АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА.
план-конспект урока по теме

Скрипник Юлия Вячеславовна

Анализ и самоанализ урока пригодится как педагогу-стажисту, так и молодому специалисту. Данный материал поможет мои коллегам грамотно оценить свою работу на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Анализ и самоанализ.

        Триединая дидактическая цель(ТДЦ) – запрограммированный результат урока, который объединяет все этапы урока в единое образование. Дидактическая цель несет в себе три функции обучения: образовательную, воспитывающую, развивающую.

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, сформировать ключевые компетенции по предмету.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Формы обучения – это система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную, целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Структура урока.

Структура

  • Устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся

Основные элементы урока

  • Сообщение темы и цели урока, актуализация
  • Изучение нового материала
  • Формирование умений и навыков
  • Закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН
  • Применение полученных ЗУН
  • Анализ результатов обучения на уроке
  • Проверка и оценка ЗУН
  • Домашнее задание
  • Подведение итогов урока
  • Самоанализ, рефлексия

Формы организации урока

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Коллективная
  • Парная
  • Разновозрастная

Приемы

  • Разъяснение
  • Рассуждение
  • Общая характеристика

Методы обучения

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады, дискуссия)
  • Наглядные (наблюдение, демонстрация, экскурсия)
  • Практические (упражнения устные и письменные, лабораторные и практические работы, дидактические игры)

Общедидактические методы (по степени самостоятельности уч-ся)

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Проблемный
  • Исследовательский

По дидактическим задачам выделяют методы

  • Приобретение знаний
  • Формирование умений и навыков
  • Применение знаний
  • Творческой деятельности
  • контроля

Типология урока.

Предметные цели

Тип учебного занятия

нетрадиционные организации учебного процесса

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы.

«О» тип

(вводное занятие)

Урок открытых мыслей, урок- эврика, урок-размышление.

Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

1 тип (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, «эврика», лабороторно-практическая работа, дидактическая сказка

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

2 тип (закрепление знаний и способов деятельности)

Семинар, экскурсия, лабораторно-практическая работа, урок-путешествие

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности

3 тип (комплексное применение знаний и способов деятельности)

Семинар, практикум, урок творчества, литературная гостиная, «Что?Где?Когда?», урок-путешествие и т.д

Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности

4 тип (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, экускурсии и др.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности уч-ся

5 тип (проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся)

Контрольная работа, зачет, экзамен, урок-турнир, урок-викторина, урок-КВН, аукцион знаний идр.

Организовать деятельность уч-ся по коррекции своих знаний и способов деятельности

6 тип (коррекция знаний и способов деятельности уч-ся)

Подготовка учителя к уроку.

  1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую цель урока;
  2. Конкретизировать цель урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими;
  3. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
  4. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  5. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  6. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях уч-ся.
  7. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
  8. Задания и инструктаж уч-ся давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требование.
  9. Определить межпредметные связи и методы их использования на уроке.
  10. Подобрать дидактические средства урока и возможное использование ТСО.

Самоанализ урока

Класс:

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока  ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Материалы для анализа урока руководителем

http://www.direktor.ru/products/praktika/articles/2004-1/menshikov.doc 

Представлены В.Я. Меньшиковым, директором межшкольного учебного комбината города Ливны Орловской области

Общие рекомендации для проведения анализа урока

1. Нельзя давать всем учителям одинаковые рекомендации. Помните - что годится для одного, то нецелесообразно для другого.

2. Любые рекомендации по улучшению работы учителя должны опираться на достижения педагога, на его сильные стороны.

3. Нужно поощрять творческое проведение урока, побуждать учителя к самостоятельной разработке его структуры и методики.

4. Следует оценить, насколько рационально были использованы избранные учителем приемы и методы обучения, например, насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы.

5. Замечания и рекомендации учителю должны быть четко сформулированы и записаны в справку по итогам анализа урока.

Структурно-временной анализ урока

Для совершенствования у педагогов навыков рационального использования времени урока следует обратить внимание на следующие моменты.

l. Рациональное распределение всего времени (45 мин.) между элементами урока, т.е.:

  • разумно ли в данных условиях выделять именно столько времени на опрос, на подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление, на инструктаж по выполнению домашнего задания;
  • целесообразность избранной продолжительности каждого из структурных элементов урока - какие элементы урока надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно.

2. Распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока. Например, при анализе изучения нового материала необходимо определить:

  • сколько времени в целом было уделено на освоение нового материала;
  • в какое время (в начале, в середине, в конце урока) это происходило;
  • как при этом проводилась подготовка к восприятию нового материала, его подача, закрепление, применение;
  • насколько рационально использовано время, отведенное на изучение нового материала, на опрос, как при этом была организована самостоятельная работа класса;
  • сколько времени при объяснении нового материала говорил учитель, насколько целесообразно было потрачено это время.

Аналогично анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка домашнего задания.

Самоанализ и самооценка урока учителем

При самоанализе урока учитель дает:

  • краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
  • информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
  • характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
  • оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
  • самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Комплексный анализ урока

Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.

1. Анализ выполняемых учителем задач:

  • как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
  • насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
  • в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
  • что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
  • насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
  • как осуществлялась связь теории с практикой;
  • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
  • применялись ли на уроке технические средства;
  • что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

  • как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
  • что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
  • каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:

  • педагогическая этика;
  • внешний вид;
  • умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
  • определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
  • оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
  • умение быстро корректировать ход урока.

4. Анализ деятельности учащихся на уроке:

  • учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
  • работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
  • развитие речи учащихся;
  • умение школьников применить теорию на практике.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

  • индивидуальный устный опрос;
  • опрос по карточкам;
  • письменный опрос;
  • опрос у доски;
  • решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

  • словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
  • наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
  • практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

  • метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
  • метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и самоанализ урока

Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....

Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию

Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...