поддавки»).

7. Вывод по главе должен отражать ее содержание и иметь не очень большой объем.

Сноски на литературу и приложения

1) Построчные (нумерация на каждом листе своя), оформление как в списке литературы.

2) Со сквозной нумерацией, с указанием источников в конце работы.

3) В круглых скобках, с указанием автора (Р.Д. Голдина, 1999. С.17).

4) В квадратных скобках [7, с. 57]. Или [7, с. 57-58]. Или [7, с. 57; 17, с.12]. ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ПРОБЕЛЫ, ТОЧКИ и ЗАПЯТЫЕ!

5) Оформление сноски на приложение – (Приложение I. Табл. 1) или (Прил. II. Схема 3), или (Приложение I. Рис.12) или (Приложение I, рис.5).

Заключение

(1-2 страницы)

(не должно быть большим по объему, по крайне мере, не превышать объема глав)

Логическое завершение всей работы. При написании заключения необходимо держать перед глазами введение работы.

В заключение указывается: была ли достигнута цель исследования и были ли решены все задачи, указанные во введении. Основные выводы можно перечислить с пояснениями (при этом опираясь на выводы после каждой главы).

Кроме того, необходимо указать была ли подтверждена или опровергнута гипотеза.

В конце заключения целесообразно указать на перспективу дальнейшей работы над данной темой.

ОШИБКА: формальные фразы или формальные выводы никак не связанные с основной частью работы. Краткое перечисление выводов, без соответствующих пояснений.

Список источников и литературы.

1. Источники, а затем Список литературы.

(источники могут быть устные, письменные, вещественные, изобразительные, аудио-видеоисточники, комплексные).

ОШИБКА: вместо «Списка литературы» - «Библиография» (это целая наука!).

2. Литература должна быть указана по алфавиту.

3. Если один и тот же автор – по названию работы.

4. Нумерация источников и литературы для прописывания сносок (в квадратных скобках) в главах.

5. Правила написания списка источников:

(Например:

Икона нагрудная. «Образ Пресвятой Богородицы». Медный сплав. Литье. МИКСП. Фонды «Металл». КП-4015.

Муракаева В.Л. Старообрядчество на территории Вятской губернии в XIX в. (культура и быт). Дипломная работа // Архив ИИКНП УдГУ. Ф.1. Д.650. 65 л.).

6. Правила написания литературы. Можно опираться на ГОСТ. А также в любой книге, на первых страницах, есть «паспорт» книги или сборника и краткая аннотация, именно там и можно посмотреть, как правильно оформить данную книгу (сборник).

7. Правила написания интернет-ресурсов:

Автор, название статьи (книги), указание сайта (лучше полное), дата просмотра данной статьи (книги).

(Напр., Винокурова Э.П., Молчанова О.В., Петрова. Медная пластика Выга. Медное литье. Литые кресты и иконы// http://www.starover-pomorec.com/ikons/litjo.html 12.11.2010).

ОШИБКА: указание только сайта (Wikipedia); указание статьи без даты ее просмотра.

8. Оформление респондентов (ФИО, дата рождения, должность или место проживания).

Приложения

(объем не ограничен)

1. Содержат таблицы, графики, диаграммы, карты, схемы, рисунки, фотодокументы, тексты интервью, копии документов. Может быть и описание эксперимента.

2. Необходимо логически разделять приложения. ОШИБКА: смешение в одном приложении таблиц, рисунков, фотодокументов и т.д.

3. Все графики, таблицы и т.п. должны быть подписаны. Личные фотографии должны указывать, не только кто изображен и где, но и когда была сделана фотография и можно указать кем.

ОШИБКА: помещение копий документов без соответствующей подписи.

4. Картины. Указываются: автор, название, год(ы) создания, где хранится, размер, местопередвижение.

Список сокращений

Обычно помещается в конце работы. Запись, например:

КВАЭ – Камско-Вятская археологическая экспедиция

Глоссарии и словари

Лучше не перегружать свою работу словарями и глоссариями.

Литература

  1. Зверева Т.Р. Методика написания реферата (общие требования). - Ижевск: Изд-во ИПКиПРО, 2006. - 11 с.
  2. Михайлова Л.В. Методическая работа с педагогами по организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Сборник материалов Всероссийского заочного педагогического форума «Педагогический Олимп». Часть 4. Методические разработки. Система дополнительного образования детей. - Обнинск: МАН «Интеллект будущего», 2010.  - С.170-172.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятка по написанию научно-исследовательской работы

данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам....

Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...

Алгоритм написания научно-исследовательских проектов

Проектная деятельность учащихся школы...

Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ

в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ...

Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"

Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...

Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...