Ученические исследования по краеведению как один из путей гражданско-патриотического воспитания
статья по теме

     Гражданско-патриотическое воспитание связано с необходимостью научить ребёнка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определённые обязательства.  А любовь к Родине начинается с любви к малой Родине, родному краю. Совместная исследовательская деятельность школьника и педагога – это уникальная возможность воспитания гражданина и патриота. Целью ученическо-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskie_issledovaniya_po_kraevedeniyu.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Кривальчук И.В.

МКОУ  Новоцарицынская средняя

 общеобразовательная школа

                                                                            Москаленского муниципального района

Ученические исследования по краеведению как один из путей

гражданско-патриотического воспитания

     В современном обществе школьник получает мощный поток самой разнообразной информации, в том числе и негативного плана. Наблюдается острая необходимость в повышении роли нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Школа находится сегодня в поиске новых форм обучения и воспитания, способных заинтересовать молодого человека.

     На мой взгляд, основной целью обучения должно быть развитие интеллекта учащегося и воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности. А где же, как не в исследовательской деятельности в наибольшей мере может проявляться самостоятельность и творчество учащихся?

     Сегодня, когда общество делает социальный заказ на молодого человека, неравнодушного, развитого как физически, так и духовно, который способен ориентироваться в сложнейших и противоречивых условиях современной общественной, политической и экономической действительности, готов к выполнению основных социальных функций, к общественно-преобразующей деятельности, то есть личности со сформированной гражданско-патриотической позицией.

     Гражданско-патриотическое воспитание связано с необходимостью научить ребёнка думать о себе как о гражданине государства и о государстве как о Родине, перед которой у гражданина есть определённые обязательства.  А любовь к Родине начинается с любви к малой Родине, родному краю. Совместная исследовательская деятельность школьника и педагога – это уникальная возможность воспитания гражданина и патриота. Целью ученическо-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.

     Верный путь к исследовательской деятельности лежит через изучение родного края, его жителей, его истории и культуры.  Среди учащихся встречаются такие, которых не удовлетворяет работа с учебником, словарями, научной литературой, то есть готовым материалом, им нравится делать открытия для себя, добывать информацию самостоятельно.  Ученические исследования по краеведению всегда имеют свою специфику, так как многое является малоизученным или неизученным вообще, что раскрывает большие возможности для успешной поисково-исследовательской деятельности учащихся.

    Исследовательская деятельность по краеведению – это возможность сохранить для потомков хотя бы то, что ещё возможно, это область знаний, которая сближает людей разных поколений. Академик Д.С. Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отметил, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную осёдлость и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Краеведческая работа в нашей школе подразумевает три уровня познавательной работы учащихся:

  1. Получение учащимися готовых знаний о крае со слов педагога, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
  2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе исследования делают открытия для себя, т. е. фактически открывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни.
  3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющий научный интерес.

Таким образом, краеведческая исследовательская деятельность позволяет решать целый ряд образовательных и воспитательных задач:

  1. Воспитание личности, действующей в любой ситуации независимо и самостоятельно.
  2. Формирование системы работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы.
  3. Развитие познавательного интереса к предмету.
  4. Развитие интереса к истории государства, края, посёлка, семьи, изучение родного края путём раскрытия его уникальности, места и роли в развитии истории и культуры страны.
  5. Воспитание любви к родному краю, его людям, обычаям и традициям.
  6.  Пробуждение гордости за свою малую Родину, желание беречь её, трудиться на её благо.
  7. Мотивировать учащихся на участие в общественно-полезной деятельности.
  8. Развитие у учащихся умений и навыков: общения, умения правильно поставить цель предстоящей работы, определять задачи, обосновывать выбор темы, делать обобщения и выводы.

Решение вышеперечисленных задач позволяет реализовать цель воспитания и обучения - с помощью краеведческого краеведения воспитать уважительных, всесторонне-развитых граждан и патриотов своей Родины, формировать высокоидейную и грамотную личность учащегося.

Организация исследовательской деятельности учащихся имеет хорошие результаты.

Результаты работы по исследовательской деятельности.

  1. 2007г.  – Районная НПК 3 место по теме «История села Новоцарицыно».
  2. Областной форум «Способная и талантливая молодёжь – наше будущее». Конкурс «Клуб краеведов».  3 место. Работа «листая семейный альбом».
  3. 2008 г. Ученица 8 класса представила краеведческую исследовательскую работу на тему «Население села Новоцарицыно» на районной научно-практической конференции. Получила сертификат за активное участие.
  4. Районный этап областного конкурса литературных творческих работ в номинации «Моя семья» - две участницы награждены грамотами за активное участие.
  5. 2009 г. Выпускница приняла участие в районной НПК школьников в номинации «филология» по теме «Лицейская лирика А.С. Пушкина» - грамота за активное участие.
  6. Ученица 10 класса выступила с докладом на тему «История появления населения села Новоцарицыно» на конференции «Краеведение как фактор формирования культурно-нравственного облика современного школьника» в рамках Первого Сибирского фестиваля детского чтения «Сибирь – волшебный край». Тезисы работы опубликованы в сборнике фестиваля детского чтения.
Resource id #5604

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта организации ученических исследований по химии на внеклассных занятиях.

Образовательный процесс не ограничивается только рамками урока, значительную роль играет дополнительное образование учащихся....

Роль руководителя ученических исследований в условиях современной системы образования

Никогда нельзя знать наверняка, что предназначено тому или иному человеку, и в многообразии выборов каждый из нас может запутаться и «встать на месте». Особенно, этому подвержены дети, так как их пред...

Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»

Статья  рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов  облегчит  и активизир...

Технологическая карта «ПЛАН-ПРОГРАММА ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Тема: «Сравнение давления на опору в трех состояниях пребывания человека в общественных местах» Физика 7 класс                      ...

Основы ученического исследования

Представленные рекомендации составлены  в помощь учащимся, которые интересуются наукой и научными исследованиями, но не знают с чего начать свое исследование, как его правильно провести, спланиро...

Краеведение как один из важнейших факторов патриотического и гражданского воспитания

           Сейчас многих волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у обучающихся гражданских позиций. Воспитание любви к Родине и формиро...