АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА.
план-конспект урока по теме

Скрипник Юлия Вячеславовна

Анализ и самоанализ урока пригодится как педагогу-стажисту, так и молодому специалисту. Данный материал поможет мои коллегам грамотно оценить свою работу на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_uroka_3.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Анализ и самоанализ.

        Триединая дидактическая цель(ТДЦ) – запрограммированный результат урока, который объединяет все этапы урока в единое образование. Дидактическая цель несет в себе три функции обучения: образовательную, воспитывающую, развивающую.

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, сформировать ключевые компетенции по предмету.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся.

Формы обучения – это система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную, целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Структура урока.

Структура

  • Устойчивая взаимосвязь его элементов, в которой определяются примерный порядок и способы действий учителя и учащихся

Основные элементы урока

  • Сообщение темы и цели урока, актуализация
  • Изучение нового материала
  • Формирование умений и навыков
  • Закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН
  • Применение полученных ЗУН
  • Анализ результатов обучения на уроке
  • Проверка и оценка ЗУН
  • Домашнее задание
  • Подведение итогов урока
  • Самоанализ, рефлексия

Формы организации урока

  • Индивидуальная
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Коллективная
  • Парная
  • Разновозрастная

Приемы

  • Разъяснение
  • Рассуждение
  • Общая характеристика

Методы обучения

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение, учебная лекция, доклады, дискуссия)
  • Наглядные (наблюдение, демонстрация, экскурсия)
  • Практические (упражнения устные и письменные, лабораторные и практические работы, дидактические игры)

Общедидактические методы (по степени самостоятельности уч-ся)

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Проблемный
  • Исследовательский

По дидактическим задачам выделяют методы

  • Приобретение знаний
  • Формирование умений и навыков
  • Применение знаний
  • Творческой деятельности
  • контроля

Типология урока.

Предметные цели

Тип учебного занятия

нетрадиционные организации учебного процесса

Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы.

«О» тип

(вводное занятие)

Урок открытых мыслей, урок- эврика, урок-размышление.

Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности

1 тип (изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, «эврика», лабороторно-практическая работа, дидактическая сказка

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся

2 тип (закрепление знаний и способов деятельности)

Семинар, экскурсия, лабораторно-практическая работа, урок-путешествие

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения школьниками комплекса знаний и способов деятельности

3 тип (комплексное применение знаний и способов деятельности)

Семинар, практикум, урок творчества, литературная гостиная, «Что?Где?Когда?», урок-путешествие и т.д

Организовать деятельность уч-ся по обобщению знаний и способов деятельности

4 тип (обобщение и систематизация знаний и способов деятельности)

Лекция, семинар, экускурсии и др.

Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности уч-ся

5 тип (проверка и оценка знаний и способов деятельности уч-ся)

Контрольная работа, зачет, экзамен, урок-турнир, урок-викторина, урок-КВН, аукцион знаний идр.

Организовать деятельность уч-ся по коррекции своих знаний и способов деятельности

6 тип (коррекция знаний и способов деятельности уч-ся)

Подготовка учителя к уроку.

  1. Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую цель урока;
  2. Конкретизировать цель урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими;
  3. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;
  4. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи, сообщить школьникам.
  5. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, формирования новых ЗУН.
  6. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях уч-ся.
  7. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.
  8. Задания и инструктаж уч-ся давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требование.
  9. Определить межпредметные связи и методы их использования на уроке.
  10. Подобрать дидактические средства урока и возможное использование ТСО.

Самоанализ урока

Класс:

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

   Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока  ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли  "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?

6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока?  В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.Как вы оцениваете результаты урока?  Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и самоанализ урока

Здесь дается схема анализа и самоанализа урока, которая позволяет вам подготовится к любой проверке....

Пособие для учителя по анализу и самоанализу урока

Анализ урока необходим для повышения качества обучения.Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. А...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Анализ и самоанализ урока - путь к его совершенствованию

Данная работа является зачетной работой на курсах ПК и представляет собой систематизацию имеющихся видов анализов урока с приложением в виде схем....

Формы анализа и самоанализа урока: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек, М.П. Михеева)

В данных рекомендациях раскрываются схемы-требования к анализу уроков в зависимости от вида обучения, типа урока, его структурных компонентов.Рекомендации предназначены для студентов, обучающихс...

Анализ и самоанализ урока

В работе приводятся схемы анализа и самоанализа урока....

Современный урок. Типология уроков. Анализ и самоанализ урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим...