памятка по написанию научно-исследовательской работы
материал по теме

данная мамятка поможет при написании научной работы ученикам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся  по написанию и оформлению научно – исследовательской работы

Памятка № 1

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА – отражает характерные черты проблемы

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Памятка № 2

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Общее ознакомление

Внимательное чтение по главам и разделам

Выборочное чтение

Составление плана прочитан-ного материала

Выписки из прочитанного

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Критическая оценка прочитан-ного и запись замечаний

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

Выделение наиболее важного текста

Перечитывание наиболее важного текста

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

Полные и точные (цитата + ее биографичес-кое описание)

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

Обращается внимание на объективность суждений

Памятка № 3

Требования к содержанию научной работы

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Оглавление

Введение (вступление)

(рекомендуемый объем до двух страниц)

Основная часть

 (не более 10 страниц)

Выводы

Список литературы

Содержит:

-   наименование учебного заведения, где выполнена работа;

-   фамилию, имя и отчество автора;

-    тему научной работы;

-   фамилию, имя и отчество научного руководителя;

-   город и год

Включает:

-   наименование всех глав, разделов с указанием номеров       страниц, на которых размещается материал

Содержит:

-   оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;

-   обоснование необходимости проведения работы

Состоит из глав (разделов), в которых  содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы

Памятка № 4

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

-   в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность

    темы;

-   сущность темы, обоснованные научные предложения;

-   выводы и предложения

Тезисы доклада

-   основные положения доклада;

-   основные выводы и предложения.

Научная статья

-   заголовок;

-   вводные замечания;

-   краткие данные о методике исследования;

-   анализ собственных научных результатов и их обобщение;

-   выводы и предложения;

-   ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

-   краткое изложение плана и программы законченных этапов  

    научной работы;

-   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и

    практики;

-   детальная характеристика применявшихся методов;

-   существование новых научных результатов;

-   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее

    нерешенные вопросы;

-   выводы и предложения.

Реферат

-   вводная часть;

-   основной текст;

-   заключительная часть;

-   список литературы;

-   указатели.

Монография

-   введение;

-   подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо

    одна из проблем или тема;

-   выводы по каждому разделу (главе)

-   заключение.

Памятка № 5

Этапы работы над научным исследованием

  1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
  2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
  3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
  4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
  5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
  6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7 – 10 минут) выступление на итоговой конференции. Выступление может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы).

Памятка № 6

Исследовательские умения, необходимые школьнику

для написания научно-исследовательской работы

  1. Умение работать с рекомендованной литературой.

Умение работать с литературными источниками – основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того, что разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2.   Умение критически осмысливать материал, представленный в книге. Для того, чтобы убедиться, что то или иное положение в книге  верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы:

  1. Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
  2. Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
  3. Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
  1. Умение четко и ясно излагать свои мысли.

Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как: « Я считаю», «Я думаю», «Мне известно», «Анализ фактов показывает», «Я не согласен с тем, что…».

4.   Умение оформить материал.

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

  1. титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;
  2. текст работы должен быть пронумерован;
  3. работа должна иметь оглавление;
  4. основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);
  5. если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;
  6. работа должна быть снабжена списком использованной литературы;
  7. к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Памятка № 7

Основные требования к представляемым

для участия в конференции работам

  1. четкость и доступность изложения материала;
  2. соответствие темы работы ее содержанию;
  3. актуальность и практическая значимость работы;
  4. эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;
  5. наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;
  6. умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;
  7. оформление научной работы;
  8. культура выступления на конференции.

Литература:

  1. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории.// Преподавание истории и обществознания в школе. – М: Школьная пресса – 2003. - № 4. – с.43
  2. Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности учащихся.// Дидакт. – М: Дидакт – 2003. - № 6 – с.53
  3. Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме “Организация научно-исследовательской деятельности учащихся”.// Практика административной работы в школе. – М: Сентябрь – 2002. - №1. – с.38 - 42
  4. Лернер П.С. Инноватика практической работы научного сотрудника в школе. // School technologies. – М: Школьные технологии – 2003. - №6. – с.52
  5. Леонтович А.В. “Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности учащихся”, Ж.”Исследовательская деятельность школьников”, №4,2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы при написании научно-исследовательской работы: оформление и часто встречаемые ошибки

Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности (особенно в рамках введения ФГОС), являясь процессом совместной работы учащегося и ...

Пособие по написанию научно-исследовательской работы учащегося.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙРАБОТЕ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ....

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку

Общие рекомендации по написанию научно – исследовательской работы по английскому языку...

Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ

в статье представлены рекомендации по написанию и оформлению исследовательских работ...

Презентация "Правила написания научно-исследовательской работы"

Презентация включает структуру, речевые клише, примеры тем научно-исследовательской работы учащихся...

Проблемы организационной работы с одаренными детьми в процессе написания научно – исследовательской работы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели...

Памятка к написанию научно-исследовательского проекта

Памятка к написанию научно-исследовательского проекта...